Профилактика наркомании в образовательной среде
Оценка 4.8

Профилактика наркомании в образовательной среде

Оценка 4.8
docx
25.04.2020
Профилактика наркомании в образовательной среде
Профилактика наркомании в образовательной среде.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №121» городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Профилактика наркомании в образовательной среде»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

                                           АВТОР: Фарукшина Наталья Александровна, социальный педагог

                                                 

 

 

 

 

 

г.Уфа

 

Содержание:

1) Введение.

2) Актуальность проблемы в России.

3) Кто подвержен наркотической зависимости?

4) Причины наркотической зависимости.

5) Наиболее распространенные виды наркотиков.

6) К чему приводит употребление наркотиков?

7) Анкетирование.

8) Выводы.

9) Способы профилактики наркомании в образовательной среде.

10) Глоссарий.

11) Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С каждым годом все больше людей становятся зависимыми от наркотиков, а многие из них даже  умирают. Для России это проблема актуальна. Так, из всего числа героиновых наркоманов 20% приходится на нашу страну, и это не самые страшные цифры.

Долгое время мы боролись с пьянством, а теперь добавилась новая проблема - наркотическая зависимость. Также все больше детей пополняют численность наркоманов. Для борьбы государство использует разные средства, например, лечебные упреждения, но скорость и способы  распространения наркотиков также изменяются. В этой работе мы обсудим все аспекты данной проблемы и причины такой популярности этого продукта, а также способы профилактики.

Цель - создание условий для формирования у школьников негативного отношения к употреблению наркотических средств.

Гипотеза - профилактика наркомании в образовательной среде будет эффективной, если предоставить детям объективную информацию о вреде наркотиков и объединить усилия родителей и учителей.

Объект исследования – профилактика наркомании в образовательной среде.

Предмет исследования – условия и способы проведения профилактической работы в  образовательном учреждении.

Задачи исследования:

- выявить уровень информированности о вреде наркотиков школьников и их родителей.

- выявить способы получения информации о вреде наркотиков школьников и их родителей.

Методы исследования:

1) Теоретический - анализ литературы с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании.

2) Анкетирование – опрос для изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определённой группой подростков.

3) Метод статистической обработки результатов.

 

Актуальность проблемы в России.

Статистика федеральных служб сегодня показывает , что:

  • периодически употребляют и знакомы с наркотиками больше 18 миллионов людей по всей России;
  • около 8 миллионов человек являются зависимыми от запрещенных препаратов;
  • 9 из 10 наркоманов используют инъекционные виды наркотиков;
  • россияне потребляют 20% героина в мировом обороте.

В целом, количество наркоманов в России приумножилось в 10 раз за последнее десятилетие. Количество смертей от наркомании выросло в 12 раз за этот же период, смертность детей до 15 лет возросла в 40 раз.

 

http://900igr.net/up/datas/183793/026.jpg

 

https://stopz.ru/wp-content/uploads/2019/07/statistika-po-narkozavisimym-v-rossii-statistikanarkozavisimih-na-uchyete-po-godam.png

 

 

 

Кто подвержен наркотической зависимости?

Наркотики употребляют и дети, и взрослые, и пожилые люди. 60% - это молодежь от 16 до 30 лет. 20% - школьники. 20% -пожилые люди. В среднем страдают зависимостью люди моложе 18, но не раз встречались случаи, когда дети начинали употреблять до 10 лет. Из этого следует вывод, что дети более подвержены привыканию и ими легко управлять. Отсюда вытекает вопрос, почему дети и взрослые принимают такое решение?

Причины наркотической зависимости.

Спусковым крючком для формирования зависимости могут стать внешние факторы: окружение, культурные особенности и семейные традиции, благосостояние.

1) В попытках убежать от проблем человек может ввязаться в то, о чем даже не думал.

2) Влияние окружения:  кто-то может насильственным способом заставить другого принять запрещенные средства, чтобы потом зарабатывать на этом человеке.

3) Если человеку одиноко ему неважно, в какую компанию вливаться, и это может привести к плачевным последствиям.

4) Влияние семьи и недостаточное внимание родителей к своим детям также приведет к подобным результатам.

Наиболее распространенные виды наркотиков:

1) Кокаин

2) Амфетамин

3) Галлюциногены

-ЛСД

-Псилоцин

4) Экстази

5) Метамфетамин

6) Марихуана

7) Героин

8) Фенклицидин

 

К чему приводит употребление наркотиков?

Рассмотрим данный вопрос с разных сторон.

