А.С. Пушкин "У Лукоморья..."
Оценка 4.9

А.С. Пушкин "У Лукоморья..."

Оценка 4.9
doc
21.04.2024
А.С. Пушкин "У Лукоморья..."
Урок Десятниковой.doc

Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья…».

Цель урока: помочь учащимся стать читателем-исследователем, подвести к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, знакомство с новым произведением А.C. Пушкина, новым видом жанра.

Задачи:

ü  Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.

ü  Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание.

ü  Воспитательные:

-         прививать любовь к чтению, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

-         формировать коммуникативные навыки работы в группах;

-         развивать позитивную самооценку учащихся.

Ход урока

1.                  Организационный момент

2.                  Проверка домашнего задания

1.      Беседа с учащимися

- Что вам известно о детских годах А.С. Пушкина?

- Где учился А. Пушкин? Кто были его друзья?

- Какие сказки и стихотворения Вам известны? О чем они?

2.         Викторина «Произведения А. Пушкина»;

- Назовите сказки и стихотворения, принадлежащие А. Пушкину

- Главные герои сказки «О рыбаке и рыбке»?

- Как звали няню А. Пушкина?

- Из какой сказки отрывок?

  «Свет мой, зеркальце! Скажи,

   Да всю правду доложи:

  «Я ль на свете всех милее,

   Всех румяней и белее»

3.    Актуализация знаний.

Учитель: Еще сказкой считают и сказочную поему «Руслан и Людмила»

                   Кто слышал эту сказку? О чем она?

Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней — в 1824 (У лукоморья…)

Сегодня мы познакомимся с новым произведением "У лукоморья дуб зелёный:"

4.        Изучение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

- Это поэма .

Ученик полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

- А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? (ответы детей)

- Обратимся к словарю Ожегова:

Лукоморье (устар.) — морской залив, бухта, изгиб морского берега.

В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира. Слово лукоморье происходит от словосочетания лука моря и означает изгиб морского берега. Для сравнения: лук (для стрельбы), излучина (реки), лукавить (изворачиваться), лука (седла).

5.      Работа над произведением

Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

Чтение учителем произведения «У лукоморья…»

Беседа:,

- Каким изобразил поэт лукоморье?

(Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.)

- Какие вам встретились трудные непонятные слова? Как они называются?

(Дети называют устаревшие слова)

Учитель:

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.

6. Словарная работа .

- Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).

- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

- Что означает «дол»? как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (Пространство без деревьев – долина).

- Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев)

- о заре – на заре.

- Почему воды названы ясными? (Прозрачные).

- пленяет – берёт в плен.

- тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

- чахнет – сохнет, худеет.

Учитель: Эти устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

Звукозапись. Прослушивание "У лукоморья дуб зелёный:"

Чтение детьми по «цепочке».

7.                  Физминутка .

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем.

 Давайте немножко отдохнем!

8. Работа над текстом.

Вопрос-ответ:

1.      Сколько частей в этом произведении?

(Две части)

2.      Где и когда происходят события сказочного мира?

Беседа по содержанию:,

- Что делает кот? Леший? Русалка?

- Когда прихлынут волны?

- Сколько витязей выходят на берег?

- Кого пленяет королевич?

- Кто несет в облаках богатыря?

- Где тужит царевна? Кто ей служит?

9.Работа в группах (3 мин)

1 группа

Написать 10 чудес из отрывка (леший, русалка, избушка, тридцать витязей из вод, королевич, колдун, царевна, ступа с Бабй Ягой, царь Кащей, невиданные следы)

2 группа

Образ Русалки. Русалка – это образ неоднозначный. У западных славян она молодая, привлекательная, шаловливая. На севере, в краю угрюмых хвойных лесов русалки – злые, мстительные существа. Но даже если это симпатичная, весёлая девушка, то это всё равно образ демонический, несущий гибель. Она своим пением завораживает человека и манит его за собой в воду. Или может, играясь, защекотать до смерти.

10.Работа с иллюстрацией на форзаце учебника (4 мин.)

Иллюстрацию к прологу поэмы создали Парилов и Виктор Дмитриевич Дудоров. Это художники Палеха (1959-1964 – период создания иллюстраций) Знаете, что такое Палех? Это народный промысел, лаковая роспись. (Палех – посёлок (или город?) центр промысла).

- Посмотрите, все ли сказочные персонажи, названные Пушкиным, присутствуют на иллюстрации? (нет лешего и избушки на курьих ножках. Отход от образа Бабы Яги: у Пушкина она бредёт, а на иллюстрации летит)

- С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?

- Каких героев народных сказок вы бы ещё поселили в страну Лукоморье? Чудо-юдо, Змей Горыныч, Жар-птица, Водяной, Емеля на печи, Колобок и др)

-В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка? «Там русский дух…там Русью пахнет!»

- Как вы понимаете это выражение?

Учитель: Перед нами проходят герои народного творчества. А основой государства является народ: его традиции, культура, история. И недаром использован поэтом образ дуба. Дерево - это символ жизни, а дуб на Руси считали ещё и символом мудрости и долговечности. А всякое дерево держится корнями, питают его корни. Наши корни — это наша история, наша память, народные традиции, культура, частью которой является фольклор. Чем больше человек дорожит этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.

11. Итог урока.

Вашему вниманию предлагается кроссворд, разгадав его, скажите:

- С каким видом жанра вы познакомились на уроке?

Кроссворд

1.      Автор произведения «У лукоморья…»?

2.        Кто ходит по цепи кругом?

3.        Название тридцать первой буквы алфавита?

4.        На каких дорожках «…следы невиданных зверей»?

5.        Какая «..цепь на дубе том..»?

 

 

 

 

 

 

П

У

Ш

К

И

Н

 

 

 

 

 

К

О

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э

 

 

 

 

 

Н

Е

В

Е

Д

О

М

Ы

Х

 

 

 

 

 

 

 

З

Л

А

Т

А

Я

 

 

 

12. Домашнее задание.

Выучить отрывок до слов «..и с ними дядька их морской»


Скачано с www.znanio.ru

Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья…»

Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья…»

Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней — в 1824 (У лукоморья…)

Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней — в 1824 (У лукоморья…)

Что означает « дол »? как бы противоположность лесу, но это и не горы

Что означает « дол »? как бы противоположность лесу, но это и не горы

Кто несет в облаках богатыря? -

Кто несет в облаках богатыря? -

Итог урока. Вашему вниманию предлагается кроссворд, разгадав его, скажите: -

Итог урока. Вашему вниманию предлагается кроссворд, разгадав его, скажите: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2024