Программа 5 класс педагог-психолог
Оценка 5

Программа 5 класс педагог-психолог

Оценка 5
docx
03.04.2021
Программа 5 класс педагог-психолог
Программа 5 класс.docx

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

 «Я принимаю вызов!»

(направление внеурочной деятельности «Общекультурное»)

 5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2018

1.      Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы

 

Личностные результаты будут достигнуты в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов.

 

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

·         знания законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения распространения и потребления ПАВ немедицинского характера;

·         ориентация в системе моральных норм и ценностей как условий законопослушного поведения, здорового образа жиз­ни, предупреждения потребления ПАВ;

·         основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

·         знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска.

 

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

 

·         готовность к равноправному сотрудничеству;

·         уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;

·         устойчивость к давлению сверстников и группы, направленному на вовлечение в потребление ПАВ, и готовность проти­востоять им;

·         уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в вос­приятии мира как условие противостояния попыткам вовлече­ния в потребление ПАВ;

·         потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании как важное условие предупреждения ис­пользования ПАВ;

·         позитивная моральная самооценка и моральные чувства (чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении) как условие предуп­реждения потребления ПАВ.

 

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

 

·         готовность и способность к организации и участию в школьных и внешкольных мероприятиях в пределах возрастных компетенций, в детских и молодёжных общественных организациях, в волонтёрской деятельности в сфере предупреждения потребления ПАВ;

·         готовность и способность к выполнению правовых норм и требований, в том числе в сфере, касающейся немедицинского употребления, незаконного распространения и оборота ПАВ;

·         умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

·         умение конструктивно разрешать конфликты;

·         готовность и способность к соблюдению моральных норм в отношении взрослых и сверстников

·         потребность участия в общественной жизни ближайшего социального окружения и в общественно полезной деятельности, связанной с проектированием моделей здорового образа жизни и профилактики потребления ПАВ;

·         умение строить жизненные планы, создавать и реализовывать социальные проекты в сфере пропаганды здорового образа жизни, профилактики потребления ПАВ;

·         готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска на основе ценностей правовой культуры и здорового образа жизни.

 

 

Метапредметные результаты:

·         формулировать целевые приоритеты в сфере проектирования здорового образа на основе выявления определённой про­блемы и существующих возможностей;

·         формулировать примерные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности в сфере проектирования здорового образа.

·         определять необходимые действия, в том числе в соответствии с примерными задачами, и составлять алгоритм их выполнения;

·         обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в сфере проектирования здорового образа жизни, определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для их выполнения, выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ ресурсы для решения задач/достижения целей, направленных на проектирование в сфере здорового образа жизни, составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) по проблематике здорового образа жизни;

·         выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее, базирующиеся на ценностях здорового образа жизни (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую, последовательность шагов);

·         определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей деятельности по проектированию здорового образа жизни, осуществлять самоконтроль своей деятельности;

·         оценивать свою деятельность по проектированию в сфере здорового образа жизни, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·         сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

·         отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

·         определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи в сфере проектирования по тематике здорового образа жизни;

·         оценивать продукт своей деятельности по заданным и/ или самостоятельно определённым в совместной деятельности в группе критериям в соответствии с целью деятельности.

·         наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся по тематике здорового образа жизни в процессе взаимопроверки;

·         самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

·         объединять предметы и явления по тематике и проблематике здорового образа жизни в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·         выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова (понятия), относящегося к сфере проблематики здорового образа жизни, угрожающих здоровью социальных рисков и соподчинённых ему слов и понятий;

·         выделять явление, относящееся к проблематике здорового образа жизни, из общего ряда других явлений;

·         излагать полученную информацию по тематике и проблематике здорового образа жизни, рисков, угрожающих здоровью, интерпретируя её в контексте решаемой задачи, самостоятельно указывать на информацию по проблематике здорового образа жизни и угрожающих рисков здоровью, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

·         выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений, относящихся к проблематике здорового образа жизни и угрожающих ему социальных рисков, и объяснять их сходство;

·         выявлять и называть причины, события, явления, в том числе возможные наиболее вероятные причины рисков, угрожающих здоровью;

·         самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, которая лежит в основе стереотипных суждений о незначительности вреда в случае разовых проб ПАВ, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

·         определять логические связи между предметами и/или явлениями по проблематике здорового образа жизни, строить схемы, алгоритмы действий по проектированию здорового образа жизни, предупреждения в своей жизни рисков, угрожаю­щих здоровью;

·         строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм в сфере проблематики здорового образа жизни и предупреждения социальных рисков для здоровой жизнедеятельности на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

·         находить в тексте по проблематике здорового образа жизни предупреждения социальных рисков, в том числе рисков, связанных с приобретением и употреблением ПАВ, требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

·         определять своё отношение к природной среде как к среде, свободной от распространения растительных культур, синтетических веществ, содержащих ингредиенты ПАВ;

·         определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы по тематике здорового образа жизни, предупреждения рисков для здоровья человека;

·         осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями при работе по вышеназванной тема тике;

·         определять возможные роли в совместной деятельности;

·         играть определённую роль в совместной деятельности;

·         принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, наряду с этим уметь выражать уверенный отказ при попытках вовлечения в деятельность, досуг, связанные с рисками для здоровья и асоциальным поведением;

·         договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

·         организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), связанное с реализацией целей и задач программы;

·         определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства в процессе комму­никации с другими людьми по проблематике здорового образа жизни и предотвращения рисков, связанных с употреблением ПАВ (диалог в паре, в малой группе и т.д.);

·         представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности в сфере проектирования здорового образа жизни;

·         использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя по проблематике здорового образа жизни и предотвращения рисков, связанных с употреблением ПАВ;

·         вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на обучающихся информационным источником, словами, позицией, поведением партнёра по диалогу.

