Профориентационные игры на уроках технологии можно использовать как самостоятельные занятия, а можно сочетать их с другими формами работы.
В учебной программе 9 класса на изучение технологии сфер профессиональной деятельности отводится 5 часов. Чтоб урок не превращался в сухое изложение нового мате-риала, я стараюсь разнообразить его игровыми моментами, включающими проведение ролевых игр: «Для чего я учусь?», «Остров», «Угадай профессию» и т.д,; викторин; отгадывание загадок, составление сказок.
Профориентационные игры на уроках технологии.docx
Профориентационные игры на уроках технологии
"Выберите себе работу по душе,
и вам не придется работать
ни одного дня в своей жизни"
Конфуций
“Человек рождается два раза» говорят в народе, считая вторым его рождением
выбор профессии. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество –
специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность. Например, бытует
легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда
рождается ребенок и только начинает чтото понимать, мать берет его ладошки и
показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква “М” по
голландски означает – “человек”. А если перевернуть – латинская “W”,что означает “work”
“работа”. Человек и работа и большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое
призвание.
Сформировать у учащихся готовность к труду, познакомить их с плюсами и
минусами существующих профессий – одна из главных задач учителя технологии. Педагог
должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, интересов и способностей
школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на
личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач
подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
Учителю всегда хочется иметь на своем уроке своеобразную «изюминку», которая бы
вызвала у учащихся интерес к изучаемой теме и служила бы опорным сигналом для
восстановления в памяти ранее изученного материала. Какие уроки учащимся лучше всего
запоминаются? Это уроки игрового характера. Игровой подход вносит в учебный процесс
дух поиска, соревнования, творчества, стимулирующие познавательную активность
учащихся.
Профориентационные игры на уроках технологии
можно использовать как
самостоятельные занятия, а можно сочетать их с другими формами работы.
В учебной программе 9 класса на изучение технологии сфер профессиональной
деятельности отводится 5 часов. Чтоб урок не превращался в сухое изложение нового
материала, я стараюсь разнообразить его игровыми моментами, включающими проведение
ролевых игр: «Для чего я учусь?», «Остров», «Угадай профессию» и т.д,; викторин;
отгадывание загадок, составление сказок.
Рассмотрим одну из наиболее доступных и распространенных ролевых игр «
Оптимист» и «Пессимист». Цель ее – оказание помощи учащимся в профессиональном
самоопределении, профессиональная информация. В начале игры учащиеся объединяются
в две численно равные команды. Предварительно необходимо разъяснить им значение слов
«Оптимист» и «Пессимист». Затем называется несколько профессий разных типов (по
типологии Е.А. Климова) и предлагается участникам команд с учетом своей роли назвать
максимальное количество их позитивных и негативных характеристик. Если игра
проводится как самостоятельное занятие, то целесообразно предложить учащимся
профессии разных типов: учитель, дизайнер ландшафта, экономист, программист.
Для подготовки школьникам дается 5 минут. За это время они могут посоветоваться
друг с другом, навести необходимые справки в заранее подобранной литературе. Учитель
предупреждает игроков, что характеристики названных профессий должны быть кратко
сформулированы и обоснованы. При ответе они должны осветить следующие вопросы (составить профессиограмму):
Какое значение имеет данная профессия для общества? Какой труд – автоматизированный
или ручной – в ней используется? Предполагает ли данная профессия тесное общение с
людьми? Имеет ли медицинские противопоказания? Где ее можно получить?
Выступают команды поочередно и за каждую обоснованную характеристику
получают по 1 баллу. Выигрывает команда, набравшая наибольшее их количество. Учитель
может корректировать и дополнять ответы выступающих.
Нередко при разборе профессии одна и та же характеристика рассматривается как
положительная и отрицательная (например, частые командировки привлекательны для
одних и неудобны для других). В этом случае команды должны привести в качестве
примера жизненную ситуацию, подтверждающую их точку зрения.
Предлагаю для рассмотрения одну из самых распространенных профессий –
профессию юриста (нотариуса, адвоката).
Оптимисты
1.Высокий авторитет
2.Работа, имеющая общественное значение
3.Высокая зарплата
4.Встреча с интересными людьми
5.Использование современной техники
6.Возможность открытия собственного дела
7.Возможность достижения политического
успеха
Пессимисты
1.Большая ответственность
2.Трудности в получении образования
(большой конкурс, высокая стоимость
обучения)
3.Трудности, связанные с устройством на
работу
4.Постоянное общение с людьми
5.Нервные перегрузки
6.Хорошо поставленная речь
7.Постоянное изучение юридических
документов
Анализ таблицы помогает определить, какая из команд проявила большую
осведомленность об особенностях работы данного специалиста. Для того, чтобы
представление учащихся об этой профессии было более объективным, учитель задает
несколько наводящих вопросов или сам перечисляет недостающие характеристики:
требование печатных работ, авральная работа, возможность карьерного роста.
В заключении рекомендую обратиться к игрокам с вопросами: «Кто из вас хотел бы
выбрать эту профессию? Кому в команде она больше всего подходит? Что вас особенно
привлекает в ней?»
С помощью описанной игры старшеклассники учатся объективно анализировать
различные профессии, учитывать их требования к человеку, задумываются над наличием
требуемых качеств у себя.
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из
них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты
хочешь стать после школы?» старшеклассники не всегда могут ответить. Многообразие
выбора профессий и специализаций, возможности для образования и обучения, новые
экономические условия жизни вот лишь небольшая часть тех причин, побуждающих
людей уделять все более пристальное внимание вопросам собственной профессиональной
жизни и карьеры.
Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и
рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него
лучший выбор из всех возможных, соответствующий его способностям и стремлениям. Список литературы.
1.Беркимбаева Ш.К. «Образование в Казахстане: проблемы и перспективы». –
Алматы, 2008.
2.Вершинин С.И., «Сравнение профессиональных интересов учащихся с
требованиями профессии», журнал «Школа и производство», 1996, № 6
3.Джусубалиева Д., Мынбаева А., «Закономерности образовательного процесса
и информационное общество», Высшая школа Казахстана, 2001. – №1. С. 5359.
4.Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», методическое
пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1997
5.Романова Е.С. «99 популярных профессий. Психологический анализ и
профессиограммы», 2 изд. СПб.: Питер, 2006
6. Шеховцова Л., Шеховцов О., «Психологическое сопровождение выбора профессии
в школе», СПб.: ООО Издательство «СевероЗапад»; Ростов н/Д.: Издателсьво «Феникс»,
2006.
7.Энциклопедическое издание «Мир профессий», Москва, издательство «Молодая
гвардия», 1988
Профориентационные игры на уроках технологии
Профориентационные игры на уроках технологии
Профориентационные игры на уроках технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.