«УТВЕРЖДАЮ»
Зам директора по ВР
ГАПОУ НСО«НКА иДХ»
_________________ О.А.Рыкова
« 20 » декабря 2018.
Программа
деятельности и развития музея
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»
на 2019 – 2023 гг.
I. Введение
Духовно – нравственное воспитание молодого поколения является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, в котором особая роль отводится музеям образовательных учреждений, где появляется возможность расширения культурного пространства обучающихся, воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных принципов и толерантности, освоения новых источников информации.
Музей в колледже становится средством творческой самореализации обучающихся, инициирует их личностно ориентированное воспитание и образование.
В современном музее необходимы разработки новых форм организации проектно – исследовательской деятельности обучающихся, проведения экскурсий, игровых программ и мероприятий. Новый инструментарий - информационно – коммуникационные и инновационные технологии (виртуальные экскурсии и выставки, интернет – конференции, исследования и проекты, дистанционные консультации, форум – дискуссии и многое другое), а также сменные выставки по темам способствуют привлечению посетителей в музей молодого поколения к вопросам истории Отечества, края и семьи. Музей служит средством самообразования и педагогов, средством поддержания профессионального уровня.
Разработка Программы развития музея в колледже до 2023года, направлена на формирование патриотического воспитания обучающихся и проведение мероприятий по акции «Эстафета патриотизма поколений» в праздновании победных дат в Великой Отечественной войне. Это позволит в более полной мере раскрыть исторические факты прошедших событий и показать на примерах удивительный героизм и мужество российского народа, реализовать все эти возможности музея, систематизировать его работу, оптимизировать его роль в образовательном и воспитательном пространстве колледжа.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами: Законом РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
II. Характеристика и состояние музейной комнаты «Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства»
Музей «Истории профессионального образования Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства (далее – НКА и ДХ)» открыт 2014 году, в котором объединили историю четырех учебных заведений при реорганизации. До этого времени основное направление музея было ориентировано на трудовую славу выпускников и ветеранов училища № 12. Музей является одной из форм внеурочной занятости обучающихся в условиях деятельности Колледжа автосервиса и дорожного хозяйства и способствует созданию новых форм организации культурно – досуговой деятельности и развитию музейно – педагогической деятельности на более качественном профессиональном уровне. Организация работы музея направлена на создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Приоритетными являются материалы, имеющие воспитательную, эстетическую и научно-познавательную ценность. По своему профилю «Музей истории профессионального образования НКА и ДХ» является историческим.
Музейная комната объединяет частично площадь библиотеки и холла , с различной тематикой.
Тематика экспозиций музея: знакомство с историей создания учреждения от ФЗО до колледжа. Имеется большой список документальных материалов из истории училища №12. В них отражены периоды жизни учащихся 12 училища за 60-90 годы 20 столетия и по настоящее время.
Совет музея состоит из 9 человек (из числа преподавателей, ветеранов, работников музея) с распределением обязанностей между ними.
Традиционно в октябре месяце каждого года в музее формируется студенческий актив музея. Учитывая, что смена контингента обучающихся, происходит каждый год, актив музея ежегодно обновляется.
Создание фондов музея, их пополнение идет с помощью добровольного вклада обучающихся колледжа, их родителей, работников и ветеранов колледжа.
В музее проводятся мастер – классы, классные часы, уроки мужества, экскурсии профориентационные мероприятия и т.д.
Музей оказывает помощь обучающимся при написании рефератов, докладов, на конференции и конкурсы, а также при создании презентаций.
III. Основные цели и задачи Программы.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность, сохранение и преумножение традиций колледжа, вовлечение обучающихся в проф. ориентационную работу.
Задачи:
- Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
- Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, колледжа;
- Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
- Оформление и экспонирование материалов;
- Организация экскурсий для обучающихся: как обзорных, для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых и учащихся школ, посещающих музей колледжа.
- Организация научно-исследовательской работы.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе обучающихся к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на обучающихся;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в музее колледжа.
IV. Практическая культурно-образовательная деятельность музея.
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого, является восприятие информации, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования, внеурочной занятости обучающихся через основные направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций и отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, создание информационного киоска на страничке сайта колледжа.
Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, спецпредметов.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов – организаторов, председателя первичной ветеранской организации, заинтересованных педагогов, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения со знаменитыми выпускниками колледжа, ветеранами.
Отдых. Организация свободного времени обучающихся и взрослых. Дни открытых дверей, концерты, чаепития для ветеранов и гостей колледжа.
V. Направления деятельности.
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к историческому прошлому.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа поисковой группы протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением преподавателей предметников и педагогов - организаторов.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видео презентаций;
• посещение музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами.
