МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САРАЕВСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
Информатика
по специальности: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования
Организация – разработчик: ОГБПОУ «Сараевский колледж»
Разработчики:
Литвинов Юрий Борисович, начальник Управления сельского хозяйства муниципального образования – Сараевский муниципальный район Рязанской области;
Соболева Ольга Владимировна, преподаватель ОГБПОУ "Сараевский колледж".
Рекомендована методической комиссией, протокол № 1
от 30 _ ____08________2020г.
Утверждаю:
Директор ОГБПОУ « Сараевский колледж»
______________________ Давыдов В.И.
____________2020г.
Эксперт:
Начальник Управления образования и молодежной политики администрации Сараевского муниципального района Рязанской области
____________ Ожерельева В.М.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
15 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
18 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- осознание своего места в информационном обществе;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
• метапредметных:
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
· предметных:
- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
- использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
- сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 100 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов
- обязательной аудиторной лабораторной и практической работы обучающегося 55 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
100 |
в том числе: |
|
лабораторные и практические занятия |
55 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика.
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Информационная деятельность человека |
|
18 |
|
Тема 1.1. Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. |
2 |
||
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения |
|||
Лабораторные работы |
6 |
|
|
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. |
|||
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций.
Тематика самостоятельной проектной работы 1. Информационное общество. 2. Мировые информационные войны. 3. Лучшие информационные ресурсы мира. |
6 |
||
Раздел 2. Информация и информационные процессы |
|
48 |
|
Тема 2.1. Информация, измерение информации. Представление информации |
Содержание учебного материала |
5 |
|
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Проект: «Информация в нашей жизни (средства обработки, передачи и представления информации)» |
3 |
||
Лабораторный практикум |
2 |
|
|
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации |
|||
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности. Тематика самостоятельной проектной работы 1. Шифрование информации. 2. Методы обработки и передачи данных. 3. Организация данных. |
4
|
||
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации |
Содержание учебного материала |
15 |
|
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. |
3 |
||
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Проект: «Компьютерные модели различных процессов». |
|||
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. |
|||
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. |
|||
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. |
|||
Лабораторный практикум |
9 |
|
|
Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели |
|||
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов |
|||
Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах |
|||
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги |
|||
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности. Тематика самостоятельной проектной работы: 1. Компьютер внутри нас. 2. Виды информационных технологий. |
8
|
||
Тема 2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления |
Содержание учебного материала |
|
|
Лабораторный практикум |
2 |
|
|
АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике |
|||
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. |
3 |
||
3. Средства информационных и коммуникационных технологий |
|
28 |
|
Тема 3.1. Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности специалиста |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров |
3 |
||
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности) |
|||
Лабораторный практикум |
4 |
|
|
Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. |
|||
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности. Тематика самостоятельной проектной работы: 1. Искусственный интеллект и ЭВМ. 2. Операционная система. Принципы и задачи. 3. История Операционных систем для ПК. |
4
|
||
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях |
Содержание учебного материала |
|
|
Лабораторный практикум |
4 |
|
|
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети |
|||
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Тематика самостоятельной проектной работы: 1. Сетевые операционные системы. 2. Администрирование локальной компьютерной сети. |
4
|
||
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита |
Содержание учебного материала |
|
|
Лабораторный практикум |
4 |
|
|
Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. |
|||
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Тематика самостоятельной проектной работы: 1. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете. 2. Киберпреступность. 3. Вирусы и борьба с ними. |
4 |
||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов |
|
33 |
|
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов |
Содержание учебного материала |
11 |
|
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста |
2 |
||
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных |
|||
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. |
|||
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Демонстрация систем автоматизированного проектирования |
|||
Лабораторный практикум |
12 |
|
|
Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей) |
|||
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
|||
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. |
|||
Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
|||
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности. Тематика самостоятельной проектной работы: 1. Решение систем уравнений в Microsoft Excel. 2. Методы решения систем линейных уравнений в приложении Microsoft Excel. 3. Электронное портфолио ученика, в среде Microsoft PowerPoint. 4. Методическое пособие по работе в «Консультант Плюс». |
10
|
||
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии |
|
23 |
|
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер |
Содержание учебного материала |
|
|
Лабораторный практикум |
2 |
2 |
|
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. |
|||
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности. |
2 |
|
|
Тема 5.2. Создание сайта |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Методы создания и сопровождения сайта |
2 |
||
Лабораторный практикум |
6 |
|
|
Создание и сопровождение сайта |
|||
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2] [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности. Тематика самостоятельной проектной работы: 1. Мир без Интернета. 2. Россия и Интернет. |
3 |
||
Тема 5.3. Организация коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат |
3 |
||
Лабораторный практикум |
4 |
|
|
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. |
|||
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности. Тематика самостоятельной проектной работы 1. Видеоконференция 2. Интернет-телефония |
2
|
||
|
ВСЕГО: |
150 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.
3.1.1. Оборудование кабинета Информатики:
- посадочные места студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска;
- наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
3.1.2. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ПК;
- проекционный экран;
- принтер черно-белый лазерный;
- компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
- сервер;
- блок питания;
- источник бесперебойного питания;
- наушники с микрофоном;
- цифровой фотоаппарат;
- видеокамера;
- сканер;
- колонки.
3.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
3.3. Программное обеспечение:
1. Операционная система Windows XP, приложения
2. Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности Интернет и мультимедиа технологий
3. Офисные программы Microsoft: Word, Excel , PowerPoint, Publisher, Access
4. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD- , по курсу « Информатика »
3.4.1. Основная литература
3.4.2. Дополнительная
3.4.3. Интернет-ресурсы:
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных проверочных работ.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: · Различные подходы к определению понятия «информация». · Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации. · Назначение и функции операционных систем. · Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. · Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности · Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей). |
«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем) |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: · Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. · Распознавать информационные процессы в различных системах. · Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования. · Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. · Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий. · Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые. · Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных · Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр. · Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, · график, диаграмма и пр.). · Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
|
Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ. Комбинированный: лабораторные практикумы, поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповой: заслушивание рефератов.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.