ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Арт-студии «Красота без границ»
декоративно – прикладной направленности
Целевая группа: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
п. Чернышевский
2019 год
Пояснительная записка
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный
подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность.
Направленность программы – декоративно-прикладная.
Новизна дополнительной образовательной программы арт-студии
«Красота без границ» состоит в том, что дети учатся сразу нескольким основным техникам: работа с бумагой, с фетром, с фоамераном, с бисером с природным материалом, с пластилином, с бросовым материалом. Сегодня, в век технического образования, необходимо приобщить детей школьного и дошкольного возраста к техническому творчеству через игру, занятия по труду. Для конструирования используются материалы, которых много в нашей повседневной жизни (картонные упаковки, пластмассовые упаковки одноразового питания, пластиковые бутылки из-под напитков, различные бумаги и т.д.
Актуальность. Работа в Арт-студии «Красота без границ» - прекрасное средство развития творческого мышления, умственных способностей, мелкой и средней моторики рук детей. Формируется целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, развивается техническое мышление, навыки конструирования.
Практическая значимость. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, фоамираном, работа с природным и бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для души и дома.
Педагогическая целесообразность. Расширяет и углубляет сведения о
работе с бумагой и картоном, фоамираном, фетром, бисером, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на занятиях в творческой Арт-студии «Красота без границ». Работа студии организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Использовала программы в интернете для написания своей программы. Вид программы – модифицированная разработана с учетом местных условий, возрастных особенностей учащихся и учебно-воспитательного режима конкретного детского учреждения.
Цель программы
Арт-студия «Красота без границ» развитие творческих способностей обучающихся, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Основные задачи программы
Обучающие:
- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;
- обеспечить обучающихся дополнительными знаниями по трудовому обучению;
- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх,
театрализованной деятельности, для украшения помещений.
Развивающие:
- формировать потребность в самопознании и саморазвитии;
- способствовать развитию самостоятельности в работе и творческой активности.
-развивать мелкую моторику пальцев рук,
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести
начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- формировать интерес к творческой и досуговой деятельности.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 год - 306 часов, 9 часов в
неделю, продолжительность занятия 2-3 академических часа, занятия
проводятся 4 раза в неделю.
В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий
используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
Рекомендуемый возраст детей: 7-15лет. Обучение групповое и звеньевое
(возможно индивидуальное).
Программа составлена по принципу последовательного усложнения
техники выполнения моделей.
Формы и режим занятий.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого
раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов,
опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность школьников
и условия работы в данной группе.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:
· аккуратность;
· четкость выполнения изделия;
· самостоятельность выполнения;
· наличие творческого элемента.
Ожидаемые результаты.
Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки,
самооценка, коллективное обсуждение и др.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
· названия ручных инструментов, материалов, приспособлений,
предусмотренных программой;
· правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
·правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
·способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Обучающиеся должны уметь:
·правильно пользоваться ручными инструментами;
·соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех
видах технического труда;
·организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
·бережно относиться к инструментам и материалам;
·экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
·самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
·правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.
Методы обучения
1 Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2 Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
3 Практические: практические занятия;
4 Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
5 Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов образовательной программы.
1 Выставки детского творчества
2 Участие детей в районных и республиканских выставках декоративно-
прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
3 Итоговая аттестация.
Учебно - тематический план
№ |
Разделы. Темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное занятие. Материалы и инструменты. ТБ
|
2 |
2 |
- |
2 |
Мягкая игрушка из фетра |
80 |
24 |
56 |
3 |
Мастерская фоамирана |
80 |
29 |
51 |
4 |
Чудеса своими руками (Топиарий) |
80 |
23 |
57 |
5 |
Золотая бусинка(Вышивка бисером) |
63 |
18 |
45 |
6 |
Итоговая аттестация. Заключительное занятие.
|
1 |
- |
1 |
|
итого |
306 |
96 |
210 |
Методическое обеспечение программы
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы: рабочий стол, ножницы, канцелярский нож, клей, спицы, отрезки ткани, фетр, фоамеран, нитки вязанные, газеты, бумага, природный материал, атласные ленты, фурнитура, бисер и др.
