Все педагоги работают в направлении широкой профессиональной ориентации выпускников, не ограничивая их узким профилем конкретной школы. Все мы можем помочь им самоопределиться, просто задуматься о вариантах выбора. В том числе - помочь и средствами одной отдельно взятой дисциплины - информатики
profinform.doc
Анисимова Елена Анатольевна, учитель информатики МОУ «Гимназия №17» г.Петрозаводска (Республика Карелия)
Профориентация на уроках информатики
«Выпускник должен…», «выпускник научится…», … А кто он –
вчерашний выпускник, освоивший все стандарты, и что он сможет теперь?
Я работаю в гимназии с углубленным изучением английского языка (во
211 классах), литературы и обществознания (в 1011 классах). Но это отнюдь
не означает, что большинство наших выпускников – гуманитарии. Статистика
показывает, что многие бывшие гимназисты становятся успешными физиками,
медиками, инженерами, строителями, …, сумев выбрать из всего
предлагаемого миром многообразия то, что им интереснее, и получив в школе
всеголишь базовые знания по важному для себя предмету. Рада, что все мы –
педагогический коллектив – работаем в направлении широкой
профессиональной ориентации выпускников, не ограничивая их узким
профилем школы. Повышая в рамках урочной и внеурочной деятельности
уровень их осведомленности обо всех возможностях, показывая все
доступные пути, мы помогаем им сделать их выбор более компетентным.
В этом аспекте мне как учителюпредметнику важно, чтобы
обучающиеся на моем уроке информатики не просто формально выполнили
требующиеся задания, но и вписали их в систему своих жизненных ценностей,
нашли место каждому изучаемому элементу в обычной жизни
некомпьютерщика,
неинформатика,
неITшника (не умаляя и интересы
будущих специалистов компьютерной сферы).
Зачастую сталкиваюсь с тем, что ребенок уже в 78 классе кемто
(собой или извне) ориентирован на узкую сферу профессиональной
деятельности и мало что представляет о смежных или абсолютно рознящихся
видах деятельности просто в силу того, что он о них даже не задумывался.
Повода не было. Мотивации не было. Подходящего времени не было. Не было
задачи увидеть все разнообразие профессиональных интересов, доступных Анисимова Елена Анатольевна, учитель информатики МОУ «Гимназия №17» г.Петрозаводска (Республика Карелия)
каждому из них. Один из первоначальных вопросов при встрече – «откуда ты
знаешь, что не хочешь быть архитектором (например)?» уже заставляет и
ребенка, и окружающих задуматься о том, что действительно, слишком мало
пока у нас знаний, чтобы принимать решение.
Да и выбрав себе за наиболее вероятную одну профессию, обычно
представляют ее смутно, в общих очень размытых чертах, что допустимо на
ступени ООО, но не на старшей ступени.
Вот и стараемся разными способами в процессе освоения информатики,
физики, истории, музыки и т.д., во внеурочной деятельности, в личном
общении совместно расширить круг интересов, развивая компетенции.
Цели видоизменить выбор будущего выпускника школы, естественно, не
ставлю. Моя цель – показать, что есть еще .. и … и …. И вот теперь – зная
много, пробуя моделировать и там, и тут, сам делай выбор!
Изучение курса информатики (в нашей школе (ГОС) это 8 класс)
поясняем,
начинаем с того, что «представляемся» специалистом в конкретной области и
с какой информацией имеем дело в работе. Попутно
классифицируем информацию по видам, способам восприятия и возможности
автоматизации ее обработки с помощью компьютера.
Рассматривая базы данных, вспоминаем известные из жизни примеры
БД в различных сферах деятельности человека, профессиональных и
бытовых, обсуждаем их сходства и различия. Вопрос «пользуетесь ли вы сами
какойлибо БД?» сначала ставит в тупик и вызывает отрицательный ответ, но
при обсуждении становится понятным, что все используют БД (или
информационные системы), не называя их явно так. Следующий вопрос –
«какими БД пользуются ваши родители для решения рабочих вопросов?», и
тогда окончательно становится понятно, что всем специалистам нужна Анисимова Елена Анатольевна, учитель информатики МОУ «Гимназия №17» г.Петрозаводска (Республика Карелия)
информация, нужны БД и даже модель информационной деятельности
профессионала уже прорисовывается более четко.
Затем после изучения основ управления проектируем свою собственную
индивидуально выбранную обучающимся,
под определенную,
БД,
профессиональную потребность, учитывая необходимость обработки
конкретных данных и их взаимосвязь с другими данными и БД. Обязательным
является наличие в табличной БД полей как минимум 4 разных типов. По
смоделированной БД строим запросы, отчеты, формы, выбор данных и
макета для них по желанию автора. На «защите» своего проекта от
одноклассников получаем вопросы о том, что еще могла бы эта БД
предоставить пользователю, или каких данных не хватает.
