Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО:
приказом по основной деятельности
№ 80 от 16. 05. 2019 г.
программа
ДЕТСКого ОЗДОРОВИТЕЛЬНого ЛАГЕРя
пРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МУРАВЬИ»
(Возраст учащихся: 10-15 лет)
Авторы программы:
начальник лагеря на базе
МОУ «Изварская СОШ»
Чванова Надежда Васильевна
директор МОУ «Изварская СОШ»
Козлова Людмила Алексеевна
Извара, 2019 г.
Паспорт программы
Учреждение предоставившее программу |
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МОУ «Изварская СОШ» |
Фамилия, имя, отчество начальника лагеря |
Чванова Надежда Васильевна |
Юридический адрес |
188414 Ленинградская область, Волосовский район, д. Извара, д.14 |
Контактный телефон |
8-813-73-73-337 |
Полное название программы |
Досуговая программа детского оздоровительного лагеря профориентационной направленности «Муравьи» на базе МОУ «Изварская СОШ» |
ФИО автора программы |
Чванова Надежда Васильевна Козлова Людмила Алексеевна |
Тип программы |
Профильная |
Цель программы |
Содействие профессиональной социальной и трудовой адаптации подростков в современных условиях, путем создания эффективной системы, сочетающей организацию профориентационной работы, различных форм трудовой деятельности и досуга и условиях летнего оздоровительного лагеря. |
Задачи |
1. Образовательные: - обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию и определению предпрофильной подготовки, сохранению и укреплению здоровья подростков в летний период; - стимулировать подростков к постоянному пополнению знаний, получению навыков осознанного выбора будущей профессии, через различные виды деятельности; - способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий; - организовать сотрудничество детей и взрослых на основе соуправления. 2. Развивающие: - развить навыки здорового образа жизни, - развить двигательную активность с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, - развить творческие и профессиональные способности, - развить интерес детей к самовыражению себя через различные виды деятельности, - развить навыки конструктивного общения со сверстниками, воспитывая толерантное отношение к окружающим, уважение к иному мнению, - развить творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность. 3. Воспитательные: - воспитать культуру поведения и навыки общения, - воспитать дружеское уважительное отношение к окружающим, - способствовать становлению гражданственности, чувству патриотизма, - сформирование интерес к различным видам деятельности, в том числе и трудовым. |
Краткое содержание программы |
Основная идея смены — «путешествие» по Календарю праздников, дат и событий августа с привязкой к раннему профориентированию. Содержание программы реализуется через следующие направления: профориентационное, спортивно – оздоровительное, культурно-досуговое, духовно-нравственное. Основными методами организации деятельности являются: - Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью); - Метод состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности); - Метод коллективной творческой деятельности (КТД). Каждый лагерный день состоит из двух модулей: В первой половине дня в игровой или интерактивной форме проходит знакомство с праздником, который отмечается в этот день. Во второй половине дня проходят информационно-ознакомительные блоки, профессиональные тренинги, игры и в рамках социального партнёрства музейный час в музее Н.К. Рериха. В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; привлечением внимания к вопросам театрального образования. В рамках Года театра в лагере запланированы разные формы деятельности отражающие театральное направление. |
Ожидаемые результаты |
Личностные: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии; - уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им; - компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам Метапредметные: - умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; - формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; - умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе; - продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных социально-творческих задач при реализации КТД, акций. - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли в группе Предметные: - сформированность мотивированной направленности на раннее профориентировнаие - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, пополнению знаний, получению навыков осознанного выбора будущей профессии; - информированность подростков о профессиях и путях их получения; - сформированность у подростков потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности |
Основные направления деятельности |
- профориентационное - спортивно – оздоровительное - культурно-досуговое - духовно-нравственное |
Нормативная база реализации программы |
- Конвенция ООН о правах ребенка; - Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании в РФ»; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3; - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3 - Устав образовательного учреждения. - Положение о летнем лагере с дневным пребыванием детей на базе МОУ «Изварская СОШ». - Правила внутреннего распорядка в летнем лагере с дневным пребыванием детей на базе МОУ «Изварская СОШ». |
Пояснительная записка
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, раннего профориентирования.