·         целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач в сфере проектирования здорового образа жизни и предотвращения рисков для здоровья с помощью средств ИКТ;

·         использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

 

2.      Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема 1. Навыки эффективного общения как фактор предупреждения вовлечения обучающихся в употребление ПАВ. Первичная диагностика.

Формирование группы, интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и ведущим – взрослым. Правила группового взаимодействия, правила круга. Общение как базовая потребность человека. Правила установления контакта как первый этап эффективного группового взаимодействия. Вербальное и невербальное общение. Регуляция собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Тема 2. Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений.

Эмоции и чувства. Понятие агрессии. Способы работы с агрессией, гневом. Профилактика агрессивных проявлений. Основы саморегуляции.

Тема 3. Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте.

Психология конфликта, две стороны конфликта. Профилактика конфликтов. Поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Способы обоснования и отстпивания собственной позиции.

Тема 4. Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ.

Психология жизненного успеха. Я-концепция, самооценка, мотивация достижения успеха. Эмпатия, как осознанное понимание и сопереживание чувства других, выражающаяся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Саморегуляция деятельности. Рефлексия как свойство личности. Самоопределение и принятие ответственных решений.

Тема 5. Стрессоустойчивость и стратегии совладающего поведения как фактор профилактики употребления ПАВ.

Что такое стресс. Стрессоустойчивость личности. Представление о ситуациях социального риска. Самоконтроль, поиск социальной поддержки, социальная ответственность, принятие ответственности, принятие решения, положительная переоценка. Стратегии совладающего поведения (коппинг-стратегия)

Тема 6. Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники, независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ).

Понятие и представление о безопасном поведении и социальных рисках, причинах начала употребления ПАВ. Употребление ПАВ как социальная проблема. Истинные или ложные представления о ПАВ. Навыки принятия ответственного решения. Модификация и коррекция присущих некоторым участникам группы дезадаптивных моделей поведения.

Тема 7. Представления о взаимодействии рекламы в сфере предложения ПАВ на принятие решений.

Реклама как форма привлечения потребления ПАВ. Пути влияния на восприятие человека, создание мифов о ПАВ. Формирование у обучающихся представлений о рисках воздействия рекламы на безопасность поведения в сфере предложения ПАВ.

Тема 8. Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков.

Понятие правовой культуры. Права и обязанности несовершеннолетних, в том числе в сфере ответственности за применение и распространение ПАВ.

Тема 9. Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности.

Риски и безопасное поведение в информационно- коммуникативной сети Интернет.

Тема 10. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ.

Здоровье и здоровый образ жизни. Ценностное отношение к здоровью. Критическое мышление. Рефлексивное общение. Целеполагание в сфере пропаганды здорового образа жизни. Выбор и ответственность (понятие могут изучать, например, в ходе проведения дискуссии «Что делают мои ровесники, чтобы сохранить своё здоровье?»). Создание условий пропаганды и формирования ценностного отношения к здоровью в образовательной организации.

Тема 11. Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиск ресурсов для достижения цели.

Представления о будущем как показатель социальной зрелости подростка, способности к построению жизненных планов во временной перспективе и прогнозированию как способу предвидения будущих событий и развития процесса. Проектирование успешного и здорового будущего, целеполагания и умения адекватно оценивать свои возможности для достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности, способности прилагать волевые усилия, преодолевать трудности и препятствия на пути достижения поставленных целей, выделять альтернативные способы и выбирать наиболее эффективный способ достижения целей.

3.      Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

Навыки эффективного общения как фактор предупреждения вовлечения обучающихся в употребление ПАВ. Первичная диагностика.

1

2.

Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений.

4

3.

Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте.

4

4.

Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ.

5

5.

Стрессоустойчивость и стратегии совладающего поведения как фактор профилактики употребления ПАВ.

3

6.

Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники, независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ).

4

7.

Представления о взаимодействии рекламы в сфере предложения ПАВ на принятие решений.

4

8.

Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков.

3

9.

Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности.

2

10.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ.

2

11.

Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиск ресурсов для достижения цели.

3

 


 

Программа внеурочной деятельности «Я принимаю вызов!» (направление внеурочной деятельности «Общекультурное») 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Я принимаю вызов!» (направление внеурочной деятельности «Общекультурное») 5 класс

Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы

Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы

Метапредметные результаты: · формулировать целевые приоритеты в сфере проектирования здорового образа на основе выявления определённой про­блемы и существующих возможностей; · формулировать примерные задачи как шаги…

Метапредметные результаты: · формулировать целевые приоритеты в сфере проектирования здорового образа на основе выявления определённой про­блемы и существующих возможностей; · формулировать примерные задачи как шаги…

ПАВ, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; · определять логические связи между предметами и/или явлениями по проблематике здорового образа жизни, строить схемы, алгоритмы действий…

ПАВ, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; · определять логические связи между предметами и/или явлениями по проблематике здорового образа жизни, строить схемы, алгоритмы действий…

С одержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

С одержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема 10. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления

Тема 10. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2021