Урок русского языка по теме: «Морфемика. Словообразование»
Урок русского языка в 6 классе
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Самоопределение к деятельности.
3) Постановка учебной задачи.
4) Повторение ранее изученного материала.
5) Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику (чтение определений, обсуждение задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений»).
6) Закрепление изученного материала.
1. Упр. 157
7) Физкультминутка.
8) «Пять минут на ответ».
9) Заполните таблицу примерами (повторение изученных орфограмм).
10) Работа в парах (карточки).
11) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
12) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этапы урока. Цель (для учителя, для учащихся) |
Деятельность учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организацион-ный момент. Задача: Создание доброжелатель-ной атмосферы, мотивация на учёбу.
|
С добрым утром! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоопреде-ление к деятельности. Задача: Подвести учащихся к постановке темы и цели урока, подготовить к восприятию нового материала.
Постановка учебной задачи. Задача: Сообщение и запись темы урока.
Повторение ранее изученного материала. Задача: Повторить с учащимися основные сведения по морфемике и словообразованию, полученные в V классе.
|
Игра «Составь слово». - Вы должны составить слова, взяв определенные значимые части слова (морфемы) из других слов. Полученные слова записываем в строчку через запятую. Будьте внимательны. 1. От глагола понес взять приставку, От глагола дарить корень, От существительного кружок суффикс. Какое слово получилось?
(ПОДАРОК)
3. От глагола пришел нужно взять приставку, От существительного летчик взять корень, От глагола бежит окончание. Какое слово получилось?
(ПРИЛЕТИТ)
5. Корень тот же, что в слове рассказ, Приставка та же, что в слове подскочить, Суффикс и окончание те же, что в слове ножка. Какое слово получилось?
(ПОДСКАЗКА)
- Молодцы, ребята. А теперь скажите, что помогло Вам догадаться, какие слова я вам загадала? Р.: (знание морфемного состава слова). - Хорошо, а теперь, исходя из этого, скажите, какую тему мы начнем изучать сегодня на уроке? Р.: (Морфемику и словообразование). - Значит, какие задачи мы должны поставить перед собой? Р.: (Повторить все ранее изученное по теме: «Морфемика и словообразование). Запишем тему урока. Морфемика . Словообразование. - А сейчас повторим все то, что вам уже известно о морфемике и словообразовании. Беседа по вопросам: - Что такое морфемика?
- Что такое морфема? Разгадаем кроссворд. Вывести (не выкрикиваем, кто догадался, тот поднимает руку) По горизонтали:
1. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов. (суффикс) 4. Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования новых слов. (приставка) По вертикали:
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (корень) 2. Часть слова без окончания. (основа) 3. Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. (окончание)
(Проверка зачитываем, впечатываю)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по теме урока. Задача: закрепить полученные ранее знания по морфемике и словообразова-нию.
|
- Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте эпиграф к уроку. Это слова известного русского писателя Г.Р. Державина. - Как Вы понимаете эти слова? -Прочитайте правило. - Прочитайте материал для самостоятельных наблюдений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала. Задача: Совершенство-вать орфогра-фические и умения; развить умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
|
Ребята, а вы знали, В русском языке есть слова, достойные попасть в Книгу рекордов Гиннесса, так как в них подряд идут три приставки, что случается крайне редко. Это слова: с-по-за ранку, пере-рас-пре-делить. Давайте запишем их. Хорошо, попробуем закрепить наши знания. Упражнение1: (Вывести)
Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным, по одному в каждом столбике. Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник;… белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;… честность, точность, смелость, успокоенность;… удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец… Молодцы,
предлагаю отдохнуть.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультми-нутка. |
Наши плечики устали Мы читали, мы писали, Наши плечики устали. Чтобы плечики размять, Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.) А теперь давайте, братцы, За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Пять минут на ответ». Задача : развивать умение применять новые знания. |
Беседа по вопросам. - Можно ли по морфеме определить, какая перед нами часть речи? - ешь
- ит
- ого
- л –
- ие
- ии
- Можно ли, не определяя части речи, разобрать правильно по составу слова стекло, красиво ,вспомните, что я вам говорила по поводу окончаний. У каких частей речи нет окончаний?(нет)Служебные, наречие) Вывести Лицо девушки красиво.(какая часть речи-кр.прилаг.) Чтобы выложить красиво мозаику из камешек, следует подобрать их по форме и цвету.
Упражнение2 (вывести) 1. Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия. Задача: развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт. Подвести итог проделанной работы. Обобщить и закрепить изученные знания. |
- Все задания, подготовленные сегодня к уроку, мы выполнили. - Давайте подытожим, Достигли ли мы поставленных перед собой целей? Что помогло нам в их достижении? 1. Какие разделы мы сегодня повторяли? 2. Что изучает “морфемика”? 3. Какие функции выполняют морфемы? - Каковы результаты сегодняшнего урока? Продолжите фразы: На уроке я узнал, что... Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Нужно выучить… Сегодня урок для меня был полезен, потому что…
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. Задача: закрепить изученный материал.
|
П. 31, упр. 150 Спасибо за урок. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.