Проблема профессионального выбора особенно остро проявилась в условиях рыночной экономики и переустройства общества. Подготовить младших и старших подростков к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии – означает позаботиться о создании общих основ активной трудовой установки (общетрудовых знаний, умений, навыков, способностей и интересов, склонностей), сформировать трудовую направленность подростка.
Досуговая программа детского оздоровительного лагеря профориентационной направленности «Муравьи» на базе МОУ «Изварская СОШ» разработана в рамках Программы развития МОУ «Изварская СОШ» на 2016-2021 годы «Школа равных возможностей» - подпрограммы «Будущее за тобой!» по работе с детьми «группы риска» и профориентации. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и раннего профориентирования детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Конституция РФ;
3. Закон РФ «Об образовании в РФ»;
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3
6. Устав образовательного учреждения.
7. Положение о летнем лагере с дневным пребыванием детей на базе МОУ «Изварская СОШ».
8. Правила внутреннего распорядка в летнем лагере с дневным пребыванием детей на базе МОУ «Изварская СОШ».
Актуальность программы для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обусловлена непрерывной работе с подростками, нуждающимися в педагогическом контроле и, особенно, в период летних каникул. Мероприятия, запланированные для проведения, ориентированы на общественно – полезную, практическую значимость.
Цель программы: содействие профессиональной социальной и трудовой адаптации подростков в современных условиях, путем создания эффективной системы, сочетающей организацию профориентационной работы, различных форм трудовой деятельности и досуга и условиях летнего оздоровительного лагеря.
Задачи программы
1. Образовательные:
- обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию и определению предпрофильной подготовки, сохранению и укреплению здоровья подростков в летний период;
- стимулировать подростков к постоянному пополнению знаний, получению навыков осознанного выбора будущей профессии, через различные виды деятельности;
- способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий;
- организовать сотрудничество детей и взрослых на основе соуправления.
2. Развивающие:
- развить навыки здорового образа жизни,
- развить двигательную активность с учётом индивидуальных и возрастных особенностей,
- развить творческие и профессиональные способности,
- развить интерес детей к самовыражению себя через различные виды деятельности,
- развить навыки конструктивного общения со сверстниками, воспитывая толерантное отношение к окружающим, уважение к иному мнению,
- развить творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.
3. Воспитательные:
- воспитать культуру поведения и навыки общения,
- воспитать дружеское уважительное отношение к окружающим,
- способствовать становлению гражданственности, чувству патриотизма,
- сформирование интерес к различным видам деятельности, в том числе и трудовым.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены (21 день), рассчитана на проведение летней оздоровительной кампании в МОУ «Изварская СОШ». Участниками программы являются младшие и старшие подростки в возрасте от 10 до 15 лет, педагоги образовательного учреждения, родители, медицинский работник и социальные партнеры. При комплектовании особое внимание уделяется подросткам из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе подросткам группы риска (с девиантным поведением).
В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение личности.
Концепция программы основана на следующих принципах:
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского соуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.
5. Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху).
6. Принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с возрастными и индивидуально – психологическими особенностями детей.)
7. Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
8. Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
9. Принцип уважения и доверия.
10. Принцип безопасности
Основная идея смены — «путешествие» по Календарю праздников, дат и событий августа с привязкой к раннему профориентированию, с применением разнообразных форм и методов работы.
В основе общелагерных мероприятий лежат коллективные и массовые формы работы, направленные на раннее профориентировнаие подростков, воспитание культуры и развитие разносторонних увлечений и интересов.
Одна из наиболее используемых форм работы – игра. Коллективные игры сплачивают подростков, способствуют формированию товарищеских отношений.
Широко применяется такая форма, как соревнование и конкурс. Соревнования и конкурсы помогают подросткам становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а так же способствуют включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.
