Программа
«Профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье»
Пояснительная записка.
Родительский дом и семья являются для несовершеннолетних детей гарантами стабильности и надежности. Однако в современных условиях снизился воспитательный потенциал семьи, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.
В современном мире предотвращение насилия - одна из самых актуальных задач. Несмотря на широкую распространенность семейного насилия, оно часто скрыто от «посторонних», его как бы не существует в нашей жизни. По болезненности, - как для непосредственно страдающих, так и их близких, по сложности выявления, силе и длительности негативных последствий, - насилие в семье является одной из самых серьезных проблем общества [Григович, 2005].
Насилие в семье - социальное явление. Оно охватывает различные слои общества и практически все возрастные группы населения. Дети - это самая незащищенная и уязвимая социальная группа, которая очень часто страдает от семейного насилия.
Существуют два подхода, объясняющие причины жестокости в семье: социальный и психологический.
Социальный подход рассматривает жестокость в семье как принятую социокультурную обусловленность решения конфликта путем насилия в социальной группе. Причинами выступают стереотипы семейных отношений, воспитание с детства, низкое социальное и материальное положение в семье, постоянные ссоры и проблемы, которые приводят к стрессам, а те — к жестокому обращению со своими домочадцами.
Психологический подход объясняется наличием психологических заболеваний у членов семьи, отрицательного личного опыта родителей, пережитого ими в детстве, характерами личности, поведения ребенка или родителей, а также употреблением алкоголя и наркотиков.
Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление, оно наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, формирует в будущем социально дезадаптированных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. [Алексеева, 2006]
Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками. По статистике, в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия. Насилие с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные, так как этим родителям не хватает педагогических знаний.
Цель программы: профилактика насилия, агрессии и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье;
2. Способствовать созданию условий для воспитания личности учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде;
3. Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;
4. Оказать социальную, психологическую, педагогическую помощь и поддержку несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения в семье;
5. Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов;
6. Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей, учащихся по профилактике насилия и жестокого обращения;
7. Оказание комплексной помощи семьям, в которых установлены факты жестокого обращения с детьми.
Целевая группа: семьи, имеющие несовершеннолетних детей.
Ресурсное обеспечение программы:
Временные ресурсы: сроки реализации программы – один учебный год.
Финансовые ресурсы: программа реализуется за счет средств общеобразовательного учреждения и спонсорских вложений.
Социальные ресурсы: социальные партнеры - отдел полиции, отдел по опеке и попечительству.
Материально-технические ресурсы:
- оборудование для проведения занятий;
- компьютерные и информационно-коммуникативные средства;
- технические средства (магнитная доска, мультимедийный проектор, видеокамера);
- оснащение помещений (столы, шкафы, настенные доски для объявлений);
Ожидаемый результат:
1. Увеличение числа детей, знающих свои права, обученных способам защиты своей жизни, чести, здоровья;
2. Урегулирование внутрисемейных отношений с целью предотвращения повторных случаев жестокого обращения с детьми, вывод семьи из кризисной ситуации;
3. Снижение количества семей, в которых имеются факты жестокого обращения с детьми.
Реализация программы.
Этапы реализации программы:
I этап – подготовительный:
1. Анализ Банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
2. Подготовка методических материалов и проведение обучающих занятий для несовершеннолетних и их семей.
II этап – практический:
Реализация мероприятий данной программы.
III этап – аналитический:
Анализ эффективности реализации программы, подведение итогов.
Мероприятия программы
Работа с несовершеннолетними:
- Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения;
- Проведение психологической диагностики;
- Профилактические классные часы: «Давайте жить дружно!»;
- Конкурс семейных фотографий «Общее увлечение – путь к семейному сплочению»;
- Организация встречи с участковыми инспекторами службы по делам несовершеннолетних «Закон на страже детства»;
- Деловая игра «Имею право!»;
- Игра «Аукцион ценностей»;
- Конкурс рисунков «Моя личная безопасность»
Работа с родителями:
- Анкетирование;
- Консультирование родителей по проблемам развития внутрисемейных отношений;
- Беседа с родителями на тему: «Нет!» насилию в семье»;
- Цикл родительских собраний (организуются социальным педагогом, специалистом по социальной работе, классным руководителем, инспектором ПДН и т.д.) по темам:
1. Принципы ненасильственного воспитания;
2. Жестокое обращение с детьми – причины и ответственность;
3. Нравственные аспекты здоровой семьи.
- Круглый стол с участием педагогов, родителей и представителей общественности «Воспитание без насилия».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.