ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 5 им. «Молодой гвардии»
Из опыта работа
«Технология эвристического обучения на уроках русского языка и литературы»
Подготовила:
учитель русского языка
Десятникова Т.П.
2024
Нельзя чему-то научить человека,
Можно только помочь ему сделать для себя это открытие
Галилео Галилей
Что же такое «Эвристика?» пойдем от первоначального значения слова.
Термин происходит от греческого «heuresko» - отыскиваю, открываю.
Цель эвристического обучения – показать многообразие приемов решения проблемных, творческих, нестандартных, креативных задач в условиях неопределенности.
Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому название эвристических заданий – открытые задания.
Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей.
Еще один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной области.
Апробация данной технологии на уроках русского языка и литературы происходит следующим образом: для обеспечения эвристической деятельности требуются три группы личностных качеств обучающихся:
ü креативные: необходимы для познания учащимися внешнего мира. К ним относятся любознательность, пытливость, проницательность, увлеченность, сообразительность, аналитичность, склонность к эксперименту и другие.
ü когнитивные: вдохновленность, воображения, интуиция, неординарность, изобретательность, чувство новизны, независимость, склонность к риску.
ü методологические: целеполагание, устойчивость в достижении целей, нормотворчество, планируемость, гибкость и вариативность действий, рефлексивность, самоанализ, самооценка и другие.
Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся.
Примеры таких заданий
ü изобрести свои буквы, государство Частей речи, планету Союзов; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
ü сочинить сказку, поговорку. Пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
ü составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник упражнений по орфографии и пунктуации;
ü придумать образ – рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, перевести образ с одного языка на другой: описать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы; - изготовить газету, журнал, маску, видеофильм, презентацию.
Методы эвристического обучения
Метод эмпатии
Означает «чувствование» человека в состояние другого объекта. Метод эмпатии вполне применим для «вселения» учащихся в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Обучающиеся обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.
Плюсы и минусы метода эмпатии в работе над сочинениями:
ü первые опыты подобных сочинений возможны уже в 5 классе;
ü проблема объективного выставления оценок;
ü подготовка речевых клише или карточек для учащихся;
ü редактирование черновиков творческих работ требует больше времени, чем обычно;
ü готовность учителя к импровизации;
ü приём помогает проникнуть в авторский замысел изучаемых произведений, понять нравственную основу поступков героев;
ü возможна работа в парах и группах.
Метод «Если бы …»
Учащимся предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: исчезнут окончания в словах или сами слова. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук.
Эвристические приемы
Мир эвристических приемов велик, и каждый день пополняется новыми. Сейчас мною изучаются, апробируются такие приемы: «бином фантазии», «аквариум активного слушания», «пять пальцев», «письменные практики» и др.
Понимаю, что не стоит увлекаться. Несмотря на то, что перечисленные приёмы способствуют формированию активной личности, личности творческой, коммуникативной, не всегда детская аудитория активно участвует в поиске идей.
Важно помнить о том, что в погоне за креативной формой урока мы бы не забывали о его содержании.
ü взаимоопрос;
ü щадящий опрос;
ü опрос – итог;
ü логическая цепочка;
ü фактологический диктант;
ü найди ошибку.
Использование эвристических задач на уроках русского языка и литературы следует тенденциям современного образования:
ü активизирует познавательную деятельность учащихся;
ü способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала;
ü позволяет формировать у обучаемых мотивацию учения, а также ряд компетенций: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.