Самым банальным исходом является передозировка опасными веществами, когда концентрация токсинов тормозит деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме этого, существует целый ряд причин смертности наркоманов:

  • Неадекватное поведение, провоцирующее опасные ситуации, когда под угрозой еще и жизнь окружающих людей.
  • Хронические болезни, развитые на фоне приема опасных веществ. Трофические язвы, гангрены, ВИЧ-инфекция, сифилис и много других болезней, которые сложно приобрести в трезвом состоянии.
  • Самоубийство – не редкость для наркоманов. В наркотическом бреду человек может натворить много бед. Так, люди выходят в окна, возомнив себя птицами, ныряют в ледяную прорубь в поисках сокровищ, засыпают на рельсах, в снегу, на солнце и т.д. В период ломки осознание безысходности собственного положения подталкивает к намеренному самоубийству. Бывает также, что наркоман манипулирует родственниками, угрожая покончить жизнь самоубийством, таким образом добиваясь финансовой помощи.
  • Заболевания передающиеся половым путем и заражение крови от нестерильных шприцов.
  • Попытка обогатиться незаконным способом. Даже в криминальном мире от наркоманов избавляются насильственно, как от балласта и потенциальных предателей.

Наркотики влияют на настроение, поэтому их используют для получения удовольствия. При прекращении приема наркотиков развивается абстинентный синдром.

Употребление наркотиков, принявшее к настоящему времени масштабы эпидемии, вызывает множество неврологических нарушений, некоторые из которых весьма трудны для диагностики, а другие стимулируют клинику заболеваний иного происхождения. С распространением новых синтетических препаратов разнообразие неврологических осложнений, вероятно, будет возрастать.

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование.

Анкета представляет собой перечень из 12 вопросов, часть из которых имеет варианты ответов, часть предполагает внести свой вариант. Анкета создана нами на основе нескольких анкет, взятых из сети Интернет, специально разработанных для школьников старших классов.

Протестировано 13 школьников 15-17 лет, а также 13 взрослых (родители, дедушки, бабушки).

 

Анкета

Перед тобой 12 вопросов. На некоторые из них приведены ответы, и ты должен только выбрать один из предложенных ответов (обвести соответствующую букву). В тех же вопросах, где ответ не дан, надо отвечать самостоятельно.

 

1. Класс, в котором ты учишься ____________

2. Пол  муж/жен (подчеркнуть).             Возраст _________ лет

 

3. Откуда ты получаешь информацию о наркотиках?

Подчеркни выбранный ответ (или несколько): телевидение, газеты, родители, учителя, друзья, интернет

Свой ответ: ________________________________________________________________________

 

4. Как ты думаешь, через какое время может возникнуть наркотическая зависимость?

А) достаточно попробовать 1-2 раза

Б) употреблять регулярно 2-3 месяца

В) если употреблять редко, то вообще не возникнет

 

5. Сколько в среднем может прожить человек, регулярно употребляющий наркотики?

Ответ: ______________________________________________________________________________

 

6. Правильно делить наркотики на легкие и тяжелые?

А) да, существуют наркотические вещества, не приносящие вред

Б) можно сказать, что есть наркотики более и менее опасные

В) нет, все наркотики опасны в равной степени

 

7. Я думаю, употребление наркотиков – это признак:

А) самостоятельности

Б) недостатка информации о вреде наркотиков

В) слабости

 

8. Что ты предпримешь, если близкий тебе человек начнет употреблять наркотики?

А) не буду с ним общаться

Б) продолжу общение

В) расскажу полиции

Г) расскажу взрослому, которому доверяю

Д) помогу бросить

свой ответ__________________________________________________________________________

 

9. Я встречал (а) людей, которые употребляют наркотики, это:

А) мои приятели, друзья, родственники

Б) незнакомые мне люди во дворе, на дискотеке

В) вообще не встречал (а)

 

10. Был ли у тебя собственный опыт встречи с наркотиками?

А) мне предлагали, но я отказался (отказалась)

Б) не было

В) я пробовал (а)

 

11. Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков? (не более 2 ответов)

А - правдивой и достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления

Б - запретами со стороны родителей и взрослых

В - ужесточением  законов  в  стране

Г – свой ответ ______________________________________

 

12. Готов ты пройти процедуру ДОБРОВОЛЬНОГО тестирования на употребление наркотиков?

А) да

Б) нет

В) я не думал (ла) об этом     

 

 

 

 

Источник информации о наркотиках (в %)

Таблица 1

 

Школьники

Взрослые

телевидение

20,8

29,0

газеты

10,3

13,1

интернет

27,6

27,3

родители

3,4

7,9

учителя

20,7

7,9

друзья

13,8

15,8

нет источника

3,4

0

 

У школьников основным источником информации о наркотиках является интернет (27,6%), телевидение (20,8%)  и учителя (20,7%). У взрослых – телевидение (29%), интернет (27,3) и друзья (15,8%).

