Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа – детский сад с. Катравож имени героя Советского Союза А.М.Зверева
Обсуждено и согласовано на заседании Методического объединения
Протокол № от « » сентября 2018г.
|
|
Утверждаю Директор МОУ Школа с. Катравож ___________ И.А. Колистратова
Приказ №______ от «___» __________2018 г.
|
группы кратковременного пребывания
Общее количество часов - 87
Программа составлена в соответствии с «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального общеобразовательного учреждения школа – детский сад с. Катравож»
Составитель: руководитель физического воспитания Рисова Р.Г.
с. Катравож
2018 г.
Содержание
I. |
Целевой раздел |
|
1.1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.2. |
Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики |
4 |
1.3. |
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы |
4 |
1.4. |
Цели и задачи реализации Рабочей программы |
5 |
1.5. |
Планируемые результаты освоения Рабочей программы |
5 |
II. |
Содержательный раздел |
|
2.1. |
Содержание образования по пяти образовательным областям |
6 |
2.2 |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» |
7 |
2.3 |
Образовательная область «Познавательное развитие» |
7 |
2.4 |
Образовательная область «Речевое развитие» |
8 |
2.5 |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» |
8 |
2.6 |
Образовательная область «Физическое развитие» |
9 |
2.7 |
Игровая деятельность |
9 |
III. |
Организационный раздел |
|
3.1 |
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. |
10 |
3.2. |
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет. |
11 |
3.3. |
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет. |
13 |
3.4. |
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет. |
15 |
3.5 |
Примерный распорядок и режим дня |
17 |
3.6 |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды |
18 |
3.7 |
Работа с родителями |
18 |
3.8 |
Учебно-методический комплект |
18 |
3.9 |
Список литературы |
19 |
|
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности группы кратковременного пребывания. |
|
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа группы кратковременного пребывания (далее ГКП) Муниципального общеобразовательного учреждения Школа – детский сад с. Катравож имени героя Советского Союза А.М. Зверева спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей. Определяет цель, задачи, результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Программа разработана с учётом «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального общеобразовательного учреждения Школа - детский сад с. Катравож», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Дополнительная рабочая программа, направленная на успешную социализацию детей 3-7 лет разработана в соответствии:
& Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
& Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013г. № 30384);
& Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным – образовательным программам дошкольного образования», зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 26 сентября 2013г., регистрационный № 30038;
& Закон «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе». Принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 19 июня 2013г. №55.
& Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 утверждены новые правила оказания платных образовательных услуг.
Актуальность программы.
В настоящее время появилось больше возможностей для внедрения новых форм образования в дошкольных учреждениях. Группа кратковременного пребывания - одна из таких форм. Социальный опрос показывает, что самыми востребованными являются группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста. Такие группы способствуют ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду, способствуют успешной социализации ребѐнка в детское пространство ДОУ, обеспечивают доступность образовательных услуг для всех слоев населения.
Рабочая программа обеспечивает развитие личности, разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования (далее - образовательные области):
Ø социально-коммуникативное развитие (направления – Социализация, развитие общения, нравственное воспитание; Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание; Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; Формирование основ безопасности);
Ø познавательное развитие (направления – Развитие познавательно-исследовательской деятельности; Приобщение к социокультурным ценностям; Формирование элементарных математических представлений; Ознакомление с миром природы);
Ø речевое развитие (направления - Развитие речи, Художественная литература);
Ø художественно-эстетическое развитие (направления - Приобщение к искусству; Изобразительная деятельность; Конструктивно-модельная деятельность; Музыкально-художественная деятельность);
Ø физическое развитие (направления – Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; Физическая культура).
1.2.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Основными участниками реализации Программы являются: дети в возрасте от 3 до 7 лет, родители (законные представители), педагоги.
В основу Программы положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. В основу реализации комплексно-тематического принципа положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы;
- технологичность работы педагогов по реализации Программы;
- национально – культурные и климатические особенности образовательного процесса:
· местные региональные особенности, где специфика контингента детей - 86% - коренные малочисленные народы Севера;
· воспитание и обучение в среде с национальным колоритом;
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7 лет (разновозрастная группа), рассчитана на 29 недель, что соответствует «Основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального общеобразовательного учреждения Школа - детский сад с. Катравож».
В Рабочей программе определены виды образовательных областей, ориентированные на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и целевые ориентиры. Она является «открытой» и предусматривает вариативность, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Рабочая программа учитывает опыт практической работы, трансформированного в соответствии с «Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ № 1155 от 17 октября 2013г.
1.3. Принципы и подходы к образовательной деятельности
Методологической базой для написания рабочей программы послужили следующие принципы и подходы:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
- Учѐт этнокультурной ситуации развития детей. (ФГОС ДО гл.1 п.1.4.)
Основными подходами к формированию Программы являются:
-деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
-личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;
- cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.4. Цели и задачи дополнительной образовательной деятельности
Цель: создать условия для обеспечения успешной социализации и развития личности ребѐнка дошкольного возраста, способствующие формированию положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. К целевым ориентирам относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
· Интересуется окружающими предметами, пытается активно действовать с ними, исследовать их свойства. Стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов.
· Стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения с взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласовано. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
· Владеет активной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, речь становится полноценным средством общения с другими детьми. Знает названия окружающих предметов и игрушек.
· Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействия с ровесниками окрашено яркими эмоциями.
· В короткой игре воспроизводит действия взрослого, осуществляя игровые замещения.
· Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
· Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
· Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
· Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
· Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.).
· С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
· У ребенка развита крупная моторика, он с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, со сложными движениями.
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогами группы в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития (Приложение № 2), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
II.Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.
