Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25 «Гелиос»
с углубленным изучением отдельных предметов»
«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты.................................................... 3.
2. Содержание курса............................................................... 6.
Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 11 класса составлена на основе программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по математике.
Программа рассчитана на один год обучения в объеме 34 часа. Данный элективный курс является предметно-ориентированным для выпускников общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности; на расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, а также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
· создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
· углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;
· познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;
· формировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно- технического прогресса.
· развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
· сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ;
· продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;
· способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
· формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет - ресурсов.
Изучение элективного курса «Избранные вопросы математики» дает возможность обучающимся 11 класса достичь следующих результатов развития:
Личностным результатом изучения курса является формирование следующих умений и качеств:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1) представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решение учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УУД;
2) выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
3) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
4) работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
5) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
1) проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
2) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
3) осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
4) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
5) давать определения понятиям;
1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
2) в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
3) учиться критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
4) понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Предметным результатом изучения курса является формирование следующих умений.
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура,
геометрическое тело, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) усвоение систематических знаний о геометрических телах в пространстве и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
7) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения площадей и объемов геометрических тел;
8) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Преобразование рациональных дробей с применением различных приёмов и вычислительных правил, введение новой переменной, отыскание области допустимых значений переменной, преобразование степеней с отрицательными показателями, применение нестандартных способов вычисления.
Применение формул в отыскании значений элементов плоских фигур: средней линии,
диагоналей четырёхугольников, углов. Окружность, радиус, диаметр, хорда, вычисление
отрезков хорд. Отыскание вписанных и центральных углов, углов между секущими и касательными.
Задания на призмы, пирамиды, цилиндр, конус, шар и их частей. Вычисление площадей поверхности этих, сечений, применение формул площадей и объёмов
Задания на определение логарифмов, применение свойств сложения и вычитания логарифмов, переход к новому основанию, логарифмирование и потенцирование, уметь
решать логарифмические уравнения и неравенства, строить график ри разных основаниях.
Физический и геометрический смысл производной в заданиях повышенной сложности, применение формул производной при исследовании свойств функций и построении графиков неизвестных функций, вычисление производной сложной функции.
Задания по теории вероятности и комбинаторики в практических ситуациях.
№ темы |
Содержание |
Количество часов |
1. |
Уравнения смешанного типа, методы решения |
11часов |
2. |
Планиметрия: Многоугольники, площади, окружности |
5 часа |
3. |
Многогранники, двугранные углы, площади сечений, объёмы |
6 часов |
4. |
Логарифмы, уравнения и неравенства, смена оснований |
3 часа |
5. |
Производная. Исследование функций чрез производную. |
4 часов |
6. |
Сюжетные задачи по материалам ЕГЭ |
2 часа |
7. |
Прикладные задачи по материалам ЕГЭ |
3 часа |
|
Итого: |
34 часа |
№ урока |
Содержание (разделы, темы) |
Коли- чество часов |
Дата |
1 |
Простейшие уравнения: квадратные, кубические, линейные. |
1 |
|
2. |
Рациональные уравнения. |
1 |
|
3 |
Тригонометрические уравнения. |
1 |
|
4. |
Методы решения тригонометрических уравнений |
1 |
|
5 |
Иррациональные уравнения |
1 |
|
6 |
Системы иррациональных уравнений |
1 |
|
7 |
Уравнения смешанного типа (степенные, иррациональные) |
1 |
|
8 |
Рациональные неравенства. Метод интервалов в решении неравенств. |
1 |
|
9 |
Планиметрия. Решение прямоугольных треугольников, теоремы синусов и косинусов. |
1 |
|
10 |
Задания на параллелограммы и трапеции |
1 |
|
11 |
Окружности и их элементы, свойства хорд. |
1 |
|
12 |
Задания на вписанные и описанные окружности |
|
|
13 |
Углы между хордами, касательными и секущими. |
1 |
|
14 |
Стереометрия. Углы между прямыми и плоскостями. |
1 |
|
15 |
Задачи на нахождение элементов многогранников. |
1 |
|
16 |
Поверхности многогранников. |
1 |
|
17 |
Простейшие логарифмические уравнения и неравенства. |
1 |
|
18 |
Логарифмические уравнения с переходом к новому основанию. |
1 |
|
19 |
Логарифмические неравенства |
1 |
|
20 |
Преобразования рациональных и алгебраических выражений |
1 |
|
21 |
Преобразования иррациональных выражений |
1 |
|
22 |
Действия со степенями. |
1 |
|
23 |
Преобразования выражений с логарифмами. |
1 |
|
24 |
Стереометрия. Объёмы многогранников. |
1 |
|
25 |
Задания на поверхности геометрических тел. |
1 |
|
26 |
Поверхности и объёмы тел вращения. Сечения фигур. |
1 |
|
27 |
Производная, физический и геометрический смысл. Уравнение касательной. |
1 |
|
28 |
Применение производной к исследованию функций. |
1 |
|
29 |
Чтение и анализ графиков производных по материалам ЕГЭ |
1 |
|
30 |
Первообразная, нахождение площадей фигур. |
1 |
|
31 |
Уравнения и неравенства с модулем по материалам ЕГЭ. |
1 |
|
32 |
Текстовые задачи на проценты, сплавы, совместную работу. |
1 |
|
33 |
Сюжетные задачи по материалам ЕГЭ. |
1 |
|
34 |
Решение вариантов из материалов ЕГЭ. |
1 |
|
|
Всего: 34 часа. |
|
|
1. Учебник «Алгебра и начала анализа 10-11 классы » А.Г. Мордкович; .
«Мнемозина»,2012г
2. Задачник «Алгебра и начала анализа 10-11 классы» А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская, «Мнемозина», 2012
3. А.Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10-11 классы Методическое пособие для учителя;
4. Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013
5. Единый государственный экзамен 2021- 2022 математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ
6. Диск: Видеоуроки Геометрия 11 класса Автор курса: Игорь Жаборовский. 2014 InfoUrok.ru
7. Диск: Стереометрия Автор курса: Игорь Жаборовский. 2014 InfoUrok.ru
8. Флешка Инфоурок Математика 5-11
Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru Онлайн тесты:
http://uztest.ru/ http://ege.ru http://reshuege.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.