Профсоюзный урок "Россйские профсоюзы. История и современность"
Оценка 4.9

Профсоюзный урок "Россйские профсоюзы. История и современность"

Оценка 4.9
doc
22.04.2024
Профсоюзный урок "Россйские профсоюзы. История и современность"
Профсоюзный урок РОШ №5.doc

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

 «Ровеньковская школа №5 им. «Молодой гвардии»

 

 

 

 

Методическая разработка

профсоюзного урока

 «Российские профсоюзы. История и современность»

9 класс

Подготовила

                   классный руководитель 9 класса

Титаренко Елена Павловна

 

г. Ровеньки

 2023

 

Тема: Российские профсоюзы. История и современность.

Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью профсоюзов как гражданского института российского общества, заложить основы к способам защиты своих трудовых прав; способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора общественной жизни России.

Задачи урока:

Обучающая: проследить историю создания профсоюзов в России; ознакомится с его целями, задачами, функциями;

Развивающая: развивать у учащихся навыки критического и аналитического подходов к процессам происходящих в политической жизни современной России, тем самым повышая уровень правовой культуры; способствовать умению анализировать информацию о профсоюзном движении как важном элементе гражданского общества;

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, формировать умения, отстаивать свои права, достигать содержательных компромиссов при решении конкретных жизненных проблем; способствовать повышению мотивации участия молодежи в профсоюзном движении.

Оформление и оборудование:

Компьютер, проектор, экран, эпиграф урока, презентация по теме, Конституция РФ, Конституция ЛНР, Трудовой кодекс РФ, Трудовой кодекс ЛНР, Закон о профсоюзах РФ, Закон о профсоюзах ЛНР, термины- профсоюзы, тред-юнионы;  даты-

1792 г. – Англия – появились первые профсоюзы,

1824 г.- фактическая легализация тред-юнионов,

1905 г.- первые профсоюзы рабочих в России.

Тип урока: изучение нового материала с применением мультимедийного  оборудования.

Ход урока

I.    Организация учебной деятельности.

(Учитель знакомит учащихся с темой, целью и задачами урока)

Учитель: У нас сегодня необычный урок- профсоюзный урок. Урок посвящен профсоюзному движению. Тема нашего урока «Российские профсоюзы. История и современность». Цель и задачи нашего урока заключаются в следующем:

познакомиться с деятельностью профсоюзов, проследить историю создания профсоюзов в России, научиться анализировать информацию о профсоюзном движении и роли профсоюзов в политической жизни современной России, научиться умению отстаивать свои права при решении конкретных жизненных проблем.

II.              Актуализация опорных знаний учащихся.

(Учитель в форме рассказа и беседы мотивирует учащихся к изучению новой информации, побуждает к изучению законов РФ, нормативных документов, делает упор на значимость и актуальность данной темы урока в формировании активной жизненной позиции учащихся)

Учитель: В нашей повседневной жизни если возникают проблемные ситуации, то дети идут за помощью к родителям, учащиеся ищут помощи у своих товарищей или учителей,  а рабочие у коллектива в лице профсоюза. Я хочу обратиться к эпиграфу нашего урока:

«О светлом будущем заботятся политики,

О светлом прошлом историки,

О светлом настоящем профсоюзы»

В рабочих тетрадях вам нужно записать число, тему урока и план урока. На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

1.     История образования профсоюзов.

2.     Возникновение профсоюзного движения в России.

3.     Нормативные документы, функции и полномочия профсоюзов.

4.     Роль профсоюзов в жизни общества.

Учитель: Ребята, нам нужно понять, что такое профсоюз, я обращаю ваше внимание на доску.

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных между собой общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально - трудовых прав и интересов.

III.           Изучение нового материала.

Учитель: Тема урока для нас с вами не совсем обычная, но и нельзя сказать, что о ней мы ничего не слышали, и чтобы более подробно и интересно тему изучить, предварительно сформированы три группы учащихся, каждой из которых было дано опережающее задание. Сейчас следует представить нам результаты своей работы.

