Программа. 1 класс. Окружающий природный мир (для обучающихся на дому, вариант 2)

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Окружающий природный мир 1 кл.docx

 

                         УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОБЛЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

РАССМОТРЕНО

Заседание педагогического

совета

______________________

МКОУ

«Кобляковская СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ

«Кобляковская СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2020 г.

Зам. директора по УВР

Сёмка М.Н.

___________________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___»______________2020г.

Директор МКОУ «Кобляковская СОШ»

Краснобаева А.А.

_____________________

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

Заседание ШМО учителей

Начальных классов

«МКОУ «Кобляковская СОШ»

Протокол № __1___

от «29» августа 2020г.

Руководитель ШМО

Гнездилова О.А.___________


Рабочая программа

учебного курса

«Окружающий природный мир»

(обучающихся на дому) (вариант 2)

для обучающихся 1 класса

 

Предметная область: «Окружающий мир»

 

Разработала: Ковалева Марина Ивановна

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

 

 

 

2020 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи программы:

·         формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;

·         формирование интереса к разнообразию окружающего мира;

·         формирование временных представлений;

·         формирование представлений  о растительном и животном мире;

·         формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);

·         знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;

·         формирование представлений  о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

·         формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

·         развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).

Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Общая характеристика учебного предмета:

     Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.

     В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.

Направления коррекционной работы:

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.

– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

–  формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;

– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;

–  поддержание интереса ребёнка к заданию;

– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.

Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).

     Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно, определяется многооб­разием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

    Занятия сопровождаются живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.

 

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.

На его изучение отведено 66  часов,  2  часа  в неделю, 33 учебные недели.

Интеграция с другими предметами с  учётом  общих  целей изучения курса, определённых Федеральным государственным  стандартом «Окружающий социальный мир», «Человек».

Учебную работу на уроках «Окружающий природный мир» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока.

     В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

 

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

 

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

 

дд

д

дн

ü  по подражанию или по образцу

ü  самостоятельно с ошибками

ü  самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

ü  использования по прямой подсказке

ü  использования с косвенной подсказкой (изображение)

ü  самостоятельного использования

 

пп

п

+

.

Краткая характеристика учащихся класса:

¾                Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (с помощью);

-  определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

 

     Планируемые предметные результаты:

·         узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;

·         сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·         уметь работать с пиктограммами по теме «растения»;

·         совместно с учителем отбирать картинки с изображением  осени, зимы весны, лета;

·         показывать и брать предмет одежды, называемый учителем;

·         рассматривать лист, раскрашивать;

·         проводить элементарные наблюдения;

·         уметь рассматривать картинки  в книге, на мониторе;

·         узнавать изученные природные объекты;

·         узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем;

·         узнавать изученные объекты;

·         узнавать изученных животных;

·         узнавать и определять объекты окружающей действительности;

·         различать объекты природы и рукотворного мира;

·         классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам

·         различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах

·         понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице;

·         проявлять уважение к взрослым;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

·         входить и выходить из учебного помещения со звонком;

·         ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

·         адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

·         принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);

·         следовать предложенному плану;

·         передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

·         понимать словесную (жестовую) инструкцию;

·         выполнять стереотипную инструкцию;

·         принимать помощь.

 

Количество учебных часов

На изучение предмета «Окружающий природный мир» отведено 16.5 часов, 0.5 часа в неделю, 33 учебные недели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование  по предмету

«Окружающий природный мир»

1 класс  (66 часов в год / 2 часа в неделю)

Обучение на дому (вариант 2)

 

№ п/п

ТЕМА УРОКА

 

Количество часов

Дата

плановая

фактическая

1 модуль. Золотая осень.

1-4

«Осень, в гости просим!» Рассматривание картин.

4

 

 

5-8

Одежда и обувь человека осенью.

4

 

 

9-12

«Что нам осень принесла?». Грибы, фрукты, овощи.

4

 

 

2 модуль. Природа осенью.

 

13-16

 «Листопад».

4

 

 

17-20

В мире  животных.

4

 

 

3 модуль. Зимушка-зима.

 

21-24

Одежда и обувь человека зимой.

4

 

 

25-28

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

4

 

 

29-32

Новый год. Изготовление украшений на елку.

4

 

 

4 модуль. Природа и человек.

33-40

Дикие и домашние животные.

8

 

 

41-44

Воздух и вода. Значение для человека, животных.

4

 

 

45-48

Явления природы: ветер, солнце.

4

 

 

5 модуль. Весна, пришла!

49-52

Одежда и обувь весной.

4

 

 

53-56

Животные весной.

4

 

 

57-60

Части суток. День, ночь.

4

 

 

6 модуль. Повторение.

 

61-64

Закрепление по темам.

4

 

 

65-66

Скоро лето! Итоги года.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

·                дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

·                мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;

·                образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

·                игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.

·                компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);

·                натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;

·                разрезные карточки по темам;

·                демонстрационные карточки  по темам

·                настольно-печатные игры по темам.



 

Скачано с www.znanio.ru