Педагоги уделяют внимание групповым и коллективным поручениям, постоянным и временным. Поручения способствуют формированию общественной активности, и при его выполнении подросток учится включаться в общественные отношения.
Хорошим стартом к будущей профессиональной деятельности является опыт работы, причем по любой профессии. Важно, чтобы подросток получил возможность:
· научиться планировать свой день, как для работы, так и для отдыха;
· развить волевые качества, понимая и выполняя свои обязанности;
· развить ответственность, стремясь к качественному выполнению полученного задания.
Таким образом, программа позволит добиться следующих результатов:
Личностных:
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
· уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;
· компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам
Метапредметных:
· умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
· формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
· продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных социально-творческих задач при реализации КТД, акций.
· умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли в группе
Предметных:
· сформированность мотивированной направленности на раннее профориентировнаие
· приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности, пополнению знаний, получению навыков осознанного выбора будущей профессии;
· информированность подростков о профессиях и путях их получения;
· сформированность у подростков потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности
Система контроля за реализацией программы:
№ |
Мероприятие |
Срок проведения |
Ответственные |
1. |
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности ДОЛ |
май |
Начальник лагеря |
2. |
Анкетирование подростков в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере |
1 день смены |
Воспитатель |
3. |
Ежедневное отслеживание настроения подростков |
В течение смены |
Воспитатель |
4. |
Оценка оздоровительного эффекта |
В начале и в конце смены |
Медицинская сестра |
5. |
Уровень физической подготовки |
В начале и в конце смены |
Учитель физической культуры |
6. |
Методика «Выбор» |
10-11 день смены |
Воспитатель |
7. |
Определение профессиональных склонностей |
10-11 день смены |
Воспитатель |
8. |
Анкетирование подростков в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий |
Последний день смены |
Воспитатель |
План-сетка смены
Дата |
Тематика дня по Календарю праздников, дат и событий августа |
Содержание дня |
05.08.2019 |
Международный день светофора |
Ознакомление с режимом дня, планом мероприятий смены, вводный инструктаж Анкетирование (входная диагностика) Оформление уголка отряда Объявление о конкурсе чтецов «Стихи о театре» Конкурсная программа «Наш друг светофор» Трудовые дела |
06.08.2019 |
День Железнодорожных войск России |
Деятельность железнодорожных войск в наши дни Медицинский осмотр Инструктаж по пожарной безопасности Виртуальное путешествие «Классификация профессий» Кроссворд «Такие разны профессии» Трудовые дела Тренинг «Командообразование» |
07.08.2019 |
День собирания звёзд |
Развлекательное мероприятие «Загадочные созвездия» Путешествие в страну Театралию Интерактивная беседа о профессиях типа «Человек – Знак» Подготовка к конкурсу чтецов «Стихи о театре» Трудовые дела |
08.08.2019 |
Всемирный день кошек |
Экологическая игра, посвященная Всемирному дню кошек «Мягкие лапки, а в лапках царапки» Просмотр ролика «Кем стать» Конкурс рисунков «Кем я хочу быть…» Музейный час «Едут в гости книжки…» Инструктаж по электробезопасности Трудовые дела |
09.08.2019 |
День победы в Гангутском сражении (1714) |
День воинской славы России — победа у мыса Гангут Трудовой десант у Поклонного креста Компромисс трех «Я» - «хочу», «могу», «надо» Подготовка к конкурсу чтецов «Стихи о театре» Тренинг «Лидерство» |
10.08.2019 |
День физкультурника |
Инструктаж по правилам безопасности при проведении спортивных мероприятий Сказка про профессии Шахматно-шашечный турнир Турнир по бадминтону Спортивные соревнования «Сильные, ловкие, смелые» Трудовые дела |
12.08.2019 |
Международный день молодёжи |
