Профориентационная работа в школе
Оценка 4.9

Профориентационная работа в школе

Оценка 4.9
docx
20.09.2022
Профориентационная работа в школе
Профориентационная работа в школе.docx

 

Профориентационная работа

 

Схема индивидуальной беседы с учащимся.

1.     Профессиональные намерения учащегося.

o    что собирается делать после 9-го класса (учиться в 10 классе, поступать в техникум, училище и т.п., работать)?

o    что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?

o    знает ли о требованиях избираемой профессии к человеку?

o    что советуют делать родители после окончания школы? Согласен ли учащийся с их мнением?

2.     Интересы и склонности.

o    любимые и нелюбимые предметы, кружки

o    есть ли интересы, склонности, связанные с выбором профессии? Как развивает он эти интересы, склонности?

o    оказывают ли помощь родители в развитии школьных интересов, склонностей и интересов и склонностей, связанных с профессиональной деятельностью? В чем это заключается?

3.     Способности.

o    какие способности находит у себя учащийся в учебной деятельности?

o    есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

o    как развивает способности, связанные с выбором профессии?

o    знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях?                      Согласен ли он с их мнением?

4.     Личные качества.

o    какие личные качества, по мнению учащегося, лучше всего у него выражены (положительные или отрицательные)?

o    какие качества, по его мнению, необходимо развивать для успешного освоения избираемой профессии?

o    занимается ли самовоспитанием?

o    оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?

5.     Готовность к выбору профессионального пути.

o    по каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

o    считает ли учащийся, что может осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?

o    в случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

 

 

 

 

Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету.

АНКЕТА

 

Ф.И.О…………………………………………………………………………………………

Школа ………………………………………………………………………………………

Класс …………………………………… Дата ……………………………………..

 

  1. Назовите ваши любимые учебные предметы.
  2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы.
  3. Назовите профессии, которые вам нравятся.
  4. Назовите профессии, которые вам не нравятся.
  5. Чем вы любите заниматься в свободное время?
  6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?
  7. В какой работе класса или школы принимаете участие?
  8. Сколько времени обычно у вас уходит на приготовление уроков?
  9. Какая область деятельности или знаний из приведенных ниже вас больше всего интересует?

А) естественно-научная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)

Б) точные науки (математика, физика)

В) общественно-научная (история, философия, экономика, право)

Г) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология)

Д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное)

Или же определенные интересы отсутствуют?

  1. Какую профессию вы решили избрать?
  2. Наметили ли вы пути ее получения?
  3. Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избранной вами профессии?
  4. Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?
  5. Что привлекает вас в избранной профессии?

·         Условия труда

·         Сам процесс трудовой деятельности

·         Высокая материальная обеспеченность

·         Подвижная работа и возможность получения новых впечатлений

·         Спокойная работа

·         Высокая степень ответственности

·         Самостоятельное принятие решений

·         Возникновение сложных или даже опасных ситуаций

·         Контакты с людьми

·         Возможность творческой деятельности

·         Частые командировки

·         Возможность создавать что-либо своими руками

·         Работа на свежем воздухе

·         Романтичность

·         Полезность результатов

·         Независимость

·         Перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице)

·         Близость к месту жительства

 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.

В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа – первичная профконсультация и углубленная профконсультация.

Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой (5 – 7 человек), в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом консультации является повышение степени осознанности и ответственности выбора.

Углубленная профессиональная консультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня, структуры внимания, типа мышления, ручной умелости и координации движений, особенностей характера. При этом учитываются мнения учителей и родителей и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только в целях профориентации, но и развития личности в целом.

В любой профконсультации консультант задает вопросы, систематизирует, анализирует ответы, характеризующие личность, дает советы, несет ответственность за их последствия.

С целью активизации мышления школьника и получения дополнительной информации консультант задает проблемные вопросы.

Консультант дает только общие советы, пояснения, на выбор профессии он не влияет, если для этого нет каких-либо медицинских и прочих оснований. В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других – требуется углубление и расширение работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору, в некоторых случаях (в связи с выявленными психофизическими качествами) – перестраивать профессиональный выбор.

В том случае, если после сопоставления психолого-педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаруживаются противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора и рекомендовать другую профессию. При этом желательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащихся.

