Программа
профориентационной работы
«Мой выбор»
на 2018-2020 учебные года
Пояснительная записка
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и , в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях: общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
· научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
· научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
· научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
· Профессиональная информация.
· Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Что касается форм работы, то это могут быть:
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Наименование программы |
Программа по профориентации школьников «Мой выбор» |
Разработчик программы |
Левченко Анастасия Владимировна |
Координатор программы |
Зам. директора по УВР Акимова |
Назначение Программы |
Проведение комплекса мероприятий, объединенных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся |
Цели и задачи программы |
Цели
Задачи: · получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся . · обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках технологии и в воспитательной работе; · дополнительная поддержка некоторых школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей); · выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
|
Сроки реализации программы |
2018 -2020 г. |
Ожидаемые конечные результаты |
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: - повысить мотивацию молодежи к труду; |
Реализации программы |
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии; - обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях |
Нормативные документы |
- Концепция Модернизации российского образования; -Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р); - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р); - Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ (с последующими изменениями); - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 № 124-ФЗ; -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; -Устав МБОУ СОШ с. Молодежное и локальные акты к нему |
№ п/п |
Должность |
Направление профориентационной деятельности |
1. |
Классный руководитель |
- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; - организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; - оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; - проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению; - организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, ССУЗов. |
2. |
Учителя предметники |
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, |
|
|
конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: - обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; - способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; -проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; - адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся. |
3. |
Библиотекарь |
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; - изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; - обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); - регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.). |
4. |
Социальный педагог |
- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; - оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; - осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. |
5. |
Педагог психолог |
- проводит психолого-педагогическое консультирование; - изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся; - осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; - проводит анкетирование по изучению профессионального интереса и склонностей учащихся; - проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; - осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; - способствует формированию у школьников адекватной самооценки; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся. |
6. |
Медицинский работник |
- способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства; - проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; - организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру; - оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся. |
7
|
Заместитель директора по ВР
|
- планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; - осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика); - проводит педагогические советы, производственные совещания по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; - создаёт временные рабочие места, организует летнюю трудовой четверти; - организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; - организует систему повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся; - осуществляет контролирующие функции работы классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся; - организует занятия учащихся в сети предпрофилъной подготовки и профильного обучения. - организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; |
Главным исполнителем Программы является Администрация школы.
Исполнителями мероприятий Программы – классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги-предметники, библиотекарь, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, родители и обучающиеся.
На начальном этапе разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база по реализации Программы. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий реализации Программы с подбором диагностических методик по направлениям Программы.
Практический этап реализации Программы предусматривает совершенствование содержания профпросвещения, развитие ученического самоуправления и волонтерского движения, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями, предприятиями, учреждениями посёлка, города с привлечением в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Аналитический этап предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации Программы, планирование дальнейшей профориентационной работы. Программа реализуется через:
1. организационно-методическую работу (деятельность координаторов по профориентационной работе с учащимися; методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт);
2. работу с обучающимися:
• комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по профессиональному самоопределению;
• консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;
• организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия, виртуальные экскурсии);
• встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.
3. взаимодействие с родителями:
• проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
• лектории;
• индивидуальные беседы;
• анкетирование;
• организация деятельности кружков, спортивных секций, художественных, театральных студий;
• помощь в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
• помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;
• участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.
