Программа для курса внеурочной деятельности "Тайны текста"( для 9 класс)
Оценка 4.8

Программа для курса внеурочной деятельности "Тайны текста"( для 9 класс)

Оценка 4.8
doc
30.03.2023
Программа для курса внеурочной деятельности "Тайны текста"( для 9 класс)
+ Программа ВД Тайны текста.9 класс.doc

 

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр образования им. Н.К.Розова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Тайны текста: от чтения к пониманию»

(9класс, 5-й год обучении)

 

 

 

 

 

                                                  

 

   Составитель: 

Широгорова Т.А.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Тайны слова: от чтения к пониманию»  разработана на основе следующих документов:

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

        В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и  применение информации в  максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит 

- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и  причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

−  учебно-практические задачи, направленные на формирование и  оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.

           Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.

           В основной школе на всех предметах должна вестись работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

          Обучающиеся овладеют чтением  как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и  перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников  будет сформирована потребность в  систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и  общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и  выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.

          Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче.

           Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности, − формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);

−  формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и  прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);

−  формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации,

установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста,

умение составлять к тексту вопросы различных видов;

−  формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у  партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.

          ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

          Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у  обучающихся информационной компетентности как способности и  умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и  передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и  др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

           Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Тайны слова: от чтения к пониманию» для 9 класса в  соответствии с  требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

             Соответственно, задачами данного курса являются:

−  формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление  её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

−  формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

−  приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

−  духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и  уважения к своему Отечеству.

              Работа с текстом в данной программе представлена в четырех разделах:

Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (5 ч.)

Раздел 2  «Работа с текстом: орфография и пунктуация» (9 ч.)

Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч.)

Раздел 4 «Работа с текстом: оценка информации» (5 ч.)

            Направление внеурочной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию» - общеинтеллектуальное.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

             Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию»  для 9класса реализуется в объеме 34 часов (1 час в неделю).

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

            Содержание курса «Тайны текста: от чтения к пониманию»  обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

            Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в  учении и в повседневной жизни для поиска и исследования ин-формации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и  умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и  практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

             Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

 

Ученик научится:

•  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

−  определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

−  выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

−  формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

−  составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

−  сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

•  находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

•  решать учебно-познавательные и  учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

−  определять назначение разных видов текстов;

−  ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

−  различать темы и подтемы специального текста;

−  выделять не только главную, но и избыточную информацию;

−  прогнозировать последовательность изложения идей текста;

−  сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

−  выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

−  формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

−  понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Ученик получит возможность научиться:

•  анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

 

Работа с  текстом: преобразование и  интерпретация информации.

Ученик научится:

•  структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

•  преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

•  интерпретировать текст:

−  сравнивать и  противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

−  обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

−  делать выводы из сформулированных посылок;

−  выводить заключение о  намерении автора или главной мысли текста.

Ученик получит возможность научиться:

•  выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с  информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

 

Работа с текстом: оценка информации

Ученик научится:

•  откликаться на содержание текста:

−  связывать информацию, обнаруженную в тексте, сознаниями из других источников;

−  оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

−  находить доводы в защиту своей точки зрения;

•  откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

•  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

•  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

•  использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

•  критически относиться к рекламной информации;

•  находить способы проверки противоречивой информации;

•  определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ТАЙНЫ ТЕКСТА: ОТ ЧТЕНИЯ К ПОНИМАНИЮ»

 

          Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (5 ч.)

         1. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). 2. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. 3. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в  соответствии с  целью чтения. 4. Речь устная и письменная. Выразительное чтение текста, ключевые слова. 5. Средства художественной выразительности в тексте.

          

Раздел 2 «Работа с текстом: орфография и пунктуация» (9 ч.)

1-2. Орфограммы в значимых частях слова.3-4. Основные принципы слитного, дефисного, раздельного написания слов. 5. Строение и способы связи слов в словосочетании. 6. Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений. 7. Обособленные члены предложения.8  Виды сложных предложений.  9. Способы передачи чужой речи.

 

 Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч.)

           1-2. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста.3-4. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. 5-6. Составление на основании текста монологического высказывания. 7-9. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию (в формате устного итогового собеседования). 10. Принципы и технология написания сочинения- рассуждения. 11.Основные виды вступительной и заключительной части. 12. Способы аргументации. 13-15. Написание сочинения- рассуждения по прочитанному тексту ( в формате ОГЭ) (на лингвистическую тему, с объяснение смысла фразы из текста, на нравственную тему с объяснением понятия).

