НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
Народное творчество представляет собой совокупность произведений народной культуры, то есть результатов художественной деятельности народа.
В творчестве каждого народа столетиями создавались и передавались из поколения в поколение самобытные народные предания, мелодии, сказки, легенды, танцы, декоративные изделия, и так далее.
И эти произведения народной культуры, которые сохранились до наших дней, отражают ценности данного народа.
Народное творчество отражает идеалы, мировоззрение, традиции, нормы поведения, мораль, верования, представления об окружающем мире того или иного народа.
В каждом регионе народное творчество имеет свой почерк, оригинальные формы и краски. За счет проявления в народной культуре национальных или этнических мотивов, мы можем лучше понимать себя и свой народ.
ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Народное творчество формировалось веками, на протяжении многих лет, постепенно совершенствуя на практике различные формы художественного выражения культуры народа.
Народное творчество – это результат коллективной художественной деятельности, поэтому у произведений народной культуры нет конкретного автора.
Народное творчество многообразно по стилистике, мотивам, сюжетам.
Одним из жанров народного творчества является Декоративно-прикладное искусство (народные промыслы)
К декоративно-прикладному искусству народа относится все разновидности художественных промыслов народа:
искусство ткачества,
вышивка кружевоплетение
изделия из бересты
керамика
резьба по камню и дереву
искусство плетения из прута и многое другие.
Декоративно-прикладное искусство передает характерные черты народной культуры в котором проявилось все разнообразие народного воображения и мастерства.
ФУНКЦИИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Коммеморативная функция.
С помощью творчества народ сохраняет память о себе, и передает другим поколениям. Народное творчество в предметах, формах, текстах и красках рассказывает нам о наших предках, а мы сохраняем память о них с помощью произведений искусства.
Декоративно-эстетическая функция. Многие произведения народного искусства особенно выразительны и несут в себе частичку художественного осмысления мира народом.
Бытовая функция. Несмотря на то, что произведения народной культуры носят по большей мере декоративный характер, все же утилитарно-бытовую роль в хозяйстве они также могут выполнять.
Религиозно-магическая функция. Религиозную силу несут в себе различные произведения творчества народа
Культурно-индустриальная функция. В качестве сувениров люди приобретают предметы вологодского кружева, изделия из новгородской бересты, чашечки с гжелью, тульские пряники, коломенскую пастилу и многое другое.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Жостовская роспись
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
Хохлома
Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран. Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно.
Городецкая роспись
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Уральский малахит
На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских.
Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие).
В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ).
Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров.
Гусевский хрусталь
Славная история Гусевского хрустального завода насчитывает несколько веков. Когда-то, в старину, талантливые умельцы создавали сервизы для императорского двора. Их секреты были бережно пронесены сквозь столетия, сохранены и приумножены потомками. Изделия, изготовленные на заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
Матрешка
Матрешка – неофициальный символ России. Кажется, что она существовала всегда. А это далеко не так. Ей чуть больше ста лет.
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.
Финифть
Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области. Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок.
Тульский самовар
Тульский самовар — один из символов России.
В Туле самовар стал производится в 1746 году на заводе Демидовых, крупных заводчиков и предпринимателей того времени.
В 20-х годах 19 века в Туле уже было 28 фабрик. Ежегодно они поставляли на рынок 120 тыс. единиц товара.
В 60-70 х годах XX века появились варианты электрических и комбинированных тульских самоваров. Сегодня на самом знаменитом тульском заводе "Штамп" продолжают выпускать уникальные самовары.
Палехская миниатюра
Палехская миниатюра — вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары и т.п.). Возникла в 1918 г. в поселке Палех, Ивановской области на основе иконописного промысла. Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие позолоты.
Гжель
Гжельский район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Павлово-посадские шали
История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением. Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Вологодское кружево
История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево.
Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницами.
Всё это послужило плодотворной почвой для появления уникального способа плетения, техника которого впоследствии легла в основу вологодского кружева.
В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения
Шемогодская резная береста
Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок.
