Из опыта работы учителя русского языка
Оценка 4.9

Из опыта работы учителя русского языка

Оценка 4.9
doc
21.04.2024
Из опыта работы учителя русского языка
Из опыта работы ДТП.doc

ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 5 им. «Молодой гвардии»

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работа

«Технология эвристического обучения на уроках русского языка и литературы»

 

 

                                          

                                           Подготовила:

                                                         учитель русского языка

                                                         Десятникова Т.П.

 

 

 

2024

                                                                  Нельзя чему-то научить человека,

                   Можно только помочь ему сделать для себя это открытие

                                      Галилео Галилей

        Что же такое «Эвристика?» пойдем от первоначального значения слова.

Термин происходит от греческого «heuresko» - отыскиваю, открываю.

        Цель эвристического обучения – показать многообразие приемов решения проблемных, творческих, нестандартных, креативных задач в условиях неопределенности.

        Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому название эвристических заданий – открытые задания.

         Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей.

Еще один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной области.

         Апробация данной технологии на уроках русского языка и литературы происходит следующим образом: для обеспечения эвристической деятельности требуются три группы личностных качеств обучающихся:

ü креативные: необходимы для познания учащимися внешнего мира. К ним относятся любознательность, пытливость, проницательность, увлеченность, сообразительность, аналитичность, склонность к эксперименту и другие.

ü когнитивные: вдохновленность, воображения, интуиция, неординарность, изобретательность, чувство новизны, независимость, склонность к риску.

ü  методологические: целеполагание, устойчивость в достижении целей, нормотворчество, планируемость, гибкость и вариативность действий, рефлексивность, самоанализ, самооценка и другие.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся.

Примеры таких заданий

ü изобрести свои буквы, государство Частей речи, планету Союзов; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

ü сочинить сказку, поговорку. Пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);

ü составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник упражнений по орфографии и пунктуации;

ü придумать образ – рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, перевести образ с одного языка на другой: описать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы; - изготовить газету, журнал, маску, видеофильм, презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы эвристического обучения

Метод эмпатии

Означает «чувствование» человека в состояние другого объекта. Метод эмпатии вполне применим для «вселения» учащихся в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Обучающиеся обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

Плюсы и минусы метода эмпатии в работе над сочинениями:

ü первые опыты подобных сочинений возможны уже в 5 классе;

ü проблема объективного выставления оценок;

ü подготовка речевых клише или карточек для учащихся;

ü редактирование черновиков творческих работ требует больше времени, чем обычно;

ü готовность учителя к импровизации;

ü приём помогает проникнуть в авторский замысел изучаемых произведений, понять нравственную основу поступков героев;

ü возможна работа в парах и группах.

Метод «Если бы …»

         Учащимся предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: исчезнут окончания в словах или сами слова. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук.

Эвристические приемы

Мир эвристических приемов велик, и каждый день пополняется новыми. Сейчас мною изучаются, апробируются такие приемы: «бином фантазии», «аквариум активного слушания», «пять пальцев», «письменные практики»  и др.

         Понимаю, что не стоит увлекаться.  Несмотря на то, что перечисленные приёмы способствуют формированию активной личности, личности творческой, коммуникативной, не всегда детская аудитория активно участвует в поиске идей.

         Важно помнить о том, что в погоне за креативной формой урока мы бы не забывали о его содержании.

ü взаимоопрос;

ü щадящий опрос;

ü опрос – итог;

ü логическая цепочка;

ü фактологический диктант;

ü найди ошибку.

Использование эвристических задач на уроках русского языка и литературы следует тенденциям современного образования:

ü активизирует познавательную деятельность учащихся;

ü способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала;

ü позволяет формировать у обучаемых мотивацию учения, а также ряд компетенций: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую.

 

 

       

 


ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 5 им

ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 5 им

Нельзя чему-то научить человека,

Нельзя чему-то научить человека,

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся

Методы эвристического обучения

Методы эвристического обучения

Метод «Если бы …» Учащимся предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: исчезнут окончания в словах…

Метод «Если бы …» Учащимся предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: исчезнут окончания в словах…

Использование эвристических задач на уроках русского языка и литературы следует тенденциям современного образования: ü активизирует познавательную деятельность учащихся; ü способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала;…

Использование эвристических задач на уроках русского языка и литературы следует тенденциям современного образования: ü активизирует познавательную деятельность учащихся; ü способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2024