Первая группа «Историки» - расскажет нам о истории образования профсоюзного движения, как и где оно зародилось, о возникновении профсоюзов в России, через какие трудности оно прошло.

Вторая группа «Юристы» - расскажет о нормативных документах регламентирующих деятельность профсоюзов. Их задачи, функции и полномочия.

Третья группа «Современники»- расскажет как стать членом профсоюза,  о роли профсоюзов в жизни общества и молодежи сегодня.

Учитель: Ребята, раскрывая сущность своего вопроса и предоставляя подготовленную информацию, один представитель от каждой группы, свой рассказ будет сопровождать презентацией по своему вопросу.

И так, слово предоставляется группе «Историки»

Ученик: Профсоюзы берут свое начало в древности... Коллегии (collegium) B Древнем Риме - это первые объединения лиц по принадлежности к той или иной профессии. Давайте вспомним историю Англии, а точнее, вспомним историю возникновения профсоюзного движения в мире.

XVIII век - в Англии промышленная революция, поэтому, вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в наиболее промышленно развитой стране мира - Англии. В Англии профсоюзы назывались тред-юнионы. Один из самых первых тред-юнионов считается созданный в 1792 году союз прядильщиков Ланкашира.

Первоначально предприниматели проявляли нетерпимость к профсоюзам, а именно: вводили специальные законы, запрещающие рабочие союзы. Была введена даже уголовная ответственность за членство в таких организациях. Но все эти законы не смогли усмирить рабочих, а наоборот, стимулировали их объединяться в борьбе за свои права. И как следствие этого - в 1824 году произошла фактическая легализация тред-юнионов.

Демонстрация презентации

Слайд №1

 

Ученик: А что же в России?

- в России профессиональные союзы стали первой формой организации, наиболее доступной широким массам. Именно с образованием профсоюзов на рубеже XIX и XX веков начинается становление российского пролетариата. Однако возникновение профсоюзов в России не было единовременным актом. Оно заняло целую историческую полосу российского рабочего движения - революцию 1905 - 1907 гг. - и получило неоднозначную оценку в общественном сознании.

За исходный пункт брали установление царем 4 марта 1906 г. «Временных правил о профессиональных обществах». Кадеты не признавали самочинные революционные профсоюзы, возникшие на гребне мощной стачечной борьбы 1905 г., и считали законными лишь «чистые», санкционированные царским правительством профессиональные объединения рабочих.

Ученик:      Большевики же во главе с В.И. Лениным утверждали, что профсоюзы - это новые организации пролетариата России, возникшие на гребне развернувшегося в 1905 г. стачечного движения. Профсоюзы были открытыми, массовыми, классовыми объединениями рабочих и строились по производственному признаку. В период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 - 1917 гг.) многим профорганизациям приходилось действовать в нелегальных условиях, почти все межсоюзные органы, координирующие деятельность профессиональных союзов, были разгромлены. Победа февральской революции создала благоприятные условия для легальной деятельности профсоюзов России. После свержения самодержавия в их развитии и борьбе начался новый этап. В июне 1917 г. состоялась третья Всероссийская конференция профсоюзов, которая сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны. Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС).

Ученик:      После Октября 1917 г. в программных документах профсоюзов говорится и о новых функциях этих, организаций, о необходимости заботы о росте производительности труда, повышении эффективности экономики, подчеркивается, что забота о производстве - это и есть забота о человека, о его благосостоянии. Новые российские профсоюзы наряду с традиционными функциями защиты повседневных интересов трудящихся, связанных с улучшением условий труда, быта и отдыха, берут на себя обязанность организации трудового соревнования, вовлечения рабочих и служащих в управление производством, воспитательной работы в трудовых коллективах.