В деревне Курово-Наволок, окружённой березовыми лесами, и начал работать первый резчик. Отсюда по имени речки Шемоксы, притоку Северной Двины, и установилось название шемогодской резьбы, а во второй пол. XIX в. этим ремеслом уже занимались крестьяне в 14 деревнях.
Шемогодская резная береста
Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.
В 1972 г. Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей.
Так начался новый этап в истории промысла – подлинное его возрождение.
В 1981 г. в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики «Великоустюгские узоры».
Тульский пряник
Пряник появился, конечно, не в Туле. Но все-таки именно там, в конце 17 русские мастера-умельцы научились это делать настолько филигранно и оригинально, что возвели изготовление печатного тульского пряника в особый вид кондитерского мастерства, привив огромную любовь и интерес к этому удивительному русскому «пряничному шедевру».
Тульский пряник — русский деликатес.
Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное.
Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.
Оренбургский пуховый платок
Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали.
Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз.
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными.
Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.
Резьба по кости
Резьба по кости – это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов.
Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы.
Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.
Холмогорская резьба
Холмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей.
Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов.
Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.
Изделия из кожи и меха
Изготовлением художественных изделий из меха издавна занимались народы Севера и Дальнего Востока: эвенки (тунгусы), коми, ненцы, чукчи и некоторые другие.
Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки из шкур кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи в Якутской и Коми автономных республиках, в Красноярском крае.
Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, моржа, песца, росомахи, лисицы, белки, бобра.
Чукотские изделия из кожи и меха
В качестве вспомогательных материалов и материалов для украшения меховых изделий применяют фарфоровый и стеклянный бисер, стеклярус, кожу, вышивальные нитки и др.
Для украшения используют аппликационные вставки из цветного стекла, разноцветные ремешки, бляшки, металлические подвески из меди, латуни, железа. Декорируют изделия также вышивкой шелком, белым подшейным волосом оленя или лося.
Корякская меховая мозаика
Художественная обработка меха на Камчатке связана с домашними ремеслами, издавна бытовавшими в суровых климатических условиях Севера. Материалом для выработки изделий служат в основном шкуры оленя.
Техника изготовления - мозаика. В меховой мозаике применяют разнообразные узоры: ромбы или квадраты из полос темного и светлого меха, сшитые между собой в шахматном порядке, кружочки (одинарные и двойные), зигзагообразные белые полосы, вшитые в темный фон меха.
Камнерезное искусство Тувы
Когда-то тувинские умельцы хранили в секрете знания об обработке красивого и пластичного камня агальматолита, называя его «чонар-даш», что означает «камень, который можно резать».
Сегодня в Туве есть целая школа мастеров, художественный камнерезный промысел которых является одним из достояний народного искусства России.
Природа наделила агальматолит удивительными свойствами.
Он не крошится и подаётся обработке простым ножом. Не изменяя многолетней традиции, тувинские мастера черпают идеи из того, что их окружает.
Это изображения домашних или диких животных, или навеянные эпосами мифические персонажи. Покрывая фигурки резным орнаментом, камнерезы с ювелирной точностью передают характер животного или человека.
Изделия Великого Устюга
Великий Устюг расположен в 457 километрах от Вологды, у слияния Юга с Сухоной, дающих начало Малой Северной Двине.
В XVII веке в Великом Устюге сложился известный русский народный художественный промысел — великоустюжское чернение по серебру.
Уникальные ювелирные изделия из серебра с чернью завода “Северная Чернь” снискали мировую славу мастерам серебряного дела из старинного русского города Великий Устюг.
Чернение по серебру – это своеобразная гравюра на металле
Искусство Кубачи
Среди высоких гор Дагестана, некоторые вершины которых скрыты снежными покровами и белыми облаками, на крутом каменистом склоне раскинулся аул златокузнецов, как величали его издревле.
Кубачи - название турецкое. Оно означает «кольчужники».
В V-VII веках ремесло древних кубачинцев, как и их искусство, достигает большого расцвета.
Мировую славу принесло кубачинским мастерам производство оружия, изысканно отделанного серебром, резной слоновой костью, золотой насечкой.
Уже много веков дагестанский аул Кубачи известен миру как уникальный центр культуры.
Прекрасные образцы работ мастеров экспонируются в музеях многих стран мира
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.