Профориентация Методика диагностики.
Оценка 4.8

Профориентация Методика диагностики.

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
8 кл—9 кл
25.02.2018
Профориентация  Методика диагностики.
Методика диагностики интересов и склонностей ДДО (Дифференциально-диагностический опросник ) Инструкция : Предположим, что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей (а или б), чтобы вы предпочли? Если указанная деятельность вам нравится, то в бланке ответов под тем же номером поставьте – «+»; если не нравится – «–». Например: 3а + ; 3б – и т.д. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу.
Профориентация Методика диагностики.docx
Профориентация Методика диагностики Методика диагностики интересов и склонностей ДДО (Дифференциально-диагностический опросник ) Инструкция : Предположим, что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей (а или б), чтобы вы предпочли? Если указанная деятельность вам нравится, то в бланке ответов под тем же номером поставьте – «+»; если не нравится – «–». Например: 3а + ; 3б – и т.д. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу. Вопросы: Что бы вы предпочли? 1. а) Ухаживать за животными. б) Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). 2. а) Помогать больным. б) Составлять таблицы, схемы, программы для компьютеров. 3.а) Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, кассет, дисков. б) Следить за состоянием, развитием растений. 4. а) Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.). б) Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать. 5. а) Обсуждать научно-популярные книги, статьи. б) Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты). 6 а) Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). б) Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). 7 а) Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты). б) Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. 8. а) Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.п.). б) Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке концертов, КВН, дискотек). 9. а) Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. б) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. 10. а) Лечить животных. б) Выполнять вычисления, расчеты. 11. а) Выводить новые сорта растений. б) Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома продукты питания и т.п.). 12. а) Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). 13. а) Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности. б) Наблюдать, изучать жизнь микробов. 14. а) Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. б) Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах. 15. а) Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах. б) Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые). 16. а) Делать лабораторные анализы в больнице. б) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. 17. а) Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. б) Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов. 18. а) Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т.п. б) Играть на сцене, принимать участие в концертах, КВН и пр. 19. а) Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. б) Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. 20. а) Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса и сада. б) Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, наборной машине, клавиатуре компьютера и др.). Бланк ответов 1б 1а 4а 3б 6а *** 7б *** 9а *** *** 10а 11а 11б 14а 13б *** 16а *** 17б 19а *** *** 20а Человек- Человек- природа техника 2б 5а *** *** 9б 10б 12б 15а *** *** 19б 20б Человек- знаковая система 2а 4б 6б 8а *** *** 12а 14б 16б 18а *** *** Человек- человек 3а 5б 7а 8б *** *** 13а 15б 17а 18б *** *** Человек- художест- венный образ Обработка результатов : После заполнения бланка ответов подсчитайте количество «+» и «-» в каждом столбике, найдите их алгебраическую сумму. Это число и будет показателем склонности к одному из типов профессий. Все значения могут быть от 0 до 8 баллов. Максимальное количество баллов в определенной степени указывает на преобладающее проявление профессиональных склонностей к данной группе профессий. При получении одинакового количества баллов (6-8 баллов к двум и более группам профессий можно делать вывод о том, что интересы выражены во всех этих областях). При получении 2-4-х баллов к трем и более типам профессий можно говорить о том, что ваши интересы широки, не ярко выражены и ваши профессиональные склонности осознаются вами недостаточно. Рекомендации по интерпретации полученных результатов : 1. Человек – Природа . Вас могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на объекты природы: животный мир, растения, микроорганизмы. В этом типе можно выделить профессии, связанные с природопользованием, охраной природы, профессии сельскохозяйственного труда и перерабатывающей сельскохозяйственные продукты промышленности. Люди, охраняющие наши природные богатства, имеют профессии эколога, лесника, инспектора рыбоохраны. К профессиям этого типа относятся также такие профессии, как геолог, метеоролог, океанолог, биолог, ботаник и др. Человеку, выбирающему профессию этого типа, необходимы любовь к животным и растениям, хорошее воображение, наблюдательность, физическая выносливость, высокая работоспособность. Большие требования в этом типе профессий предъявляются к наблюдательности, которая необходима и при уходе за растениями и животными, и при изучении природных факторов, и при поиске природных ископаемых. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью личности, направленной на внешний мир. Кроме этого, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями, необходима физическая выносливость, сила, ловкость. Деятельность большинства профессий данного типа не имеет ни жесткой регламентации, ни заданных алгоритмов и темпов - поэтому нет и жестких требований к эмоциональной устойчивости, психическим процессам. В силу того, что профессии этого типа характеризуют отношение человека к природе, для профессий типа «человек - природа» более важными оказываются личностные качества - склонность к творчеству, любовь к природе, всему живому, аккуратность, добросовестность, хорошая наблюдательность, а в ряде случаев особое терпение, настойчивость, выдержка, способность к планированию и прогнозу, самостоятельность в мышлении и поведении. Примеры профессий: агроном, биолог, биохимик, механизатор, садовод, животновод, работник теплицы, птицевод, зоотехник, ветеринар, кинолог, семеновод, ботаник и др. 2. Человек – Техника .