Программа "Азбука здоровья", для детей 3-7 лет.
Оценка 4.8

Программа "Азбука здоровья", для детей 3-7 лет.

Оценка 4.8
doc
05.02.2021
Программа "Азбука здоровья", для детей 3-7 лет.
азбука здоровья (1).doc

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

Для детей от 3 до 7 лет

                                                                                  

 

 

 

                                           Автор-составитель Малярчикова Е.А.

                                                         Воспитатель ГКУ СО ЯО СРЦ 

                                                        «Наставник»

 

 

г. Рыбинск

2020.

 

 

Пояснительная записка.

           Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

             Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи.

             Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

             В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".

            Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов. Обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.

 Проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.  Принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.

         Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в раннем детстве. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать этот возраст для обучения здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагогов СО.                                                           

               Контингент СО составляют дети со слабым здоровьем по причине отсутствия заботы о нём со стороны родителей, которые заняты уничтожением своего здоровья посредством употребления вредных привычек, с низким уровнем ответственности за своих детей.

            В связи с этим возникла необходимость в создании программы, направленной на формирование ЗОЖ у детей 3-7 лет.

            Целью этой программы является создание условий для формирования элементарных навыков здорового образа жизни у воспитанников.

           В ходе занятий решаются основные задачи, направленные на:

  • формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни, способах сбережения здоровья;
  • формирование отрицательного отношения к вредным привычкам;
  • формирование представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них.

Программа «Азбука здоровья»  состоит из 3-х блоков:

 1 блок – «Профилактика вредных привычек»;

2 блок – «Основы безопасности жизнедеятельности»;

3 блок – «Приобщение к здоровому образу жизни».

 Продолжительность программы 3 месяца.  

Занятия проходят 2 раза в неделю, по 20-25 минут.

Программа рассчитана для детей от 3 до 7 лет.

Рекомендуемое количество детей в группе от 2 до 7человек.

Всего занятий: 31.

Каждое занятие может использоваться, как самостоятельное мероприятие, так и последовательное в цикле. Занятие можно сокращать либо увеличивать, путем отмены или добавления игр, упражнений и т. д.

Ожидаемые результаты

·        сформированы первоначальные представления о здоровом образе жизни, способах сбережения своего здоровья;

·        осознание влияния вредных привычек на здоровье человека;

·        желание следовать принципам здорового образа жизни, руководствоваться ими в практической деятельности;

·        формирование первоначальных представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

Наименование разделов

Содержание (тема занятия)

Количество часов

1.1.Профилактика вредных привычек.

3

Занятие «Какие привычки называют вредными, а какие полезными»

1

Занятие «Откуда берутся микробы»

1

Занятие «Еда полезная и вредная»

1

1.2.Основы безопасности жизнедеятельности.

7

Занятие «Безопасность дома»

1

Занятие «Безопасность во дворе»

1

Занятие «Опасные взрослые (об антитерроризме)»

1

Занятие «Кто приходит к нам на помощь в трудный час (служба спасения)»

1

Занятие «Безопасность на воде»

1

Занятие «Спички детям – не игрушка»

1

Занятие «Мы с тобою пешеходы»

1

1.3.Приобщение к здоровому образу жизни

6

Занятие «Человек и его здоровье, как о нем заботиться»

1

Занятие «Личная гигиена»

1

Занятие «Режим дня. Для чего он нужен?»

1

Занятие «В гостях у витаминки»

1

Занятие «Делаем зарядку – и все у нас в порядке!»

1

Занятие «Чтобы зубы не болели, чистим щеткой их смелее!»

1

Итого

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя:

Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, мы в обязательном порядке продолжаем заботиться о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровье сберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальную терапию и т.д.

Теоретические занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят перед собой цель ознакомить, научить, сформировать те или иные навыки и умения.

Практические занятия включают в себя, такие формы, как наблюдение, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Как во время проведения занятия, так и в ходе предварительной работы используется наглядность для более эффективного восприятия ребенком поданного материла.