Конкурс чтецов «Стихи о театре» Дидактическая игра «Цветик-семицветик» Интерактивная беседа о профессиях типа «Человек – Природа» Творческая мастерская Трудовые дела Дискотека, посвященная Международному дню молодёжи |
13.08.2019 |
Международный день левшей |
Познавательно-игровая программа «Леворукие всех стран, объединяйтесь!» Конкурс рисунков: - «Афиша» (выбрать сказку и нарисовать афишу с датой премьеры, фамилиями актеров и т.д.) - «Костюм к спектаклю» - «Театральный занавес» Интерактивная беседа о профессиях типа «Человек – Человек» Трудовые дела Инструктаж по правилам безопасности при обнаружении старых снарядов, мин, гранат и неизвестных пакетов |
14.08.2019 |
Медовый спас |
Праздничная программа «Медовый спас» Чтение сказки «Принцесса на горошине» с комментированным заданием для фотоконкурса Молодецкие забавы Дебаты «Все профессии важны, все профессии нужны» Трудовые дела |
15.08.2019 |
День рождения телефонного приветствия «Алло» |
Интерактив «Из истории телефонного приветствия» Музейный час «Сказки и стихи Н.К. Рериха» Анкетирование (методика «Выбор») Игровая программа «Кем хотите стать вы, дети» Трудовые дела Инструктаж по правилам дорожно-транспортной безопасности |
16.08.2019 |
День малинового варенья |
Беседа «Ароматное варенье – душе наслажденье!» Интерактивная беседа о профессиях типа «Человек – Художественный образ» Подготовка работ к Фотовыставке (конкурсу) «Герой ненашего времени» (тема: «Принцесса из сказки «Принцесса на горошине») Анкета «Выбор» Трудовые дела |
17.08.2019 |
Всемирный день бездомных животных |
Театрализованная программа « У бездомных нет имени» Игра на местности «Поиск сокровищ» Устный журнал «Мир профессий» Базар головоломок Трудовые дела Инструктаж по правила поведения в экстремальных ситуациях |
19.08.2019 |
Всемирный день фотографии |
Фотовыставка (конкурс) «Герой не нашего времени» (тема: «Принцесса из сказки «Принцесса на горошине») Шоу «Каракули» Интерактивная беседа о профессиях типа «Человек – Техника» Трудовые дела |
20.08.2019 |
День рождения Чебурашки |
КТД «День рождения Чебурашки» Профессий хороших на свете не счесть… Игровое ассорти Экскурсия Трудовые дела |
21.08.2019 |
Международный день памяти и поминовения жертв терроризма |
Воспитательный час «День памяти жертв терроризма» КТД «Ромашка» Профориентационная игра «Цепочка профессий» Трудовые дела Инструктаж по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах |
22.08.2019 |
День флага |
Информационный час «Флаг России» Соревнования по пионерболу «Под флагом России» Акция «Российский триколор - звучит гордо!» Музейный час «О великих путешественниках» Трудовые дела |
23.08.2019 |
День победы советских войск в Курской битве (1943) |
Квест «Курская битва 1943-2019» Игра «Счастливый шанс» Поляна желаний Трудовые дела Профориентационный тренинг-игра «Как стать успешным?!» |
24.08.2019 |
Международный день странной музыки |
Сказочными путями в страну «Музыка» Интеллектуальная игра «Все профессии важны» Тропа воспоминаний Трудовые дела |
26.08.2019 |
День устраивания секретиков |
Из истории детской забавы Игра «Носики» Загадки обманки Театрализованное представление «Все профессии нужны, все профессии важны!» Трудовые дела |
27.08.2019 |
День российского кино |
Аукцион Игровое упражнение «Кто есть кто», «Человек - профессия» Анкетирование (итоговая диагностика) Медицинский осмотр Трудовые дела |
28.08.2019 |
Закрытие смены |
Профориентационная игра с элементами тренинга «Турнир знатоков профессий» Мистер и Мисс Лагерь 2019 Музейный час «Наш парк» Трудовые дела |
Находясь в ДОЛ, подростки ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Ежедневные мероприятия:
· Зарядка
· Организационная линейка
· Занятия по интересам
· Минутка безопасности
· Минутка здоровья
· Час на свежем воздухе
· Послеобеденный отдых
· Подведение итогов дня
Содержание программы
Каждому ребенку присуща жажда открытий, познание чего-то нового. Почти все подростки готовы в любой момент отправиться на поиски приключений, выступить в роли «искателя», «исследователя». Используя неограниченные возможности игровых технологий можно создать условия, в которых природные задатки и творческий потенциал подростка раскроют и заиграют новыми красками.