VI. Прогнозируемые результаты.
1) В обучающей сфере – приобретение обучающимися глубоких знаний по истории умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории учебного заведения, с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у обучающихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение обучающимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края, своего учебного заведения.
3) В развивающей сфере – достижения обучающимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на уровне колледжа(выставки, конкурсы, тематические часы) и города(семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей обучающихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у них навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания обучающихся.
VII. Организация поисково-исследовательской деятельности обучающихся.
Основной целью Программы является создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие музейно – педагогической деятельности в ГАПОУ НСО «НКА и ДХ» воспитание у подростков духовно – нравственных принципов, создание условий для совершенствования образовательной и социокультурной (досуговой) деятельности учреждений музейными средствами и методами.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие задачи:
1. Обеспечение современного качества и эффективности музейно – педагогической деятельности через внедрение инновационных технологий, обновление содержания, совершенствования организационных форм и методологии музейного дела;
2. Создание условий для повышения квалификации совета музея;
3. Развитие материально – технической базы музея;
4. Развитие информационно – методического сопровождения музейно – педагогической деятельности через разработку специальных музейных образовательных программ;
5. Формирование социокультурной среды через развитие творческой, исследовательской, экскурсионной деятельности обучающихся средствами музейного дела.
6. Достижение стратегической цели и решение поставленных задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий
VIII. Система мероприятий Программы
Наименование мероприятий / Описание мероприятий
Сроки исполнения: 2019-2023 годы
1. Обеспечение современного качества и эффективности музейно – педагогической деятельности:
-Разработка и внедрение новых форм, методов и технологий музейного дела
-Внедрение формы интеграции основного и дополнительного образования, внеурочной занятости на базе музея как культурно – образовательного центра;
-Разработка и внедрение новых информационных технологий формирования, учета и экспонирования музейных и архивных фондов и музейных коллекций;
-Разработка и внедрение новых форм работы с использованием информационных технологий (создание страницы на сайте колледжа, виртуальных выставок и др.)
-Активизация межведомственного взаимодействия между учреждениями культуры и образования (музей колледжа– государственные музеи)
-Разработка и издание каталога – буклета музея
-Организационно – методическое сопровождение участия музея в конкурсах различных уровней.
2. Создание условий для повышения квалификации совета музея
-Посещение проблемных семинаров и тематических конференций по вопросам музейной педагогики и деятельности музея;
-Посещение курсов повышения квалификации по вопросам музейно – педагогической деятельности;
-Организация профессиональной поддержки и текущего консультирования педагогов в области музейной педагогики;
-Обобщение опыта, выявление и поддержка педагогов в области музейной педагогики, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности.
3. Развитие материально – технической базы музея на 2019-2023 годы
- Развитие инфраструктуры музея
-Развитие инфраструктуры и материально – технической базы музея
-Создание условий для взаимодействия с музеями образовательных учреждений, учреждениями культуры, другими заинтересованными учреждениями.
4. Развитие информационно – методического сопровождения
музейно – педагогической деятельности
-Создание условий для внедрения новых информационных технологий в музее
-Создание методического сопровождения музейно – педагогической деятельности
-Разработка и внедрение программ музейно – педагогической деятельности.
-Создание библиотеки методических разработок для педагогов в области музейной педагогики по профилю музейно – педагогической деятельности.
5. Формирование социокультурной среды средствами музейного дела
-Обеспечение условий для развития музейно – педагогической деятельности, оснащение музея современным специальным оборудованием для экспозиционных помещений, фондохранилищ.
6. Разработка и внедрение новых форм творческой деятельности обучающихся средствами музейного дела
- Участие в проектах совместной деятельности музеев (разработка и проведение системы экскурсий, календарных мероприятий, совместных выставочных экспозиций и др.).
- Участие в рамках «Содружество музеев» в программе «Школа поисковиков».
- Участие в межсетевом взаимодействии музеев в Интернет пространстве (форум музеев).
- Разработка и создание системы проведения календарных мероприятий на базе музея.
- Участие в конференциях руководителей музеев и членов совета музея по проблемам развития музейно – педагогической деятельности.
IX. Организация участия обучающихся в конкурсах различных уровней
- Участие в конкурсах, научно – практических конференциях.
- Участие обучающихся в окружном конкурсе проектов «Виртуальные экскурсии»
- Участие обучающихся в открытом фестивале проектов экспозиций в рамках «Содружество музеев» по профилю музея: исторический.
- Участие обучающихся в межрегиональном конкурсе «Алтарь Отечества».
- Участие в проекте по подготовке материалов для экспозиции в городской Музей истории профессионально-технического образования к 80-летию ПТО.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.