4. работу с социальными партнерами:
• организация временного трудоустройства учащихся в каникулярное время
V. Оценка эффективности реализации Программы Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
|
Организационная работа в школе |
1 |
Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9, 11 классов |
2 |
Проведение социологического опроса выпускников школы с целью выявления профессиональных намерений и их реализации |
3 |
Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии |
4 |
Совместная работа с ройонными учреждениями дополнительного образования по развитию профессиональных интересов и склонностей |
5 |
Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями |
6 |
Создание профориентационного уголка, выпуск газет профориентационной направленности |
7 |
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9, 11 классов) |
8 |
Создание в школе информационно-методического центра по профориентации |
Работа с педагогическими кадрами |
|
1 |
Подготовка плана работы по профориентации на календарный год |
2 |
Обзор новинок методической литературы по профориентации, выставка книг «Человек и профессия» |
3 |
Подготовка планов совместной работы школы с заинтересованными организациями |
4 |
Подготовка методических материалов по профориентации (памяток, бюллетеней, сценариев воспитательных мероприятий). Создание методической копилки. |
5 |
Проведение семинаров для классных руководителей «Компетентность классного руководителя по вопросам профессионального самоопределения обучающихся» |
6 |
Организация работы предметных факультативов, кружков |
7 |
Консультации психолога, специалистов различных ведомств по вопросам профориентации |
Взаимодействие с родителями учащихся |
|
1 |
Проведение родительских собраний, лекториев профориентационной тематики |
2 |
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации |
3 |
Организация тематических групповых бесед с родителями учащихся по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии |
4 |
Анкетирование родителей |
5 |
Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися |
6 |
Привлечение родителей учащихся к организации работы кружков, секций, студий, общественных ученических организаций и др. |
Работа с учащимися |
|
1 |
Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики |
2 |
Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации |
3 |
Организация посещения учащимися учебных заведений, учреждений и предприятий, отдела информации о профессиях |
4 |
Участие школьников в профориентационных мероприятиях разного уровня |
5 |
Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций |
6 |
Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения |
7 |
Классные часы профориентационной направленности |
8 |
Организация пятой трудовой четверти |
9 |
Организация социальных проб и социальных практик |
10 |
Проведение занятий по курсу внеурочной деятельности «В мире профессий» (5-6 класс) |
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями:
Этап |
Возрастные особенности |
Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 классы |
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении знаний и умений руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит нагляднодейственный характер. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. |
Профпросвещение - увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей; - проигрывание профессий, сюжетноролевые игры; - методика «Кем быть» Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись; - встречи детей с мастерами своего дела (бабушками, дедушками); - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок; - костюмированные карнавалы профессий; - сочинения на тему «Пусть меня научат»; - игра «Чей это инструмент?»; - трудовые поручения; - какие профессии живут в нашем доме (экскурсии). Темы классных часов -«Кто работает в нашей школе?» (экскурсия) - «Как правильно организовать свое рабочее место?» (практическая минутка) - беседа: «Твои трудовые обязанности в школе и дома» беседа: «Моё любимое занятие в свободное время» |
Поисковозондирующий 5-7 классы |
Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. |
Профпросвещение 1. Встречи с интересными людьми (профессионалами) 2. Экскурсии 3. Профориентационные игры |
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы |
Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка |
Профдиагностика -анкетирование
Профпросвещение - Дни открытых дверей на базе профессиональных образовательных организаций; - экскурсии на предприятия (посещение производства), в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования; -предметные недели; - олимпиады по предметам (предметным областям); - конкурсы; - информация о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства; - знакомство с правилами выбора профессии; формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессии |
|
|
|
Формы и методы проведения занятий
Формы: игра, конкурс, деловая игра, кроссворд, викторина, дискуссия, ролевые игры, лекция.
Методы: анкетирование, беседа, информационный практикум, презентация, просмотр видеофильмов, экскурсии, разыгрывание ситуаций, самостоятельная работа, коллективная работа, повторение опорных знаний.
№п/п |
Содержание |
Сроки проведения |
Ответственные |
|
Создание нормативно – правовой базы |
||
1. |
Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.
|
Сентябрь, ноябрь 2018г. |
Ответственный за профориентационную работу |
2. |
Создание банка данных об учебных заведениях города.
|
январь-март 2018г. |
Социальный педагог |
3. |
Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. |
ноябрь 2018г. |
Заместитель директора по ВР |
4. |
Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР Педагог - организатор |
5. |
Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов» |
ноябрь 2019 |
Руководитель МО |
6. |
Организация тематических выставок по профориентации учащихся в школьной библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Профессии героев России» |
2018 – 2020г.г. |
Библиотекарь |
|
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы |
1. Профпросвещение |
|||
1. |
Экскурсии на предприятия района |
Ежегодно |
Классные руководители |