Основная идея смены — «путешествие» по Календарю праздников, дат и событий августа с привязкой к раннему профориентированию. Содержание программы реализуется через следующие направления: профориентационное, спортивно – оздоровительное, культурно-досуговое, духовно-нравственное.
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Метод состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Каждый лагерный день состоит из двух модулей:
В первой половине дня в игровой или интерактивной форме проходит знакомство с праздником, который отмечается в этот день:
· 8 августа - Экологическая игра, посвященная Всемирному дню кошек «Мягкие лапки, а в лапках царапки»
· 13 августа - Познавательно-игровая программа «Леворукие всех стран, объединяйтесь!»
· 15 августа - Интерактив «Из истории телефонного приветствия»
· 20 августа - КТД «День рождения Чебурашки»
Во второй половине дня проходят информационно-ознакомительные блоки, профессиональные тренинги, игры и в рамках социального партнёрства музейный час в музее Н.К. Рериха:
· Виртуальное путешествие «Классификация профессий»
· Интерактивные беседы о профессиях типа «Человек – Техника», «Человек – Человек», «Человек – Художественный образ», «Человек – Природа», «Человек – Знак»
· Игровая программа «Кем хотите стать вы, дети»
· Профориентационная игра «Цепочка профессий»
· Профориентационная игра с элементами тренинга «Турнир знатоков профессий»
· Дебаты «Все профессии важны, все профессии нужны»
· Музейный час «Едут в гости книжки…»
В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; привлечением внимания к вопросам театрального образования. В рамках Года театра в лагере запланированы разные формы деятельности отражающие театральное направление:
· Путешествие в страну Театралию
· Конкурс чтецов «Стихи о театре»
· Театрализованная программа « У бездомных нет имени»
· Конкурс рисунков:
- «Афиша» (выбрать сказку и нарисовать афишу с датой премьеры, фамилиями актеров и т.д.)
- «Костюм к спектаклю»
- «Театральный занавес»
· Фотовыставка (конкурс) «Герой не нашего времени» (тема: «Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
· Театрализованное представление «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Таким образом, каждый день лагерной смены неповторим, имеет свою тематику и требует от подростков проявления творчества, сообразительности, определенных знаний и умений.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости подростка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить подросткам возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем.
Условия реализации программы
Кадровые ресурсы
Оздоровление и развитие подростков в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
· Начальник лагеря
· Воспитатели
· Ответственный за охрану труда и технику безопасности
· Ответственный за организацию питания
· Технический работник
· Работники кухни
Материально-технические ресурсы
· Игровая и кружковая комнаты
· Комнаты гигиены
· Актовый зал
· Многофункциональная спортивная площадка
· Спортивный зал
· Столовая
· Медицинский кабинет
Социальное партнёрство:
· Музей-усадьба Н.К. Рериха
· МКУ «Изварское КДО»
· Волосовский филиал ГКУ «ЦЗН Ленинградской области»
Информационные ресурсы
· Тематические стенды
· Информационная страничка на Сайте школы http://izvarasosh.ru/page.php?55
· Новостной блок на страничке в социальной сети ВК https://vk.com/schoolizvara1984
· Фотоальбом профориентационной смены https://vk.com/album-123450831_265401493
Методическое обеспечение
Конспекты занятий
Путешествие в страну театралию
Ход занятия:
- Ребята, вы знаете что такое театр? (ответы детей)
- Театр – это волшебный мир искусства, перевоплощения, мечты. Послушайте стихотворение Татьяны Григорьевой «Волшебный мир – театр»:
Театра мир откроет нам свои кулисы, и мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений, любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца, и всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник, своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый, сегодня вдруг играет короля.
