Пояснительная записка
Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.
Степень социальной адаптации первокурсника определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности подростка, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, активность, состояние здоровья, социальное окружение и т. д.
Поэтому начальный этап обучения связан порой с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать своё поведение и деятельность. Главной целью студента первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие социального статуса студента. Успешная адаптация
Успешная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нового набора к жизни и учебе в КГБ ПОУ « НГГПК» является залогом дальнейшего развития каждого воспитанника как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.
Ведь профессиональная деятельность каждого воспитанника после окончания обучения в лицее во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации воспитанников нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы, которая призвана снизить риски кризисного периода обучения.
Можно выделить три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в лицее:
Ø Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в нем, его требованиям к своим обязанностям.
Ø Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.
Ø Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.
Цели и задачи программы
Цель программы:
осуществление социально-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения нового набора к образовательно-воспитательному процессу в КГБ ПОУ «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»
Задачи:
1.Создание условий для:
Ø приспособления к новому социальному окружению, условиям учебы, жизни и особенностям будущей профессии;
Ø формирования начальной психологической базы, необходимой для преодоления трудностей периода адаптации к обучению;
Ø приспособление к общей специфике колледжа;
Ø приспособление к особенностям выбранной специальности и учебной группы.
2.Определение готовности студентов нового набора к обучению в условиях колледжа; оказания помощи студентам с низким уровнем такой готовности.
3.Обеспечение механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей студентов-первокурсников.
4.Сохранение преемственности между различными уровнями образования.
5.Создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
Анализ динамики адаптации первокурсников к условиям профессионального учебного заведения показал, что адаптация будет эффективна при следующих условиях:
Ø знании и учете возрастных, индивидуальных особенностей студентов;
Ø развитии любви к профессии;
Ø формировании учебных и коммуникативных навыков;
Ø организации учебного процесса с учетом характерных особенностей дезадаптированных учащихся;
Ø формировании продуктивных ученических групп.
Критерии отслеживания эффективности программы
(качества адаптации)
1.Сохранение контингента
2.Повышение социальной активности воспитанников – первокурсников.
3.Рост числа воспитанников, вовлеченных в кружки, секции, рост числа воспитанников, принимающих активное участие в общелицейских и групповых мероприятиях.
4.Активизация мотивации на обучение и получение профессии.
Срок реализации программы: 1 год.
Этапы реализации программы
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
в КГБ ПОУ «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»
осуществляется в III этапа
Сроки реализации |
Задачи |
I этап |
|
сентябрь, октябрь |
v Оценка соматического, психологического и социального статуса учащихся-сирот нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в лицее.
v Оказание социально-педагогической поддержки вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду. |
II этап |
|
ноябрь, декабрь |
v Выявление основных проблем адаптации воспитанников-первокурсников к новым образовательным условиям, определение путей их решения.
v Определение способов устранения имеющихся противоречий.
v Внесение корректив в организацию учебно-воспитательного процесса. |
III этап |
|
январь, июнь |
v Использование полученной информации для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций с педагогами с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.
v Организация коррекционно-просветительской работы с воспитанниками-первокурсниками для формирования сплоченных коллективов и помощи дезадаптированным учащимся. v Проведение консультаций, коррекционных занятий с первокурсниками, не адаптировавшимися к работе в новой среде. |
Модель адаптации воспитанников
нового набора
Цель модели:
способствовать формированию социально-психологической устойчивости воспитанников Структурного подразделения «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – учащихся 1 курса в КГБ ПОУ «НГГПК» к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи модели:
v Оценить общее состояние адаптации учащихся нового набора и факторов, влияющих на его качество.
v Исследовать содержание, качество и организацию адаптации учащихся, готовность к производственной деятельности.
v Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Направления модели:
v Психологическая адаптация, связанная с формированием новых установок.
v Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
v Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления к новым учебно-воспитательным условиям.
v Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Модель адаптации воспитанников нового набора
Направление модели |
Задачи |
Механизм решения задач |
1. Психологическая адаптация |
Диагностика состояния здоровья воспитанников-первокурсников, их индивидуальных особенностей |
Анкеты, тесты, беседы, деловые игры. Индивидуальная работа воспитанниками-первокурсниками: · обсуждение индивидуальных трудностей; · выработка позитивного отношения к временным неудачам. |
2. Социальная адаптация
|
Организация регулярного изучения состояния социально-психологического климата в группах нового набора.
