ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Т.И.Смирнова
К наиболее важным критериям эффективности профильного обучения относятся показатели, связанные с воспитанием и развитием личности учащегося, формированием профессионально важных нравственных качеств и мотивов деятельности. Современная научная литература выделяет три уровня самостоятельности: репродуктивный, продуктивный, творческий.
О качестве профессиональной подготовки можно говорить, когда способности учащихся отвечают требованиям соответствующих стандартов, с одной стороны, а с другой – соответствуют запросам потребителей. Способности проявляются в деятельности, и судить о качестве профессиональной подготовки можно по результатам деятельности учащихся. Следовательно, качество профильного профессионального образования – это результаты профессиональной деятельности, определяющие стандартные уровни усвоения и соответствующую им абстракцию изложения.
Учащиеся как субъект педагогической деятельности обладает возрастными уровнями мышления. Психологическая характеристика мышления учащихся начального профессионального образования (15-19 лет) лежит в области абстрактного мышления.
Основным критерием эффективности профессионального обучения
является профессиональное мастерство рабочего (служащего). К показателям профессионального мастерства относятся:
· Самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоконтроль.
· Выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов.
· Производительность труда – выполнение устойчивых норм времени и выработки; умение рационально использовать рабочее время, стремление к освоению высокопроизводительных методов работы, наиболее экономных способов организации труда.
· Профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля.
· Культура труда – способность рационального планирования трудового процесса, выбора оптимальных приемов и способов работы, соблюдение технологической дисциплины.
· Творческое отношение к труду – способность внедрять в трудовой процесс инновационную технологию; проявлять инициативу в рационализации и изобретательстве.
· Ответственность за выполнение профессиональных заданий и т.д.
Критерии эффективности профильной профессиональной деятельности определяются при проведении конкурсов профессионального мастерства, заключительных тестов и профессиональных проб, а также в период испытательного срока, установленного на предприятии.
Профессиональные способности, знания, навыки и умения, которые может реализовать выпускник, оцениваются как его индивидуальные возможности, которые должны отвечать требованиям профессионального образовательного стандарта, а в отдельных случаях специальных нормативов (требований правил Госгортехнадзора, Правил дорожного движения и т.д.).
В качестве примера можно привести критерии оценки эффективности выполнения проверочной работы повара, кондитера:
· Соблюдение правил техники безопасности при работе
· Правильность построения технологического процесса приготовления блюда
· Навыки и умения использования инструмента и инвентаря; навыки и умения использования оборудования
· Навыки и умения выполнения самих работ
· Способность анализировать, диагностировать и устранять брак в работе
· Навыки и умения проведения бракеража блюд
· Понимание технологических карт, калькуляционных карт, умение работать со Сборником рецептур блюд
· Степень профессиональной самостоятельности
· Культура профессионального труда
· Культура профессионального мышления
· Рациональное использование рабочего времени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.