Пусть детство будет словно сказка, пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым, добро над злом опять пусть победит!
- Театры бывают различного назначения. В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные. В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. В театре же юного зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актёры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. В кукольных спектаклях - управляют куклами и озвучивают их своими голосами.
- Какие театры в нашей стране знаете вы? (Показ иллюстраций Большого Театра, Мариинского, театра кукол).
- Давайте с вами немножко помечтаем. Сядем на волшебный Ковёр-Самолёт и отправимся в Москву в театр кукол им. С. Образцова (звучит музыка). Вот показалось здание театра. Его легко можно узнать по сказочным часам на его фасаде (показ слайдов). Сейчас ставни на окнах все закрыты. Но каждый час играет музыка, открываются окна, в каждом из которых можно увидеть различных сказочных персонажей: Зайчика, Лису, Обезьяну, Сову, Ослика…
Прежде чем пройти в здание театра, нужно купить билет в кассе. И вот мы все с билетами проходим в вестибюль. Как здесь всё красиво, загадочно и культурно. В народе говорят: «Театр начинается с вешалки!» Давайте пройдём в гардероб. Нас вежливо обслуживает гардеробщица, принимает одежду, выдаёт взамен неё номерки, которые нельзя терять.
- Послушайте историю, которая произошла с девочками в театре (рассказывает подросток)
Агния Барто «В театре»:
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то.
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
- Правильно ли себя вели девочки в балете? (обсуждение)
Все вокруг спокойно разговаривают. Никто не кричит, не бегает, пальцем друг на друга не показывает. Ребята, давайте вспомним, как нужно себя вести во время спектакля. Я буду называть действия, а вы отвечайте: «Да!» или «Нет!».
- Во время представления можно вставать?
- Ходить?
- Разговаривать друг с другом?
- Аплодировать?
- Меняться местами?
- Огорчаться?
- Жевать еду и шелестеть конфетными обёртками?
- Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения, не забывайте о них во время спектакля.
- Звенит первый звонок, зрители проходят в зал, занимают свои места. В дверях зала стоит билетёрша. Не забудьте показать ей свой билет. Она же вам подскажет, как быстрее найти своё место в зале.
- Звучит музыка, открывается занавес, начинается спектакль. И вновь звенит звонок. Первая часть спектакля закончилась, наступил антракт – перерыв. Во время перерыва можно сходить в туалет, сделать небольшую разминку.
Физкультминутка:
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя
за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
- А кто проголодался или хочет пить могут посетить буфет. Скоро прозвенит звонок, и начнётся вторая часть спектакля.
- Спектакль окончен, артисты выходят на поклон, раздаются громкие аплодисменты. Нам пора в обратный путь. Чтобы время в пути пролетело незаметно, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:
1. Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы (АПЛОДИСМЕНТЫ)
2. Что такое «Контрамарка»? –
Даст словарь на то ответ:
Знай, она – талон бесплатный.
Или попросту – (БИЛЕТ)
3. И актрисе, и актёру,
(Будь обычный он, иль мим)
Очень внешность изменяет
Макияж искусный – (ГРИМ)
4. Если длинный вдруг спектакль
Есть антракт в нём непременно.
Этот краткий перерывчик,
Словно в школе (ПЕРЕМЕНА)
5. Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно:
Чтоб прошло всё на «Ура!»,
Свет дают (ПРОЖЕКТОРА)
6. Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит,
Все предметы представленья –
Это, знайте, (РЕКВИЗИТ)
Диагностический инструментарий
1. Анкетирование подростков в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере
Анкета 1
Дорогие ребята!
Просим вас ответить на предложенные вопросы нашей анкеты.