По окончании блока проводится итоговое занятие в форме спортивной эстафеты, командной игры, викторины.
Программой предусматривается использование как традиционных, так и инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются: 

  1. Словесный (рассказ, беседа, диалог),
  2. Метод наблюдения (зарисовка, рисунки),
  3. Графический (составление схем),
  4. Практические задания (упражнения на логику),
  5. Наглядный (таблицы, иллюстрации, мультимедийные презентации),
  6. Игровой (игра по заданным правилам, сюжетно-ролевая игра, развивающие игры и т.д.).

Используются элементы различных инновационных технологий:
1. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы)
2. Метод программированного обучения (линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система)
3.Метод эмоционального стимулирования(создание ситуации успеха в обучении).

Структура занятия.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1.Вводная часть (разминка) – упражнения, настраивающие детей на взаимодействие, позитив.

2.Основная часть – упражнения, игры, беседы, способствующие развитию коммуникативных умений и навыков у детей.

3.Заключительная часть (рефлексия) – обмен впечатлениями, чувствами, мыслями, которые дети испытали, осознали, обсудили в процессе занятия.

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Комплект видеоматериалов: фильмы, мультфильмы, слайды, фотографии по здоровье сбережению и здоровому образу жизни;

2. Демонстрационный и раздаточный материал: карточки, игровые наборы, компьютерные игры;

3. Комплект музыкального сопровождения;

4. Оборудование для занятий оздоровительной гимнастики: мячи, скакалки, обручи;

5. Набор канцелярского оборудования: листы ватмана, набор цветных карандашей, фломастеров.

 

Мониторинг.

Для того, чтобы отследить результаты программы, проводится мониторинг – тест-беседа «Уровень знаний по ОБЖ и ЗОЖ». Первоначальный тест для того, чтобы выявить уровень  сформированных знаний отношения к здоровому образу жизни. Итоговый тест, чтобы выявить уровень полученных знаний (см. Приложение 1).

Полученные данные заносятся в личное дело ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 Диагностические методики и оценка результатов формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни.

«УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ПО ОБЖ И ЗОЖ»

Тестовая беседа с детьми 5-6 лет.

 1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

 2. Как называется город, в котором ты живешь?

 3. Где ты живешь, назови свой домашний адрес.

 4. Зачем нужны дорожные знаки на улице?

5. Кто ты – ребенок или взрослый?

6. Ты девочка или мальчик?

7. Кем ты будешь, когда вырастешь?

8. В каком возрасте человек не может обойтись без помощи других людей?

 9. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

10.Когда ты завтракаешь - утром или вечером?

 11.Что бывает раньше - обед или ужин?

 12.Какая профессия у мамы, папы?

 13.Кем бы ты хотел стать?

 14. Покажи правый глаз, левое ухо.

15.Для чего нужны глаза, уши ноги?

16.Почему перед едой нужно мыть руки?

 17.Какие продукты питания полезны для здоровья человека?

 18.От чего можно заболеть?

19.Что нужно делать, чтобы зубы не болели?

20. Можно ли гладить бездомную кошку, собаку? Почему?

 21. Почему люди занимаются спортом?

 22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

23.Что значит дружно играть?

24. От кого защищает нас полиция?

 25. Почему «скорая помощь» называется «скорой»?

 

Тестовая беседа с детьми 6-7 лет.

 1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Где ты живешь, назови свой домашний адрес.

3. Что такое: Москва, Барнаул?

4. Зачем нужны дорожные знаки на улице?

5. Покажи, где силуэт женщины, мужчины, ребенка. Почему ты так решил?

6. Из кого вырастают женщины, а из кого – мужчины?

 7. В каком возрасте человек не может обойтись без помощи других людей?

8. Когда ты завтракаешь – утром или вечером?

9. Что бывает раньше – обед или ужин?

 10.Какой режим дня у тебя дома?

 11.Что делают врач, повар, воспитатель?

 12. Покажи правый глаз, левое ухо?

13. Для чего нужны глаза, уши, ноги?

14. Почему перед едой нужно мыть руки?

 15. Для чего нужны витамины?

 16. Какие полезные продукты питания ты знаешь?

 17. От чего можно заболеть?

 18. Что нужно делать, чтобы зубы не болели?

 19. Почему некоторые растения называют лекарственными?

 20. Можно ли гладить бездомную кошку, собаку? Почему?

 21. Почему люди занимаются спортом?

 22. Из-за чего в игре дети чаще всего ссорятся друг с другом?

