Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе "Основы русской словесности"
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе "Основы русской словесности"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
22.01.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе  "Основы русской словесности"
Основы русской словесности.doc

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе

«Основы русской словесности»

34 часа

 

 

 

 

Составил: учитель русского языка и литературы

Е.В.Таратунина

 

 

 

 

 


«Основы русской словесности» - курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5 классов. Ведение этого курса имеет особую важность в силу ряда причин.

Свободное владение русским языком — обязательное усло­вие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям со­временного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Данная программа содержит практический блок, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку.

      В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5). Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2006), Изменения, внесенные в программу Р.И. Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на ее изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов). Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.

Представленный курс внеурочной деятельности непосредственно связан с основным курсом русского языка 5 класса, расширяет и углубляет его, даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ - компетентности). То углубление и расшире­ние знаний учащихся, которое предусматривает данный курс,  доступно, научно и соответствует языковой системе.

Материалом для комплексного обучения языку и речи служит текст как основ­ная дидактическая единица, которая позволяет раскрыть смысловое значение слова в контексте, уяснить выразительно - изобразительную функцию слова. Такую целенаправленную работу позволяет осуществить комплексный анализ текста, который может рас­сматриваться как «измеритель» языковой подготовки учащихся и позволяет отработать трудные случаи правописных умений и навыков.

В связи с недостаточностью урочного учебного времени эту объёмную по времени ра­боту целесообразно проводить отдельными занятиями, позволяющи­ми систематизировать и объединить все задания, выполненные ранее на уроках в отдельности. Содержание программы рассчитано на учащихся с разными учеб­ными возможностями, т.к. комплексный анализ текста включает в себя различные по сложности задания. Актуальность курса «Основы русской словесности» заключается в том, что данный курс поможет подготовиться к итоговой государственной аттестации за курс основной школы в новой форме. Программа имеет практическую направленность и рассчитана на 34 часа. Этого времени, конечно же, недоста­точно для доведения действий учащихся до совершенства, но позво­лит соединить в целое обучение языку и речи.

Целью программы  является  расширение лингвистического кругозора учащихся.

     В соответствии с этой целью ставятся задачи:

Образовательные:

·         развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную  культуру;

·         совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

  • развивать  языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
  • развивать  мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

        Занятия курса направлены на систематиза­цию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позво­лит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.

Описание места курса в учебном плане

 

        Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Основы русской словесности» реализуется в части, формируемой участниками образовательного процесса Учебного плана, в объеме 34 часов (1 час в неделю).

 Курс «Комплексный анализ текста» включает в себя уроки закрепления и комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний из разных областей русского языка, практические занятия по комплексному анализу текста, практические и зачетные работы. В процессе обучения используется тексты из рабочей тетради А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста», а также из рабочих тетрадей Богдановой Г.А. Задания для зачетных работ взяты из пособия Потаповой Г.Н. (5 класс).

Наиболее привлекательными формами работы являются  практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. Задания составлены таким образом, что с их помощью проверяется подготовка учащихся по разным разделам русского языка: фонетике, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии и синтаксису. Кроме того, есть и задания, которые проверяют умения по текстоведению: способность сопоставлять содержание прочитанного или прослушанного текстов, вдумчиво вчитываться в предложенный текст, определять и доказывать его стилевую принадлежность и тип речи, устанавливать средства связи в прочитанном тексте, составлять план текста. Посещая данный курс, учащиеся ознакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что поможет им не только осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, но и подготовиться к итоговой аттестации.

       Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:

- устный опрос,

- различные виды пересказа и чтения,

- практические работы по содержанию изучаемого материала,

- тестовые задания,

- творческие задания (сочинения, мини-сочинения),

- а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.  

Предусмотрены по три урока контроля, оценки и коррекции знаний в форме зачетной работы. Также запланированы различные творческие работы.

     В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:

1.Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

2. Культурно-ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

3. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

     Ведущей технологией в учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения. В качестве ведущих методов применяются метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический)  метод. 

 

                    Описание ценностных ориентиров содержания курса

Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:

·         гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;

·         идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;

·         патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;

·         национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

 

Формы работы:

·        творческие мастерские;

·        групповые занятия с учащимися;

·        занятия исследовательской деятельностью;

·        конкурсы;

·        интеллектуальный марафон;

·        научно-практические конференции;

·        работа по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность .

 

Содержание курса «Основы русской словесности» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

ü  Потребность в самовыражении и самореализации.

ü  Умение вести диалог.

ü  Устойчивый познавательный интерес.

ü  Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

ü  Устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.

ü  Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция.

Регулятивные УУД

ü  Целеполагание.   Анализ условий  достижения цели.

ü  Планирование путей достижения цели.