100% взрослых знают, что наркотическая зависимость может возникнуть сразу (достаточно попробовать 1-2 раза), среди школьников таких 76,9%. 15,4% детей считают, что зависимость возникает при регулярном употреблении в течение 2-3 мес.; 7,7% верят, что если употреблять наркотики редко, то зависимость вообще не возникнет.

Большинство опрошенных считают, что употребление наркотиков – это признак слабости (64,3% школьников и 76,9% взрослых). Вторая по частоте причина – недостаток информации о вреде наркотиков (28,6% детей и 15,4% родителей). 7% анкетируемых считают употребление наркотиков признаком самостоятельности.

84,6% взрослых и лишь 53,8% подростков считают, что все наркотики опасны в равной степени. 7,7% школьников верят, что существуют наркотические вещества, не приносящие вред. О существовании более и менее опасных наркотиков полагают 38,5% школьников и 15,4% родителей.

Сколько в среднем может прожить человек, регулярно употребляющий наркотики?

15,4% взрослых и столько же школьников ответили на этот вопрос «не знаю». Голоса остальных распределились следующим образом (см. график №1).

 

30,7% подростков думают, что человек употребляющий наркотики сможет прожить 20-40 лет, 23,1% - 10-15 лет. Взрослые более взвешено подходят к прогнозам – 46,1% дают наркоману 2-3 года жизни.

50% опрошенных помогут просить наркотики близкому человеку, 14,3% перестанут с ним общаться. 35,7% взрослых и 28,6% детей поделятся со взрослым, которому доверяют. 7,1% детей заявили, что расскажут полиции.

52,6% взрослых и 47,6% детей полагают, что правдивая и достоверная информация о наркотиках и последствий их применения помогут предотвратить их употребление. 42,1% взрослых и 28,6% подростков – за ужесточение законов в стране. 9,5% детей считают, что помогут запреты со стороны родителей и взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

1.     Анкетирование показало недостаточную информированность школьников об опасности употребления наркотически веществ, идеализацию наркотиков («существуют наркотические вещества не приносящие вред»; зависимость может не возникнуть; в среднем человек может прожить более 20 лет постоянно употребляя наркотики).

2.     Основным источником информации для всех опрошенных являются телевидение и интернет, а для детей на третьем месте - учителя.

3.     Почти половина опрошенных школьников и более половины взрослых считают, что правдивая и достоверная информация о наркотиках и последствий их применения помогут предотвратить их употребление.

4.     Большая часть опрошенных считают, что употребление наркотиков – признак слабости.

5.     Половина анкетируемых готовы помочь близкому человеку избавиться от зависимости.

6.     Пробовавших наркотики среди опрошенных не оказалось, однако 15,4% подросткам уже  предлагали их употребить (среди взрослых 7,7%). У 7,7% школьников наркотики употребляют приятели, 15,4% встречали наркоманов в общественных местах.

7.     Большая часть взрослых и детей готовы пройти процедуру добровольного тестирования на употребление наркотиков.

 

 

Способы профилактики наркомании в образовательной среде.

В сегодняшнем мире все свое время люди тратят на добывание средств к существованию. Родители не могут уследить за всем. Эту задачу берут на себя учителя, ведь большую часть своего активного времени ребенок проводит в школе.

Ранее педагогическая профилактика представляла собой воспитание в ребенке определенных образцов и нормативов поведения. Сегодня этого мало. Нынешнее антинаркотическое обучение призвано создать установки, которые дети должны сформировать самостоятельно.

Однако работа по профилактике наркомании должна исключить обратный эффект повышенного интереса. Другими словами, та информация, которая сообщается учащимся, должна быть подобрана таким образом, чтобы не спровоцировать поисковую активность ребенка и не возбудить в нем желание проверить достоверность сведений на собственном опыте.

 Приводимые данные о воздействии тех или иных наркотиков на организм человека не должны указывать на вероятность смертельного исхода. В противном случае это может спровоцировать ребенка на реальные действия суицида [5].

Нельзя недооценивать роль педагогов в формировании негативного отношения к наркотикам у детей. Нужно проводить беседы с классом, организовывать классные часы, при необходимости индивидуально помогать ребенку в сложной жизненной ситуации. Но лучше всего пригласить профессионала в данной области, который знает как и что нужно сказать, как подавать информацию школьникам.