23. Если что-то не получается, как попросить других детей о помощи?

 24. Какие твои слова могут обидеть ребят? Почему?

 25. От кого защищает нас полиция?

 26. Для чего нам нужна полиция и служба «02»?

27. Почему «скорая помощь» называется «скорой»?

 

Критерии оценки

1- низкий – практически ни на один вопрос не дает правильных ответов.

2- критический – правильно отвечает на 3-5 вопросов. Ответы не полные. Ребенок не проявляет активности, инициативы. Требуется стимулирующая, разъясняющая помощь.

3- удовлетворительный – правильно отвечает на 5-8 вопросов; ответы не полные; требуется стимулирующая помощь; наблюдается «соскальзывания» с основного на побочное.

 4- средний - правильно отвечает на 10-12 вопросов; ответы полные; ребенок проявляет интерес, активность.

 5- достаточный - правильные полные ответы на 13-17 вопросов; внимательно выслушивает вопрос.

 6- оптимальный – правильные полные ответы на 18-20 вопросов.

7- высокий – (соответствует возрастным нормам) – правильные полные ответы на 21-24 вопросов; ребенок дает несколько вариантов ответа.

 

 

Задачи

Критерии

Показатели

Методы

Задачи обучения

Обучать теоретическим основам первоначальных представлений о здоровом образе жизни, способах сбережения здоровья;

 

Уровень соответствия теоретических знаний обучающегося программным требованиям

Низкий

Критический

Удовлетворительный Средний

Достаточный Оптимальный Высокий

Тестирование

Контрольный опрос

Формировать практические умения и навыки, предусмотренные программой

Уровень соответствия практических умений и навыков программным требованиям

Низкий

Критический

Удовлетворительный Средний

Достаточный Оптимальный Высокий

Наблюдение

Индивидуальное собеседование

Задачи развития

Развивать способности овладения комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья

Уровень развития физических способностей Низкий

Критический

Удовлетворительный Средний

Достаточный Оптимальный Высокий

 

Низкий

Критический

Удовлетворительный Средний

Достаточный Оптимальный Высокий

Собеседование

Игра

Беседа

Задачи воспитания

Формировать личностные качества

Уровень развития личностных качеств

Низкий

Критический

Удовлетворительный Средний

Достаточный Оптимальный Высокий

Наблюдение

Игра

Индивидуальное собеседование

 

                      Список используемой литературы:

1.Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание здорового образа                                                   жизни у малышей. – М., 2008 год.

2. Колмагорова Л. С., Григорьевская Н. Н., Модина И. А. Человекознание: Курс психологии с элементами этики и валеологии: Учебно – методическое пособие для педагогов, школьных психологов и валеологов. – Москва: Генезис, 1998 год.

3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. –М., 2000 год.

4.Полетаева Н. Мотивация здорового образа жизни в        образовании педагога. - СПб., 2004.

 5.Полетаева Н. Валеологическая система образовательного учреждения. – СПб., 2001.

6. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»

7.Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образователь-ного процесса в ДОУ ч.II, c. 18

8.Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,

9.Сюнькова В. Я.: Обеспечение безопасности жизнедеятельности.2000 год.

10.Шелегин Н.Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным. Учебное пособие для учащихся начальной школы.

11.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие.    

М., 2005

12. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003

14.Щипицына Л.М. и др. Азбука общения. СПб . 1998

15.Хромцова Т.Г. Воспитание  безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста  М.,2005

16.Здоровый образ жизни / Перевод с фр. – М.: Мой мир 2005 год. Популярная медицинская энциклопедия для всей семьи.



 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека

В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека

Целью этой программы является создание условий для формирования элементарных навыков здорового образа жизни у воспитанников

Целью этой программы является создание условий для формирования элементарных навыков здорового образа жизни у воспитанников

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план.

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Структура занятия. Каждое занятие включает в себя следующие элементы: 1

Структура занятия. Каждое занятие включает в себя следующие элементы: 1

Приложение 1 Диагностические методики и оценка результатов формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

Приложение 1 Диагностические методики и оценка результатов формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

Что такое: Москва, Барнаул? 4

Что такое: Москва, Барнаул? 4

Задачи Критерии Показатели

Задачи Критерии Показатели

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2021