Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе
«Основы русской словесности»
34 часа
Составил: учитель русского языка и литературы
Е.В.Таратунина
«Основы русской словесности» - курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5 классов. Ведение этого курса имеет особую важность в силу ряда причин.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Данная программа содержит практический блок, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку.
В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5). Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2006), Изменения, внесенные в программу Р.И. Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на ее изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов). Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.
Представленный курс внеурочной деятельности непосредственно связан с основным курсом русского языка 5 класса, расширяет и углубляет его, даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ - компетентности). То углубление и расширение знаний учащихся, которое предусматривает данный курс, доступно, научно и соответствует языковой системе.
Материалом для комплексного обучения языку и речи служит текст как основная дидактическая единица, которая позволяет раскрыть смысловое значение слова в контексте, уяснить выразительно - изобразительную функцию слова. Такую целенаправленную работу позволяет осуществить комплексный анализ текста, который может рассматриваться как «измеритель» языковой подготовки учащихся и позволяет отработать трудные случаи правописных умений и навыков.
В связи с недостаточностью урочного учебного времени эту объёмную по времени работу целесообразно проводить отдельными занятиями, позволяющими систематизировать и объединить все задания, выполненные ранее на уроках в отдельности. Содержание программы рассчитано на учащихся с разными учебными возможностями, т.к. комплексный анализ текста включает в себя различные по сложности задания. Актуальность курса «Основы русской словесности» заключается в том, что данный курс поможет подготовиться к итоговой государственной аттестации за курс основной школы в новой форме. Программа имеет практическую направленность и рассчитана на 34 часа. Этого времени, конечно же, недостаточно для доведения действий учащихся до совершенства, но позволит соединить в целое обучение языку и речи.
Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные:
· развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
· совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:
Воспитательные:
Занятия курса направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.
Описание места курса в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Основы русской словесности» реализуется в части, формируемой участниками образовательного процесса Учебного плана, в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Курс «Комплексный анализ текста» включает в себя уроки закрепления и комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний из разных областей русского языка, практические занятия по комплексному анализу текста, практические и зачетные работы. В процессе обучения используется тексты из рабочей тетради А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста», а также из рабочих тетрадей Богдановой Г.А. Задания для зачетных работ взяты из пособия Потаповой Г.Н. (5 класс).
Наиболее привлекательными формами работы являются практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. Задания составлены таким образом, что с их помощью проверяется подготовка учащихся по разным разделам русского языка: фонетике, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии и синтаксису. Кроме того, есть и задания, которые проверяют умения по текстоведению: способность сопоставлять содержание прочитанного или прослушанного текстов, вдумчиво вчитываться в предложенный текст, определять и доказывать его стилевую принадлежность и тип речи, устанавливать средства связи в прочитанном тексте, составлять план текста. Посещая данный курс, учащиеся ознакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что поможет им не только осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, но и подготовиться к итоговой аттестации.
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:
- устный опрос,
- различные виды пересказа и чтения,
- практические работы по содержанию изучаемого материала,
- тестовые задания,
- творческие задания (сочинения, мини-сочинения),
- а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
Предусмотрены по три урока контроля, оценки и коррекции знаний в форме зачетной работы. Также запланированы различные творческие работы.
В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:
1.Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
2. Культурно-ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
3. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Ведущей технологией в учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения. В качестве ведущих методов применяются метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
· гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
· идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
· патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
· национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Формы работы:
· творческие мастерские;
· групповые занятия с учащимися;
· занятия исследовательской деятельностью;
· конкурсы;
· интеллектуальный марафон;
· научно-практические конференции;
· работа по индивидуальным планам;
Содержание курса «Основы русской словесности» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
УУД |
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Личностные УУД |
ü Потребность в самовыражении и самореализации. ü Умение вести диалог. ü Устойчивый познавательный интерес. |
ü Готовность к самообразованию и самовоспитанию. ü Устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению. ü Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция. |
Регулятивные УУД |
ü Целеполагание. Анализ условий достижения цели. ü Планирование путей достижения цели. ü Установка целевых приоритетов. ü Контроль и управление своим временем. ü Контроль результатов и способов действия. ü Самостоятельная оценка и корректирование выполнения действия. ü Основы прогнозирования. |
ü Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. ü Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании. ü Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели. ü Управлять своим поведением и деятельностью. ü Осуществлять познавательную рефлексию. ü Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности. ü Преодолевать трудности. |
Коммуникативные УУД |
ü Формулировать собственное мнение и позицию. ü Учитывать разные мнения. ü Сравнивать разные точки зрения. ü Аргументировать свою точку зрения. ü Задавать вопросы. ü Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь. ü Адекватно использовать речь, языковые и речевые средства. ü Работать в группе. ü Основы коммуникативной рефлексии. |
ü Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. ü Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений. ü Продуктивно разрешать конфликты. ü Брать на себя инициативу. ü Оказывать поддержку и содействие. ü Осуществлять коммуникативную рефлексию. ü Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
|
Познавательные УУД |
ü Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. ü Давать определение понятиям. ü Устанавливать причинно-следственные связи. ü Обобщать понятия. ü Строить логическое рассуждение. ü Объяснять явления, процессы. ü Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. ü Основы ознакомительного, изучающего чтения. ü Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий. |
ü Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента. ü Ставить проблему, аргументировать ее актуальность. ü Выдвигать гипотезы. ü Проверять гипотезы. ü Делать умозаключения и выводы. ü Основы рефлексивного чтения.
