Программа деятельности и развития музея
Оценка 5

Программа деятельности и развития музея

Оценка 5
docx
21.06.2023
Программа деятельности и развития музея
ПРОГРАММА музея НКА.docx

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам директора по ВР

 ГАПОУ НСО«НКА иДХ»

 

_________________ О.А.Рыкова

 « 20 » декабря 2018.

 

 

 

Программа

деятельности и развития музея

 

Государственного автономного профессионального образовательного учреждения

«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»                             

на 2019 – 2023 гг.

 

I.                                  Введение

 

Духовно – нравственное воспитание молодого поколения  является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, в котором  особая роль отводится музеям образовательных учреждений,  где появляется  возможность расширения культурного пространства обучающихся, воспитание гражданственности, патриотизма,   нравственных принципов и толерантности, освоения новых источников информации.

Музей в колледже становится средством творческой самореализации  обучающихся,  инициирует их личностно ориентированное воспитание и образование.   

 В современном музее необходимы разработки новых форм организации проектно – исследовательской деятельности обучающихся, проведения экскурсий, игровых программ и мероприятий. Новый инструментарий - информационно – коммуникационные и инновационные технологии (виртуальные экскурсии и выставки, интернет – конференции, исследования и проекты, дистанционные консультации, форум – дискуссии и многое другое), а также сменные выставки по темам способствуют привлечению посетителей в музей молодого поколения к вопросам истории Отечества, края и семьи. Музей служит средством самообразования и   педагогов, средством поддержания профессионального уровня.

Разработка Программы развития музея в колледже до 2023года,    направлена на формирование патриотического воспитания обучающихся и проведение мероприятий по акции «Эстафета патриотизма поколений» в праздновании победных дат в Великой Отечественной войне. Это позволит в более полной мере раскрыть исторические факты прошедших событий и показать на примерах удивительный героизм и мужество  российского народа, реализовать все эти возможности музея, систематизировать его работу, оптимизировать его роль в образовательном и воспитательном пространстве колледжа.

Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами: Законом РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

 

II.  Характеристика и состояние музейной комнаты  «Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства»

 

Музей  «Истории профессионального  образования Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства (далее – НКА и ДХ)»  открыт 2014 году, в котором объединили историю четырех учебных заведений  при реорганизации. До этого времени основное направление  музея было ориентировано на трудовую славу выпускников и ветеранов училища № 12. Музей  является одной из форм внеурочной занятости обучающихся в условиях деятельности  Колледжа  автосервиса и дорожного хозяйства и способствует созданию новых форм организации культурно – досуговой деятельности  и развитию музейно – педагогической деятельности на более качественном профессиональном уровне. Организация работы музея направлена на создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Приоритетными являются материалы, имеющие воспитательную, эстетическую и научно-познавательную ценность. По своему профилю «Музей истории профессионального образования НКА и ДХ» является историческим.

Музейная комната объединяет частично площадь библиотеки и холла ,  с различной тематикой.

 Тематика экспозиций музея: знакомство с историей создания учреждения от ФЗО до колледжа. Имеется большой список документальных материалов из истории училища №12. В них отражены периоды жизни учащихся 12 училища за 60-90 годы 20 столетия и по настоящее время.

    Совет музея состоит из 9 человек (из числа преподавателей, ветеранов, работников музея) с распределением обязанностей между ними.

Традиционно в октябре месяце каждого года в музее формируется студенческий актив музея. Учитывая, что смена контингента обучающихся, происходит каждый год, актив музея ежегодно обновляется.

Создание фондов музея, их пополнение идет с помощью добровольного вклада обучающихся колледжа, их родителей, работников и ветеранов колледжа.

В музее проводятся мастер – классы, классные часы, уроки мужества, экскурсии профориентационные мероприятия и т.д.

Музей оказывает помощь обучающимся при написании   рефератов, докладов, на конференции и конкурсы, а также при создании презентаций.

 

 

III. Основные цели и задачи Программы.

 

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность, сохранение и преумножение традиций колледжа, вовлечение обучающихся в проф. ориентационную работу. 

Задачи:

- Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.

- Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, колледжа;

- Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

- Оформление и экспонирование материалов;

- Организация экскурсий для обучающихся: как обзорных, для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых и учащихся школ, посещающих музей колледжа.

- Организация научно-исследовательской работы.

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе обучающихся к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на обучающихся;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в музее колледжа.

 

IV. Практическая культурно-образовательная деятельность музея.

 

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого, является восприятие информации, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.

Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования, внеурочной занятости обучающихся через основные направления работы:

Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций  и отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, создание информационного киоска на страничке сайта колледжа. 

Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, спецпредметов.

Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов – организаторов, председателя первичной ветеранской организации, заинтересованных педагогов, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.

Общение. Встречи с целью знакомства и общения со знаменитыми выпускниками колледжа, ветеранами.

Отдых. Организация свободного времени обучающихся и взрослых. Дни открытых дверей, концерты, чаепития для ветеранов и гостей колледжа.

 

V. Направления деятельности.

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к историческому прошлому.

• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

• Создание в музее условий, при которых работа поисковой группы протекала бы более эффективно.

• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением преподавателей предметников и педагогов - организаторов. 

 

Формы организации работы с музейной аудиторией:

 

• лекции;

• экскурсии;

• консультации;

• исторические гостиные;

• киносеансы;

• встречи с интересными людьми;

• исторические игры, викторины;

• проектная и исследовательская деятельность;

• использование интернет – технологий;

• создание видео презентаций;

• посещение музеев города и области;

• оформление выставок, обновление экспозиций;

• встречи с ветеранами.

