Программа адаптационных классных часов для десятиклассников
«Старшая школа. Что это?»
В ходе социально – экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения.
Пристальное вниманием школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.
Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т.д. В данном случае имеется в виду переход детей в старшее звено. В этот период подросток осознает свою индивидуальность, устойчивость образа «Я», у него появляется четкая потребность в углубленном психологическом анализе окружающих его взрослых людей, самоанализе, самооценке.
Итак, 15 лет – кризис мировоззрения, который открывает ориентацию в мире вещей. Взрослым необходимо бережное отношение к растущим возможностям подростка; им требуется психологическая поддержка для укрепления веры в себя, принятия себя.
Цель программы: создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Задачи программы:
· актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения старшеклассников;
· создать условия для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач, составлять алгоритм достижения цели и т. Д.);
· содействовать формированию умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке собственных способностей);
· способствовать закреплению коммуникативных навыков в условиях межличностного взаимодействия.
Программа рассчитана на 4 занятия (сентябрь - декабрь). Занятия по 40 минут.
Методы и формы работы:
1. Психологические игры и упражнения.
2. Анкетирование, тестирование.
3. Дискуссии, обсуждения.
4. Обобщение (рефлексия).
5. Рисуночная арт-терапия.
Ожидаемый результат: по результатам работы подростки должны представлять себе, что такое обучение в старшей школе. Получить навыки действия в ситуации выбора и планировании своего будущего.
Осознать более эффективные способы распределения времени и своих внутренних ресурсах. Научится навыкам самоконтроля и самооценки. Овладеть способами межличностного взаимодействия и навыками сплочения класса.
Календарно тематический план программы «Старшая школа. Что это?»
№ п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Первые впечатления от старшей школы |
1 |
0.5 |
0.5 |
сентябрь |
2 |
Результаты анкетирования |
1 |
0.5 |
0.5 |
октябрь |
3 |
Цели обучения в старшей школе |
1 |
0.5 |
0.5 |
ноябрь |
4 |
Мое время |
1 |
0.5 |
0.5 |
декабрь |
Содержание программы
Содержание адаптационных классных часов для десятиклассников составлено на основе практического пособия для педагогов-психологов, классных руководителей по адаптации учащихся С. А. Коробкиной «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», издательство «Учитель», 2011 г.
Занятие 1. Первые впечатления от старшей школы – 1 час.
1. Ассоциации.
2. Игра «Привет всем тем, кто…..»
3. Анкетирование.
4. Обобщение.
Занятие 2. Результаты анкетирования – 1 час.
1. Результаты анкетирования.
2. Обсуждение результатов анкетирования.
3. Работа в группах.
4. Обобщение.
Занятие 3. Цели обучения в старшей школе – 1 час.
1. Упражнение «Незаконченное предложение».
2. Упражнение «Я после школы…..».
3. Рисование.
4. Послание.
5. Обобщение.
Занятие 4. Мое время – 1 час.
1. Упражнение «Капитал времени».
2. Индивидуальная работа «Круг времени», 1 часть.
3. Упражнение «Поглотители времени».
4. «Круг времени», часть 2.
5. Обобщение.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
· навыки действия в ситуации выбора;
· навыки планирования своего будущего;
· умения распределения времени;
· умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
· навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
· навыки уверенного поведения;
· навыки совместной (коллективной) деятельности;
· навыки самоподдержки;
· навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для обеспечения данной программы необходимо:
- Лекции, диагностический материал;
- Раздаточный диагностический материал;
- Материал для арт-терапии;
- Бумага для рисования, карандаши, фломастеры;
- Бумага для записей, ватман, скотч.
Литература
1. Вершинина О. А. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками. – Волгоград: Учитель, 2008
2. Голубаева Ю. А. Тренинги с подростками. - Волгоград: Учитель, 2009
3. Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах.- Волгоград: Учитель, 2011
4. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги. - Волгоград: Учитель, 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.