»
Программа внеурочной деятельности
«Я принимаю вызов!»
(направление внеурочной деятельности «Общекультурное»)
5 класс
Челябинск, 2018
1. Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы
Личностные результаты будут достигнуты в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов.
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
· знания законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения распространения и потребления ПАВ немедицинского характера;
· ориентация в системе моральных норм и ценностей как условий законопослушного поведения, здорового образа жизни, предупреждения потребления ПАВ;
· основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
· знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
· готовность к равноправному сотрудничеству;
· уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;
· устойчивость к давлению сверстников и группы, направленному на вовлечение в потребление ПАВ, и готовность противостоять им;
· уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира как условие противостояния попыткам вовлечения в потребление ПАВ;
· потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании как важное условие предупреждения использования ПАВ;
· позитивная моральная самооценка и моральные чувства (чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении) как условие предупреждения потребления ПАВ.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
· готовность и способность к организации и участию в школьных и внешкольных мероприятиях в пределах возрастных компетенций, в детских и молодёжных общественных организациях, в волонтёрской деятельности в сфере предупреждения потребления ПАВ;
· готовность и способность к выполнению правовых норм и требований, в том числе в сфере, касающейся немедицинского употребления, незаконного распространения и оборота ПАВ;
· умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
· умение конструктивно разрешать конфликты;
· готовность и способность к соблюдению моральных норм в отношении взрослых и сверстников
· потребность участия в общественной жизни ближайшего социального окружения и в общественно полезной деятельности, связанной с проектированием моделей здорового образа жизни и профилактики потребления ПАВ;
· умение строить жизненные планы, создавать и реализовывать социальные проекты в сфере пропаганды здорового образа жизни, профилактики потребления ПАВ;
· готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска на основе ценностей правовой культуры и здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
· формулировать целевые приоритеты в сфере проектирования здорового образа на основе выявления определённой проблемы и существующих возможностей;
· формулировать примерные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности в сфере проектирования здорового образа.
· определять необходимые действия, в том числе в соответствии с примерными задачами, и составлять алгоритм их выполнения;
· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в сфере проектирования здорового образа жизни, определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для их выполнения, выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ ресурсы для решения задач/достижения целей, направленных на проектирование в сфере здорового образа жизни, составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) по проблематике здорового образа жизни;
· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее, базирующиеся на ценностях здорового образа жизни (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую, последовательность шагов);
· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей деятельности по проектированию здорового образа жизни, осуществлять самоконтроль своей деятельности;
· оценивать свою деятельность по проектированию в сфере здорового образа жизни, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи в сфере проектирования по тематике здорового образа жизни;
· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/ или самостоятельно определённым в совместной деятельности в группе критериям в соответствии с целью деятельности.
· наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся по тематике здорового образа жизни в процессе взаимопроверки;
· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
· объединять предметы и явления по тематике и проблематике здорового образа жизни в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова (понятия), относящегося к сфере проблематики здорового образа жизни, угрожающих здоровью социальных рисков и соподчинённых ему слов и понятий;
· выделять явление, относящееся к проблематике здорового образа жизни, из общего ряда других явлений;
· излагать полученную информацию по тематике и проблематике здорового образа жизни, рисков, угрожающих здоровью, интерпретируя её в контексте решаемой задачи, самостоятельно указывать на информацию по проблематике здорового образа жизни и угрожающих рисков здоровью, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
· выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений, относящихся к проблематике здорового образа жизни и угрожающих ему социальных рисков, и объяснять их сходство;
· выявлять и называть причины, события, явления, в том числе возможные наиболее вероятные причины рисков, угрожающих здоровью;
· самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, которая лежит в основе стереотипных суждений о незначительности вреда в случае разовых проб ПАВ, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
· определять логические связи между предметами и/или явлениями по проблематике здорового образа жизни, строить схемы, алгоритмы действий по проектированию здорового образа жизни, предупреждения в своей жизни рисков, угрожающих здоровью;
· строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм в сфере проблематики здорового образа жизни и предупреждения социальных рисков для здоровой жизнедеятельности на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
· находить в тексте по проблематике здорового образа жизни предупреждения социальных рисков, в том числе рисков, связанных с приобретением и употреблением ПАВ, требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).