         Раздел 4 «Работа с текстом: оценка информации» (5 ч.)

         1. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.  2.Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 3. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. 4.Составление собственного текста, отражающего мнение о прочитанном. 5 . Анализ прочитанного текста. Отзыв о прочитанном.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ  КОНТРОЛЯ

Курс является безотметочным. Но в  процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и  формы контроля:


·       устный опрос,

·       письменный опрос,

·       различные виды пересказа,

·       различные виды чтения,

·       практические работы по содержанию изучаемого материала,

·       тестовые задания,

·       творческие задания (сочинения, изложения)

·        формы контроля, предусматривающие самоанализ и  самоконтроль личных достижений.


 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34ч .)

 

№ п/п    

Тема занятий

Дата

 

Количество часов

Примечания

 

 план

факт

 

Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (5 ч.)

 

 

1

Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль).

 

 

1

 

 

 

2

Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста.

 

 

1

 

 

3

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в  соответствии с  целью чтения.

 

 

1

 

 

4

Речь устная и письменная. Выразительное чтение текста, ключевые слова.

 

 

1

 

 

5

Средства художественной выразительности в тексте.

 

 

1

 

 

Раздел 2  «Работа с текстом: орфография и пунктуация» (9 ч.)

 

 

6

Орфограммы в значимых частях слова. (в корнях и приставках; в окончаниях и суффиксах)

 

 

2

 

7

Основные принципы слитного, дефисного, раздельного написания слов.

 

 

2

 

8

Строение и способы связи слов в словосочетании.

 

 

1

 

9

Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений.

 

 

1

 

10

Обособленные члены предложения.

 

 

1

 

11

Виды сложных предложений. 

 

 

1

 

12

Способы передачи чужой речи.

 

 

1

 

Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч.)

 

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста

 

 

2

 

 

14

Составление тезисов с опорой на прочитанный текст.

 

 

2

 

 

15

Составление на основании текста монологического высказывания.

 

 

2

 

 

16

Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию (в формате устного итогового собеседования).

 

 

3

 

 

17

Принципы и технология написания сочинения- рассуждения.

 

 

1

 

 

18

Основные виды вступительной и заключительной части.

 

 

1

 

 

19

Способы аргументации.

 

 

1

 

 

20

Написание сочинения- рассуждения по прочитанному тексту ( в формате ОГЭ) (на лингвистическую тему, с объяснение смысла фразы из текста, на нравственную тему с объяснением понятия).

 

 

3

 

 

Раздел 4 «Работа с текстом: оценка информации» (5 ч.)

 

21

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. 

 

 

1

 

 

22

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

 

 

1

 

 

23

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации.

 

 

1

 

 

24

Составление собственного текста, отражающего мнение о прочитанном

 

 

1

 

 

25

Анализ прочитанного текста. Отзыв о прочитанном.

 

 

1

 

 

 

 

Литература

Учебно-теоретическое обеспечение курса

1.  Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста /Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург, 2010.

2.  Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.

3.  Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспект. — М, 1981.

4.  Лосева А. М. Как строится текст — М, 1980.

5.  Лотман Ю. М. Структура художественно текста. — М: Просвещение, 1970.

6.  Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 5 кл. ФГОС. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 205 с.

7.  Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 6 кл. ФГОС. / С. Н. Пименова, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 192 с.

8.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя./ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.

9.  Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2014. — 192 с.

10.  Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.

Учебно-практическое обеспечение курса

1.  Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 94 с.

2.  Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014, — 96 с.

3.  Груздева Е. Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 95 с.

4.  Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2015, — 96 с.

5.  Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. — СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. — 368 с.

6.  Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 151 с.

7.  Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 160 с.


Центр образования им. Н.К.Розова»

Центр образования им. Н.К.Розова»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности, − формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить…

Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности, − формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить…

Отечеству. Работа с текстом в данной программе представлена в четырех разделах:

Отечеству. Работа с текстом в данной программе представлена в четырех разделах:

Ученик получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Ученик получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Работа с текстом: оценка информации

Работа с текстом: оценка информации

Орфограммы в значимых частях слова

Орфограммы в значимых частях слова

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34ч

Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч

Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации

Любичева Е. В., Ольховик Н. Г.

Любичева Е. В., Ольховик Н. Г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2023