- На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно. В мае 1935 г. И. В. Сталин заявил о своеобразном кризисе профсоюзов. Одним из решений VI пленума ВЦСПС (1937 г.) стало упразднение советов профсоюзов. (Слайд №2)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

 

Слайд № 4

 

 

Ученик: Великая Отечественная воина (1941 - 1945 гг.) решительным образом изменила формы и методы работы профсоюзных организаций, которые стремились развивать инициативу и активность рабочих и служащих по производству вооружений и всего необходимого для фронта. В послевоенное время главной задачей профсоюзов стала борьба за выполнение и перевыполнение плана восстановления и развития народного хозяйства, развитие трудовой активности трудящихся, улучшение их благосостояния.

Именно к 50 - 70-м годам относится появление целого ряда правовых актов, развивавших и усиливавших права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике.

К середине 80-х годов профсоюзы СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, контролируемую политической системой - КПСС.

Новые жизненные реалии внесли коренные перемены в деятельность профсоюзов России, потребовали от них переосмысления и пересмотра идеологии, целей, задач и функций, форм и методов работы, их адаптации к давно забытым последними поколениями россиян жестким условиям рыночного капиталистического хозяйствования.

- Требования профсоюзного движения (сегодня общая численность составляет более 31 миллиона человек) к власти и работодателям за 100 лет существования в России практически не изменились. Напомним, что 100 лет назад главными требованиями были введение 8-часового рабочего дня, отмена штрафов на производстве и повышение зарплаты. (Слайд № 5)

Ученик: Однако и сейчас работодатели зачастую нарушают право трудящихся  на 8-ми часовой рабочий день, повышение зарплаты так же остается одной из главных задач.

Учитель: Предоставляем слово второй группе «Юристы»

Ученик:   Правовое положение профессиональных союзов в Российской Федерации сегодня определяется Конституцией, КЗоТом, другими законами (например, о коллективных договорах), соглашениями о занятости населения.

Нормативные документы профсоюзов:

-     Устав ООН;

-     Всеобщая декларация прав человека;

-     Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

-     Международный пакт о гражданских и политических правах конвенции;

-     Конституция РФ;

-     Трудовой Кодекс РФ.

 

 

Функции профсоюзов

Организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т. д.);

- регуляция социально-трудовых отношений (в области оплаты труда, организации труда, обеспечения безопасных условий, обеспечение своевременности и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, ограничение заключений срочных трудовых договоров, участие в аттестации кадров, т. д.);

- защитная. Ее легче всего проследить в случае конфликта работника с администрацией. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);

- представительская: (профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной власти, объединениями работодателей);

- контрольная: (которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз контролирует вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников;

- информационная: в период, когда время от времени принимаются законы и решения, ущемляющие права и гарантии трудящихся, а информация о них или не поступает, или же она рассказывает о великих «преимуществах» этих решений.

 

Слайд № 6

Слайд №7

 

 

 

Слайд № 8

Слайд № 9

 

 

 

 

Слайд № 10

 

Слайд № 11

 

Учитель: Предоставляем слово третьей группе «Современники», учащиеся расскажут нам, что дает профсоюз и зачем нужен профсоюз в современном обществе.

 

Слайд № 12

 

Слайд № 13

 

 

 

 

Слайд № 14

 

Слайд № 15

 

 

 

 

Слайд № 16

 

Слайд № 17

Ученик:    Как стать членом профсоюза:

Право граждан на объединения в профсоюзы гарантировано Конституцией РФ (ст. 30) и Законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст.2). членами профсоюза могут быть работники, занятые в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, лица работающие и обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, достигшие возраста 14 лет, изъявившие желание состоять в профсоюзе, признающие устав, регулярно уплачивающие членские взносы. Прием в члены Профсоюза производится в первичных профсоюзных организациях по личному заявлению, поданному в профсоюзный комитет. Решение о приеме в Профсоюз принимается решением первичной профсоюзной организации. Принятому в профсоюз выдается профсоюзный билет единого образца. Нам обязательно нужно запомнить, что Профсоюз выступает за: Доступное образование и повышение стипендий;

Рабочие места для молодёжи и достойную зарплату;

Создание условий для профессионального роста молодежи.

