Программа адаптации студентов колледжа КГБ ПОУ "НГГПК"

  • doc
  • 03.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Петрова А.doc

 

 

Пояснительная записка

 

Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.

Степень социальной адаптации первокурсника определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности подростка, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, активность, состояние здоровья, социальное окружение и т. д.

Поэтому начальный этап обучения связан порой с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать своё поведение и деятельность. Главной целью студента первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие социального статуса студента. Успешная  адаптация

          Успешная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нового набора к жизни и учебе в КГБ ПОУ « НГГПК» является залогом дальнейшего развития каждого воспитанника как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.

Ведь профессиональная деятельность каждого воспитанника после окончания обучения в лицее во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации воспитанников нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы, которая призвана снизить риски кризисного периода обучения.

 

Можно выделить три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в лицее:

Ø Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в нем, его требованиям к своим обязанностям.

Ø Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

Ø Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи программы

 

Цель программы:

осуществление социально-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения нового набора к образовательно-воспитательному процессу в КГБ ПОУ «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»

Задачи:

1.Создание условий для:

Ø приспособления к новому социальному окружению, условиям учебы, жизни и особенностям будущей профессии;

Ø формирования начальной психологической базы, необходимой для преодоления трудностей периода адаптации к обучению;

Ø приспособление к общей специфике колледжа;

Ø приспособление к особенностям выбранной специальности и учебной группы.

2.Определение готовности студентов нового набора к обучению в условиях колледжа; оказания помощи студентам с низким уровнем такой готовности.

3.Обеспечение механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей студентов-первокурсников.

4.Сохранение преемственности между различными уровнями образования.

5.Создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

 

 

 

 

 

Анализ динамики адаптации первокурсников к условиям профессионального учебного заведения показал,  что  адаптация  будет эффективна при следующих условиях:

Ø знании и учете возрастных, индивидуальных особенностей студентов;

Ø развитии любви к профессии;

Ø формировании учебных и коммуникативных навыков;

Ø организации учебного процесса с учетом характерных особенностей дезадаптированных учащихся;

Ø формировании продуктивных ученических групп.

 

 

 

Критерии отслеживания эффективности программы

(качества адаптации)

 

1.Сохранение контингента

2.Повышение социальной активности воспитанников – первокурсников.

3.Рост числа воспитанников, вовлеченных в кружки, секции, рост числа воспитанников, принимающих активное участие в общелицейских и групповых мероприятиях.

4.Активизация мотивации на обучение и получение профессии.

 

 

Срок реализации программы: 1 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации программы

 

Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

в КГБ ПОУ «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»

осуществляется в III этапа

 

 

Сроки реализации

Задачи

 

I этап

 

 

 сентябрь, октябрь

v   Оценка соматического, психологического и социального статуса учащихся-сирот нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в лицее.

 

v   Оказание социально-педагогической поддержки вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

 

II этап

 

 ноябрь, декабрь

v  Выявление основных проблем адаптации воспитанников-первокурсников к новым образовательным условиям, определение путей их решения.

 

v  Определение способов устранения имеющихся противоречий.

 

v  Внесение корректив в организацию учебно-воспитательного процесса.

 

III этап

 

 

 

 январь, июнь

v  Использование полученной информации для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций с педагогами с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.

 

v  Организация коррекционно-просветительской работы с воспитанниками-первокурсниками для формирования сплоченных коллективов и помощи дезадаптированным учащимся.

v  Проведение консультаций, коррекционных занятий с первокурсниками, не адаптировавшимися к работе в новой среде.

 

Модель адаптации воспитанников

нового набора

 

 

 

Цель модели:

способствовать формированию социально-психологической устойчивости воспитанников Структурного подразделения «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  – учащихся 1 курса в КГБ ПОУ «НГГПК» к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

 

Задачи модели:

 

v Оценить общее состояние адаптации учащихся нового набора и факторов, влияющих на его качество.

v Исследовать содержание, качество и организацию адаптации учащихся, готовность к производственной деятельности.

v Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.

 

Направления модели:

 

v Психологическая адаптация, связанная с формированием новых установок.

v Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.

v Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления  к новым учебно-воспитательным условиям.

v Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.

 

 

Модель адаптации воспитанников нового набора

 

Направление модели

Задачи

Механизм решения задач

1. Психологическая адаптация

Диагностика состояния здоровья воспитанников-первокурсников, их индивидуальных особенностей

Анкеты, тесты, беседы, деловые игры.

Индивидуальная работа воспитанниками-первокурсниками:

 · обсуждение индивидуальных трудностей;

 · выработка позитивного отношения к временным неудачам.        

2. Социальная адаптация

 

Организация регулярного изучения состояния социально-психологического климата в  группах нового набора.

 

Поддержка и развитие инициативы первокурсников.

Способствование адаптации воспитанников к жизни в общежитии.

Создание положительного эмоционального фона

 

Вовлечение воспитанников-первокурсников в систему дополнительного образования, общественную жизнь лицея, общежития.

Создание информационного пространства (стенгазеты,  доска объявлений), освещающего жизнедеятельность лицея.