Методические рекомендации:
Задачи данной программы будут выполнены, если воспитанник на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но задержка школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: они становятся пассивными, часто беспомощными при решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.
Планирование имеет направленность на формирование у детей обще трудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.
Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о
развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое
решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше
объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие
новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если
что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он
учится быть взрослым.
Список литературы, используемый педагогом:
1 Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.
2 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – “Просвещение”, Москва 1991
3 Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. – “Просвещение”, Москва 1982
4 Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – “Искусство в школе”, Москва 1995
5 С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.– 176 с.
6 .С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб: Валерии СПД; 2003 –240 с.
7 Интернет – ресурсы.
Список литературы, рекомендуемый для детей
1 А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. – “Просвещение”, Москва
2 Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – “Росмэн”,
Москва 1996
3 Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. – “Университет”, Москва
4 Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С.-
Петербург 1998
5 Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Арт-студии «Красота без границ»
на 2019-2020 учебный год
№ |
Разделы. Темы. |
Кол-во часов |
||||||||||||||
теория |
практика |
всего |
план |
факт |
|
|||||||||||
1 подг |
2 подг |
1 подг |
2 подг |
|||||||||||||
Вводное занятие |
|
|
||||||||||||||
|
Вводное занятие. Материалы и инструменты. ТБ при работе
|
|
|
2 |
|
|
|
|
||||||||
|
Материалы и инструменты. |
1 |
|
|
17.09 |
18.09 |
|
|
||||||||
|
ТБ при работе |
1 |
|
|
19.09
|
18.09
|
|
|
||||||||
1.Мягкая игрушка из фетра |
|
|
||||||||||||||
|
Основные приемы работы с фетром
|
|
|
8 |
|
|
|
|
||||||||
|
История возникновения фетра |
2 |
|
|
19.09 21.09
|
20.09 20.09
|
|
|
||||||||
|
Материаловедение |
2 |
|
|
24.09 26.09 |
21.09 25.09 |
|
|
||||||||
|
Способы закрепления, нити Основные ручные швы
|
1 |
3 |
|
26.09 28.09 01.10 03.10 |
25.09 27.09 27.09 28.09
|
|
|
||||||||
|
Цветоведение |
|
|
6 |
|
|
||||||||||
|
Основные цвета |
1 |
2 |
|
03.10 05.10 08.10 |
02.10 02.10 04.10 |
|
|
||||||||
|
Сочетание цветов |
1 |
2 |
|
10.10 10.10 12.10 |
04.10 05.10 09.10 |
|
|
||||||||
|
Выполнение игрушек из фетра |
|
|
42 |
|
|
|
|
||||||||
|
Бабочка |
1 |
2 |
|
15.10 17.10 17.10 |
09.10 11.10 11.10 |
|
|
||||||||
|
Слоненок |
1 |
2 |
