Программа детско-взрослого сообщества "ЮНИС" (юный исследователь)
Оценка 4.6

Программа детско-взрослого сообщества "ЮНИС" (юный исследователь)

Оценка 4.6
doc
27.09.2020
Программа детско-взрослого сообщества "ЮНИС" (юный исследователь)
Программа деятельности детско-взрослого сообщества "ЮНИС" (в рамках НИОКР). Структура программы: пояснительная записка, актуальность, цель и задачи личностные и метапредметные результаты, КТП. Может быть полезна для педагогов, для организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
Программа детско-взрослого сообщества ЮНИС.doc

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»

 

 

 

Рекомендовано

«Утверждено»

Лабораторией НИОКР

«Я и мой мир»

Советом  НИОКР

 

         

«___»__________2014 г.

           «___»__________2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа деятельности

детско-взрослого сообщества

«ЮНИС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Составители программы:

                                                                                                Зарубина Ю.П.

                                                                                            Мещерякова А.И.                                                                                                                                     

                                                                                            Срок реализации –  3 года

             Возраст обучающихся – 8-11 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2014г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Программа деятельности детско-взрослого сообщества  соответствует прежде требованиям Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.  Эти документы являются нормативными документами, направляющими деятельность руководителя детского объединения и воспитанников, а также выступают как средство контроля за работой учреждения в целом. Кроме этих документов, к основным нормативным документам, положенным в основу образовательных программ можно отнести следующие:

- Конституция РФ;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Национальная доктрина образования в РФ;

- Федеральная программа развития образования;

- Федеральная программа «Дети России»;

- Федеральная программа «Молодежь России»;

-           Решение коллегии Министерства образования РФ «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения»;

-           Решение Коллегии Министерства образования РФ «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования»

Согласно ФГОС начального общего образования от 6 октября 2009 года важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, создать условия для его всестороннего развития, помочь вырасти настоящим гражданином своей страны.

 

Актуальность программы

 Программа “ЮНИС” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

            Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

            Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

    Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. 

            Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы:

создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности;

содействие максимальному раскрытию интересов и склонностей учащихся школы к научно-поисковой и научно-исследовательской деятельности

Задачи программы:

  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

   развивать познавательные потребности и способности, креативность.     

Ключевые понятия, технологии реализации программы:


ü  проект

ü  актуальность

ü  цель проекта

ü  задачи проекта

ü  гипотеза

ü  проблема

ü  решение проблемы

ü  продукт проекта

ü  наблюдение

ü  опыт

ü  эксперимент

ü  исследование

ü  сообщение

ü  визитка

ü  защита проекта


 

Форма организации

 Заседания сообщества «ЮНИС» проводятся 2 раза в месяц.

Формы работы:

·          деловые игры;

·          практические занятия «Играем в учёных»;

·         беседы, диспуты, викторины;

·          исследовательская деятельность;

·          коллективные творческие дела;

·          смотры-конкурсы, выставки;

·         экскурсии;

·         устные журналы;

·          оформление стендов;

·         проект;

Объект деятельности:

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, группа может менять свой состав в течение учебного года, т.к. набор носит свободный  характер, группа основана на принципе добровольности, равенства всех членов сообщества.

Сроки реализации программы: 3 года.

Ожидаемые результаты реализации программы:       

Первый год   

 Второй год  

Третий год

 

 

Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции.

 

Личностные   и   метапредметные результаты

 

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

личностные

•    формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

•    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

 

организация на занятии

парно-групповой работы

 

 

регулятивные

•    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

•    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•    преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

 

 

познавательные

•    умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

•    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

•    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

•    осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

•    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

•    умение координировать свои усилия с усилиями других.

•    формулировать собственное мнение и позицию;

•    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•    задавать вопросы;

•    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

•    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•    понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•    аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•    продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

•    с учетом целей коммуникации достаточно точно, по-следовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

 

 

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

 

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

3. Тематический план

 

 

Наименование

 

Количество

часов

 

Время проведения

Домашнее задание

1.

Знакомство. Тематика занятий. Обсуждение эмблемы

1

18.09.2014

Эскиз эмблемы

2.

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы проекта

1

25.09.2014

Выбрать тему проекта

3.

Проблема, гипотеза, цель, задачи проекта

1

09.10.2014

 

4.

Интересные люди - твои помощники

1

23.10.2014

 

5.

Деловая игра «Тема. Проблема. Решение проблемы». Выбор темы коллективного проекта. Тема проекта «Бактерии»

1

13.11.2014г.

Самостоятельный поиск информации, подготовка сообщений (по группам)

6.

«Какие бывают бактерии?» Сообщения детей: «Полезные бактерии», «Вредные бактерии»

1

20.11.2014г.

Провести опыт с живыми бактериями(купить в аптеке)

7.

Беседа «Роль бумаги в нашей жизни», исследовательская работа «Свойства бумаги»

1

11.12.2014г.

Самостоятельный поиск информации: 1группа – история возникновения бумаги, 2 группа – промышленный способ изготовления бумаги

8.

Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях»

1

18.12.2014г.

 

9.

Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях»

1

19.12.2014г.

 

10.

Создание  устного журнала  «Берегите бумагу!»

1

22.01.2015г.

Сделать плакат на тему «Берегите бумагу!»

11.

Подготовка публичного выступления

1

29.01. 2015г.

Подготовиться к выступлению

12.

