ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Е.Н. Полищук
ГОУ ЛНР ССШ №32 им.П.Л.Дрёмова, г. Ирмино
Katusha1210@yandex.ru
В связи с ростом социальной и психологической напряженности вокруг подростковых суицидов и наличия опасных групп в социальных сетях важным является психологическая безопасность детей в Интернет- пространстве и профилактика суицидальных наклонностей у детей.
В ГОУ ЛНР ССШ № 32 им. П.Л.Дрёмова разработан план мероприятий, направленный на профилактику суицидального поведения учащихся. План мероприятий включает организацию работы в рамках основных образовательных программ общего и среднего образования; проведение тренингов для обучающихся «Хочу жить!», обучение родителей и педагогов «Как распознать признаки суицидального поведения», информирование обучающихся, родителей посредством размещения памяток и информационных материалов на стендах, официальных сайтах.
Психологической службой в течение каждого учебного года проводится ряд мероприятий по направлениям деятельности практического психолога с целью профилактики суицидальных наклонностей среди школьников.
Психодиагностические исследования проводятся с помощью методик:
1. Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества (автор Д. Рассел и М. Фергюсон);
2. «Формула темперамента» (автор А. Белов);
3. «Личностный опросник» (от 10 до 15 лет) EPI (автор Г.Ю.Айзенк).
4. Опросник «Подростки о родителях».
5.Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).
Психологическая профилактика проводится для обучающихся, родителей и педагогов. Психопрофилактика включает в себя следующие программы:
1. Первый блок - Программы для работы с детьми и подростками:
· Проведение интерактивных занятий по развитию личности и профилактике аддиктивного поведения подростков в рамках Программа «Здоровая молодежь – общее дело», разработанная Общероссийской общественной организацией «Общее дело».
· Ценность жизни»: программа профилактики суицидального поведения подростков 14-17 лет (Гущина Т.Н.);
· «Поверь в себя»: Программа профилактики суицидального поведения у детей и подростков (Зарипова Ю. П.);
Данные программы предназначены для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Основой целью является формирование ценностного отношения к жизни, обучение подростков навыкам проблемно-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.
2. Второй блок - Комплексные программы для работы с обучающимися, педагогами, родителями:
· «Позитив»: профилактика суицидального поведения среди детей и подростков (Сальникова С.А.).
· «Перекресток» (Чернова Г.В.).
Данные программы построены на модели уровневой профилактики и ориентированы на создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп, как в образовательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации. Программа предусматривает повышение психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики суицидального риска, навыков взаимодействия с детьми и подростками, разрешения конфликтов, создания психологически благоприятной образовательной среды.
В течение учебного года регулярно проводятся мероприятия, направленные на профилактику суицидальных наклонностей с обучающимися:
· Проводятся циклы бесед с подростками: «Суицид: Сила или слабость», «В чем смысл жизни», «Мой положительный взгляд на мир» и др.
· Организовано регулярное проведение бесед с обучающимися: «Ценность жизни», «Цели и смысл жизни». «Профилактика суицида». «Подросток и суицид» (для обучающихся 5-11 классов); «Для чего я живу»;
· Проводятся циклы классных часов: «Формирование позитивных жизненных целей» «Профилактика детского суицида»; «Я люблю тебя, жизнь»
· Реализуются программы тренинга безопасного поведения «Я умею выбирать» (обучающиеся 4-11 классов); тренинги «Переживание-преодоление критической ситуации», «Программа оказания психологической помощи старшеклассникам «SOS»;
· Проводится обучение по программам профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ; профилактики нехимических видов зависимости: «Полезные привычки, навыки, выбор». Данные программы рассматриваются как ресурс снижения риска деструктивного поведения в подростково-молодежной среде;
· Реализуются программы «Профилактика жестокого обращения с детьми»;
· Осуществляется работа «Почты доверия» для обучающихся общеобразовательных школ.
Консультационная работа проводиться в течение учебного года по запросу обучающихся, родителей и педагогов.
Таким образом, основным содержанием профилактической работы в образовательных учреждениях является усиление социально-психологических предпосылок, способствующих формированию жизнеутверждающих принципов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.