Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Оценка 4.7

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
5 кл—11 кл
19.04.2017
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Материал подготовлен педагогом-психологом для выступления на родительском собрании. Подобраны рекомендации для родителей по учету специфики современной информационной среды, в которой развиваются дети и подростки, рассказывается, в каких ситуациях необходимо проявлять к ребенку особое внимание для предотвращения суицидального поведения и что нужно делать, если появились тревожные сигналы в поведении детей.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.doc
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.  Рекомендации для родителей. Педагог­психолог  МБОУ «СОШ №1» г. Белёва Тульской области  Карцева Людмила Сергеевна. В силу  психолого­возрастных особенностей,  отсутствия  критического мышления, интеллектуальной   незащищенности   дети   напрямую   испытывают   на   себе   влияние информации,   выливающейся   в   огромных   объемах   на   неокрепшее   детское   сознание. Неограниченный доступ к информации открывает Интернет. Помимо полезного контента окружающая детей информационная среда содержит опасный   контент,   который   способствует   интеллектуальному   развращению   ребенка, усвоению   им   социально   неприемлемых   образцов   поведения,   культивирует   готовность   к деструктивным практикам, в том числе к суициду. Обратимся к статистике. Россия занимает 8 место в мире и 1 место в Европе по количеству   самоубийств   среди   детей   и   подростков.   В   Тульской   области   при   общем снижении количества суицидальных попыток в 2016 году число совершенных самоубийств –   6,  зафиксированных   попыток   суицида   –   23.  Большинство   семей,   где   случились происшествия, являются благополучными.  Поэтому   в   нашей   школе,   как   и   по   всей   стране,   проходит   всероссийская   акция «Месяц   безопасного   интернета».   В   рамках   акции   особое   внимание   уделяется профилактике   суицидов   и   влиянию   деструктивных   культов   на   детей   и   подростков. Профилактической работой охвачены учащиеся с 5 по 11 класс. Младшие подростки (5­6 класс) предупреждались о так называемых сетевых мошенниках, создающих депрессивные группы, чтобы завлечь детей, узнать их слабые места, управлять ими и в конечном счете убить. Подростки 7­8 классов обсуждали, с какой целью создаются подобные группы, что хотят   от   людей   их   создатели.   Старшеклассники   обсуждали   физические   и   социальные последствия суицида, искали пути выхода из трудных ситуаций. Вам, современным родителям, с целью предупреждения суицидального поведения в первую   очередь  следует   учитывать   специфику   информационной   среды,   в   которой развивается ребенок, а следовательно постоянно интересоваться тем, в каких социальных сетях   у   ребенка   есть   странички,   каким   из   них   он   уделяет   больше   внимания,   в   каких группах   он   состоит,   на   какие   паблики   подписан,   какие   темы   для   обсуждения   его интересуют в большей мере, какую литературу ребенок читает, какую музыку слушает, какие фильмы смотрит, в какие игры играет и т.д. При этом обязательным и неизменным условием предупреждения деструктивного или   опасного   поведения   детей   остается   формирование   и   постоянное   поддержание доверительных, открытых отношений между вами и вашими детьми. Необходимо   при   любых   обстоятельствах,   несмотря   на   разницу   в   интересах, предпочтениях, вкусах, манере говорить, одеваться и т.п.  сохранять контакт со своим ребенком  – постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Следует: разговаривать с ребенком  о том, что происходит в его жизни, что его волнует, радует, огорчает. Ежедневное общение с ребенком должно стать правилом в вашей семье; с уважением относиться к тому, что кажется ему важным и значимым, даже если с высоты вашего возраста и опыта вы считаете это несущественным, не стоящим внимания. Помните, что детское восприятие отличается от восприятия взрослого человека; обсуждать планы ребенка  на ближайшее и отдаленное будущее. Узнайте, к чему стремится   ваш   ребенок,   что   хочет,   кем   себя   видит,   как   он   намерен   добиваться поставленной   цели,   помогите   ему   составить   реалистичный   и   последовательный   план действий – ребенку важно знать, что вы верите в него; беседовать с ребенком на серьезные и, возможно, сложные для осмысления темы:   что   такое   жизнь?   В   чем   смысл   жизни?   Что   такое   любовь,   дружба, предательство   и   другие   понятия?  Эти   темы   очень   волнуют   подростков,   они   ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно и важно для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Доверительная беседа на равных всегда более эффективна, чем монологи родителей о том, что хорошо, а что плохо в менторском тоне; помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир, в котором жизнь – сама по себе ценность, которую ни ценность социального успеха, ни ценность хороших оценок или карьеры  и т. п. не смогут заменить. Важно научить ребенка получать удовольствие  от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира. Лучший способ   привить   любовь   к   жизни   –   ваш   собственный   пример.   