Ты – проектант. Выбор темы своего проекта. Деловая игра.

1

12.02. 2015г.

Поиск материала по теме проекта

13.

Ты – проектант. Деловая игра. Играем в учёных «Всегда ли тяжёлые предметы тонут в воде?».

1

26.02. 2015г.

Продолжить работу над проектом (цели, задачи, проблема)

14.

Ты – проектант. Продукт проекта. Интересные люди – твои помощники.

1

12.03. 2015г.

Продолжить работу над проектом (продукт проекта)

15.

Музей города. Мастер-класс

1

26.03. 2015г.

Продолжить работу над проектом

16.

Ты – проектант. Визитка. Тест.

1

09.04. 2015г.

Изготовление визитки к проекту

17.

Экскурсия. Кондитерская фабрика «Амта»

1

23.04. 2015г.

 

18.

Консультация. Мини-сообщение. Выступление перед знакомой аудиторией

1

14.05. 2015г.

Подготовиться к защите мини-проекта

19.

Мини- конференция. Советы на лето Мудрого Совёнка Ух.

1

21.05. 2015г.

 

 

 

       Реализацию программы осуществляют: учителя начальной школы Зарубина Ю.П., Мещерякова А.И.

Партнерство: школьная  библиотека, библиотека микрорайона, Музей истории Бурятии, Музей города, БНЦ

Материально-техническое обеспечение:

ü  принтер, сканер

ü  телевизор

ü  проектор

ü  диски с презентациями

ü  видео и аудиозаписи

ü  стенды для экспозиций

 

 

 

 

 

 

Литература:

1)      Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть  «образовательный предел» Директор школы. 2003. №10 с. 35 -40

2)       Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. Самара. Издательство « Учебная литература» 2004г.

3)       Обухов А. Введение в психологическое исследование: принципы построения программы. Школьные технологии. 2007 -№1 с.73

4)       Смолкина Е.В. Учебная деятельность учащихся. Начальная школа 2007 .№2.с.17.

5)      Правила юного мыслителя. Управление школой.2007 .№4 с.34

6)      Калачихина О. Создание личностно – ориентированной образовательной среды на основе Учебно – исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологии.2007. №4 с. 112.

7)      Вдовиченко В.М., Дурейко Л.И., Кучинский В.И., Докиш С.П. Учебно-методическое пособие для учителей по курсу «Человек и мир» в подготовительном классе. Мн., 1998.

8)      Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы

9)      Педагогика. Психология. Управление.,  М., 2003.

10)  Иванова Н.В., Кузнецова М.ПИсследовательская деятельность в   школе: опыт, поиски, решения. – 1999. - №6.

11)  Кашлев С.СИнтерактивные методы обучения педагогике. Мн., 2004.

12)  Криволап  Н.С.   Исследовательская работа школьников.  Мн., 2005.

13)  Марголин Л., Фальк Б.   Как побудить  детей  задавать  вопросы.

// Народная мечта. – 2005. - №10.

14)  Программа «Эколоджик», фонд «Сохраним чистоту Швеции».

Шведский институт 1997.

15)  Савенков А.ИУчебное исследование в начальной школе.

// Начальная школа.- 2000.- №12.

16)  Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.

17)  Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. // Директор школы. - 2003. - № 8..

18)  Свадковский И.Ф.   Исследовательская работа школьников.

2004. -  (7) №1.

19)  Семёнова Н.А.   Методы и формы обучения: Учитель – ученик.

Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Список   участников     сообщества «ЮНИС»

 

Фамилия, имя

Класс

1.

Аюшеева Алёна

2 «Г»

2.

НимацыреновАрсалан

2 «Г»

3.

Бадмаев Кирилл

2 «Г»

4.

Тынтуева лена

2 «Г»

5.

Кунзек Лена

2 «Г»

6.

Петров Игнат

2 «Г»

7.

 Батуев Алдар

2 «Г»

8.

Афанасьева Таня

2 «Г»

9.

Жамбалов Алдар

2 «Г»

10.

Жигжитов Аюр

2 «Г»

11.

Жигжитов Жалсан

2 «Г»

12.

Афанасьева Лиза

3 «А»

13.

Дубинин Семён

3 «А»

14.

Гатапов Руслан

3 «А»

15.

Рыжакова Лариса

3 «А»

16.

Щеглаев Арсалан

3 «А»

17.

Хобракова Юля

3 «А»

18.

 Косолапова Настя

3 «А»

19.

Дамдинов Тимур

3 «А»

20.

Хлебников Игнат

3 «А»

21.

Чебунин Егор

3 «В»

22.

Содномов Тумэн

3 «В»

23.

Харульчиева Света

3 «В»

24.

Ширапов Энхэ-Далдар

3 «В»

 


Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49»

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми

Форма организации Заседания сообщества «ЮНИС» проводятся 2 раза в месяц

Форма организации Заседания сообщества «ЮНИС» проводятся 2 раза в месяц

Личностные и метапредметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

Интернета коммуникативные •

Интернета коммуникативные •

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки: ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать;…

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки: ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать;…

Создание устного журнала «Берегите бумагу!» 1 22

Создание устного журнала «Берегите бумагу!» 1 22

Литература: 1) Савенков

Литература: 1) Савенков

Приложение №2 Список участников сообщества «ЮНИС» №

Приложение №2 Список участников сообщества «ЮНИС» №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020