Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
5 кл—11 кл
19.04.2017
Материал подготовлен педагогом-психологом для выступления на родительском собрании. Подобраны рекомендации для родителей по учету специфики современной информационной среды, в которой развиваются дети и подростки, рассказывается, в каких ситуациях необходимо проявлять к ребенку особое внимание для предотвращения суицидального поведения и что нужно делать, если появились тревожные сигналы в поведении детей.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.doc
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Рекомендации для родителей.
Педагогпсихолог
МБОУ «СОШ №1» г. Белёва Тульской области
Карцева Людмила Сергеевна.
В силу психологовозрастных особенностей, отсутствия критического мышления,
интеллектуальной незащищенности дети напрямую испытывают на себе влияние
информации, выливающейся в огромных объемах на неокрепшее детское сознание.
Неограниченный доступ к информации открывает Интернет.
Помимо полезного контента окружающая детей информационная среда содержит
опасный контент, который способствует интеллектуальному развращению ребенка,
усвоению им социально неприемлемых образцов поведения, культивирует готовность к
деструктивным практикам, в том числе к суициду.
Обратимся к статистике. Россия занимает 8 место в мире и 1 место в Европе по
количеству самоубийств среди детей и подростков. В Тульской области при общем
снижении количества суицидальных попыток в 2016 году число совершенных самоубийств
– 6, зафиксированных попыток суицида – 23. Большинство семей, где случились
происшествия, являются благополучными.
Поэтому в нашей школе, как и по всей стране, проходит всероссийская акция
«Месяц безопасного интернета». В рамках акции особое внимание уделяется
профилактике суицидов и влиянию деструктивных культов на детей и подростков.
Профилактической работой охвачены учащиеся с 5 по 11 класс. Младшие подростки (56
класс) предупреждались о так называемых сетевых мошенниках, создающих депрессивные
группы, чтобы завлечь детей, узнать их слабые места, управлять ими и в конечном счете
убить. Подростки 78 классов обсуждали, с какой целью создаются подобные группы, что
хотят от людей их создатели. Старшеклассники обсуждали физические и социальные
последствия суицида, искали пути выхода из трудных ситуаций.
Вам, современным родителям, с целью предупреждения суицидального поведения в
первую очередь следует учитывать специфику информационной среды, в которой
развивается ребенок, а следовательно постоянно интересоваться тем, в каких социальных сетях у ребенка есть странички, каким из них он уделяет больше внимания, в каких
группах он состоит, на какие паблики подписан, какие темы для обсуждения его
интересуют в большей мере, какую литературу ребенок читает, какую музыку слушает,
какие фильмы смотрит, в какие игры играет и т.д.
При этом обязательным и неизменным условием предупреждения деструктивного
или опасного поведения детей остается формирование и постоянное поддержание
доверительных, открытых отношений между вами и вашими детьми.
Необходимо при любых обстоятельствах, несмотря на разницу в интересах,
предпочтениях, вкусах, манере говорить, одеваться и т.п. сохранять контакт со своим
ребенком – постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте
потребность в отделении от родителей.
Следует:
разговаривать с ребенком о том, что происходит в его жизни, что его волнует,
радует, огорчает. Ежедневное общение с ребенком должно стать правилом в вашей семье;
с уважением относиться к тому, что кажется ему важным и значимым, даже если с
высоты вашего возраста и опыта вы считаете это несущественным, не стоящим внимания.
Помните, что детское восприятие отличается от восприятия взрослого человека;
обсуждать планы ребенка на ближайшее и отдаленное будущее. Узнайте, к чему
стремится ваш ребенок, что хочет, кем себя видит, как он намерен добиваться
поставленной цели, помогите ему составить реалистичный и последовательный план
действий – ребенку важно знать, что вы верите в него;
беседовать с ребенком на серьезные и, возможно, сложные для осмысления
темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое любовь, дружба,
предательство и другие понятия? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут
собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно и
важно для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями.
