Программа " Обычный необычный календарь"

  • doc
  • 09.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска по принципу сетевого партнерства с образовательными организациями, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 1 года . По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована. Актуальность программы определяется тем, что память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Иконка файла материала Программа Обычный необ календарь в занятия.doc

Управление образования Администрации Северодвинска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

 

 

 

Принята на заседании

научно-методического совета

от «…….» ………………… 2022 г.

Протокол № _______

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУДО ДЮЦ

……………Агапитова Г.Е

«…….» ……………2022 г.

 

 

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Обычный необычный календарь»

 

 

Возраст обучающихся: 6-11 лет

Срок реализации программы:  2 года

 

 

 

 

Авторы-составители:

Киселева Ирина Викторовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории;

Колпакова Апполинария Ивановна

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

 

 

 

Северодвинск

2022

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное наименование программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Обычный необычный календарь »

Организация-исполнитель

МАОУДО ДЮЦ

География программы

г. Северодвинск, ул. Орджоникидзе 19-А

 каб. 112, 326

Ф.И.О., должность автора (составителя), соавторов

 

Киселева Ирина Викторовна, Колпакова Апполинария Ивановна, педагоги дополнительного образования высшей квалификационной категории;

Целевые группы

Обучающиеся 6-11 лет

Количество обучающихся на занятии

12 - 15 человек

Цель программы

 

Приобщение детей 6-11 лет к истокам русской северной народной культуры, её наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.

Направленность программы

Художественная

Срок реализации программы

2 год

Количество часов по программе

 144+144

 

Вид программы

Модифицированная

Уровень реализации программы

Дополнительное образование

Уровень освоения содержания программы

Стартовый

Способ освоения содержания образования

Репродуктивный

Краткое содержание

Программа направлена на приобщение детей 6-11 лет к истокам русской народной культуры и освоение навыков практической деятельности через знакомство с народными обычаями, праздниками, традициями, видами декоративно-прикладного искусства.

 

·        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Обычный необычный календарь» имеет художественную направленность.  Содержание программы направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры и освоение навыков практической деятельности через знакомство с народными обычаями, праздниками, традициями, видами декоративно-прикладного искусства. Уровень программы – стартовый.

Программа создана по поручению образовательного учреждения, составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы в области декоративно-прикладного искусства, трудового обучения и реализуется в соответствии с требованиями нормативных документов об образовании и с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ:

·        Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

·        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование».  Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»

·        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Программа реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска по принципу сетевого партнерства с образовательными организациями, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 1 года . По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована.

Актуальность программы определяется тем, что память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.

Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов.  Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.

Новизна программы «Обычный необычный календарь» отражена в сочетании получаемых обучающимися прочных знаний об истории своей родины, обычаев и традиций Русского Севера с практическими навыками в различных видах декоративно-прикладного творчества. Эмоциональная сфера и историческая память детей получают постепенное развитие через связь традиций и символических образов, используемых в северной росписи и бисероплетении. Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров родного края.

Тематическое планирование занятий строится по народному календарю, связывается с традиционной северной народной культурой и сельским бытом и предусматривает разделы: «Изобразительная деятельность» и «Технология   работы с бисером».

 

Цель: приобщение детей 6-11 лет к истокам русской северной народной культуры, её наследию посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества.

Задачи:    

1.   Образовательные:

·        знакомство обучающихся с историей северной национальной культуры, обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями;

·        знакомство с языком символических образов народного декоративного искусства;

·        знакомство с приёмами тайм-менеджмента (управления временем)

·        расширение представлений о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства;

·        обучение умению выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (росписей Северной Двины, каргопольской игрушки, вологодского кружева, резьбы по дереву, холмогорской резьбы по кости и др.);

·        обучение умению строить композицию, передавать цветовые сочетания, форму, величину, цвет, пропорции предметов;

·        обучение умению видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

2. Развивающие:

·        развитие навыков изобразительного творчества, любознательности, воображения;

·        формирование эстетического вкуса;

·        формирование умения применять полученные знания в собственном творчестве;

3. Воспитательные:

·        воспитание интереса к историческому прошлому своей родины;

·        формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к народному декоративно-прикладному творчеству.