|
19.10 22.10 24.10 |
12.10 16.10 16.10 |
|
|
||||||||
|
Ангелочек |
1 |
2 |
|
24.10 26.10 29.10 |
18.10 18.10 19.10 |
|
|
||||||||
|
Зайчик |
1 |
2 |
|
31.10 31.10 02.11 |
23.10 23.10 25.10 |
|
|
||||||||
|
медвежонок |
1 |
2 |
|
05.11 07.11 07.11 |
25.10 26.10 30.10 |
|
|
||||||||
|
Игрушка по выбору |
1 |
2 |
|
09.11 12.11 14.11 |
30.10 01.11 01.11 |
|
|
||||||||
|
Котенок |
1 |
2 |
|
14.11 16.11 19.11 |
02.11 06.11 06.11 |
|
|
||||||||
|
Новогодняя игрушка |
1 |
2 |
|
21.11 21.11 23.11 |
08.11 08.11 09.11 |
|
|
||||||||
|
Елочка |
1 |
2 |
|
26.11 28.11 28.11 |
13.11 13.11 15.11 |
|
|
||||||||
|
Игрушка по выбору |
1 |
2 |
|
30.11 03.12 05.12 |
15.11 16.11 20.11 |
|
|
||||||||
|
Соушка |
1 |
2 |
|
05.12 07.12 10.12 |
20.11 22.11 22.11 |
|
|
||||||||
|
Цыпленок |
1 |
2 |
|
12.12 12.12 14.12 |
23.11 27.11 27.11 |
|
|
||||||||
|
Пингвин |
1 |
2 |
|
17.12 19.12 19.12 |
29.11 29.11 30.11 |
|
|
||||||||
|
Цветок |
1 |
2 |
|
21.12 24.12 26.12 |
04.12 04.12 06.12 |
|
|
||||||||
|
итого |
|
|
56 |
|
|
||||||||||
3.Чудеса своими руками (Топиарий) |
||||||||||||||||
|
История создания топиария |
|
|
1 |
|
|
|
|
||||||||
|
История создания топиария |
1 |
|
|
26.12 |
06.12 |
|
|
||||||||
|
Материалы и инструменты для изготовления топиария
|
|
|
2 |
|
|
|
|
||||||||
|
Материалы и инструменты для изготовления топиария
|
2 |
|
|
14.01 16.01 |
07.12 11.12 |
|
|
||||||||
|
Цветовое решение |
|
|
1 |
|
|
|
|
||||||||
|
Цветовое решение |
1 |
|
|
16.01 |
11.12 |
|
|
||||||||
|
Аранжировка букета |
|
|
6 |
|
|
|
|
||||||||
|
формообразование |
1 |
1 |
|
18.01 21.01 |
13.12 13.12 |
|
|
||||||||
|
конструкция |
1 |
1 |
|
23.01 23.01 |
14.12 18.12 |
|
|
||||||||
|
Декорирование |
1 |
1 |
|
25.01 28.01 |
18.12 20.12 |
|
|
||||||||
|
Технология изготовления топиария
|
|
|
1 |
|
|
||||||||||
|
Технология изготовления топиария
|
1 |
|
|
30.01 |
20.12 |
|
|
||||||||
|
Топиарии |
|
|
35 |
|
|
|
|
||||||||
|
Топиарий новогодний |
1 |
2 |
|
30.01 01.02 04.02 |
21.12 25.12 25.12 |
|
|
||||||||
|
Топиарий из бумаги |
1 |
2 |
|
06.02 06.02 08.02 |
27.12 27.12 28.12 |
|
|
||||||||
|
Топиарий из сизаля с фруктами |
1 |
3 |
|
11.02 13.02 13.02 |
15.01 15.01 17.01 |
|
|
||||||||
|
Топиарий из бисера |
1 |
4 |
|
15.02 18.02 20.02 20.02 22.02 |
17.01 18.01 22.01 22.01 24.01 |
|
|
||||||||
|
Топиарий в технике квилинг |
1 |
4 |
|
25.02 27.02 27.02 29.02 03.03 |
24.01 25.01 29.01 29.01 31.01 |
|
|
||||||||
|
Топиарий из фетра |
1 |
3 |
|
05.03 05.03 07.03 10.03 |
31.01 01.02 05.02 05.02 |
|
|
||||||||
|
Топиарий из помпонов |
1 |
2 |
|
12.03 12.03 14.03 |
07.02 07.02 08.02 |
|
|
||||||||
|
Топиарий денежный |
1 |
2 |
|
17.03 19.03 19.03 |
12.02 12.02 14.02 |
|
|
||||||||
|
Топиарий из органзы с искусственными цветами
|
1 |
2 |
|
21.03 24.03 26.03 |
14.02 15.02 19.02 |
|
|
||||||||
|
Топиарий кофейный |
1 |
2 |
|
26.03 28.03 31.03 |
19.02 21.02 21.02
|
|
|
||||||||
|
итого |
|
|
46 |
|
|
||||||||||
4 Золотая бусинка (Вышивка бисером) |
||||||||||||||||
