Разработка открытого урока по русскому языку "Спряжение глаголов"
Оценка 4.6

Разработка открытого урока по русскому языку "Спряжение глаголов"

Оценка 4.6
doc
22.04.2024
Разработка открытого урока по русскому языку "Спряжение глаголов"
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_spryazhenie_glagola_4_klass.doc

Урок русского языка в 4 классе

"Спряжение глагола"

 

Цели:

  • Обучающие: познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным окончанием.
  • Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

 

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.

 

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.

Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.

Применяемые методы обучения: демонстрация, чтение, комментированное письмо, самооценка, проблемная ситуация.

Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал с правилами, проектор, ноутбук, презентация “Спряжение глаголов”.

 

Ход урока:

Эпиграф урока:

«Глагол придаёт речи жизнь, -

присутсивием своим

животворит отдельные слова».

Николай Греч.

1.     Организационный момент.

Слайд 2

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На гостей вы посмотрите,
Поприветствуйте их всех.
А вас на уроке пусть ждёт успех.

Добрый день уважаемые гости. Ребята, к уроку готовы.

 

- Запись числа, классной работы в тетрадь.

- Чистописание во оло оро

 

2. Представление глагола как части речи.

- О какой части речи идёт речь? Слайд 3

        

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет нам…

 

     Д. - Глагол.

На протяжении нескольких уроков мы изучаем тему «Глагол».

Вы провели небольшое исследование и узнали интересные истории  о важнейшей части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться. Представьте нам свои открытия.

Слайд 4

Ученик 1

На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты. Например: Николай Греч писал «Глагол придаёт речи жизнь, - присутсивием своим животворит отдельные слова». Высказывание Николая Греча вы видите надоске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Ученик 2

Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».

Ученик 3

Именно в этом смысле употребил его Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Пророк».

И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке, уже в самом названии подчёркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаём, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

Ученик 4

«Известный русский лингвист Александр Матвееевич Пешковский утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены. И это действительно так. С помощью имён существительных можно назвать всё, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

Ученик 5

Языковедами глагол выделяется как самая сложная «ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчётам учёных глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

 

3. Актуализация опорных знаний.

          Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о глаголе?

     Д. – Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета; отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы изменяются по лицам и числам.

- Оцените себя, на мишене успеха  отметьте на мишене -  на сколько, вы хорошо знаете о глаголе.

МИШЕНЬ УСПЕХА

Image2445

 

 

 

4. Изучение новой темы.

Сегодня мы продолжим говорить о глаголе, правописании глаголов, закрепив применение изученных алгоритмов их правописания.

 На слайде спряжение глаголов. Слайд 5,6,7

Учитель задаёт вопрос: “Как вы думаете, что мы сделали с глаголами?” Учащиеся исследуют содержание слайда и делают вывод, что глаголы изменяли по лицам и числам.

А о чём конкретно мы будем сегодня говорить. Вы узнаете, если прочитаете эту запись.

Слайд 8

 

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ

ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ

 

- Нужно убрать каждую вторую букву и тогда сможете прочитать тему нашего урока.

Вывод: Итак, тема нашего урока:

 

Слайд 9

-Спряжение глаголов.

Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Дети:  Узнать, что такое спряжение, научиться спрягать глаголы. Различать спряжение по окончаниям.

 

Слайд 10

     а) Работа по учебнику. Учащиеся изучают правило учебника и сравнивают со своими выводами, стр. 122.

 Группа детей собирают правило на доске из разрезанных кусочков.

- Какой же вывод мы сделали, что такое спряжение глаголов.

Спряжение глаголов – это изменение  глаголов по числам  и лицам и система его личных окончаний.

 

Слайд 11

Учитель объясняет значение слова спрягать по толковому словарю.

 

Слайд 12

     б) Открытие правила, стр. 121.

       - Рассмотрите таблицу «Личные окончания глаголов».

ед. ч.                              

                           1 лицо      я    пеку         лежу          

                           2 лицо    ты  печёшь    лежишь     

                           3 лицо      он  печёт      лежит                                                                         мн. ч

                           1 лицо   мы    печём       лежим

                           2 лицо    вы    печёте     лежите

                           3 лицо   они   пекут       лежат

 

       - Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?

  Д. – У глаголов одного лица окончания разные. Слайд 13

 

       - Хорошо если окончание ударное, тогда нет  сомнений в его написании. Каой же вывод мы можем сделать, на какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?

  Д. 1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем,        -ете, -ут. – окончания глаголов 1 спряжения

          2 группа - глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им,        -ите, -ат. – окончания глаголов 2 спряжения

 

      - Замечательное открытие вы сделали. Слайд 14

      в) Работа с использованием нового правила.