· определять своё отношение к природной среде как к среде, свободной от распространения растительных культур, синтетических веществ, содержащих ингредиенты ПАВ;
· определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы по тематике здорового образа жизни, предупреждения рисков для здоровья человека;
· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями при работе по вышеназванной тема тике;
· определять возможные роли в совместной деятельности;
· играть определённую роль в совместной деятельности;
· принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, наряду с этим уметь выражать уверенный отказ при попытках вовлечения в деятельность, досуг, связанные с рисками для здоровья и асоциальным поведением;
· договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
· организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), связанное с реализацией целей и задач программы;
· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми по проблематике здорового образа жизни и предотвращения рисков, связанных с употреблением ПАВ (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
· представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности в сфере проектирования здорового образа жизни;
· использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя по проблематике здорового образа жизни и предотвращения рисков, связанных с употреблением ПАВ;
· вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на обучающихся информационным источником, словами, позицией, поведением партнёра по диалогу.
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач в сфере проектирования здорового образа жизни и предотвращения рисков для здоровья с помощью средств ИКТ;
· использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач.
2. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Навыки эффективного общения как фактор предупреждения вовлечения обучающихся в употребление ПАВ. Первичная диагностика.
Формирование группы, интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и ведущим – взрослым. Правила группового взаимодействия, правила круга. Общение как базовая потребность человека. Правила установления контакта как первый этап эффективного группового взаимодействия. Вербальное и невербальное общение. Регуляция собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Тема 2. Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений.
Эмоции и чувства. Понятие агрессии. Способы работы с агрессией, гневом. Профилактика агрессивных проявлений. Основы саморегуляции.
Тема 3. Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте.
Психология конфликта, две стороны конфликта. Профилактика конфликтов. Поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Способы обоснования и отстпивания собственной позиции.
Тема 4. Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ.
Психология жизненного успеха. Я-концепция, самооценка, мотивация достижения успеха. Эмпатия, как осознанное понимание и сопереживание чувства других, выражающаяся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Саморегуляция деятельности. Рефлексия как свойство личности. Самоопределение и принятие ответственных решений.
Тема 5. Стрессоустойчивость и стратегии совладающего поведения как фактор профилактики употребления ПАВ.
Что такое стресс. Стрессоустойчивость личности. Представление о ситуациях социального риска. Самоконтроль, поиск социальной поддержки, социальная ответственность, принятие ответственности, принятие решения, положительная переоценка. Стратегии совладающего поведения (коппинг-стратегия)
Тема 6. Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники, независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ).
Понятие и представление о безопасном поведении и социальных рисках, причинах начала употребления ПАВ. Употребление ПАВ как социальная проблема. Истинные или ложные представления о ПАВ. Навыки принятия ответственного решения. Модификация и коррекция присущих некоторым участникам группы дезадаптивных моделей поведения.
Тема 7. Представления о взаимодействии рекламы в сфере предложения ПАВ на принятие решений.
Реклама как форма привлечения потребления ПАВ. Пути влияния на восприятие человека, создание мифов о ПАВ. Формирование у обучающихся представлений о рисках воздействия рекламы на безопасность поведения в сфере предложения ПАВ.
Тема 8. Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков.
Понятие правовой культуры. Права и обязанности несовершеннолетних, в том числе в сфере ответственности за применение и распространение ПАВ.
Тема 9. Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности.
Риски и безопасное поведение в информационно- коммуникативной сети Интернет.
Тема 10. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ.
Здоровье и здоровый образ жизни. Ценностное отношение к здоровью. Критическое мышление. Рефлексивное общение. Целеполагание в сфере пропаганды здорового образа жизни. Выбор и ответственность (понятие могут изучать, например, в ходе проведения дискуссии «Что делают мои ровесники, чтобы сохранить своё здоровье?»). Создание условий пропаганды и формирования ценностного отношения к здоровью в образовательной организации.
Тема 11. Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиск ресурсов для достижения цели.
Представления о будущем как показатель социальной зрелости подростка, способности к построению жизненных планов во временной перспективе и прогнозированию как способу предвидения будущих событий и развития процесса. Проектирование успешного и здорового будущего, целеполагания и умения адекватно оценивать свои возможности для достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности, способности прилагать волевые усилия, преодолевать трудности и препятствия на пути достижения поставленных целей, выделять альтернативные способы и выбирать наиболее эффективный способ достижения целей.
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
1. |
Навыки эффективного общения как фактор предупреждения вовлечения обучающихся в употребление ПАВ. Первичная диагностика. |
1 |
2. |
Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений. |
4 |
3. |
Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте. |
4 |
4. |
Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ. |
5 |
5. |
Стрессоустойчивость и стратегии совладающего поведения как фактор профилактики употребления ПАВ. |
3 |
6. |
Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники, независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ). |
4 |
7. |
Представления о взаимодействии рекламы в сфере предложения ПАВ на принятие решений. |
4 |
8. |
Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков. |
3 |
9. |
Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности. |
2 |
10. |
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ. |
2 |
11. |
Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиск ресурсов для достижения цели. |
3 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.