Отличительной особенностью программы является то, что она является интегрированной. В ней решаются задачи взаимодействия различных типов образовательных учреждений – начального  образования и дополнительного образования. Такой подход в реализации программы  позволяет сблизить процессы обучения, развития и воспитания детей расширяет возможности общего и дополнительного образования в интересах развития личности ребенка, что является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики.

Обучение по программе позволяет детям обогатить речь, расширить кругозор, раскрыть творческие способности, способствует сплочению детского коллектива, знакомит  с приёмами тайм-менеджмента (управления временем)

. Обучающиеся учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, иллюстрации.

Региональный компонент в программе реализуется  через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность (реальные исторические события, объекты, сооружения, изделия и персонажи, предметы быта, по тематике  связанные с изобразительным искусством, ремеслами и промыслами Севера).

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы:  6-11 лет

Характеристика детей, участвующих в реализации программы.

Программа предполагает возможность вариативного и разноуровнего изучения в зависимости от психофизических возможностей детей и уровня их подготовки. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. В ходе занятий производится визуальное отслеживание уровня подготовки детей.

Срок реализации программы 2 года, количество учебных месяцев – 18,  количество учебных часов - 288часа.

Основные формы проведения занятий: комбинированные и практические учебные занятия, игры, выставки творческих работ.

На каждом учебном занятии проводится разминка, артикуляционная работа, развитие мелкой моторики, упражнения  для глаз, развитие речи, «веселые переменки». С целью развития речи используются частоговорки, пословицы, поговорки, сказки, тексты, грамматические  игры. Эти задания способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, служат для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и коррекционной гимнастики.

Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Иногда используются соревновательные моменты, но всегда создается ситуация успеха, что соответствует потребностям развития детей.

В конце каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них представляются на выставки разных уровней, служат для оформления интерьера.

Режим занятий: группа занимается 1 раз в  месяц  по 2 учебных часа с обязательным 10-минутным перерывом.

         Ожидаемые результаты и формы их проверки:

Ожидаемые результаты

Форма проверки

Знает:

·        основы композиции;

·        правила подготовки рабочего места;

·        приемы работы кистью;

·        правила смешивания красок;

·        технические правила работы с цветными карандашами, маркерами;

·        технологию работы с бисером;

·        приемы плетения;

·        роль красоты и качества материалов, форм, узоров, конструкций в создании разнообразных предметов и вещей;

·        виды орнамента и способы его построения;

·        основные сведения о народных художественных промыслах России;

·        применяемые инструменты и материалы;

·        правила охраны труда.

·        основные приёмы тайм-менеджмента (управления временем)

 

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Тестирование в форме игровых заданий

Умеет:

·        делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные;

·        делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;

·        цветом передавать пространственные планы;

·        передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;

·        читать схемы, работать по схемам;

·        бережно обращаться с инструментами, оборудованием и приспособления

·         применять приёмы тайм-менеджмента (управления временем)

 

Наблюдение на занятиях.

Приемка и оценка практической работы.

Применяет:

- полученные знания по цветоведению и композиции в своих работах;

- умения доводить работу до конца, применяя навыки самоанализа, самоконтроля.

Выставка работ, обсуждение

 

Формы контроля и подведения итогов реализации программы

Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования.

В качестве текущего и итогового контроля над эффективностью занятий по программе проводятся следующие мероприятия: конкурсно-игровые программы, выставки, праздники, диагностики, контрольные срезы, тестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2.1. Учебно-тематический план 1ГО

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Сентябрь — вечер года.

·        « Сергий- капустник»

·       Всемирный день почты

8

4

4

2

Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень.

·       День бабушек и дедушек

·       День конфет

8

4

4

3

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын,зиме родной батюшка.