Содержание воспитательно-образовательного процесса выстроено в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального общеобразовательного учреждения Школа - детский сад с. Катравож», примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Объем образовательной нагрузки соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Рабочая программа является частью образовательной, воспитательной системы, включает в себя взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса по направлениям, учитывает особенности учреждения и окружающего социума. Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Решение программных образовательных задач осуществляется в: непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, при проведении индивидуальной работы - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
2.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные цели и задачи
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
-Становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;
-Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
-Формирование готовности к совместной деятельности;
-Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
-Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
2.3.Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Основные цели и задачи
-Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
-Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа ит.п.;
-Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- Ознакомление с природой и природными явлениями.
2.4.Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи
-Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
-Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
-Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
- Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
-Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия
2.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Основные цели и задачи
-Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
-Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
-Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
2.6. Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Основные цели и задачи
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Формы работы по ЗОЖ: утренняя эмоционально-стимулирующая гимнастика; гимнастика после сна; закаливающие процедуры; подвижные игры. Речевые физкультминутки. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз. Словесно-пальчиковые игры. Специально организованные занятия. Посещение кислородного бара и галакамеры по отдельному графику.
2.7. Игровая деятельность
Основные цели и задачи
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
III. Организационный раздел
3.1. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
3.2. Возрастные особенности развития детей 4-5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
Физическое развитие
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску. В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
Социально-личностное развитие
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Познавательно-речевое развитие
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Художественно-эстетическое развитие
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно, музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
3.3. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Физическое развитие
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
Познавательно-речевое развитие
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.
Социально-личностное развитие
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными.Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств). Ярко проявляет интерес к игре.
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.
В трудовой деятельности освоенные, ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.
Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
3.4. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет
Физическое развитие
К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Социально-личностное развитие
К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).
В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т.п. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем (например, ребенок обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама). Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» - предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).
Познавательно-речевое развитие
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.
Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.
3.5. Примерный распорядок и режим дня.
№ п/п |
Содержание работы |
Время |
1 |
Здравствуйте! Мы рады вас видеть. Самостоятельная деятельность детей (прием детей, краткие беседы с родителями, развивающие игры) |
900 - 915 |
2 |
На зарядку становись! (утренняя гимнастика) |
915 – 925 |
3 |
Непосредственно – образовательная деятельность (младшие дети) |
930 – 940 |
4 |
Минутка движения (двигательная разминка между занятиями) |
940 – 945 |
5 |
Непосредственно – образовательная деятельность (старшие дети) |
950 -1015 |
6 |
Минутка движения под музыкальное сопровождение |
1015 – 1025 |
7 |
Свободная самостоятельная деятельность детей. |
1025 - 1100 |
8 |
Прогулка. |
1100 - 1200 |
9 |
Уход детей домой! |
1200 |
3.6.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, а именно основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Содержание предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, по мере возможности обогащается.
Развивающая предметно – пространственная среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей и их функции: 1) социально-коммуникативная–позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия; 2) познавательная– удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность; 3) речевая– стимулирует речевое развитие; 4) художественно-эстетическая– приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации;5) физическая– стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья.
Помещение группы разделено на несколько центров, при создании которых учитывалась интеграция образовательных областей, возрастные и индивидуальные особенности детей, программные цели и задачи на учебный год.
3.7. Работа с родителями
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, переписка по электронной почте.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Серия «Школа семи гномов»- М.: Мозаика- Синтез, 2014г.:
Я не буду жадным. Для занятий с детьми 3-4; 4-5; 5-6; 6-7 лет.
Счет Форма Величина. Для занятий с детьми 3-4; 4-5; 5-6; 6-7 лет.
Я изучаю природу. Для занятий с детьми 3 -4; 4-5; 5-6; 6-7 лет.
Что лежит в лукошке. Для занятий с детьми 3 -4 лет.
Какие бывают машины. Для занятий с детьми 3 -4 лет.
Прописи для малышей. Для занятий с детьми 6-7 лет.
Логика мышление. Для занятий с детьми 3 -4 лет.
Какие бывают профессии. Для занятий с детьми 3 – 4; 4-5; 5-6; 6-7 лет.
Я считаю до пяти. Для занятий с детьми 3 -4 лет.
Время. Пространство. Для занятий с детьми 3 -4 лет.
Уроки грамоты. Для занятий с детьми 3 -4; 4-5; 5-6; 6-7 лет.
Развитие речи. Для занятий с детьми 3 -4; 4-5; 5-6; 6-7 лет.
Тематические словари в картинках - М.: Школьная Пресса, 2007г.:
Я и моя безопасность; гигиена и здоровье; я и мое тело; Дидактический материал в картинках – «Внимание, опасно!»
Наглядные стационарные пособия:
Интерактивное развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми «Смотри и говори. Наглядный словарь», 2013г.;
Интерактивное развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми «Игры со словами», 2013г.
Наглядно – дидактическое пособие «От рождения до школы» - М.: Мозаика- Синтез, 2014г.:
Наглядно – дидактическое пособие «Правильно - не правильно»;
Наглядно – дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду»;
Наглядно – дидактический материал «Логические блоки Дьенеша».
3.9. Список литературы
1. Белая К.Ю.Формирование основ безопасности у дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
2. Богуславская, 3. М.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991г.
3. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Примерное комплексно-тематическое планирование, 2013г.
4. ВераксыН.Е.,Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Ежедневное планирование, 2013г.
5. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007г.
6. Гербова В. В.Занятия по развитию речи вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа детского сада. / В. В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
7. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе, в средней, старшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
8. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
9. Зацепина М. Б.Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
10. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе, в средней группе, старшей группе детского сада: конспекты занятий / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
11. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
12. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольников учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: Мозаика-Синтез,2015г.
14. Помораева И.А., ПозинаВ.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез, 2014г.
15. ПензулаеваЛ.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет,2010г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.