|
ИКТ-компетентность |
ü Искать и хранить информацию. ü Пользоваться устройствами ИКТ. ü Создавать письменные сообщения. ü Осуществлять коммуникации. |
ü Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. ü Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русской словесности ученик должен знать/понимать богатство лексики русского языка; особенности употребления лексики русского языка; средства художественной изобразительности и их роль; эпические жанры народной словесности и особенности их языка; особенности языка эпических, лирических и драматических произведений; уметь определять лексическое значение слова; определять виды лексических единиц; находить в текстах и определять роль изобразительных средств; различать жанры народной словесности; различать эпические, лирические и драматические произведения; аудирование и чтение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров; пересказывать прозу; работать со словарями; находить в текстах лексические единицы; говорение и письмо строить диалог; создание собственных текстов различных типов речи; создание собственных текстов различных жанров; употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества; творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Тема 1. Что такое слово
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Тема 2. Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
/// Различение разговорного и Литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Тема 3. Богатство лексики русского языка
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Тема 4. Прямое и переносное значения слова
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория.
/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Тема 5. Текст
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте. Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
/// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Тема 6. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
/// Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Тема 7. Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Тема 8. Литературное эпическое произведение
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
/// Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение,
созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Тема 9. Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Тема 10. Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ |
Раздел |
Тема урока |
Тип урока |
Виды учебной деятельности |
Виды контроля |
|
Что такое слово |
|
|
|
|
1 |
|
Слово как единица языка и как словесное высказывание. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
2 |
|
Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
|
Что такое словесность |
|
|
|
|
3 |
|
Словесность как словесное творчество, словесное искусство |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
4 |
|
Язык художественной словесности |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
|
Богатство лексики русского языка |
|
|
|
|
5 |
|
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
6 |
|
Слова-термины, способы определения понятия. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
7 |
|
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
8 |
|
Синонимы, их роль в художественных произведениях. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
9 |
|
Антонимы, их роль в художественных произведениях. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
10 |
|
Неологизмы, их роль в художественных произведениях. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
11 |
|
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
12 |
|
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
|
Прямое и переносное значения слова |
|
|
|
|
13 |
|
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
14 |
|
Эпитет. Сравнение. Аллегория. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
|
Текст |
|
|
|
|
15 |
|
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
16 |
|
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
|
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения |
|
|
|
|
17 |
|
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
18 |
|
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
19 |
|
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
|
Устная народная словесность |
|
|
|
|
20 |
|
Понятия: произведение, устная народная словесность. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
21 |
|
Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
22 |
|
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
23 |
|
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
|
Литературное эпическое произведение
|
|
|
|
|
24 |
|
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
25 |
|
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
26 |
|
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
27 |
|
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
28 |
|
Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
|
Литературное лирическое произведение |
|
|
|
|
29 |
|
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
30 |
|
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
31 |
|
Значение стихотворной речи в лирическом произведении. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
|
Литературное драматическое произведение |
|
|
|
|
32 |
|
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. Творческая работа. Работа в группах. |
33 |
|
Пьеса-сказка. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Творческая работа. Работа в группах. |
34 |
|
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. |
Урок комплексного применения знаний |
Работа с текстом: чтение, анализ. |
Творческая работа. Работа в группах. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
2. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.
3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. – М., 2005.
4. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 класс». – М., 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.