Меня зовут (Ф. И.)________________________________________________
Мне нравится, когда меня называют ______________________________
Какой Я (написать прилагательные, которые меня характеризуют) ________
____________________________________________________________
Дома в свободное время я увлекаюсь: танцами, литературой, прикладным творчеством, музыкой, пением, спортом, театром, туризмом, рисованием, журналистикой (нужное подчеркнуть), свой вариант_____________________
Мои ожидания от лагеря (отметить выбранные варианты).
а) получить новые знания;
б) лучше понять и узнать себя;
в) познакомиться с новыми людьми;
г) беспечно провести время;
д) попробовать себя в самостоятельной жизни;
е) что-то ещё (указать) _________________________________________
Я пришел в лагерь, чтобы (продолжи фразу) __________________________
В своих сверстниках я ценю больше всего (отметь 3 наиболее важных для тебя качества): честность, взаимоуважение, решительность, взаимопомощь, чувство юмора, общительность, интеллект, внешние данные, сильный характер, аккуратность, достоинство, благородство поступков, инициативность, целеустремленность, ответственность.
Анкета 2
Ответь на вопросы «да» или «нет»
1. Хотел(а) ли ты идти в лагерь?
2. Ты когда-нибудь отдыхал(а) в лагере?
3. Легко ли ты находишь друзей?
4. Ты общительный человек?
5. Легко ли ты переносишь суету, шум, детский гам?
6. Ты человек организованный?
7. Можешь ли ты попросить о помощи в сложной ситуации?
8. Умеешь ли ты подчиниться решению коллектива, воспитателя?
9. Можешь ли ты сам(а), без посторонней помощи найти себе дело по душе?
10. У тебя чаще бывает хорошее настроение?
11. Любишь ли ты придумывать дела, праздники, принимать в них участие?
12. Любишь ли ты спорт?
13. Уверен ли ты, что твоя жизнь в лагере пройдет весело и интересно?
2. Оценка оздоровительного эффекта
Ф.И. ребёнка |
Год рождения
|
Группа занятий ФР |
Начало смены
|
Окончание смены |
Эффективность оздоровления (в баллах) |
Оценка |
||||||||||||
рост |
масса |
сила |
ЖЕЛ |
ИМТ |
рост |
масса |
сила |
ЖЕЛ |
ИМТ |
рост |
масса |
сила |
ЖЕЛ |
Итого |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка эффективности оздоровления детей и подростков |
||||||||||||||||||
|
Число детей и подростков, имеющих: |
|||||||||||||||||
ПОКАЗАТЕЛИ |
выраженный оздоровительный эффект |
слабый оздоровительный эффект |
отсутствие оздоровительного эффекта (ухудшение) |
|||||||||||||||
Масса |
|
|
|
|||||||||||||||
Рост |
|
|
|
|||||||||||||||
Показатели мышечной силы |
|
|
|
|||||||||||||||
ЖЕЛ |
|
|
|
|||||||||||||||
Итоговая оценка |
|
|
|
|||||||||||||||
Удельный вес (%) по итоговой оценке |
|
|
|
3. Уровень физической подготовки
Ф.И. ребёнка |
Год рождения
|
Группа занятий ФР |
Начало смены
|
Окончание смены |
Эффективность оздоровления (в баллах)
|
|||||||||
|
|
|
Бег 30 метров |
Подъем туловища за 1 мин. |
Прыжок в длину с места |
Метание мяча |
Бег 30 метров |
Подъем туловища за 1 мин. |
Прыжок в длину с места |
Метание мяча |
Бег 30 метров |
Подъем туловища за 1 мин. |
Прыжок в длину с места |
Метание мяча |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Методика «Выбор»
Анкета 3
Фамилия, имя ____________________________________________
Оцените степень согласия по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
Вопросы:
1. Я жду наступления нового дня в лагере с радостью.
2. В лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие воспитатели.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью.
5. У меня есть взрослый в лагере, которому я особенно доверяю.
6. В лагере я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
7. У меня есть любимые занятия в лагере.