·       День Матери

·       День толерантности

8

4

4

4

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.

·       Новый год

8

4

4

5

Месяц январь — зимы государь

·       Международный день снеговика

8

4

4

6

Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?

·       День защитника отечества

·       Масленица

8

4

4

7

В марте мороз скрипуч, да не жгуч

·       Международный женский день

8

4

4

8

Апрельский скворец — весны гонец.

·       Пасха

·       День космонавтики

8

4

4

9

Май леса наряжает, лето в гости ожидает

Закрытие программы

·       День Победы

·       День Славянской письменности и культуры

8

4

4

 

Итого:

72

36

36

 

 

 

 

 

2.2 Учебно-тематический план 2 ГО

Календарь профессий

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Сентябрь — вечер года.

·       День работников леса

·       День программиста

2

1

1

2

Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень.

·       День работников сельского хозяйства

·       День архитектора

2

1

1

3

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

·       День сотрудников ОВД

·       День психолога

2

1

1

4

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.

·       День спасателя

·       Международный день кино

2

1

1

5

Месяц январь — зимы государь

·       День печати

·       День ювелира

2

1

1

6

Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?

·       День авиации

·       День науки

2

1

1

7

В марте мороз скрипуч, да не жгуч

·       День метеоролога

·       День театра

2

1

1

8

Апрельский скворец — весны гонец.

·       День космонавтики

·       Международный день секретаря

2

1

1

9

Май леса наряжает, лето в гости ожидает

Закрытие программы

·       Всероссийский день бидлиотек

·       День кондитера

2

1

1

Итого:

18

9

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1ГО

Месяц

Число

Время

Форма занятия

Кол. час

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

сентябрь

 

 

Комбинированное

2

Введение в программу Знакомство с программой. Знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями для работы с бумагой, бисером; применение и соблюдение правил техники безопасности, изучение пословиц и поговорок о труде и дружбе.

МАОУДО ДЮЦ,

корп. 2, каб. 326,113

Входящая беседа, Анкетирование

Тематическая игра «Круглый год»

 

 

Комбинированное

2

Сентябрь — вечер года.

Традиционные ремесла Русского Севера (росписи, узорное ткачество, вышивка).

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

Акция «Читающий автобус»

« Сергий –капустник»

Всемирный день почты

 

 

 

Комбинированное

2

День знаний

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

Комбинированное

2

Всемирный день журавля

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

Комбинированное

2

Международный день грамотности

День мира

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

Октябрь

 

 

Комбинированное

2

Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень.

МАОУДО ДЮЦ,

корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

Акция «Близкие люди»

 

День бабушек и дедушек

День конфет

Всемирный день хлеба

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

 

 

Комбинированное

2

Международный день каши

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

Комбинированное

2

Всемирный день грибника

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

Ноябрь

 

 

Комбинированное

2

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын,

зиме родной батюшка.

История праздника «День Матери»

МАОУДО ДЮЦ,

 корп. 2,

каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль. Акция «День матери»

День Матери

День толерантности

 

 

Комбинированное

2

День лисы

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

Комбинированное

2

Мышкин день

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

Комбинированное

2

День буквы Ё

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

Декабрь

 

 

Комбинированное

2

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.

История Новогоднего праздника

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

Новогодний марафон « Открытка к Новому Году»

Мастер-класс «Целый год лежал на полке, а теперь висит на елке»

 

 

Комбинированное

2

Всемирный день домашних животных

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

Комбинированное

2

День бурого медведя

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

Комбинированное

4

Новый год у ворот

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

Январь

 

 

Комбинированное

2

Месяц январь — зимы государь. Знакомство с праздниками января.

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

«Парад снеговиков»

Мастер-класс «С метёлкой, в шляпе из ведра, директор зимнего двора»

 

 

 

2

День заповедников

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

 

2

День Деда Мороза и Снегурочки

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

Февраль 

 

 

Комбинированное

2

Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?

