ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ
Основной проблемой на рынке труда в Донецкой Народной Республике является не только неустойчивость спроса и предложений, с которой сталкиваются молодые специалисты и выпускники вузов, а и конкуренция среди трудоспособного населения данной возрастной категории уже имеющая профессиональный опыт, что представляет собой намного больше преимущества при трудоустройстве.
Так, с начала 2019 года на учете в центрах занятости Донецкой Народной Республики состояло 30,1 тыс. человек из которых молодежи в возрасте до 35 лет - 11,2 тыс. человек или 36,6 % от общей численности.
Центрами занятости Донецкой Народной Республики осуществляются профориентационные мероприятия, которые проводятся как непосредственно на территории центров занятости, так и в образовательных организациях.
Для учеников 9-х классов общеобразовательных учреждений проводятся профориентационные уроки на темы: «В мире профессий», «Мотивы выбора профессии», «Твое призвание».
В ходе таких мероприятий школьникам рассказывают о мире профессий, о требованиях, которые предъявляются к современному работнику и формированию у него ответственного отношения к выбору профессии (специальности). Учитываются возрастные особенности школьников, специалисты центров занятости используют интерактивные формы проведения профориентационных мероприятий: игры, конкурсы, упражнения, викторины с целью ознакомления ребят с многообразным миром профессий, требованиями, которые предъявляются к современному работнику. Школьники могут определить для себя профессиональный тип личности с помощью профориентационной диагностики, результаты которой помогут им при выборе будущей профессии. Во время проведения интерактивных методов работы у школьников формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы.
Кроме того, центры занятости принимают участие в ярмарках вакансий в образовательных организациях (учреждениях) высшего и среднего профессионального образования, которые позволяют молодому специалисту встретиться непосредственно с работодателями, получить ответы на интересующие их вопросы, уточнить информацию об условиях труда и режиме работы, системе оплаты труда, основных требованиях к претендентам на вакансию, имеет возможность предложить свою кандидатуру на подходящую вакансию. Молодежь может изучить основные требования к претендентам на работу, порядке оформления, наличии социальной инфраструктуры.
Выпускники вузов за счет непосредственного общения с работодателями, могут более детально определить для себя приоритеты в профессии и карьерном росте.
Так, с начала текущего года с целью реализации права молодежи на выбор профессии, рода занятий и работы с учетом потребностей рынка труда, было проведено 335 выездных профориентационных мероприятий, в которых приняли участие 7646 учащихся различных учебных заведений и которые получили индивидуальную профессиональную консультацию с использованием психодиагностического тестирования 5639 человек.
Также центрами занятости Донецкой Народной Республики регулярно проводятся информационные семинары по технике поиска работы (источники вакансий, составление резюме, подготовка к собеседованию с работодателями, для лиц, имеющих инвалидность, для лиц, не имеющих опыта работы). В ходе таких мероприятий специалисты центра занятости консультируют по вопросам выявления индивидуальных способностей и склонностей к различным видам профессиональной деятельности.
Однако рынок труда требует определенных знаний от молодого специалиста, которые отличаются от того, какие знания получают во время обучения и с какими приходят трудоустраиваться на выбранную работу, а работодатель в свою очередь требует определенных профессиональных навыков относительно вакантного рабочего места.
В то же время, студенты дневной формы обучения не имеют возможности совмещать обучение в вузе и рабочую практику, а учебное заведение не всегда предоставляет места для прохождения производственной практики.
Основной проблемой молодежного рынка труда специалисты называют неустойчивость спроса и предложения. Эта неустойчивость связана с изменчивостью ориентации молодежи, ее социально профессиональной неопределенностью. Многие молодые люди, получив диплом, не могут точно сказать, какую работу и в какой области им хотелось бы получить. Они пробуют себя в разных сферах деятельности, часто меняют работу. Естественно, что работодатель хочет видеть у себя в штате сотрудника, который нацелен на развитие в профессии и обладает зрелой мотивацией к выполнению трудовых обязанностей [1].
Для формирования по-настоящему правильного представления о возможностях, которые могут дать вузы, и для наиболее полного понимания, что представляет собой та или иная профессия, активная работа с молодежью должна начинаться со школьной скамьи [2]. На сегодняшний день в Донецкой Народной Республике, необходимо усиление профориентационной работы среди незанятой молодежи, направленной на обеспечение условий для профессионального самоопределения личности, осознанного выбора вида трудовой деятельности, профессии, на основе индивидуальных особенностей человека и с учетом потребности рынка труда, а также с целью проведения превентивных мероприятий, направленных на предупреждение безработицы.
Литература
1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010.
2. Вязова Н.С., Воронина Е.В. Профориентационная работа как направление государственной политики в сфере занятости молодежи. - СПбГУСЭ
3. [Электронный ресурс] Республиканский центр занятости Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики http://rcz-dnr.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.