|
Из истории вышивки бисером |
|
|
2 |
|
|
|
|
||||||||
|
Из истории вышивки бисером Инструктаж по техники безопасности |
2 |
|
|
02.04 02.04 |
22.02 26.02 |
|
|
||||||||
|
Материалы, инструменты, приспособления
|
|
|
2 |
|
|
|
|
||||||||
|
Материалы, инструменты, приспособления
|
1 |
|
|
04.04 |
26.02 |
|
|
||||||||
|
Основы цветоведения |
|
|
2 |
|
|
|
|
||||||||
|
Основы цветоведения |
1 |
|
|
07.04 |
28.02 |
|
|
||||||||
«Основные техники вышивки бисером.» |
|
|
||||||||||||||
|
Основные техники вышивки бисером |
|
|
8 |
|
|
|
|
||||||||
|
Закрепление одиночной бусины. Практическая работа "Прием закрепления одиночной бусины". |
1 |
1 |
|
09.04 09.04 |
28.02 29.02 |
|
|
||||||||
|
Шов строчной или шов за иголку. Практическая работа "Техника выполнения шва строчного ". |
|
2 |
|
11.04 14.03
|
04.03 04.03 |
|
|
||||||||
|
Шов арочный. Практическая работа "Техника выполнения арочного шва". |
|
2 |
|
16.04 16.04 |
06.03 06.03
|
|
|
||||||||
|
Вышивка по контуру. Практическая работа "Техника выполнения вышивки по контуру". |
|
2 |
|
18.04 21.04 |
07.03 11.03 |
|
|
||||||||
Вышивка бисером |
||||||||||||||||
|
Вышивка бисером |
|
|
19 |
|
|
|
|||||||||
|
Выбор техники шва. |
1 |
|
|
23.04 |
11.03
|
|
|
||||||||
|
Художественная вышивка бисером. Вышивка прямой линии различными способами. |
|
2 |
|
23.04 25.04 |
13.03 13.03
|
|
|
||||||||
|
Вышивка прямой линии различными видами бисера и бусин. |
|
2 |
|
28.04 30.04 |
14.03 18.03
|
|
|
||||||||
|
Вышивка простых изделий |
|
3 |
|
30.04 02.05 05.05 |
18.03 20.03 20.03
|
|
|
||||||||
|
Способ переноса рисунка на изделие. |
|
2 |
|
07.05 07.05 |
21.03 25.03
|
|
|
||||||||
|
Вышивка выбранного изделия от центра или угла. |
|
3 |
|
09.05 12.05 14.05 |
25.03 27.03 27.03
|
|
|
||||||||
|
Вышивка выбранного изделия. |
|
3 |
|
14.05 16.05 19.05 |
28.03 01.04 01.04
|
|
|
||||||||
|
Оформление работ. |
|
2 |
|
21.05 21.05 |
03.04 03.04 |
|
|
||||||||
|
Выставка работ |
|
1 |
|
23.05 |
04.04 |
|
|
||||||||
|
Вышивка картины. Выбор изделия. |
1 |
4 |
|
|
08.04 08.04 10.04 10.04 11.04 |
|
|
||||||||
|
Разметка базовой сетки на канве. Подготовка инструментов. Нумерация бисера. |
1 |
3 |
|
|
15.04 15.04 17.04 17.04 |
|
|
||||||||
|
Пошаговое выполнение вышивки. Правила по вышивки ряда. |
1 |
3 |
|
|
18.04 22.04 22.04 24.04
|
|
|
||||||||
|
Вышивка бисером в интерьере детской комнаты и кухни. |
|
6 |
|
|
24.04 25.04 29.04 29.04 01.05 01.05 |
|
|
||||||||
|
Выполнение вышивки на выбранном изделии. |
|
6 |
|
|
02.05 06.05 06.05 08.05 08.05 09.05 |
|
|
||||||||
|
окончательная отделка работы. |
2 |
3 |
|
|
13.05 13.05 15.05 15.05 16.05 |
|
|
||||||||
|
Подготовка работы к оформлению. |
1 |
1 |
|
|
20.05 20.05 |
|
|
||||||||
|
Оформление работ. |
|
2 |
|
|
22.05 22.05 |
|
|
||||||||
|
Выставка работ |
|
1 |
|
|
23.05 |
|
|
||||||||
|
Итого |
|
|
|
1 подгр |
2 подгр |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
135 |
170 |
|
|||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.