День защитника Отечества- история праздника. Праздники февраля.

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

День защитника Отечества

Мастер-класс Масленица «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны».

 

 

 

2

День рождения Домового

 

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

 

2

История вещей. Валенки

 

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

Март

 

 

Комбинированное

2

В марте мороз скрипуч, да не жгуч День весеннего равноденствия.

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 Конкурс открыток 

Мастер-класс «Необыкновенный букет»

 

 

 

2

Международный день кошек

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

 

2

Международный день воды

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

 

2

День весеннего равноденствия

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

 

2

Международный день Земли

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

Апрель

 

 

Комбинированное

2

Апрельский скворец — весны гонец.

И на Марсе будут яблони цвести»- история праздника.

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

ОП «Космическое путешествие или письма из космоса»

И на Марсе будут яблони цвести»- история

Мастер-класс «Пасхальная сказка»

 

 

 

2

День комонавтики

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

 

2

День Знмли

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

 

2

День рождения Домового

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

Май

 

 

Комбинированное

8

Май леса наряжает, лето в гости ожидает

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

ОП « Боевой листок»

Мастер класс «Победный май»

День Славянский письменности и культуры

День весны и труда

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

День семьи

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

День славянской письменности и культуры

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2ГО

Месяц

Число

Время

Форма занятия

Кол. час

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

Сентябрь

 

 

 

Комбинированное

2

Введение в программу Знакомство с программой. Знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями для работы с бумагой, бисером; применение и соблюдение правил техники безопасности, изучение пословиц и поговорок о труде и дружбе.

МАОУДО ДЮЦ,

корп. 2, каб. 326,113

Входящая беседа, Анкетирование

Тематическая игра «Круглый год»

 

 

Комбинированное

2

Сентябрь — вечер года.

Календарь профессий( День работников леса. День программиста.)

 

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

Акция «Читающий автобус»

Мастер-класс «Лесная сказка»

Мастер-класс

«Фиксики!!! К вершинам программирования.»

 

Октябрь

 

 

Комбинированное

2

Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень.

Календарь профессий (День работников сельского хозяйства .День архитектора)

МАОУДО ДЮЦ,

корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

Акция «Близкие люди»

Мастер-класс

« Маргаритинская Ярмарка»

Мастер-класс

«Город моей мечты»

 

Ноябрь

 

 

Комбинированное

2

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

Календарь профессий (День сотрудников ОВД.День психолога)

МАОУДО ДЮЦ,

 корп. 2,

каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль. Акция «День матери»

Мастер-класс

« Жил в Москве Степан Степаныч

Мастер-класс

«Краски эмоций»

 

 

Декабрь

 

 

Комбинированное

2

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет

 Календарь профессий(День спасателя

Международный день кино)

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

 

Мастер-класс

« Спасатель- профессия героическая»

Мастер-класс

« Приключение бумажного листа»

 

Январь

 

 

Комбинированное

2

Месяц январь — зимы государь

Календарь профессий (День печати

День ювелира)

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

 

Мастер-класс

« Приключения тетрадного листа»

Мастер-класс

«Бисеринка, Жемчужинка, Алмазинка»

 

Февраль 

 

 

Комбинированное

2

Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый? Календарь профессий

•        День авиации

•        День науки

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

Мастер-класс

« Бессмертная эскадрилья»

Мастер-класс

«Технолужайка»

 

 

Март

 

 

Комбинированное

2

В марте мороз скрипуч, да не жгуч

Календарь профессий (День метеоролога. День театра)

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

 Конкурс открыток 

Мастер-класс

«Арктика- страна льда и тьмы»

Мастер-класс

«Маски и сказки»

 

Апрель

 

 

Комбинированное

2

Апрельский скворец — весны гонец.

Календарь профессий

(День космонавтики

Международный день секретаря)

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль.

ОП «Космическое путешествие или письма из космоса»

Мастер-класс

« И на Массе будут яблони цвести»

Мастер-класс «Без такого человека в кабинете, как без рук….»