      - А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание.

      Слайд 15.

 

 Запишите глаголы в два столбика:

1)    глаголы 1-го спряжения

2)    глаголы 2-го спряжения

 

      Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим. 

 

      - Работать будем с комментированием у доски.

      

      Дети комментируют: ведём – окончание  –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.

 

      - Теперь я предлагаю поработать в парах   с упр. 2 стр.122. 

      - А кто хочет попробовать свои силы у доски?

 

      2 ученика по очереди работают за доской.

 

     - Проверим, как справились с этим заданием. Сравните вашу работу с работой учеников, которые работали у доски.

         

      Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть

Какой вывод можно сделать, выполнив данные задания:

 - глаголы 1 спряжения имеют окончания, глаголы 2 спряжения имеют окончания……..

 

5.     Физкультминутка. Слайд 16.

Релаксация .

«Путешествие в волшебный лес»

(звучит расслабляющая музыка)

Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и разных- разных цветов.

В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер заносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день.

 

6.     Закрепление. Применение изученного правила.

Самостоятельная  работа.

- А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа.

Слайд 17.

           - «Самостоятельная работа»

                                       1 вариант – 1 группа

 Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч.  Определите спряжение.

Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)

                                                                            

                       ползти -        

                       молчать -  

                       нести - 

                       кричать –

                       лечь –

                              2 вариант – 2 группа

          Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и                мн.ч.  Определи спряжение.

Образец:     говорить – говорит, говорят (2спр.)

 

ползти –      

молчать –       

нести –  

кричать – 

 

3 группа – «Найди свою пару». Слайд 18

Запишите полученные слова в два столбика 1 и 2 спряжение.

Сбе

вет

Шум

тит

Плы

гает

Шаг

ит

По

дят

Бу

оят

Све

шит

Зве

ют

Спе

нят

Стр

ают

Сту

щит

Тре

чат

Лю

бят

Цве

тет

 

(Детям заранее были розданы карточки с «Самостоятельной работой»  по группам:      

 1в. – сильным учащимся,  2в, 3гр. – слабым учащимся.)

Дети работают в тетрадях.

 

- Проверьте себя.

            Слайд 19.

              1 группа                                           2 группа

 - ползёшь, ползут(1спр.)           - ползёт, ползут(1спр.)

 - молчишь, молчат (2спр.)       - молчит, молчат (2спр.)     

 - несёшь, несут (1спр.)              - несёт, несут (1спр.)

- кричишь, кричат (2спр.)         - кричит, кричат (2спр.)

- ляжешь, лягут (1спр.)         

   

1 спряжение

2 спряжение

Шагают

Светит

Цевтёт

Строит

Плывет

Звенят

Сбегает

Спешат

Поют

Стучат

 

Трещит

 

Шумит

 

Будят

 

Любят

 

- Встаньте те ребята, у кого нет ошибок.

- Молодцы! Эти ученики получают оценку «5»., у кого 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки - 3

7.     Итог.

Слайд 20, 21.

 

- Итак, подведём итог нашей работы.

- Над какой темой мы работали?

- Что нового узнали?

- Чему научились? Какое у вас настроение?

 

Листок утверждений.

1.На уроке я работал

Активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

Интересным / скучным

4.За урок я

Устал /не устал

5.Моё настроение стало

Лучше /хуже

6.Материал урока был

Понятен / не понятен

 

Полезен / бесполезен

 

 

8.     Домашнее задание.

Слайд 22.

 

-Для закрепления полученных знаний, выполните

 упр.3, стр. 107, при  его выполнении

обратите внимание на информацию на стр. 106 .

 

Слайд 23 – Спасибо за урок. Молодцы


Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 4 классе "Спряжение глагола"

Урок русского языка в 4 классе "Спряжение глагола"

Николай Греч. 1. Организационный момент

Николай Греч. 1. Организационный момент

И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей

И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей

А о чём конкретно мы будем сегодня говорить

А о чём конкретно мы будем сегодня говорить

Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице

Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице

Какой вывод можно сделать, выполнив данные задания: - глаголы 1 спряжения имеют окончания, глаголы 2 спряжения имеют окончания……

Какой вывод можно сделать, выполнив данные задания: - глаголы 1 спряжения имеют окончания, глаголы 2 спряжения имеют окончания……

Запишите полученные слова в два столбика 1 и 2 спряжение

Запишите полученные слова в два столбика 1 и 2 спряжение

Молодцы! Эти ученики получают оценку «5»

Молодцы! Эти ученики получают оценку «5»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2024