Профильный курс для 7-9 класса
Оценка 4.6

Профильный курс для 7-9 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
физика
7 кл—9 кл
29.10.2022
Профильный курс для 7-9 класса
Курс предназначен для углубленного изучения физики и подготовки учащихся к олимпиадам
нестандартные подходы при решении физических задач.docx

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Центр образования «Развитие»

 

 

 

РАССМОТРЕНО:

 

На заседании МО_________________

_________________________________

Протокол от__________202___ г. №______

 

(Ф.И.О. руководителя)

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заместитель директора по НМР

 МБОУ СОШ № 82_______О.А.Голик

«_______» _____________ 202__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Нестандартные подходы к решению теоретических и расчетных задач по физике»

 уровень образования основного среднего образования

срок освоения 2 год

 

 

 

                 Составитель:

Полежаева А.В.

Учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск,  2022

 

 

Пояснительная записка

Цели и задачи курса внеурочной деятельности

 «Нестандартные подходы к решению теоретических и расчетных задач по физике»

 

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению).

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; реализацию программы воспитания, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.

Основная образовательная программа основного общего образования, создаваемая образовательной организацией, является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

—приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

—развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

—формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

—формирование представлений о роли физики для развития  других естественных наук, техники и технологий;

—развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, химией, географией и  подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.

Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:

—приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных  явлениях;

—приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;

—освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико-ориентированных задач;

—развитие умений наблюдать природные явления и выполнять  опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

—освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации.

 

Место курса внеурочной деятельности

«Решение физических задач с элементами матанализа»

в учебном плане

Годы обучения

Кол-во часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов

7 класс

1

35

35

8 класс

1

35

35

         Всего часов

70

 

Учебники, используемые при изучении предмета

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В.; под редакцией Орлова В.А.

физика

7

ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение»

1.1.2.5.1.2.1

Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В.; под редакцией Орлова В.А.

физика

8

ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение»

1.1.2.5.1.2.2

 

В соответствии со ст. 16. ФЗ№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» реализация образовательной программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных  технологий.

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7 класс

Основы физических измерений

Особенности решения задач по физике. Определение объема твердых тел и жидкостей. Методы измерения длины, времени, скорости.  Приборы точного времени. Примеры различных значений этих величин, встречающихся в живой природе и технике. Изучение правил пользования штангенциркулем. Измерение диаметра и глубины отверстия, диаметра шарика и проволоки. Изучение правил пользования микрометром. Измерение диаметра тонкой проволоки, толщины магнитной ленты, человеческого волоса. Изучение правил пользования секундомером. Измерение времени падения шарика в вязкой жидкости. Измерение предельной скорости падения шарика в вязкой жидкости.

 

Механическое движение.

Относительная и средняя скорости. Способы вычисления скорости и пройденного пути. Решение графических задач. Плотность тела. Плотность сплава.

 

Основы динамики.

Способы определение силы тяжести, силы упругости и трения. Движение тела под действием нескольких сил. Изучение правил пользования различными динамометрами при измерении силы трения и силы тяжести; измерение мышечных усилий с помощью медицинского силомера или тензометра. Конструирование динамометра, принцип работы которого основан на деформации изгиба.

 

Давление.

Подходы к решению качественных задач. Давление твердых тел. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Сообщающиеся    сосуды. Капиллярные явления. Конструирование измерителя уровня жидкого топлива с использованием сообщающихся сосудов и поплавка . Изучение правил пользования V- образным манометром. Измерение давления на футбольную камеру с помощью V-образного манометра. Конструирование манометра, принцип действия которого основан на сжатии газа в закрытом сосуде. Исследование с помощью этого манометра зависимости давления внутри жидкости от глубины.

 

Закон Архимеда.

Условия плавания тел. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема, погруженной в жидкость части тела.

 

Законы сохранения.

Выполнение практических, конструкторских, экспериментальных задач. Измерение быстроты реакции человека.. Измерение малых деформаций стержня (балки) с помощью механического (или оптического) рычага.

8 класс

Тепловые явления.

Нагревание, плавление, испарение. Законы сохранения энергии в тепловых процессах. Графический способ решения задач. КПД тепловых процессов. Электрические явления.

Электризация.           Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции в законе Кулона и определения напряженности электрического поля. 

 

Электрические явления

Закон Кулона. Закон Ома для участка цепи, применение его к последовательному и

параллельному соединению. Смешанное соединение. Составление эквивалентных цепей. Преобразование электрических цепей , используя метод точек равного потенциала. Работа и мощность тока для смешанного соединения. Закон Джоуля-Ленца. Закон сохранения энергии в задачах на постоянный ток.

 

Световые явления

Собирающая и рассевающая линзы. Оптическая сила. Определение расстояния до предмета и изображения. Построение изображения в линзах и сферических зеркалах.

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты

Патриотическое воспитание:

—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

—ценностное отношение к достижениям российских учёных

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

—готовность к активному участию в обсуждении общественно- значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Эстетическое воспитание:

—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.

   Ценности научного познания:

—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.

   Трудовое воспитание:

—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;

—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой, химией, биологией, географией.

Экологическое воспитание:

—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики, географии, биологии;

—планирование своего развития в приобретении новых естественно-научных знаний;

—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;

—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

Метапредметные результаты

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;

—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; —самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование физического явления;

—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).

Совместная деятельность (сотрудничество):

—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;

—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

—объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

— оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.

Принятие себя и других:

—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.

 

№№

п/п

Наименование разделов и тем

К-во часов

 

7 класс

 

1

Основы физических измерений

5

2

Механическое движение

6

3

Основы динамики

6

4

Давление.

6

5

Закон Архимеда.

6

6

Законы сохранения.

6

 

8 класс

 

1

Тепловые явления

10

2

Электрические явления

10

3

Световые явления

10

4

Решение экспериментальных задач

5

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города

Пояснительная записка Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Нестандартные подходы к решению теоретических и расчетных задач по физике»

Пояснительная записка Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Нестандартные подходы к решению теоретических и расчетных задач по физике»

ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса

ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса

Генденштейн Л.Э., Булатова А.А

Генденштейн Л.Э., Булатова А.А

Тепловые явления. Нагревание, плавление, испарение

Тепловые явления. Нагревание, плавление, испарение

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды : —потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;…

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды : —потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;…

Совместная деятельность ( сотрудничество ): —понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы; —принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по…

Совместная деятельность ( сотрудничество ): —понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы; —принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по…

Давление. 6 5

Давление. 6 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2022