Поддержка и развитие инициативы первокурсников. Способствование адаптации воспитанников к жизни в общежитии. Создание положительного эмоционального фона
|
Вовлечение воспитанников-первокурсников в систему дополнительного образования, общественную жизнь лицея, общежития. Создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений), освещающего жизнедеятельность лицея. Участие в групповых и общелицейских собраниях, индивидуальная работа с первокурсниками. |
3. Педагогическая адаптация
|
Выявление уровня правовой культуры, ознакомление с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. Взаимодействие с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации воспитанников нового набора. Способствовать выработке сознания воспитанников на необходимость ведения здорового образа жизни. |
Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. Анкетирование, беседы, наблюдения, опросы. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости воспитанников во внеурочное время.
Проведение индивидуальных консультаций, групповых собраний.
|
4. Профессиональная адаптация
|
Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. |
Встречи с выпускниками. Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности». Анкетирование, беседы. |
Модель содержит следующие методы адаптации:
В основе адаптационной модели лежат следующие принципы: приоритет интересов учащегося и его благополучие при решении всех вопросов его жизнедеятельности; формирование взаимоотношений учащихся и коллектива сотрудников, в том числе и продуктивных студенческих групп; учет возможностей и потребностей учащегося.
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п |
Мероприятие |
Форма проведения |
Ответствен ные |
Срок |
1 |
Анализ личных дел воспитанников. Составление социальных паспортов. |
Изучение личных дел. |
Соц. педагог |
Июнь-сентябрь |
2 |
Диагностика вновь прибывшего контингента. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков. Определение степени установки на ЗОЖ. Определение мотивации обучения. |
Анкетирование |
Соц. педагог кураторы |
Июнь-сентябрь |
3 |
Организационные мероприятия по адаптации воспитанников-первокурсников к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии «НГГПК» Вселение в общежитие. Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии
|
|
Соц. педагог Воспитатели
|
Сентябрь-октябрь
В течение года |
4 |
«Вместе – здорово!» |
Групповое занятие по сплочению коллектива |
Соц.педагог , кураторы |
Сентябрь |
5 |
«Социально – педагогический портрет первокурсников» |
Круглый стол кураторами, , воспитателями, зам.директора по УПР, зам.директора по ВР
|
Соц педагог |
Октябрь |
6 |
Диагностика уровня адаптированности первокурсников |
Анкетирование, тестирование |
Соц педагог Психолог |
Ноябрь, март |
7 |
Тематические беседы: «Расскажи мне о себе», «История колледжа», «Образ профессионального будущего»
|
Беседа |
Соц педагог
|
Сентябрь-октябрь |
8 |
Формирование правовых знаний первокурсников. |
Беседа |
Соц педагог
|
1-е полугодие |
9 |
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:
|
Беседа |
Соц педагог
|
По мере необходимости |
10 |
«Ваш взгляд на адаптацию первокурсников» |
Анкетирование мастеров п/о, воспитателей |
Соц педагог
|
декабрь |
11 |
Организация индивидуальной работы с воспитанниками-первокурсниками, испытывающими трудности в адаптации |
Составление и реализация программ индивидуального сопровождения |
Соц педагог
|
Ноябрь - февраль |
12 |
Вовлечение первокурсников в деятельность секций, кружков, клубов, студий. Ознакомление с действующими кружками и секциями.
|
Беседа |
Соц педагог
|
В течение года |
13 |
Анализ работы по программе |
Инструктивно-методическое совещание для преподавателей |
Зам.директора Соц педагог
|
Май |
Анализируя динамику адаптации учащихся, мы пришли к выводу, что процесс адаптации в профессиональных учебных заведениях затрудняет:
Ø понижение интеллектуального уровня учащейся молодежи;
Ø образование идеологического вакуума;
Ø развитие беспокойства, страха у учащихся перед будущим, связанного во многом с низким уровнем знаний;
Ø низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности, нежелание и неумение учиться;
Ø случайный выбор профессии, предопределенность выбора, выбор профессии, не пользующейся спросом;
Ø высокий уровень тревожности, обусловленный многочисленными личными проблемами, ведущий к нервным перенапряжениям;
Ø проблемы взаимоотношения с педагогами, классным руководителем и мастером производственного обучения, студентами;
Ø отсутствием продуктивного ученического коллектива;
Ø проблемы взаимоотношения с товарищами по группе, нежелание считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;
Ø отсутствие навыков самоанализа, самокритики;
Ø формы асоциального поведения (употребление алкоголя, нецензурная брань, правонарушения, преступления), нервно-психические заболевания.
Литература
1.Бучкин А.В. Формирование и реализация модели социальной адаптации студентов колледжа.//Журнал «Профессионал». – М. № 12, 2012.
2.Бучкин А.В. Критерии социально-педагогической адаптации студентов СПО.//Журнал «Современные проблемы науки и образования».- http://www.science-education.ru/ № 8, 2012.
3.Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1997.Каган, М.С. Философия культуры. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
4.Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. - 84 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.