2. |
Экскурсии в учебные заведения района |
Ежегодно по плану |
Классные руководители 9-11 классов |
3. |
Ярмарка профессий «Шаг в будущее», «Мой выбор» |
Ежегодно в сентябре, апреле |
Классные руководители 10-11 классов |
|
Реализация школьной программы: |
||
1. |
Профориентация учащихся на уроках. |
В течение всего периода |
Учителя предметники |
2. |
Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей», «Профессии героев России» |
В течение всего периода
|
Заместитель директора по УВР, классные руководители |
4. |
Участие в творческих и социальных проектах |
В течение 2017 - 2020г.г. |
Заместитель директора по УВР, классные руководители |
|
Конкурс семейных сочинений «Профессия моей семьи» |
2019г. |
Учителя русского языка и литературы |
5. |
Проведение тематических классных часов: Мастерим мы – мастерят родители (1 классы). Профессии моего района (села) (2 классы). Трудовая родословная моей семьи (3 классы). Известные люди нашего села (4 классы). Мир профессий (5 классы). Как изучить свои способности (6 класс). Я и моя будущая профессия (7 классы) Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы). Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы). |
В течение всего периода
|
Классные руководители, социальный педагог, педагог организатор
|
|
Как вести себя в конфликтных ситуациях, Моя стратегия жизни (10 классы). Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы). |
|
|
7. |
Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации: • Рубрика «Твое профессиональное будущее» • «Куда пойти учиться» • «Структура трудовой деятельности» • Потребности труда района и др. |
В течение всего периода
|
Заместитель директора по УВР, педагог-организатор |
8. |
Родительские собрания • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения. • Изучение склонностей и способностей ребенка. • Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся. • О стрессоустойчивости. Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов. • Собеседование для будущих 10- классников. • Родительское собрание для будущих 10-классников. Знакомство с элективами |
В течение всего периода
|
Классные руководители, педагог-психолог, соц. педагог, заместитель директора по УВР
администрация
|
9. |
Профессиональная адаптация учащихся. Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах): • Коллективные творческие дела Выпуск школьной газеты • Субботники по уборке школьного двора |
В течение всего периода
|
Классные руководители, педагог-организатор |
10 |
Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов. Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов. |
В течение всего периода
|
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, соц. педагог |
2.Диагностика и консультирование. |
|||
1. |
Консультирование и тестирование учащихся 8-9 классов: • « Карта интересов». • «Склонности и профессиональная направленность». ● «ОДО» ● Профессиональные склонности ● Профессиональный тип личности ● Мотивы выбора ● Анкета «Профессиональный интерес» |
В течение всего периода
|
Педагог-психолог |
2. |
Консультирование родителей: по вопросам профориентации и профессионального самоопределения |
В течение всего периода |
Классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог, социальный педагог |
3. |
Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов |
В течение всего периода |
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог |
4. |
Индивидуальные консультации для родителей |
В течение всего периода |
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог |
3.Профадаптация |
|||
1. |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
Ежегодно в августе |
Классные руководители, заместитель директора по УВР |
2. |
Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и детям «группы риска» |
Ежегодно в мае, июне |
Социальный педагог, заместитель директора по УВР |
3. |
Организация социально-значимой деятельности, в т.ч. временные рабочие места |
Май, июнь |
Классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по УВР, соц. защита |
Мониторинг качества профориентационной работы |
|||
1. |
Анализ соответствия профессиональных намерений учащихся, в том числе детей «группы риска», и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору. |
2018 – 2020 г. . |
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог |
2. |
Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: - психология выбора профессии - использование игровых упражнений в профориентационной работе - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников - конфликты профессионального самоопределения |
2019 |
Заместитель директора по УВР, социальный педагог |
4. |
Мониторинг по профессиональному самоопределению учащихся
|
В течение всего периода
|
Педагог-психолог, заместитель директора по ВР |
Совместная деятельность с социальными партнёрами |
|||
1 |
Организация экскурсий на предприятия, ОУ района |
По отдельному плану |
Зам. директора по УВР, кл. руководители |
2 |
Составление каталогов профессий социальных партнёров |
В течение всего периода |
Социально-психологическая служба |
4 |
Организация встреч с представителями МВД, ГИБДД, внеклассные мероприятия с участием учреждений |
В течение всего периода |
Зам. директора по УВР, кл.руководители |
5 |
Участие в днях открытых дверей по ОУ района |
В течение всего периода |
Зам. директора по УВР, кл.руководители |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К программе работы школы по профессиональной ориентации с обучающимися
классных часов по профориентации, рекомендованных к проведению в 1-4 классах:
"Мир моих интересов";
"Все работы хороши – выбирай на вкус"; "Профессии наших родителей";
"О профессиях разных, нужных и важных";
"Путь в профессию начинается в школе";
"Моя мечта о будущей профессии";
"Труд на радость себе и людям"; "Сто путей, сто дорог";
"Как выбирать профессию".
Темы бесед для учащихся 1–4-х классов:
"Профессии наших родителей";
"Как хлеб на столе появился";
"Азбука редких профессий"; "Моя профессия – библиотекарь";
"Путешествие по профессиям";
"Кем хочешь быть?";
"Замечательные люди моей будущей профессии";
"Книги о профессиях";
"Здоровье и выбор профессии".