ü  Установка целевых приоритетов.

ü  Контроль и управление своим временем.

ü  Контроль результатов и способов действия.

ü  Самостоятельная оценка и корректирование выполнения действия.

ü  Основы прогнозирования.

ü  Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

ü  Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании.

ü  Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели.

ü  Управлять своим поведением и деятельностью.

ü  Осуществлять познавательную рефлексию.

ü  Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности.

ü  Преодолевать трудности.

Коммуникативные УУД

ü  Формулировать собственное мнение и позицию.

ü  Учитывать разные мнения.

ü  Сравнивать разные точки зрения.

ü  Аргументировать свою точку зрения.

ü  Задавать вопросы.

ü  Сотрудничать, осуществляя планирование,  взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.

ü  Адекватно использовать речь, языковые и  речевые средства.

ü  Работать в группе.

ü  Основы коммуникативной рефлексии.

ü  Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

ü  Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.

ü  Продуктивно разрешать конфликты.

ü  Брать на себя инициативу.

ü  Оказывать поддержку и содействие.

ü  Осуществлять коммуникативную рефлексию.

ü  Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

 

 

Познавательные УУД

ü  Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета.

ü  Давать определение понятиям.

ü  Устанавливать причинно-следственные связи.

ü  Обобщать понятия.

ü  Строить логическое рассуждение.

ü  Объяснять явления, процессы.

ü  Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

ü  Основы ознакомительного, изучающего чтения.

ü  Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.

ü  Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.

ü  Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

ü  Выдвигать гипотезы.

ü  Проверять гипотезы.

ü  Делать умозаключения и выводы.

ü  Основы рефлексивного чтения.

 

 

 

ИКТ-компетентность

ü  Искать и хранить информацию.

ü  Пользоваться устройствами ИКТ.

ü  Создавать письменные сообщения.

ü  Осуществлять коммуникации.

ü  Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

ü  Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

     В результате изучения русской словесности ученик должен знать/понимать богатство лексики русского языка; особенности употребления лексики русского языка; средства художественной изобразительности и их роль; эпические жанры народной словесности и особенности их языка; особенности языка эпических, лирических и драматических произведений; уметь определять лексическое значение слова; определять виды лексических единиц; находить в текстах и определять роль изобразительных средств; различать жанры народной словесности; различать эпические, лирические и драматические произведения; аудирование и чтение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров; пересказывать прозу; работать со словарями; находить в текстах лексические единицы; говорение и письмо строить диалог; создание собственных текстов различных типов речи; создание собственных текстов различных жанров; употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества; творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

Тема 1. Что такое слово

Слово как единица языка и как словесное выска­зывание. Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка: средство общения и взаимопо­нимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

Закрепление в словесных произведениях результа­тов познания мира и самопознания человека, нрав­ственных устоев общества. Значение языка для жиз­ни общества. Слово-заповедь.

/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размыш­ление о значении языка.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 2. Что такое словесность

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свой­ства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. Отличие зна­чения языка в жизни от значения языка в произве­дении.

/// Различение разговорного и Литературного языка, выработка умения употреблять их в соответ­ствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение поня­тий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорно­го языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художест­венное произведение.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 3. Богатство лексики русского языка

Лексическое значение слова. Способы определе­ния значения слова. Слова однозначные и много­значные. Употребление многозначных слов в произ­ведениях словесности. Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. Синонимы, их роль в художественных произведе­ниях. Антонимы, их роль в художественных произведе­ниях. Неологизмы, их роль в художественных произве­дениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их зна­чение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произ­ведению разговорную или книжную окраску.

/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение по­нятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, сино­нимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историз­мы, фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении Употреб­ление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 4. Прямое и переносное значения слова

Прямое значение слова. Употребление слова в пе­реносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория.

/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и срав­нений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изо­бразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Упо­требление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 5. Текст

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы свя­зи предложений в тексте. Формы   словесного   выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

/// Определение темы и основной мысли текс­та. Устное и письменное изложение повествова­тельного текста. Создание собственного повествова­тельного текста на предложенную тему. Выразитель­ное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следст­венных отношений в рассуждении. Выразитель­ное чтение научного и художественного текс­та-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, мо­нолога.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

 

Тема 6. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом текс­те, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

/// Различение стихотворной и прозаической ре­чи. Различение видов интонации в повествователь­ных, вопросительных и побудительных предложени­ях, их чтение. Чтение предложений с восклицатель­ной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворно­го и прозаического произведений: определение ос­новного тона, пауз, ударений, повышений и по­нижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

 

Тема 7.   Устная народная словесность

Понятия: произведение, устная народная словес­ность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особен­ности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скорого­ворки. Использование в произведениях устной народ­ной словесности языковых средств выражения со­держания.