 

VI. Прогнозируемые результаты.

1) В обучающей сфере – приобретение обучающимися глубоких знаний по истории умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории учебного заведения, с историей России.

2) В воспитательной сфере – воспитание у обучающихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение   обучающимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края, своего учебного заведения.

3) В развивающей сфере – достижения обучающимися  высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на уровне колледжа(выставки, конкурсы, тематические часы) и города(семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей  обучающихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у них навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания обучающихся.

 

VII. Организация поисково-исследовательской деятельности обучающихся.

Основной целью Программы является создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие музейно – педагогической деятельности в ГАПОУ НСО  «НКА и ДХ»   воспитание у подростков духовно – нравственных принципов, создание условий для совершенствования образовательной и социокультурной (досуговой) деятельности учреждений музейными средствами и методами.

Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие задачи:

 

1.                 Обеспечение современного качества и эффективности музейно – педагогической деятельности через внедрение инновационных технологий, обновление содержания, совершенствования организационных форм и методологии музейного дела;

2.                 Создание условий для повышения квалификации совета музея;

3.                 Развитие материально – технической базы музея;

4.                 Развитие информационно – методического сопровождения музейно – педагогической деятельности через разработку специальных музейных образовательных программ;

5.                 Формирование социокультурной среды через развитие творческой, исследовательской, экскурсионной деятельности обучающихся средствами музейного дела.

6.                 Достижение стратегической цели и решение поставленных задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий

 

 

 

VIII. Система мероприятий Программы

 

Наименование мероприятий / Описание мероприятий

Сроки исполнения: 2019-2023 годы

 

1.      Обеспечение современного качества и эффективности музейно – педагогической деятельности: 

 

-Разработка и внедрение новых форм, методов и технологий музейного дела

-Внедрение формы интеграции основного и дополнительного образования, внеурочной занятости на базе музея как культурно – образовательного центра;

-Разработка и внедрение новых информационных технологий формирования, учета и экспонирования музейных и архивных фондов и музейных коллекций;

-Разработка и внедрение новых форм работы с использованием информационных технологий (создание страницы на сайте колледжа, виртуальных выставок и др.)

-Активизация межведомственного взаимодействия между учреждениями культуры и образования (музей колледжа– государственные музеи)

-Разработка и издание каталога – буклета музея

-Организационно – методическое сопровождение участия музея в конкурсах различных уровней.

 

2.     Создание условий для повышения квалификации совета музея

 

-Посещение проблемных семинаров и тематических конференций по вопросам музейной педагогики и деятельности музея;

-Посещение курсов повышения квалификации по вопросам музейно – педагогической деятельности;

-Организация профессиональной поддержки и текущего консультирования педагогов в области музейной педагогики;

-Обобщение опыта, выявление и поддержка педагогов в области музейной педагогики, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности.

 

3.     Развитие материально – технической базы музея на 2019-2023 годы

 

- Развитие инфраструктуры музея

-Развитие инфраструктуры и материально – технической базы музея  

-Создание условий для взаимодействия с музеями образовательных учреждений, учреждениями культуры, другими заинтересованными учреждениями.

 

 

4.     Развитие информационно – методического сопровождения

музейно – педагогической деятельности

-Создание условий для внедрения новых информационных технологий в музее

-Создание методического сопровождения музейно – педагогической деятельности

-Разработка и внедрение программ музейно – педагогической деятельности.

-Создание библиотеки методических разработок для педагогов в области музейной педагогики по профилю музейно – педагогической деятельности.

 

5.     Формирование социокультурной среды средствами музейного дела

-Обеспечение условий для развития музейно – педагогической деятельности, оснащение музея современным специальным оборудованием для экспозиционных помещений, фондохранилищ.

 

6.     Разработка и внедрение новых форм творческой деятельности обучающихся средствами музейного дела

- Участие в проектах совместной деятельности музеев (разработка и проведение системы экскурсий, календарных мероприятий, совместных выставочных экспозиций и др.).

- Участие в рамках «Содружество музеев» в программе «Школа поисковиков».

- Участие в межсетевом взаимодействии музеев в Интернет пространстве (форум музеев).

- Разработка и создание системы проведения календарных мероприятий на базе музея.

- Участие в конференциях руководителей музеев и членов совета музея по проблемам развития музейно – педагогической деятельности.

 

IX. Организация участия обучающихся в конкурсах различных уровней

- Участие в конкурсах, научно – практических конференциях.

- Участие обучающихся в окружном конкурсе проектов «Виртуальные экскурсии»

- Участие обучающихся в открытом фестивале проектов экспозиций в рамках «Содружество музеев» по профилю музея: исторический.

- Участие обучающихся в межрегиональном конкурсе «Алтарь Отечества».

- Участие в проекте по подготовке материалов для экспозиции в городской Музей истории профессионально-технического образования к 80-летию ПТО.

 


 

УТВЕРЖДАЮ» Зам директора по

УТВЕРЖДАЮ» Зам директора по

Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

III. Основные цели и задачи Программы

III. Основные цели и задачи Программы

Возможно привлечение уроков истории, литературы, спецпредметов

Возможно привлечение уроков истории, литературы, спецпредметов

В воспитательной сфере – воспитание у обучающихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее…

В воспитательной сфере – воспитание у обучающихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее…

VIII. Система мероприятий Программы

VIII. Система мероприятий Программы

Создание условий для внедрения новых информационных технологий в музее -Создание методического сопровождения музейно – педагогической деятельности -Разработка и внедрение программ музейно – педагогической деятельности

Создание условий для внедрения новых информационных технологий в музее -Создание методического сопровождения музейно – педагогической деятельности -Разработка и внедрение программ музейно – педагогической деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2023