Доверительная беседа на равных всегда более эффективна, чем монологи родителей о том,
что хорошо, а что плохо в менторском тоне;
помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир, в котором жизнь – сама по
себе ценность, которую ни ценность социального успеха, ни ценность хороших оценок или
карьеры и т. п. не смогут заменить. Важно научить ребенка получать удовольствие от
простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира. Лучший
способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справиться с неизбежно
возникающими трудностями;
формировать у ребенка понимание того, что опыт поражения также важен, как
и опыт достижения успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать
те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более
уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порой
приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи;
разбираться, сто стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток может делать
вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к
нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо
лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления;
избегать авторитарного стиля воспитания подростков в силу его
неэффективности и даже опасности. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и
наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть
агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой
воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте
времени на объяснение запрета. Если ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь
вместе найти решение, устраивающее и вас, и его;
найти разумный баланс между свободой и несвободой ребенка. Предоставляя
свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода
может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в
которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще
нуждается в помощи и руководстве;
вовремя обратиться к специалисту, если поймете, что вам по какимто причинам
не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с
психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие
и мир в отношениях с ребенком.
Особое внимание по отношению к ребенку необходимо проявлять в следующих
ситуациях:
при ссоре или остром конфликте со значимым взрослым;
при безответной влюбленности или разрыве романтических отношений;
при отвержении сверстниками, травле (в том числе в социальных сетях);
при личной неудаче подростка на фоне высокой значимости и ценности
социального успеха (высоких отметок, материального благосостояния,
признания сверстников и т. п.);
при нестабильной семейной ситуации (развод родителей, конфликты,
проявление насилия в отношении ребенка);
при резком изменении социального окружения (в результате смены места
жительства, места учебы и т.д.).
Тревожными сигналами являются:
прямое или косвенное желание умереть или убить себя, а также
высказывания о нежелании продолжать жизнь. Таким образом ребенок
пытается привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам;
рискованное поведение, которое с большей долей вероятности может
привести к причинению вреда жизни и здоровью;
резкое изменение поведения: пренебрежение своим внешним видом, утрата
интереса к любимым занятиям, апатия, безволие, появление желания
уединиться, отдаление от близких людей, раздаривание дорогих ребенку
вещей;
появление проблем со здоровьем: потеря аппетита либо, наоборот,
чрезмерное потребление пищи, постоянное ощущение слабости, бессонница
либо чрезмерная сонливость, кошмары во сне;
изменение эмоционального фона: подавленное настроение на протяжении
длительного времени, раздражительность, резкие перепады настроения,
«беспричинные» слезы;
внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в школе,
прогулы, нарушения дисциплины.
Что делать?
Если вы заметили указанные признаки, в первую очередь постарайтесь поговорить с
ребенком «по душам». Важно помнить, что напрямую задавать вопросы о желании
совершить суицид следует только в том случае, если ребенок сам затронул эту тему.
Попытайтесь выяснить, чем обусловлено его настроение, поведение, реакция, что его
волнует в данный момент, не чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным,
несчастным, загнанным в ловушку, должником. Обязательно следует выяснить, «какова
причина» и «какова цель» совершаемого ребенком действия. Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к
суициду снижается. При этом не следует забывать, что ребенок, почувствовав облегчение
после беседы, вскоре может опять вернуться к тем же мыслям. Поэтому даже после
успешного разговора важно не оставлять его в одиночестве. Поддерживайте ребенка,
будьте последовательны и настойчивы.
Не бойтесь обращаться к специалистам – детскому (подростковому) психологу или
детскому (подростковому) психиатру. Такое обращение не означает постановки на учет и
клейма психической неполноценности. Оно может уберечь вашего ребенка от трагического
поступка.
Как правило, дети и подростки, покушающиеся на свою жизнь, психически здоровы,
просто оказались в сложной ситуации, с которой трудно справиться самостоятельно, без
помощи родителей и специалистов.
Будьте внимательны и тактичны по отношению к своим детям! Любите и берегите
их!
Источники:
материалы сайта «Лига безопасного интернета»
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.