Оценивается активность зрителей и их творческий вдумчивый подход к
возможностям конкретной БД с предложением проверить ее функционал для
определенной профессиональной ситуации (например, в формулировке:
«пришел запрос из налоговой полиции о том, есть ли у вас на предприятии
такието объекты с такимито характеристиками» или т.п.). Таким образом,
происходит новое погружение в сферу профессиональных обязанностей не
только выбранного учащимся лично специалиста, но и предпочитаемого
«соседом».
Как письменная проверочная работа без необходимости практической
реализации предлагается смоделировать БД, к ней по 1 отчету, запросу,
форме, для назначенного педагогом или «по жребию» специалиста
профессионала с тем, чтобы и проверить уровень усвоения основных понятий
по теме, и выявить их практическое значение для обучающегося, и «повернуть
лицом» в сторону не рассматривавшейся им ранее сферы деятельности для
анализа ее потребностей и попутно выявления своего отношения к этой
профессии на данном этапе времени. Анисимова Елена Анатольевна, учитель информатики МОУ «Гимназия №17» г.Петрозаводска (Республика Карелия)
С 11 классами, рассматривая информационные системы, каждый
строит свою небольшую ИС в виде 3хстраничного Webдокумента с
описанием
(или
привлекательности
профессии,
ближайших
предпочтительных) мест обучения специалистов и возможных мест
трудоустройства, затем сливаем эти готовые минипроекты вместе в единую
ИС сначала по отраслям знаний, затем общую для класса или параллели.
Каждый раз слышу удивление 11классников по поводу «ого, как,
оказывается, велик разброс наших профессиональных интересов!», что само
по себе тоже настраивает на побуждение интереса к выбору одноклассника и
попытке понастоящему понять «почему так?», что же интересного нашел для
себя N в этом ремесле.
В качестве готового «профессионального» примера знакомимся с
опубликованной в сети ГИС «Образование в Республике Карелия», в которой
требуется рассмотреть профессию, абсолютно не связанную с выбранной
ранее. На этом примере и реализуем региональный компонент, популяризуя
местные информационные продукты и демонстрируя широкий выбор
вариантов обучения в своем регионе, и «вынужденно», по заданию учителя, на
время смещаем акцент в сторону другой профессии.
Тема «Электронные таблицы» дает не меньший простор
профориентации. Изучив теорию ЭТ, прошу каждого привести примеры
таблиц из разных учебников – разных областей знаний. Иногда оказывается
кстати «диспут» о том, в чьей рабочей жизни таблиц больше – делим класс на
группы и каждая отстаивает свою позицию, приводя примеры табличных
данных.
Позже каждому надо смоделировать таблицу с числовыми данными для
профессионала в области …. и показать примеры обработки этих данных с
помощью арифметических, логических, статистических функций. Анисимова Елена Анатольевна, учитель информатики МОУ «Гимназия №17» г.Петрозаводска (Республика Карелия)
Информатизация общества также позволяет задуматься в нужном
ключе о выборе пути. Разбиваемся на 2 «лагеря» и отстаиваем каждый свою
точку зрения: 1 – «теперь без ПК и сети уже никуда», 2 – «и без ПК можно
быть успешным в общении и профессии, и это даже лучше!». Здесь кроме
бытовых и коммуникативных примеров (на них тоже делаем немалый упор,
учитывая захватившие все поколения мессенджеры, социальные сети, SMS и
т.п.
рассматриваем профессиональные нужды различных
сервисы),
специалистов – от космонавтов до дворников с разных точек зрения: и
потребности, и возможности, и необходимости, и обоснованности.
Подключается каждый ученик, высказывая свои «за»/«против» и подкрепляя
их узкоспециализированными примерами, т.к. общие слова «ПК нужен всем»
не принимаются как аргумент.
Обсуждаем и произошедшие после информационной революции
изменения в обязанностях и действиях специалистов, появившиеся новые
возможности и возможные перспективы. Столько открытий делаем!
Сравнивая на примере своих родителей информатизированность и
автоматизированность труда, приходим к выводу, что даже за одно поколение
людей случился большой прорыв в технологиях.
И это – не все примеры и возможности, поле профессиональной
ориентации в рамках одного урока информатики очень обширно. И, хочется
верить, благодатно! По реакции обучающихся становится понятно, что им
это полезно и интересно.
Значит, «наш скорбный труд не пропадет», наш вчерашний выпускник
будет более социально адаптирован и лучше профессионально ориентирован.
И еще одним успешным грамотным мотивированным специалистом своего
дела станет больше!
Профориентация на уроках информатики
Профориентация на уроках информатики
Профориентация на уроках информатики
Профориентация на уроках информатики
Профориентация на уроках информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.