Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ровеньковская школа №5 им. «Молодой гвардии»
Методическая разработка
профсоюзного урока
«Российские профсоюзы. История и современность»
9 класс
Подготовила
классный руководитель 9 класса
Титаренко Елена Павловна
г. Ровеньки
2023
Тема: Российские профсоюзы. История и современность.
Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью профсоюзов как гражданского института российского общества, заложить основы к способам защиты своих трудовых прав; способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора общественной жизни России.
Задачи урока:
Обучающая: проследить историю создания профсоюзов в России; ознакомится с его целями, задачами, функциями;
Развивающая: развивать у учащихся навыки критического и аналитического подходов к процессам происходящих в политической жизни современной России, тем самым повышая уровень правовой культуры; способствовать умению анализировать информацию о профсоюзном движении как важном элементе гражданского общества;
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, формировать умения, отстаивать свои права, достигать содержательных компромиссов при решении конкретных жизненных проблем; способствовать повышению мотивации участия молодежи в профсоюзном движении.
Оформление и оборудование:
Компьютер, проектор, экран, эпиграф урока, презентация по теме, Конституция РФ, Конституция ЛНР, Трудовой кодекс РФ, Трудовой кодекс ЛНР, Закон о профсоюзах РФ, Закон о профсоюзах ЛНР, термины- профсоюзы, тред-юнионы; даты-
1792 г. – Англия – появились первые профсоюзы,
1824 г.- фактическая легализация тред-юнионов,
1905 г.- первые профсоюзы рабочих в России.
Тип урока: изучение нового материала с применением мультимедийного оборудования.
Ход урока
I. Организация учебной деятельности.
(Учитель знакомит учащихся с темой, целью и задачами урока)
Учитель: У нас сегодня необычный урок- профсоюзный урок. Урок посвящен профсоюзному движению. Тема нашего урока «Российские профсоюзы. История и современность». Цель и задачи нашего урока заключаются в следующем:
познакомиться с деятельностью профсоюзов, проследить историю создания профсоюзов в России, научиться анализировать информацию о профсоюзном движении и роли профсоюзов в политической жизни современной России, научиться умению отстаивать свои права при решении конкретных жизненных проблем.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
(Учитель в форме рассказа и беседы мотивирует учащихся к изучению новой информации, побуждает к изучению законов РФ, нормативных документов, делает упор на значимость и актуальность данной темы урока в формировании активной жизненной позиции учащихся)
Учитель: В нашей повседневной жизни если возникают проблемные ситуации, то дети идут за помощью к родителям, учащиеся ищут помощи у своих товарищей или учителей, а рабочие у коллектива в лице профсоюза. Я хочу обратиться к эпиграфу нашего урока:
«О светлом будущем заботятся политики,
О светлом прошлом историки,
О светлом настоящем профсоюзы»
В рабочих тетрадях вам нужно записать число, тему урока и план урока. На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
1. История образования профсоюзов.
2. Возникновение профсоюзного движения в России.
3. Нормативные документы, функции и полномочия профсоюзов.
4. Роль профсоюзов в жизни общества.
Учитель: Ребята, нам нужно понять, что такое профсоюз, я обращаю ваше внимание на доску.
Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных между собой общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально - трудовых прав и интересов.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Тема урока для нас с вами не совсем обычная, но и нельзя сказать, что о ней мы ничего не слышали, и чтобы более подробно и интересно тему изучить, предварительно сформированы три группы учащихся, каждой из которых было дано опережающее задание. Сейчас следует представить нам результаты своей работы.
Первая группа «Историки» - расскажет нам о истории образования профсоюзного движения, как и где оно зародилось, о возникновении профсоюзов в России, через какие трудности оно прошло.
Вторая группа «Юристы» - расскажет о нормативных документах регламентирующих деятельность профсоюзов. Их задачи, функции и полномочия.
Третья группа «Современники»- расскажет как стать членом профсоюза, о роли профсоюзов в жизни общества и молодежи сегодня.
Учитель: Ребята, раскрывая сущность своего вопроса и предоставляя подготовленную информацию, один представитель от каждой группы, свой рассказ будет сопровождать презентацией по своему вопросу.