Ваше   позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справиться с неизбежно возникающими трудностями; формировать у ребенка понимание того, что опыт поражения также важен, как и опыт достижения успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи; разбираться, сто стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток может делать вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления; избегать   авторитарного   стиля   воспитания   подростков   в   силу   его неэффективности   и   даже   опасности.   Чрезмерные   запреты,   ограничения   свободы   и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию,   направленную   на   себя).   В   подростковом   возрасте   предпочтительной   формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение запрета. Если ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его; найти разумный баланс между свободой и несвободой ребенка. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься  как вседозволенность. Родителю  важно распознавать ситуации, в которых   ребенку   уже   можно   предоставить   самостоятельность,   а   в   которых   он   еще нуждается в помощи и руководстве; вовремя обратиться к специалисту, если поймете, что вам по каким­то причинам не   удалось   сохранить   контакт   с   ребенком.   В   индивидуальной   или   семейной   работе   с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком. Особое внимание по отношению к ребенку необходимо проявлять в следующих ситуациях:    при ссоре или остром конфликте со значимым взрослым; при безответной влюбленности или разрыве романтических отношений; при отвержении сверстниками, травле (в том числе в социальных сетях);  при   личной   неудаче   подростка   на   фоне   высокой   значимости   и   ценности социального   успеха   (высоких   отметок,   материального   благосостояния, признания сверстников и т. п.); при   нестабильной   семейной   ситуации   (развод   родителей,   конфликты, проявление насилия в отношении ребенка); при   резком  изменении  социального  окружения   (в  результате  смены   места жительства, места учебы и т.д.). Тревожными сигналами являются: прямое   или   косвенное   желание   умереть   или   убить   себя,   а   также высказывания   о   нежелании   продолжать   жизнь.   Таким   образом   ребенок пытается привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам; рискованное   поведение,   которое   с   большей   долей   вероятности   может привести к причинению вреда жизни и здоровью; резкое изменение поведения: пренебрежение своим внешним видом, утрата интереса   к   любимым   занятиям,   апатия,   безволие,   появление   желания уединиться,   отдаление   от   близких   людей,   раздаривание   дорогих   ребенку вещей; появление   проблем   со   здоровьем:   потеря   аппетита   либо,   наоборот, чрезмерное потребление пищи, постоянное ощущение слабости, бессонница либо чрезмерная сонливость, кошмары во сне; изменение   эмоционального   фона:   подавленное   настроение   на   протяжении длительного   времени,   раздражительность,   резкие   перепады   настроения, «беспричинные» слезы; внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины.         Что делать? Если вы заметили указанные признаки, в первую очередь постарайтесь поговорить с ребенком   «по   душам».   Важно   помнить,   что   напрямую   задавать   вопросы   о   желании совершить   суицид   следует   только   в   том   случае,   если   ребенок   сам   затронул   эту   тему. Попытайтесь   выяснить,   чем   обусловлено   его   настроение,   поведение,   реакция,   что   его волнует   в   данный   момент,   не   чувствует   ли   он   себя   одиноким,   никому   не   нужным, несчастным, загнанным в ловушку, должником. Обязательно следует выяснить, «какова причина»   и   «какова   цель»   совершаемого   ребенком   действия.   Чаще   всего   ребенку достаточно   просто   выговориться,   снять   накопившееся   напряжение,   и   его   готовность   к суициду снижается. При этом не следует забывать, что ребенок, почувствовав облегчение после   беседы,   вскоре   может   опять   вернуться   к   тем   же   мыслям.   Поэтому   даже   после успешного   разговора   важно   не   оставлять   его   в   одиночестве.   Поддерживайте   ребенка, будьте последовательны и настойчивы. Не бойтесь обращаться к специалистам – детскому (подростковому) психологу или детскому (подростковому) психиатру. Такое обращение не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Оно может уберечь вашего ребенка от трагического поступка. Как правило, дети и подростки, покушающиеся на свою жизнь, психически здоровы, просто оказались в сложной ситуации, с которой трудно справиться самостоятельно, без помощи родителей и специалистов. Будьте внимательны и тактичны по отношению к своим детям! Любите и берегите их! Источники: материалы сайта «Лига безопасного интернета»

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2017