Вас могут заинтересовать профессии, связанные с техникой, различными техническими системами, машинами, механизмами, аппаратами, объектами неживой природы. Область техники следует понимать очень широко, так надо учитывать, что к области техники относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы: ткани, пластмассы и разные другие полуфабрикаты. Поэтому тип профессий «человек - техника» является самым большим по объему и разнообразным из всех типов. Сюда относятся все профессии, включающие в процесс трудовой деятельности различные манипуляции с объектом или сам объект. Особенность технических объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении от работника требуется точность, определенность действий. В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательности. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успеха в данной области. Несмотря на разнообразие профессий этого типа, как-то: а) огромная разница в величинах объектов труда - от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора, б) различное состояние объектов труда и операций с ним - бурение нефтяной скважины или прокат трубы; в) разнообразие средств и орудий труда - от гигантского экскаватора до тончайшего микроскальпеля, у всех у них есть общее: непосредственное, с помощью органов чувств или опосредованное, инструментарное оперирование объектом в пространстве. Человеку, выбирающему профессии этого типа, необходимы: физическая и психологическая выносливость, хорошее зрительное и слуховое восприятие, развитое образное пространственное мышление, хорошая координация движений. В технической деятельности, технических способностях следует различать три стороны: - техническое понимание - умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств; - техническую исполнительскую деятельность, которая требует умения обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам; - конструктивно-техническую деятельность - улучшение существующих и создание новых технических конструкций и изделий. Ведущими свойствами в технических способностях следует считать техническое мышление (понимание и творческое, самостоятельное решение новых задач) и пространственное воображение. Поэтому для выполнения трудовой деятельности человеку в типе профессий «человек — техника» необходимо иметь пространственно- образное представление, уметь оперировать объектом в уме, иметь его пространственно временную развертку — техническое мышление, умение концентрировать и переключать внимание, зрительно- моторную координацию, ловкость движений, ручную умелость. Показателем хорошего уровня развития пространственного мышления может служить успешность в геометрии, стереометрии, черчении. Примеры профессий: шофёр, токарь, слесарь, инженер-конструктор, киномеханик, инженер-радиотехник, инженер-строитель и др. 3. Человек – Человек .Большая часть времени у представителей профессий данного типа посвящена работе с людьми. Эти профессии связаны с обучением и воспитанием, обслуживанием людей, с руководством людьми. Непременным условием успешной профессиональной деятельности всех специальностей этого типа является профессиональное общение — необходимость устанавливать контакты с другими людьми. Потому для них характерна коммуникативность (общительность), эмпатия (способность к сопереживанию), самообладание и выдержка, организационные умения. Умение точно, правильно и быстро реагировать на внезапно возникшую ситуацию, самообладание, высокая реактивность — совершенно необходимое качество хирурга, но это же качество не так уж нужно, например, официанту. Доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию - качества, которые очень хочется видеть в любом человеке. Но для педагога и врача они профессионально необходимы, без них просто невозможно честно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности. Если человек не обладает терпением и выдержкой при взаимодействии с другими людьми, невнимателен к ним, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессии типа «человек — человек». Внутри этого типа выделяют шесть подтипов: I подтип - работники просвещения, II подтип - работники торговли и общественного питания, III подтип - работники социально-бытового обслуживания, IV подтип - медицинские работники, V подтип - культпросветработники, VI подтип - работники юстиции. У всех работников этого типа профессий есть общие для них особенности. 1. Направленность личности на тип деятельности в области межличностных отношений (обращенность своего «я» к другим людям). 2. Общительность как легкость вступления в общение. 3. Эмпатия - способность к сопереживанию. 4. Социальный интеллект - чистота, четкость, эмоциональная выразительность. 5. Речь - чистота, четкость, эмоциональная выразительность. 6. Внешность - экспрессия лица и поведения. 