 

 

 

Взаимодействие семьи и школы в выборе профиля обучения.

Сотрудничество семьи и школы актуально всегда. Оно востребовано и в условиях выбора профиля обучения. Именно родители и ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Как помочь старшеклассникам правильно выбрать профиль своего дальнейшего обучения? И кто должен сделать этот выбор, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в каком-либо учебном заведении — сам ребенок или родители?

В этой ситуации может возникнуть много трений между родителями и детьми, родителями и школой. Но в ответственный момент выбора профиля обучения необходимо, чтобы ученики, родители и учителя были настоящими союзниками.

Не все учащиеся в процессе перехода в профильный класс делают осознанный и всесторонне взвешенный выбор профиля обучения. Часто этот выбор происходит вообще без учета мнения самого ребенка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о его способностях и интересах. Это объясняется привычкой взрослых считать, что они лучше самого ребенка знают, что ему нужно.

Определенная помощь и поддержка взрослых при выборе профиля, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять школьника в этом процессе. Очень важно, чтобы он сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным.

Родителям следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку. Родители должны обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений

Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения, как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, нежели мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения «заодно» со своими друзьями. Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков и т.п. Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно вестись очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, а самое главное — повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.

Изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры. Не ставьте перед собой целью обязательное получение только высшего образования, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

Чем точнее сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество получит хорошего профессионала.

Как стать группой поддержки своему ребенку?

(информация для родителей).

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить? От кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно. В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека. Его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за этими всеми изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека – сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

Современный ритм жизни настолько стремителен, а возможностей появилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: «Как выбирать профессию?», но и «Когда выбирать профессию?» Зачастую к профконсультантам обращаются родители учащихся или сами выпускники с просьбой помочь им самоопределиться в жизни. Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Нельзя определить для всех людей единый возрастной стандарт для старта самоопределения. Однако жизнь вынуждает задумываться о профессии и путях ее достижения намного раньше, чем это было принято 10 -15 лет назад. Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время, станут вашими возможностями, если вы и ребенок начнете планировать свою карьеру и реализовывать свой план с 8 – 9 класса.

Помогая ребенку выбрать профессию. Вы решаете сразу несколько задач, которые в сегодняшнем мире составляют основу деятельности профессионалов. И в первую очередь, становитесь детским психологом: вы раскрываете способности. Мотивы, оцениваете соотношение между ними. Период выбора профессии оказывается решающим для дальнейшего развития детско-родительских отношений. Именно тогда закладывается основа сохранения эмоциональной близости при становлении самостоятельности ребенка.

 

Пять шагов психологической поддержки вашего ребенка.

1.     В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему еще только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятельного выбора.

2.     Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство… сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

3.     Искренне желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую у него пока сейчас нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4.     Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто на практике встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

o    Сложности с трудоустройством;

o    Длительное время профессиональной подготовки;

o    Трудности в согласовании профессиональных и личностных планов;

o    Сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее);

o    Профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

Готов ли ваш ребенок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей?

2.     Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?», «А с какого курса ты сможешь устроиться на работу? Ведь сегодня это одно из первых условий приема на работу? Сможешь ли ты совмещать учебу и работу?», «Как профессиональные планы впишутся в твою личную жизнь?»

Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребенок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов - это не критика выбора вашего ребенка, поэтому поддерживайте все варианты ответов, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребенку обсудить оба варианта. План карьеры не должен быть жестким предписанием к действию, главное в нем – гибкость, чтобы человек был готов как к неожиданным неприятностям, так и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя.

Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к психологу – одно из лучших решений.

Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

·         Профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, например, веб-дизайнер и менеджер;

·         Ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано.

·         Сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;

·         Выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;

·         Ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей;

·         Хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

 

 

 


 

Схема индивидуальной беседы с учащимся

Схема индивидуальной беседы с учащимся

Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету

Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Взаимодействие семьи и школы в выборе профиля обучения

Взаимодействие семьи и школы в выборе профиля обучения

В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно вестись очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях

В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно вестись очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях

Помогая ребенку выбрать профессию

Помогая ребенку выбрать профессию

Схема индивидуальной беседы с учащимся

Схема индивидуальной беседы с учащимся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2022