классных часов по профориентации, рекомендованных к проведению в 5-8 классах:
"Мир профессий. Человек – техника";
"Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи"; "Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Экскурсия в парикмахерскую";
"Мир профессий. На страже закона. Встреча с работниками правоохранительных органов";
"Мир профессий. Электронные помощники";
"Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Экскурсия в аптеку";
"Выбери свою профессию"; "Календарь профессий";
"Профессия и призвание".
Темы бесед для учащихся 5–8-х классов:
"Роль знаний в выборе профессии";
"Мир профессий и место в нем человека";
"Работа моих родителей";
"С чего начать профессиональную карьеру";
"Требования профессии к человеку";
"Профессиональная деятельность и социальный статус человека";
«Что важнее: "Кем быть" или "Каким быть"?»; "Кто и что оказывает влияние на выбор профессии?";
"Самообразование, саморазвитие и выбор профессии".
классных часов по профориентации, рекомендованных к проведению в 9-11 классах:
"Познай самого себя";
"Мотивы выбора профессии";
"Психологические характеристики профессий";
"Учителя – выпускники школы";
"Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека";
"Что век грядущий нам готовит?";
"Труд и творчество как главный смысл жизни";
"Сотвори свое будущее";
"Классификация профессий"
Темы бесед для учащихся 9-х классов:
"В мире профессий";
"Как выбрать нужную профессию";
"Все работы хороши – выбирай на вкус"; "Что такое рынок труда?";
"Оптимальное поведение на рынке труда"; "Мир профессий и место в нем человека";
"Профессиональные качества человека";
"Типы профессий. Формула профессии";
"Профессии, специальности, должности"
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
• http://proforientaciya.org.ua/ (Тесты по профессиям, описание профессий, статьи (типичные ошибки при выборе профессии), игры по профориентации, цели жизни, как выбрать профессию).
• http://festival.1september.ru/articles/410865/ (Общероссийский проект: "Школа цифрового века". предметно-методические материалы каждому учителю. Урок-игра по профориентации
"Я и мир профессий").
• http://azps.ru/porientation/index.html (Описание профессий, разные статьи по профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры).
• http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/index.shml (Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С.
Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы))
• http://www.moeobrazovanie.ru/profeccions.htm (Как выбрать профессию? Статьи по теме: Выбор профессии).
• http://www.moeobrazovanie.ru/progr_pro.html (Современные программы по профориентации).
• http://liderlic22.ho.ua/html/Psih_prof_igry.html (Профориентация: игры, тренинги).
• http://testoteka.narod.ru/prof/0.html (Методики для профотбора и профориентации).
• http://psihologschool.ucoz.ru/publ/60 (Ошибки при выборе профессии, что влияет на выбор профессии).
• http://psihologschool.ucoz.ru/publ/61-1-0-118 (Профориентационные игры).
• http://muk.lbt (Профориентация в школе. Полезные ссылки).
• http://www.ht.ru/prof/ (Сайт Центра тестирования МГУ "Гуманитарные технологии".
Рекомендации школьникам по выбору профессии и учебного заведения. Информация о школах и ВУЗах. Очень хороший сайт по профориентации. Различные справочные материалы, рекомендации по выбору профессии, а также возможность пройти очень подробное он-лайн тестирование по подбору профессии).
• http://atpspb.narod.ru/tests.html (Здесь можно скачать удобную и полную программу работы с профессиограммами (профессиограмма - это подробное описание профессии и качеств, которых она требует от человека).
• http://www.find-job.ru/ (Этот сайт посвящён целиком выбору профессии - на нём можно найти описания самых разных профессий, различные рекомендации, тесты и справочные материалы по выбору профессии).
• http://www.job.km.ru (Работа и карьера: каталог вакансий, поиск сотрудников, составление резюме, новости рынка труда, советы юристов и психологов).
• http://www.abiturcenter.ru (Центр довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента. Интерактивное тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к поступлению, Издание и распространение литературы для абитуриентов и старшеклассников. Новости довузовского образования).
• http://www.ege.edu.ru (Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена).
• http://www.abiturient.krasu.ru (Справочная система "Экспресс-абитуриент". Новости образования, справочник вузов, примеры тестовых испытаний, программы экзаменов, нормативные документы).
• http://www.ed.vseved.ru (Справочно-поисковая система "Образование в России". Рейтинг учебных заведений).
• http://www.education.web-ring.ru/materials (Каталог сайтов "Обучение и образование". Тесты Online).
• http://testonline.webservis.ru (Тесты Online).
• http:// www.pages.ru/5015.html (Образовательные учреждения в России и за рубежом, языковые курсы, подготовка IT-специалистов).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.