7. Умение управлять собой и другими людьми. Поэтому специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек - человек» являются коммуникативность, эмпатия, самообладание и выдержка, такт, организационные умения. Коммуникативность человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку, интересе к людям. А организаторские склонности проявляются в способности к само- стоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности. Профессии этого типа требуют от человека умений устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, требуют подготовки к какой-либо области производства, науки, техники, искусства. Примеры профессий: работники медицины, культуры, сферы обслуживания, юрист, педагог, тренер, журналист и др. 4. Человек – Знаковая система. Вас могут заинтересовать группы профессий, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков, на создание систем условных знаков, на оформление документов и схематическое изображение объектов. Внутри типа профессий «человек — знаковая система» по форме знаковых систем выделяются следующие классы профессий. A. Оперирование словесными (вербальными) знаковыми системами. В словесной форме информация создается (лингвисты, историки, философы), обрабатывается (корректоры, редакторы), размножается (машинистки, наборщики и операторы фотонаборных автоматов), анализируется (библиографы, инженеры по научно-технической информации, нотариусы), хранится (паспортистки, архивисты и архивариусы), передается пользователям (сортировщики почтовых отправлений и произведений печати, почтальоны, телефонистки, телеграфисты). Б. Оперирование абстрактно-формализованными знаками (математический язык). Широко распространены математические и химические знаковые системы. Математики, астрономы, механики, экономисты, физики, химики создают научную информацию. Бухгалтеры, метрологи, статистики, программисты операторы и другие анализируют и обрабатывают такую информацию. B. Оперирование наглядно-схематическими знаковыми системами (наглядно-схематическая документация). Чертежники, картографы, топографы, штурманы изучают и оперируют внутренними, скрытыми от глаз свойствами машин, механизмов, явлений. Г. Оперирование наглядно-схематическими знаками как средством отображения информации в системах управления (профессии диспетчерско-операторского типа). Операторы-диспетчеры, операторы- технологи, машинисты (водители транспортных средств) и др. Профессионал типа «человек - знаковая система» должен обладать хорошо развитыми всеми свойствами внимания (концентрацией, переключением, распределением и устойчивостью); вербальной памятью (память на знаки, символы, слова) и вербальным (логическим) мышлением; оперативностью и подвижностью нервной системы, а также такими качествами, как аккуратность, усидчивость, добросовестность. Оперирование различной формой знаковых систем требует соответственно и разных профессионально важных качеств. Так, если при оперировании вербально-знаковыми системами необходима хорошая словесно-логическая память и вербальное мышление, то при оперировании наглядно-схематическими - хорошая образная память и образное мышление. Итак, если у вас хорошо развита память, все свойства внимания, и вы человек наблюдательный, то у вас есть необходимые возможности для овладения профессиями «человек - знаковая система». Примеры профессий этого типа: программист, наборщик, кассир, экономист, геодезист, бухгалтер, телеграфист, библиограф, фармацевт, секретарь - машинистка, учёный - теоретик и другие. 5. Человек – Художественный образ . Вас могут заинтересовать профессии, направленные на художественные объекты или условия их создания. Сюда относятся специальности, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актёрско-сценической деятельностью. Представители профессий типа «человек - художественный образ» занимаются эстетическим преобразованием окружающего мира, вносят в него красоту и гармонию. Одни профессионалы этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают. Для этого типа профессий характерно деление на творческие профессии (художник, музыкант, актер, архитектор, модельер, писатель), рабочие профессии (маляр, ретушер, резчик, парикмахер, косметолог, портной, повар, закройщик, фотограф, вышивальщица, кружевница, мозаичник). Содержание деятельности рабочих профессий заключается в репродуцировании художественного образа с помощью различных средств и орудий труда, поэтому в профессионально важные качества наряду с образным мышлением и памятью входят и такие, как мышечно-кинетическая чувствительность, координация движений, пространственные представления, т. е. качества, являющиеся профессионально важными и для типа профессий «человек -художественный образ ». Специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек - художественный образ» являются образное мышление и образная память, пространственное воображение, ручная умелость (мануальные способности), а также специальные способности к разным видам художественной деятельности. Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям, таким как, например, для хореографа - к танцевально-музыкальным, для дирижера - к музыкальным и организаторским, для ювелиров, художников-декораторов - к художественной культуре и т. д. Выбор профессий, связанных с искусством, должен основываться на интересах, склонностях, положительном опыте и степени овладения навыками, а также на рекомендациях экспертов (квалифицированных специалистов) в этой области. Однако такая оценка может зависеть от художественных вкусов, предпочтений и пристрастий, т. е. может быть довольно субъективной. Если вы занимались пением, музыкой, рисованием, лепкой, танцами, театром, пантомимой, поэзией или литературным творчеством, вышивкой и др., то специальные способности у вас, наверное, уже проявились Примеры профессий: художник-оформитель, музыкант, фотограф, ювелир, ретушёр, хореограф, маляр, вышивальщица, росписчик дерева, керамики, архитектор, садовод-декоратор, модельер и др.

Профориентация Методика диагностики.

Профориентация  Методика диагностики.

Профориентация Методика диагностики.

Профориентация  Методика диагностики.

Профориентация Методика диагностики.

Профориентация  Методика диагностики.

Профориентация Методика диагностики.

Профориентация  Методика диагностики.

Профориентация Методика диагностики.

Профориентация  Методика диагностики.

Профориентация Методика диагностики.

Профориентация  Методика диагностики.

Профориентация Методика диагностики.

Профориентация  Методика диагностики.

Профориентация Методика диагностики.

Профориентация  Методика диагностики.

Профориентация Методика диагностики.

Профориентация  Методика диагностики.

Профориентация Методика диагностики.

Профориентация  Методика диагностики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018