 

Май

 

 

Комбинированное

2

Май леса наряжает, лето в гости ожидает

Календарь профессий(Всероссийский день библиотек. День кондитера)

МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113

Беседа, наблюдение, самоконтроль

ОП « Боевой листок»

Мастер-класс

« Азбука в стихах»

Мастер-класс

« Печенька , вафелька и мятный пряничек..»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 1ГО « Обычный необычный календарь»

Тема. Введение в программу. «Круглый год»

Теория. Знакомство с программой. Формулирование (задач) проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности обучающихся. Понятие «Календарь». Знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями для работы с бумагой, бисером; применение и соблюдение правил техники безопасности, изучение пословиц и поговорок о труде и дружбе.

Практика. Тематическая игра «Круглый год» выполнение заданий по станциям.

Методическое обеспечение. карточки со словами, карты «Материалы и инструменты», наглядные пособия – образцы изделий, иллюстрации, «Инструменты для рукоделия» и др., рисунки «Правила техники безопасности».

Тема 1. Сентябрь — вечер года.

Теория: Традиционные ремесла Русского Севера (росписи, узорное ткачество, вышивка), « Сергий- капустник»,   Всемирный день почты.

Практика: Мастер-класс «Двор - что город, изба - что терем»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей.

 

Тема 2. Быстро тает октябрьский день —не привяжешь за плетен

Теория: День бабушек и дедушек, День конфет

Знакомство со свойствами и видами бумаги.

Практика: Мастер-класс «Приключение бумажного листа»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

 

Тема 3. Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

Теория: История праздника «День Матери».

Практика: Мастер-класс «Мамы как пуговки, на них все держится»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, пуговицы, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

Тема 4. Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.

 Теория: История Новогоднего праздника

 Практика: Мастер-класс «Целый год лежал на полке, а теперь висит на елке»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

Тема 5. Месяц январь — зимы государь.

Теория: Знакомство с праздниками января.

Практика: мастер-класс «С метёлкой, в шляпе из ведра, директор зимнего двора»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

 Тема 6. Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?

 Теория: День защитника Отечества- история праздника. Праздники февраля.

Практика: мастер-класс Масленица «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны».

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы

 Тема 7. В марте мороз скрипуч, да не жгуч

 Теория День весеннего равноденствия.

Практика: мастер-класс «Необыкновенный букет»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

 Тема 8. Апрельский скворец — весны гонец.

Теория: И на Марсе будут яблони цвести»- история праздника.

 Практика: мастер-класс «Пасхальная сказка»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

Тема 9. Май леса наряжает, лето в гости ожидает

 Теория «Победный май»

 Практика Мастер класс «Победный май»

Онлайн-игра «Самый дружный хоровод». Закрытие программы проходит в форме онлайн выставки, проходит награждение участников.

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

Закрытие программы

Практика.

Методическое обеспечение: фото и видео аппаратура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2ГО « Обычный необычный календарь»

Тема 1. Сентябрь — вечер года.

Теория: Календарь  профессий. (День работников леса. День программиста)

Практика:  Мастер-класс «Лесная сказка»  Мастер-класс «Фиксики!!! К вершинам программирования.»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей.

Тема 2. Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетен

Теория: Календарь  профессий  (День работников сельского хозяйства

День архитектора)

Практика: Мастер-класс« Маргаритинская Ярмарка».Мастер-класс

«Город моей мечты»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

Тема 3. Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

Теория: Календарь  профессий (День сотрудников ОВД,День психолога)

Практика: Мастер-класс « Жил в Москве Степан Степаныч» Мастер-класс «Краски эмоций»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, пуговицы, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

Тема 4. Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.

 Теория: Календарь  профессий (День спасателя, Международный день кино)

 Практика: Мастер-класс« Спасатель- профессия героическая»

     Мастер-класс« Приключение бумажного листа»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

Тема 5. Месяц январь — зимы государь.