И так, слово предоставляется группе «Историки»
Ученик: Профсоюзы берут свое начало в древности... Коллегии (collegium) B Древнем Риме - это первые объединения лиц по принадлежности к той или иной профессии. Давайте вспомним историю Англии, а точнее, вспомним историю возникновения профсоюзного движения в мире.
XVIII век - в Англии промышленная революция, поэтому, вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в наиболее промышленно развитой стране мира - Англии. В Англии профсоюзы назывались тред-юнионы. Один из самых первых тред-юнионов считается созданный в 1792 году союз прядильщиков Ланкашира.
Первоначально предприниматели проявляли нетерпимость к профсоюзам, а именно: вводили специальные законы, запрещающие рабочие союзы. Была введена даже уголовная ответственность за членство в таких организациях. Но все эти законы не смогли усмирить рабочих, а наоборот, стимулировали их объединяться в борьбе за свои права. И как следствие этого - в 1824 году произошла фактическая легализация тред-юнионов.
Демонстрация презентации
Слайд №1
Ученик: А что же в России?
- в России профессиональные союзы стали первой формой организации, наиболее доступной широким массам. Именно с образованием профсоюзов на рубеже XIX и XX веков начинается становление российского пролетариата. Однако возникновение профсоюзов в России не было единовременным актом. Оно заняло целую историческую полосу российского рабочего движения - революцию 1905 - 1907 гг. - и получило неоднозначную оценку в общественном сознании.
За исходный пункт брали установление царем 4 марта 1906 г. «Временных правил о профессиональных обществах». Кадеты не признавали самочинные революционные профсоюзы, возникшие на гребне мощной стачечной борьбы 1905 г., и считали законными лишь «чистые», санкционированные царским правительством профессиональные объединения рабочих.
Ученик: Большевики же во главе с В.И. Лениным утверждали, что профсоюзы - это новые организации пролетариата России, возникшие на гребне развернувшегося в 1905 г. стачечного движения. Профсоюзы были открытыми, массовыми, классовыми объединениями рабочих и строились по производственному признаку. В период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 - 1917 гг.) многим профорганизациям приходилось действовать в нелегальных условиях, почти все межсоюзные органы, координирующие деятельность профессиональных союзов, были разгромлены. Победа февральской революции создала благоприятные условия для легальной деятельности профсоюзов России. После свержения самодержавия в их развитии и борьбе начался новый этап. В июне 1917 г. состоялась третья Всероссийская конференция профсоюзов, которая сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны. Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС).
Ученик: После Октября 1917 г. в программных документах профсоюзов говорится и о новых функциях этих, организаций, о необходимости заботы о росте производительности труда, повышении эффективности экономики, подчеркивается, что забота о производстве - это и есть забота о человека, о его благосостоянии. Новые российские профсоюзы наряду с традиционными функциями защиты повседневных интересов трудящихся, связанных с улучшением условий труда, быта и отдыха, берут на себя обязанность организации трудового соревнования, вовлечения рабочих и служащих в управление производством, воспитательной работы в трудовых коллективах.
- На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно. В мае 1935 г. И. В. Сталин заявил о своеобразном кризисе профсоюзов. Одним из решений VI пленума ВЦСПС (1937 г.) стало упразднение советов профсоюзов. (Слайд №2)
Слайд № 3
Слайд № 4
Ученик: Великая Отечественная воина (1941 - 1945 гг.) решительным образом изменила формы и методы работы профсоюзных организаций, которые стремились развивать инициативу и активность рабочих и служащих по производству вооружений и всего необходимого для фронта. В послевоенное время главной задачей профсоюзов стала борьба за выполнение и перевыполнение плана восстановления и развития народного хозяйства, развитие трудовой активности трудящихся, улучшение их благосостояния.
Именно к 50 - 70-м годам относится появление целого ряда правовых актов, развивавших и усиливавших права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике.
К середине 80-х годов профсоюзы СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, контролируемую политической системой - КПСС.
Новые жизненные реалии внесли коренные перемены в деятельность профсоюзов России, потребовали от них переосмысления и пересмотра идеологии, целей, задач и функций, форм и методов работы, их адаптации к давно забытым последними поколениями россиян жестким условиям рыночного капиталистического хозяйствования.