 Участие в групповых и общелицейских собраниях, индивидуальная работа с первокурсниками.

3. Педагогическая адаптация

 

Выявление уровня правовой культуры, ознакомление с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.

 Взаимодействие с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации  воспитанников нового набора.

Способствовать выработке сознания воспитанников на необходимость ведения здорового образа жизни.

Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др.

Анкетирование, беседы, наблюдения, опросы.

Изучение расписания занятий, выявление степени занятости воспитанников во внеурочное время.

 

Проведение индивидуальных консультаций, групповых собраний.

 

4. Профессиональная адаптация

 

Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста.

Встречи с выпускниками.

Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности».

 Анкетирование, беседы.

 

Модель содержит следующие методы адаптации:

 

Organization Chart

 

 

 

В основе адаптационной модели лежат следующие принципы: приоритет интересов учащегося и его благополучие при решении всех вопросов его жизнедеятельности; формирование взаимоотношений учащихся и коллектива сотрудников, в том числе и продуктивных студенческих групп; учет возможностей и потребностей учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные мероприятия по реализации программы

 

 

п/п

Мероприятие

Форма проведения

Ответствен

ные

Срок

1

Анализ личных дел воспитанников.

Составление социальных паспортов.

Изучение личных дел.

Соц. педагог

Июнь-сентябрь

2

Диагностика вновь прибывшего контингента.

Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.

Определение степени установки на ЗОЖ.

Определение мотивации обучения.

Анкетирование

Соц. педагог

кураторы

Июнь-сентябрь

3

Организационные мероприятия по адаптации воспитанников-первокурсников к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии «НГГПК»

Вселение в общежитие.

Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии   

 

 

Соц. педагог

Воспитатели

 

Сентябрь-октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

4

 «Вместе – здорово!»

Групповое занятие по сплочению коллектива

Соц.педагог ,

кураторы

Сентябрь

5

«Социально – педагогический портрет первокурсников»

Круглый стол кураторами,  , воспитателями, зам.директора по УПР, зам.директора по ВР

 

Соц педагог

Октябрь

6

Диагностика уровня адаптированности

первокурсников

Анкетирование,

тестирование

Соц  педагог

Психолог

Ноябрь,

март

7

Тематические беседы: «Расскажи мне о себе», «История колледжа», «Образ профессионального будущего»

 

Беседа

Соц педагог

 

Сентябрь-октябрь

8

Формирование правовых знаний первокурсников.

Беседа

Соц  педагог

 

1-е полугодие

9

Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:

 

Беседа

Соц  педагог

 

По мере необходимости

10

 «Ваш взгляд на адаптацию первокурсников»

Анкетирование мастеров п/о, воспитателей

Соц  педагог

 

декабрь

11

Организация индивидуальной работы с воспитанниками-первокурсниками, испытывающими трудности в адаптации

Составление и реализация программ индивидуального сопровождения

Соц  педагог

 

Ноябрь - февраль

12

Вовлечение первокурсников в деятельность секций, кружков, клубов, студий.

Ознакомление с действующими кружками и секциями.

 

Беседа

Соц  педагог

 

В течение года

13

Анализ работы по программе

Инструктивно-методическое совещание для преподавателей  

Зам.директора

Соц  педагог

 

Май

 

 

 

 

 

     Анализируя динамику адаптации учащихся, мы пришли к выводу, что процесс адаптации в профессиональных учебных заведениях затрудняет:

Ø понижение интеллектуального уровня учащейся молодежи;

Ø образование идеологического вакуума;

Ø развитие беспокойства, страха у учащихся перед будущим, связанного во многом с низким уровнем знаний;

Ø низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности, нежелание и неумение учиться;

Ø случайный выбор профессии, предопределенность выбора, выбор профессии, не пользующейся спросом;

Ø высокий уровень тревожности, обусловленный многочисленными личными проблемами, ведущий к нервным перенапряжениям;

Ø проблемы взаимоотношения с педагогами, классным руководителем и мастером производственного обучения, студентами;

Ø отсутствием продуктивного ученического коллектива;

Ø проблемы взаимоотношения с товарищами по группе, нежелание считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;

Ø отсутствие навыков самоанализа, самокритики;

Ø формы асоциального поведения (употребление алкоголя, нецензурная брань, правонарушения, преступления), нервно-психические заболевания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Бучкин А.В. Формирование и реализация модели социальной адаптации студентов колледжа.//Журнал «Профессионал». – М. № 12, 2012.

 

 

2.Бучкин А.В. Критерии социально-педагогической адаптации студентов СПО.//Журнал «Современные проблемы науки и образования».- http://www.science-education.ru/ № 8, 2012.

 

3.Савотина  Н.А.  Социальная  адаптация  личности  в  условиях  студенческой  среды:  автореф.  дис.  канд.  пед.  наук.  —  М.,  1997.Каган,  М.С.  Философия  культуры.  —  СПб.:  ТОО  ТК  «Петрополис»,  1996.

 

4.Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. - 84 с.