УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОБЛЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета ______________________ МКОУ «Кобляковская СОШ» Протокол № _____ от «____» августа 2020 г. |
СОГЛАСОВАНО Заседание МС МКОУ «Кобляковская СОШ» Протокол № _____ от «____» августа 2020 г. Зам. директора по УВР Сёмка М.Н. ___________________ |
УТВЕРЖДАЮ Приказ № ___________ от «___»______________2020г. Директор МКОУ «Кобляковская СОШ» Краснобаева А.А. _____________________ |
РЕКОМЕНДОВАНО |
Заседание ШМО учителей |
Начальных классов |
«МКОУ «Кобляковская СОШ» |
Протокол № __1___ |
от «29» августа 2020г. |
Руководитель ШМО |
Гнездилова О.А.___________ |
Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий природный мир»
(обучающихся на дому) (вариант 2)
для обучающихся 1 класса
Предметная область: «Окружающий мир»
Разработала: Ковалева Марина Ивановна
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи программы:
· формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
· формирование интереса к разнообразию окружающего мира;
· формирование временных представлений;
· формирование представлений о растительном и животном мире;
· формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);
· знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
· формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
· формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
· развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).
Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).
Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.
На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Человек».
Учебную работу на уроках «Окружающий природный мир» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ |
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
критерии |
1. |
Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. |
Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) |
дд д дн |
ü по подражанию или по образцу ü самостоятельно с ошибками ü самостоятельно |
до сш с |
|
3. |
Сформированность представлений |
|
1.представление отсутствует |
- |
|
2.не выявить наличие представлений |
? |
|
3.представление на уровне: ü использования по прямой подсказке ü использования с косвенной подсказкой (изображение) ü самостоятельного использования |
пп п + |
.
Краткая характеристика учащихся класса:
¾ Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые предметные результаты:
· узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
· сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
· уметь работать с пиктограммами по теме «растения»;
· совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени, зимы весны, лета;
· показывать и брать предмет одежды, называемый учителем;
· рассматривать лист, раскрашивать;
· проводить элементарные наблюдения;
· уметь рассматривать картинки в книге, на мониторе;
· узнавать изученные природные объекты;
· узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем;
· узнавать изученные объекты;
· узнавать изученных животных;
· узнавать и определять объекты окружающей действительности;
· различать объекты природы и рукотворного мира;
· классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам
· различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах
· понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице;
· проявлять уважение к взрослым;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
· входить и выходить из учебного помещения со звонком;
· ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
· адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
· принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
· следовать предложенному плану;
· передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
· понимать словесную (жестовую) инструкцию;
· выполнять стереотипную инструкцию;
· принимать помощь.
Количество учебных часов
На изучение предмета «Окружающий природный мир» отведено 16.5 часов, 0.5 часа в неделю, 33 учебные недели.
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Окружающий природный мир»
1 класс (66 часов в год / 2 часа в неделю)
Обучение на дому (вариант 2)
№ п/п |
ТЕМА УРОКА
|
Количество часов |
Дата |
|
плановая |
фактическая |
|||
1 модуль. Золотая осень. |
||||
1-4 |
«Осень, в гости просим!» Рассматривание картин. |
4 |
|
|
5-8 |
Одежда и обувь человека осенью. |
4 |
|
|
9-12 |
«Что нам осень принесла?». Грибы, фрукты, овощи. |
4 |
|
|
2 модуль. Природа осенью. |
|
|||
13-16 |
«Листопад». |
4 |
|
|
17-20 |
В мире животных. |
4 |
|
|
3 модуль. Зимушка-зима. |
|
|||
21-24 |
Одежда и обувь человека зимой. |
4 |
|
|
25-28 |
Зимние явления природы (снег, метель, лед). |
4 |
|
|
29-32 |
Новый год. Изготовление украшений на елку. |
4 |
|
|
4 модуль. Природа и человек. |
||||
33-40 |
Дикие и домашние животные. |
8 |
|
|
41-44 |
Воздух и вода. Значение для человека, животных. |
4 |
|
|
45-48 |
Явления природы: ветер, солнце. |
4 |
|
|
5 модуль. Весна, пришла! |
||||
49-52 |
Одежда и обувь весной. |
4 |
|
|
53-56 |
Животные весной. |
4 |
|
|
57-60 |
Части суток. День, ночь. |
4 |
|
|
6 модуль. Повторение. |
|
|||
61-64 |
Закрепление по темам. |
4 |
|
|
65-66 |
Скоро лето! Итоги года. |
2 |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:
· дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
· мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
· образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
· игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
· компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);
· натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
· разрезные карточки по темам;
· демонстрационные карточки по темам
· настольно-печатные игры по темам.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.