8. Когда смена закончится, я буду скучать по лагерю.
5. Определение профессиональных склонностей
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков.
Анкета 4.
Вам предложено 20 пар утверждений. Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое больше соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений.
Ответьте на вопрос «Мне понравилось бы…»
1а. Ухаживать за животными |
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным
|
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• «человек–техника» – все технические профессии;
• «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
• «человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• «человек–художественный образ» – все творческие специальности.
6. Анкетирование подростков в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий
Анкета 5
1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в лагерной смене?
- Да
- Скорее да, чем нет
- Затрудняюсь ответить
- Скорее нет, чем да
- Нет
2.Насколько интересно был организован твой отдых?
Оцени по десятибалльной шкале._______________________
3. Что для тебя было самым интересным в лагере?
- Участие в конкурсах, концертах
- Спортивные мероприятия
- Профориентационные мероприятия
- Посещение музея
- Другое _______________________
4. С каким воспитателем тебе было интересней всего?
_____________________________________________________
5. Твои предложения по проведению отдыха в лагере
___________________________________________________________
Игры
Игровое упражнение «Кто есть кто»
Цель игрового упражнения: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний подростков друг о друге.
Ход игры:
1. Перед началом самой игры ведущий спрашивает у подростков, какие профессии для них наиболее интересны, и выписывает эти профессии (примерно 10-15) на доске. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
2. Затем ведущий объясняет правила проведения игры: «Сейчас я буду называть профессии; каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Затем все по команде одновременно должны показать на выбранного человека, наиболее подходящего для данной профессии».
3. Показав на своего товарища, все участники должны замереть; ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
Игровое упражнение «Человек - профессия»
Цель выполнения упражнения: на ассоциативном, образном уровне научить подростков соотносить человека (в том числе и себя) с профессиями и таким образом повысить их готовность различать профессиональные стереотипы.
Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 8 до 20.
Ход игры:
1. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного-единственного вопроса: с какой профессией ассоциируется загаданный человек. Все участники по кругу должны будут назвать наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30-40 секунд) и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?»
2. Затем выбирается отгадывающий (лучше, если это будет по желанию) и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий.
3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ. Ответ должен быть правильным, но в то же время не являться подсказкой.
4. После того как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий берет немного времени на раздумье и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немного (8-10 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, пройти по второму кругу.
5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, которого загадали на самом деле, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями, насколько они соответствуют его собственному представлению о себе. У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадали), чьи ответы - профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
Список литературы
1. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. Автор составитель СВ. Савинова - Волгоград: Учитель, 2003.
2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие/Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: 2003. – 256с. – (Методика воспитательной работы).
3. Ваш профессиональный ориентир: ГАОУ ДПО ЛО «Учебно-методический центр», 2017.
4. Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005.
5. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых / Под общей редакцией Г.В. Семья. – М.: 1998.
6. Игра в организации детского досуга. Учебное пособие. Автор составитель Польянова Т.А. Екатеринбург, 2004.
7. Летний калейдоскоп: методические материалы по организации летнего отдыха детей, выпуск 7; Екатеринбург, 2003.
8. Педагогика лета: Сборник методических материалов для организаторов летних оздоровительных лагерей. – ЦРО им. С.О. Ветлугина. - Пермь, 2004.
9. Сценарий праздников, конкурсов, игр: Для воспитателей педагогов-организаторов (автор составитель Руденко В.И.) — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
10. Управление качеством досуговых программ в летнем оздоровительном лагере: методические рекомендации. / Авт.-сост.: Конасова Н.Ю., Малыхина Л.Б. – СПБ.: ЛОИРО, 2015.
11. Школьный лагерь. Разработки занятий с детьми в школьном оздоровительном лагере: Сост.: Н.А. Горбунова. - Волгоград: Учитель - ACT, 2003.
Познакомиться с фотоматериалами по данной программе можно по ссылке:
http://izvarasosh.ru/page.php?55
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.