Профилактика и создание безопасной образовательной среды.
Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности. Безопасность является безусловной ценностью человеческого существования, и значимость этой ценности неуклонно повышается, поскольку только при ее обеспечении могут реализовываться все другие ценности, человек может быть активен в постановке и достижении целей. Безопасность — это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом.
Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты:
· безопасности для физического здоровья детей (санитарно-гигиенических условий, экологических факторов, медицинского сопровождения, двигательной активности),
· безопасности для психического и социального здоровья.
Психологическая безопасность образовательной среды является главным компонентом в формирование подрастающего поколения.Безопасная образовательная среда создана в целях сохранения и укрепления здоровья , создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы.
Сегодня, в системе образования Российской Федерации, важность изучения, проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.
Вместе с тем, и практический опыт реализации стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.
Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.
Для того чтобы дети комфортно чувствовали себя в школе, для создания атмосферы доверия образовательная организация ставит перед собой следующие цели :
· создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом,;
· выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса ;
· отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, родителей и обучающихся на образовательную среду;
Условия организации безопасной образовательной среды .
-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в школе;
-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей;
-формирование у обучающихся навыков овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации
Направления работы педагогов по обеспечению психологической безопасности
Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.
Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа педагогов и родителей совместно с обучающимися:
· по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;
· по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
· по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).
Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся с целью:
• выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;
определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;
Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Работа с обучающимися:
1. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся , с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды школы.
2. Социально-психологическое сопровождение первоклассников и пятиклассников в адаптационный период .
3. Определение психологического климата в классах и эмоционального фона на занятиях и уроках (социометрия, метод включенного наблюдения)
4. Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыков работы в команде
5. Проведение занятий на темы: «Познай себя», «Толерантность в современном мире», «Я взрослый?» с элементами ролевых игр.
Работа с педагогическим коллективом включает в себя:
1. Проведение семинаров на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», , «Возрастные особенности обучающихся», «Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)», «Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».
2. Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания («Удиви всех – общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние – залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);
Работа с родителями:
1. Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;
2. Проведение родительских собраний на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет добиваться того, что дети чувствуют себя психологически защищенными.
4. Проведение общий консультация с родителем ,ребенком и педагогическим составом.
Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего поколения, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников.Профессия педагога требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени, предполагает в условиях высокой степени неопределенности, быстрой смены ситуаций взаимодействия, проявление толерантности, и в этих условиях педагог должен уметь предупреждать возможные риски и угрозы для комфортной образовательной среды ввиду острой важности данного аспекта образовательной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.