/// Различение видов устной народной словеснос­ти. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесе­ние скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление по­словиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 8. Литературное эпическое произведение

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Эпическое произведение: произведение, в кото­ром рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произве­дения. Особенности языка эпического произведения: по­вествование, описание и диалог в эпическом произ­ведении.

/// Понимание того, что эпическое произведе­ние — результат творчества писателя, произведение,

созданное из языкового материала. Различение лите­ратурной сказки, басни, рассказа и повести. Пере­сказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

 

Тема 9. Литературное лирическое произведение

Лирическое произведение: произведение, в кото­ром главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лирическом произ­ведении.

/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

Тема 10. Литературное драматическое произведение

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.  Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понима­ние роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ро­лям. Определение основного тона высказывания ге­роя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического про­изведения.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 5 класс

 

Раздел

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля

 

Что такое слово

 

 

 

 

1

 

Слово как единица языка и как словесное выска­зывание.

Урок комплексного применения знаний 

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

2

 

 Значение языка для жиз­ни общества. Слово-заповедь.

Урок комплексного применения знаний 

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

 

Что такое словесность

 

 

 

 

3

 

Словесность как словесное творчество, словесное искусство

Урок комплексного применения знаний 

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

4

 

Язык художественной словесности

Урок комплексного применения знаний 

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

 

Богатство лексики русского языка

 

 

 

 

5

 

Лексическое значение слова. Способы определе­ния значения слова. Слова однозначные и много­значные. Употребление многозначных слов в произ­ведениях словесности.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

6

 

Слова-термины, способы определения понятия.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

7

 

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

8

 

Синонимы, их роль в художественных произведе­ниях.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

9

 

Антонимы, их роль в художественных произведе­ниях.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

10

 

Неологизмы, их роль в художественных произве­дениях.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

11

 

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их зна­чение в произведении.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

12

 

Фразеологизмы, их способность придавать произ­ведению разговорную или книжную окраску.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

 

Прямое и переносное значения слова

 

 

 

 

13

 

Прямое значение слова. Употребление слова в пе­реносном значении.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

14

 

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

 

Текст

 

 

 

 

15

 

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы свя­зи предложений в тексте.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

16

 

Формы   словесного   выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

 

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения

 

 

 

 

17

 

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

18

 

Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом текс­те, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

19

 

Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

 

Устная народная словесность

 

 

 

 

20

 

Понятия: произведение, устная народная словес­ность.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

21

 

Знакомство со сказками. Виды сказок. Особен­ности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

22

 

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скорого­ворки.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

23

 

Использование в произведениях устной народ­ной словесности языковых средств выражения со­держания.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

 

Литературное эпическое произведение

 

 

 

 

 

24

 

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

25

 

Эпическое произведение: произведение, в кото­ром рассказчик повествует о героях и событиях.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

26

 

Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

27

 

Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

28

 

Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произве­дения. Особенности языка эпического произведения: по­вествование, описание и диалог в эпическом произ­ведении.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

 

Литературное лирическое произведение

 

 

 

 

29

 

Лирическое произведение: произведение, в кото­ром главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

30

 

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

31

 

Значение стихотворной речи в лирическом произ­ведении.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

 

Литературное драматическое произведение

 

 

 

 

32

 

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы.

Творческая работа. Работа в группах.

33

 

Пьеса-сказка.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Творческая работа. Работа в группах.

34

 

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.

Урок комплексного применения знаний

Работа с текстом: чтение, анализ. 

Творческая работа. Работа в группах.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

2. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.

3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. – М., 2005.

4. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 класс». – М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе «Основы русской словесности» 34 часа

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе «Основы русской словесности» 34 часа

Основы русской словесности» - курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5 классов

Основы русской словесности» - курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5 классов

Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся

Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся

Предусмотрены по три урока контроля, оценки и коррекции знаний в форме зачетной работы

Предусмотрены по три урока контроля, оценки и коррекции знаний в форме зачетной работы

Содержание курса «Основы русской словесности» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Содержание курса «Основы русской словесности» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Коммуникативные УУД ü

Коммуникативные УУД ü

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ

Различение лите­ ратурной сказки, басни, рассказа и повести

Различение лите­ ратурной сказки, басни, рассказа и повести

Календарно-тематическое планирование 5 класс №

Календарно-тематическое планирование 5 класс №

Творческая работа. Работа в группах

Творческая работа. Работа в группах

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

Устная народная словесность 20

Устная народная словесность 20

Творческая работа. Работа в группах

Творческая работа. Работа в группах

Пьеса-сказка. Урок комплексного применения знаний

Пьеса-сказка. Урок комплексного применения знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020