 

Чтобы ребенок не поддался на провокации и в итоге не стал зависим от наркотиков, необходимо чтобы он стал сильной личностью, имел свое мнение, мог логически рассуждать в сложных ситуациях. Школа - место, где как раз формируется личность, поэтому она имеет огромное влияние на психическое состояние ребенка.

 

 

Глоссарий.

1. Образовательная среда рассмотрена как подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть как целостность специально организованных педагогических условий развития личности. Социокультурная образовательная среда представлена как структура, включающая взаимосвязанные уровни: глобальный, региональный, локальный.

2. Профила́ктика  — в медицине, комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм, устранение факторов риска их развития.

3. Наркотики - это сильнодействующие вещества, преимущественно растительного происхождения, вызывающие возбужденное состояние и парализующие центральную нервную систему.

4. Наркомания - зависимость человека от различных веществ, вызывающих состояние эйфории: приподнятое настроение, состояние удовольствия, что не соответствует реальным обстоятельствам, и приводящих к разрушению психического и физического здоровья.

5. Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.     Болезни нервной системы: руководство для врачей/ под ред. Н.Н. Яхно.- Москва: «Медицина», 2005.- Т.2.- 510 с.

2.     Мёрта Дж. Справочник врача общей практики./ Москва: Практика.- 1998, 1230 с.

3.     Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Москва.- 2008, 939 с.

4.     Статистика наркомании в России и методы борьбы с ней./vashnarkolog.com

5.     Профилактика наркомании в образовательной среде. Международный день борьбы с наркоманией./ FB

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №121» городского округа город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №121» городского округа город

Содержание: 1) Введение. 2)

Содержание: 1) Введение. 2)

Введение С каждым годом все больше людей становятся зависимыми от наркотиков, а многие из них даже умирают

Введение С каждым годом все больше людей становятся зависимыми от наркотиков, а многие из них даже умирают

Методы исследования: 1) Теоретический - анализ литературы с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании

Методы исследования: 1) Теоретический - анализ литературы с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании

Профилактика наркомании в образовательной среде

Профилактика наркомании в образовательной среде

Кто подвержен наркотической зависимости?

Кто подвержен наркотической зависимости?

Галлюциногены -ЛСД -Псилоцин 4)

Галлюциногены -ЛСД -Псилоцин 4)

Заболевания передающиеся половым путем и заражение крови от нестерильных шприцов

Заболевания передающиеся половым путем и заражение крови от нестерильных шприцов

Анкетирование. Анкета представляет собой перечень из 12 вопросов, часть из которых имеет варианты ответов, часть предполагает внести свой вариант

Анкетирование. Анкета представляет собой перечень из 12 вопросов, часть из которых имеет варианты ответов, часть предполагает внести свой вариант

Б) употреблять регулярно 2-3 месяца

Б) употреблять регулярно 2-3 месяца

Я встречал (а) людей, которые употребляют наркотики, это:

Я встречал (а) людей, которые употребляют наркотики, это:

Источник информации о наркотиках (в %)

Источник информации о наркотиках (в %)

О существовании более и менее опасных наркотиков полагают 38,5% школьников и 15,4% родителей

О существовании более и менее опасных наркотиков полагают 38,5% школьников и 15,4% родителей

предотвратить их употребление. 42,1% взрослых и 28,6% подростков – за ужесточение законов в стране. 9,5% детей считают, что помогут запреты со стороны родителей и взрослых.

предотвратить их употребление. 42,1% взрослых и 28,6% подростков – за ужесточение законов в стране. 9,5% детей считают, что помогут запреты со стороны родителей и взрослых.

Выводы 1. Анкетирование показало недостаточную информированность школьников об опасности употребления наркотически веществ, идеализацию наркотиков («существуют наркотические вещества не приносящие вред»; зависимость может не возникнуть; в…

Выводы 1. Анкетирование показало недостаточную информированность школьников об опасности употребления наркотически веществ, идеализацию наркотиков («существуют наркотические вещества не приносящие вред»; зависимость может не возникнуть; в…

Ранее педагогическая профилактика представляла собой воспитание в ребенке определенных образцов и нормативов поведения

Ранее педагогическая профилактика представляла собой воспитание в ребенке определенных образцов и нормативов поведения

Глоссарий. 1 . Образовательная среда рассмотрена как подсистема социокультурной среды , совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть как целостность специально организованных педагогических условий…

Глоссарий. 1 . Образовательная среда рассмотрена как подсистема социокультурной среды , совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть как целостность специально организованных педагогических условий…

Список использованной литературы

Список использованной литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020