IV.           Закрепление новых знаний учащихся.

Учитель:   Ребята, подходя к завершению урока, хотелось бы услышать вашу точку зрения на такой вопрос: Существует мнение, что профсоюз может  оказывать некое негативное влияние на экономику. Согласитесь или опровергните данное предположение? (Метод «Мозговой штурм») - например, негативное влияние профсоюзов на экономику (возможные ответы учащихся)

1.       Повышение зарплаты работника может привести к появлению безработицы.

2.       Повышение зарплаты повышает стоимость товара, что может привести к краху бизнеса.

3.       Невозможность уволить работника – члена профсоюза, даже если он плохо работает.

 

 

Учитель: Можно ли назвать профсоюзы важным элементом современного гражданского общества? (да-нет, почему?)

Помните, что у вас впереди взрослая жизнь, и каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Главными лозунгами современных профсоюзов стали «Зарплата! Занятость! Законность!», что наиболее отвечает сегодня запросам трудящихся.

Вы будете учиться в высших учебных заведениях или работать. Профсоюз ждет вас в свои ряды. Будущее профсоюзов – за молодежью. Молодежь в профсоюзном движении может и должна изменить сегодняшнюю ситуацию в России. 

V.     Домашнее задание.

Подготовить ответ на вопросы:

1.     Необходим ли трудящемуся человеку профсоюз в XXI веке?

2.     Каким должен быть современный профсоюз?


Государственное общеобразовательное учреждение

Государственное общеобразовательное учреждение

Тема: Российские профсоюзы. История и современность

Тема: Российские профсоюзы. История и современность

Ход урока I. Организация учебной деятельности

Ход урока I. Организация учебной деятельности

Нормативные документы, функции и полномочия профсоюзов

Нормативные документы, функции и полномочия профсоюзов

И так, слово предоставляется группе «Историки»

И так, слово предоставляется группе «Историки»

Слайд №1 Ученик: А что же в

Слайд №1 Ученик: А что же в

Ученик: Большевики же во главе с

Ученик: Большевики же во главе с

На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно

На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно

Слайд № 3 Слайд № 4

Слайд № 3 Слайд № 4

Ученик: Великая Отечественная воина (1941 - 1945 гг

Ученик: Великая Отечественная воина (1941 - 1945 гг

Ученик: Однако и сейчас работодатели зачастую нарушают право трудящихся на 8-ми часовой рабочий день, повышение зарплаты так же остается одной из главных задач

Ученик: Однако и сейчас работодатели зачастую нарушают право трудящихся на 8-ми часовой рабочий день, повышение зарплаты так же остается одной из главных задач

Функции профсоюзов Организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т

Функции профсоюзов Организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т

Слайд № 6 Слайд №7

Слайд № 6 Слайд №7

Слайд № 8 Слайд № 9

Слайд № 8 Слайд № 9

Слайд № 10 Слайд № 11

Слайд № 10 Слайд № 11

Слайд № 12 Слайд № 13

Слайд № 12 Слайд № 13

Слайд № 14 Слайд № 15

Слайд № 14 Слайд № 15

Слайд № 16 Слайд № 17

Слайд № 16 Слайд № 17

Прием в члены Профсоюза производится в первичных профсоюзных организациях по личному заявлению, поданному в профсоюзный комитет

Прием в члены Профсоюза производится в первичных профсоюзных организациях по личному заявлению, поданному в профсоюзный комитет

Учитель: Можно ли назвать профсоюзы важным элементом современного гражданского общества? (да-нет, почему?)

Учитель: Можно ли назвать профсоюзы важным элементом современного гражданского общества? (да-нет, почему?)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2024