- Требования профсоюзного движения (сегодня общая численность составляет более 31 миллиона человек) к власти и работодателям за 100 лет существования в России практически не изменились. Напомним, что 100 лет назад главными требованиями были введение 8-часового рабочего дня, отмена штрафов на производстве и повышение зарплаты. (Слайд № 5)
Ученик: Однако и сейчас работодатели зачастую нарушают право трудящихся на 8-ми часовой рабочий день, повышение зарплаты так же остается одной из главных задач.
Учитель: Предоставляем слово второй группе «Юристы»
Ученик: Правовое положение профессиональных союзов в Российской Федерации сегодня определяется Конституцией, КЗоТом, другими законами (например, о коллективных договорах), соглашениями о занятости населения.
Нормативные документы профсоюзов:
- Устав ООН;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Международный пакт о гражданских и политических правах конвенции;
- Конституция РФ;
- Трудовой Кодекс РФ.
Функции профсоюзов
Организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т. д.);
- регуляция социально-трудовых отношений (в области оплаты труда, организации труда, обеспечения безопасных условий, обеспечение своевременности и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, ограничение заключений срочных трудовых договоров, участие в аттестации кадров, т. д.);
- защитная. Ее легче всего проследить в случае конфликта работника с администрацией. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);
- представительская: (профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной власти, объединениями работодателей);
- контрольная: (которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз контролирует вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников;
- информационная: в период, когда время от времени принимаются законы и решения, ущемляющие права и гарантии трудящихся, а информация о них или не поступает, или же она рассказывает о великих «преимуществах» этих решений.
Слайд № 6
Слайд №7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Учитель: Предоставляем слово третьей группе «Современники», учащиеся расскажут нам, что дает профсоюз и зачем нужен профсоюз в современном обществе.
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17
Ученик: Как стать членом профсоюза:
Право граждан на объединения в профсоюзы гарантировано Конституцией РФ (ст. 30) и Законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст.2). членами профсоюза могут быть работники, занятые в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, лица работающие и обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, достигшие возраста 14 лет, изъявившие желание состоять в профсоюзе, признающие устав, регулярно уплачивающие членские взносы. Прием в члены Профсоюза производится в первичных профсоюзных организациях по личному заявлению, поданному в профсоюзный комитет. Решение о приеме в Профсоюз принимается решением первичной профсоюзной организации. Принятому в профсоюз выдается профсоюзный билет единого образца. Нам обязательно нужно запомнить, что Профсоюз выступает за: Доступное образование и повышение стипендий;
Рабочие места для молодёжи и достойную зарплату;
Создание условий для профессионального роста молодежи.
IV. Закрепление новых знаний учащихся.
Учитель: Ребята, подходя к завершению урока, хотелось бы услышать вашу точку зрения на такой вопрос: Существует мнение, что профсоюз может оказывать некое негативное влияние на экономику. Согласитесь или опровергните данное предположение? (Метод «Мозговой штурм») - например, негативное влияние профсоюзов на экономику (возможные ответы учащихся)
1. Повышение зарплаты работника может привести к появлению безработицы.
2. Повышение зарплаты повышает стоимость товара, что может привести к краху бизнеса.
3. Невозможность уволить работника – члена профсоюза, даже если он плохо работает.
Учитель: Можно ли назвать профсоюзы важным элементом современного гражданского общества? (да-нет, почему?)
Помните, что у вас впереди взрослая жизнь, и каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Главными лозунгами современных профсоюзов стали «Зарплата! Занятость! Законность!», что наиболее отвечает сегодня запросам трудящихся.
Вы будете учиться в высших учебных заведениях или работать. Профсоюз ждет вас в свои ряды. Будущее профсоюзов – за молодежью. Молодежь в профсоюзном движении может и должна изменить сегодняшнюю ситуацию в России.
V. Домашнее задание.
Подготовить ответ на вопросы:
1. Необходим ли трудящемуся человеку профсоюз в XXI веке?
2. Каким должен быть современный профсоюз?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.