Профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними

  • docx
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними.docx

 

 

 

Программа

«Профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье»

Пояснительная записка.

 

Родительский дом и семья являются для несовершеннолетних детей гарантами стабильности и надежности. Однако в современных условиях снизился воспитательный потенциал семьи, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.

В современном мире предотвращение насилия - одна из самых актуальных задач. Несмотря на широкую распространенность семейного насилия, оно часто скрыто от «посторонних», его как бы не существует в нашей жизни. По болезненности, - как для непосредственно страдающих, так и их близких, по сложности выявления, силе и длительности негативных последствий, - насилие в семье является одной из самых серьезных проблем общества [Григович, 2005].

Насилие в семье - социальное явление. Оно охватывает различные слои общества и практически все возрастные группы населения. Дети - это самая незащищенная и уязвимая социальная группа, которая очень часто страдает от семейного насилия.

Существуют два подхода, объясняющие причины жестокости в семье: социальный и психологический.

Социальный подход рассматривает жестокость в семье как принятую социокультурную обусловленность решения конфликта путем насилия в социальной группе. Причинами выступают стереотипы семейных отношений, воспитание с детства, низкое социальное и материальное положение в семье, постоянные ссоры и проблемы, которые приводят к стрессам, а те — к жестокому обращению со своими домочадцами.

Психологический подход объясняется наличием психологических заболеваний у членов семьи, отрицательного личного опыта родителей, пережитого ими в детстве, характерами личности, поведения ребенка или родителей, а также употреблением алкоголя и наркотиков.

 Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление, оно наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, формирует в будущем социально дезадаптированных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. [Алексеева, 2006]

Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками. По статистике, в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия. Насилие с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные, так как этим родителям не хватает педагогических знаний.

Цель программы: профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье.

Задачи программы:

1.   Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье;

2.   Способствовать созданию условий для воспитания личности учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде;

3.   Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;

4.   Оказать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения в семье;

5.   Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов;

6.   Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей, учащихся по профилактике насилия и жестокого обращения;

7.   Оказание комплексной помощи семьям, в которых установлены факты жестокого обращения с детьми.

Целевая группа: семьи, имеющие несовершеннолетних детей.

Ресурсное обеспечение программы:

Временные ресурсы: сроки реализации программы – один учебный год.

Финансовые ресурсы: программа реализуется за счет средств общеобразовательного учреждения и спон­сорских вложений.

Социальные ресурсы: социальные партнеры - отдел полиции, отдел по опеке и попечительству.

Материально-технические ресурсы:

-     оборудование для проведения занятий;

-     компьютерные и информационно-коммуникативные средства;

-     технические средства (магнитная доска, мультимедийный проектор, видеокамера);

-     оснащение помещений (столы, шкафы, настенные доски для объявлений);

Ожидаемый результат:

1.       Увеличение числа детей, знающих свои права, обученных способам защиты своей жизни, чести, здоровья;

2.       Урегулирование внутрисемейных отношений с целью предотвращения повторных случаев жестокого обращения с детьми, вывод семьи из кризисной ситуации;

3.       Снижение количества семей, в которых имеются факты жестокого обращения с детьми.

Реализация программы.

 

Этапы реализации программы:

I этап – подготовительный:

1.       Анализ Банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

2.       Подготовка методических материалов и проведение обучающих занятий для несовершеннолетних и их семей.

II этап – практический:

Реализация мероприятий данной программы.

III этап – аналитический:

Анализ эффективности реализации программы, подведение итогов.

 

Мероприятия программы

Работа с несовершеннолетними:

 

-     Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения;

-     Проведение психологической диагностики;

-     Профилактические классные часы: «Давайте жить дружно!»;

-     Конкурс семейных фотографий «Общее увлечение – путь к семейному сплочению»;

-     Организация встречи с участковыми инспекторами службы по делам несовершеннолетних «Закон на страже детства»;

-     Деловая игра «Имею право!»;

-     Игра «Аукцион ценностей»;

-     Конкурс рисунков «Моя личная безопасность»

 

Работа с родителями:

 

-     Анкетирование;

-     Консультирование родителей по проблемам развития внутрисемейных отношений;

-     Беседа с родителями на тему: «Нет!» насилию в семье»;

-     Цикл родительских собраний (организуются социальным педагогом, специалистом по социальной работе, классным руководителем, инспектором ПДН и т.д.) по темам:

1.   Принципы ненасильственного воспитания;

2.   Жестокое обращение с детьми – причины и ответственность;

3.   Нравственные аспекты здоровой семьи.

-     Круглый стол с участием педагогов, родителей и представителей общественности «Воспитание без насилия».