Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Центр образования «Развитие»
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО_________________ _________________________________ Протокол от__________202___ г. №______
(Ф.И.О. руководителя)
|
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по НМР МБОУ СОШ № 82_______О.А.Голик «_______» _____________ 202__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Нестандартные подходы к решению теоретических и расчетных задач по физике»
уровень образования основного среднего образования
срок освоения 2 год
|
Составитель: Полежаева А.В. Учитель физики
|
Новосибирск, 2022
Пояснительная записка
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
«Нестандартные подходы к решению теоретических и расчетных задач по физике»
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению).
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; реализацию программы воспитания, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.
Основная образовательная программа основного общего образования, создаваемая образовательной организацией, является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
—приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
—развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
—формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
—формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
—развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, химией, географией и подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
—приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных явлениях;
—приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
—освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико-ориентированных задач;
—развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
—освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации.
Место курса внеурочной деятельности
«Решение физических задач с элементами матанализа»
в учебном плане
Годы обучения |
Кол-во часов в неделю |
Количество учебных недель |
Всего часов |
7 класс |
1 |
35 |
35 |
8 класс |
1 |
35 |
35 |
Всего часов |
70 |
Учебники, используемые при изучении предмета
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издатель учебника |
Нормативный документ |
Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В.; под редакцией Орлова В.А. |
физика |
7 |
ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение» |
1.1.2.5.1.2.1 |
Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В.; под редакцией Орлова В.А. |
физика |
8 |
ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение» |
1.1.2.5.1.2.2 |
В соответствии со ст. 16. ФЗ№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» реализация образовательной программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 класс
Основы физических измерений
Особенности решения задач по физике. Определение объема твердых тел и жидкостей. Методы измерения длины, времени, скорости. Приборы точного времени. Примеры различных значений этих величин, встречающихся в живой природе и технике. Изучение правил пользования штангенциркулем. Измерение диаметра и глубины отверстия, диаметра шарика и проволоки. Изучение правил пользования микрометром. Измерение диаметра тонкой проволоки, толщины магнитной ленты, человеческого волоса. Изучение правил пользования секундомером. Измерение времени падения шарика в вязкой жидкости. Измерение предельной скорости падения шарика в вязкой жидкости.
Механическое движение.
Относительная и средняя скорости. Способы вычисления скорости и пройденного пути. Решение графических задач. Плотность тела. Плотность сплава.
Основы динамики.
Способы определение силы тяжести, силы упругости и трения. Движение тела под действием нескольких сил. Изучение правил пользования различными динамометрами при измерении силы трения и силы тяжести; измерение мышечных усилий с помощью медицинского силомера или тензометра. Конструирование динамометра, принцип работы которого основан на деформации изгиба.
Давление.
Подходы к решению качественных задач. Давление твердых тел. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Капиллярные явления. Конструирование измерителя уровня жидкого топлива с использованием сообщающихся сосудов и поплавка . Изучение правил пользования V- образным манометром. Измерение давления на футбольную камеру с помощью V-образного манометра. Конструирование манометра, принцип действия которого основан на сжатии газа в закрытом сосуде. Исследование с помощью этого манометра зависимости давления внутри жидкости от глубины.
Закон Архимеда.
Условия плавания тел. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема, погруженной в жидкость части тела.
Законы сохранения.
Выполнение практических, конструкторских, экспериментальных задач. Измерение быстроты реакции человека.. Измерение малых деформаций стержня (балки) с помощью механического (или оптического) рычага.
8 класс
Тепловые явления.
Нагревание, плавление, испарение. Законы сохранения энергии в тепловых процессах. Графический способ решения задач. КПД тепловых процессов. Электрические явления.
Электризация. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции в законе Кулона и определения напряженности электрического поля.
Электрические явления
Закон Кулона. Закон Ома для участка цепи, применение его к последовательному и
параллельному соединению. Смешанное соединение. Составление эквивалентных цепей. Преобразование электрических цепей , используя метод точек равного потенциала. Работа и мощность тока для смешанного соединения. Закон Джоуля-Ленца. Закон сохранения энергии в задачах на постоянный ток.
Световые явления
Собирающая и рассевающая линзы. Оптическая сила. Определение расстояния до предмета и изображения. Построение изображения в линзах и сферических зеркалах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Патриотическое воспитание:
—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
—ценностное отношение к достижениям российских учёных
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
—готовность к активному участию в обсуждении общественно- значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой, химией, биологией, географией.
Экологическое воспитание:
—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики, географии, биологии;
—планирование своего развития в приобретении новых естественно-научных знаний;
—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; —самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование физического явления;
—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
—объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
№№ п/п |
Наименование разделов и тем |
К-во часов |
|
7 класс |
|
1 |
Основы физических измерений |
5 |
2 |
Механическое движение |
6 |
3 |
Основы динамики |
6 |
4 |
Давление. |
6 |
5 |
Закон Архимеда. |
6 |
6 |
Законы сохранения. |
6 |
|
8 класс |
|
1 |
Тепловые явления |
10 |
2 |
Электрические явления |
10 |
3 |
Световые явления |
10 |
4 |
Решение экспериментальных задач |
5 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.