Теория: Календарь  профессий (День печати,День ювелира)

Практика: Мастер-класс« Приключения тетрадного листа»  Мастер-класс«Бисеринка, Жемчужинка, Алмазинка»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

 Тема 6. Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?

 Теория:  Календарь  профессий (День авиации, День науки)

Практика: Мастер-класс« Бессмертная эскадрилья»

Мастер-класс «Технолужайка»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы

 Тема 7. В марте мороз скрипуч, да не жгуч

 Теория : Календарь  профессий( День метеоролога.День театра)

Практика: Мастер-класс «Арктика- страна льда и тьмы»        

Мастер-класс «Маски и сказки»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

 

 Тема 8. Апрельский скворец — весны гонец.

Теория: Календарь  профессий ( День космонавтики. Международный день секретаря)                                 

 Практика: Мастер-класс« И на Массе будут яблони цвести»

Мастер-класс «Без такого человека в кабинете, как без рук….»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

Тема 9. Май леса наряжает, лето в гости ожидает

 Теория : Календарь  профессий  (Всероссийский день библиотек. День кондитера)

 Практика : Мастер-класс « Азбука в стихах»      Мастер-класс« Печенька, вафелька и мятный пряничек..»

Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешного освоения содержания программы и получения запланированного результата необходимо создать определённые условия для работы и обеспечить деятельность детей нужными материалами и инструментами.

Материально-техническое обеспечение:

Оснащение кабинета:

·        столы рабочие, стулья;

·        шкафы  (для хранения материалов, инструментов, выполненных работ; для  хранения  литературы, образцов,  наглядных  пособий и др.)

·        доска  школьная;

·        ткани (без рисунка) для драпировок в натюрмортах;

·        настенная магнитная доска;

·        натюрмортный столик;

·        рабочие стенды с информацией и образцами работ;

·        мультимедийная и оргтехника.

Инструменты и материалы:

·        ножницы

·        кусачки

·        линейки

·        иглы для бисера

·        станки для ткачества.

·        проволока медная для бисера разных цветов и толщины.

·        леска для бисера.

·        нитки для ткачества бисером.

·        формы для оплетения.

·        застёжки, заготовки для брошек, швензы, замки для браслетов.

·        гуашевые, акварельные и темперные краски;

·        восковые карандаши, мелки;

·        пастель;

·        гелевые ручки;

·        кисти из синтетики, белки, колонка и щетины (как круглые, так и плоские);

·        карандаши графитные от ТМ до 3М.;

·        карандаши цветные;

·        черная тушь;

·        палочки;

·        цветные мелки;

·        уголь рисовальный;

·        циркуль, линейка;

·        бумага белая разной плотности и форматов;

·        наборы цветной бумаги для аппликации;

·        клей;

·        пластилин;

·        калька;

·        природные материалы (шишки, листья, соломка и др.)

·        наждачная бумага с крупным и мелким зерном;

·        ветошь или тряпочка для кистей;

·        палитра (желательно из пластика);

·        губка (для нанесения или сбора воды);

·        емкость для воды;

·        ластики (твердые и мягкие);

·        пульверизатор (для распыления при работе акварелью;

·        скотч;

·        блокноты для набросков;

·        бумажные салфетки для снятия краски с кисти;

·        лак для покрытия изделий.

 

Дидактические и методические материалы:

·        Подборка видеосюжетов по темам программы;

·        Иллюстрированная литература;

·        Схемы: плоских и объёмных игрушек, цветов, украшений и сувениров в разных техниках плетения.

·        Раздаточный материал: карточки, схемы по темам программы.

·        Образцы изделий из бисера.

·        Фотографии, иллюстрации изделий из бисера.

·                Фотографии детских работ – участников выставок.

·        Книги и альбомы по народному искусству, композиции, рисунку, живописи.

·        Репродукции картин по живописи.

·        Трафареты.

·        Таблицы с последовательностью работы над рисунком.

·        Таблицы по основам перспективы.              

·        Таблицы по основам цветоведения.

Кадровое обеспечение: программу реализуют педагоги дополнительного образования.

 

V.СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

 

Нормативно-правовые источники

·        Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

·        Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.

·        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14

·        Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

·        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование».  Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»

·        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

·        Концепция развития дополнительного образования детей в РФ. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.

·        Закон Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ (ред. от 14.11.2014) «Об образовании в Архангельской области».

·        Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР.

Литература

Для педагогов

·        Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1995. – 64 с.: ил.

·        Дьяченко, О.М. Развитие воображения у дошкольников. – М., 1996.

·        Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.

·        Игровая деятельность в ДОУ и начальной школе. Начальная школа: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. – М.: Изд. Красная Звезда, 2010. – 4, 94 с.

·        Канурская, Т.А. Бисер: Из истории бисера на Руси. Орнаменты и их символика. Бисероплетение. Шнуры. Ткачество. Вышивка бисером. Вязание крючком и на спицах с применением бисера. Кружева "фриволите". Подарки к именинам / Т.А. Канурская, Л.А. Маркман. - М. : Профиздат, 2000. - 238 с. : цв. ил.

·        Ликсо, Н.Л. Большая энциклопедия бисера [Текст] / [Ликсо Н. Л.]. - Москва: АСТ, cop. 2016. - 239 с.: цв. ил.

·        Найденова, А.Л. Бисер и бисероплетение [Текст]: руководство для новичков / А. Найденова, Т. Шнуровозова. - Ростов-на-Дону: Владис; Москва: РИПОЛ классик, 2011. - 414, [1] с., [16] л. цв. ил. 

·        Оплетение бисером и шнуром [Текст]/ Е. Г. Виноградова. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2000. - 192 с : ил. 

·        Подарочные яйца из бисера / Галина Кожевникова. - Москва : Мартин, 2007. - 107, [2] с.: цв. ил.

·        Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М., 1999. – 230 с.

·        Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. [Текст] / Э.Тимченко. – Смоленск: Русич, 2007. – 224 с.: цв.ил.

·        Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет / С.С.Пискулина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.

 

Для детей и родителей:

·        Алехин, А. Д. Когда начинается художник [Текст]: книга для учащихся / А. Д. Алехин. - Москва : Просвещение, 2013. - 158, [2] с., [8] л. ил. : ил.

·        Базулина, Л. В. Лучшие поделки из бисера [Текст]: украшения, игрушки, подарки / Л. В. Базулина, И. В. Новикова ; [худож. В. Н. Куров]. - Ярославль: Акад. развития, 2010. - 143 с. : цв. ил.

·        Копцева, Т.А. Готовимся к школе. Сказки про маленького художника. Маленький художник и мир природы [Текст]: тетрадь для детей старшего дошкольного возраста : в пяти частях / Т. А. Копцева. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2019. - 28 см. - (Ступеньки детства). Ч. 3. - 2019. - 63 с. : ил., цв. ил.

·        Ликсо, Н.Л. Цветы и игрушки из бисера [Текст] / [Ликсо Н. Л.]. - Москва: АСТ; Минск: Харвест, 2011. - 35 с.

·        Лукашова, И.А. Бисер для начинающих : [техника бисероплетения украшения, сувениры, подарки] / Лукашова И. А. - Ульяновск : Авеонт, 2006. - 111 с. : ил., цв

 

         Интернет-источники:

·        Всероссийский педагогический портал «Завуч.инфо» : сайт. -  URL: http://www.zavuch.ru  (дата обращения 16.04.2020). – Текст электронный.

·        Информационно-образовательный портал по рукоделию «Ярмарка мастеров» : сайт. - URL: https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-biserom/biseropletenie (дата обращения 18.04.2020). – Текст электронный.

·        Сайт по рукоделию «Своими руками» : сайт . - URL: https://handsmake.ru/biseropletenie-dlya-nachinayuschih-foto.html (дата обращения 18.04.2020). – Текст электронный.

 


Скачано с www.znanio.ru