Программа для курса внеурочной деятельности "Тайны текста"( для 9 класс)

  • doc
  • 30.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала + Программа ВД Тайны текста.9 класс.doc

 

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр образования им. Н.К.Розова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Тайны текста: от чтения к пониманию»

(9класс, 5-й год обучении)

 

 

 

 

 

                                                  

 

   Составитель: 

Широгорова Т.А.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Тайны слова: от чтения к пониманию»  разработана на основе следующих документов:

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

        В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и  применение информации в  максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит 

- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и  причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

−  учебно-практические задачи, направленные на формирование и  оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.

           Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.

           В основной школе на всех предметах должна вестись работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

          Обучающиеся овладеют чтением  как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и  перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников  будет сформирована потребность в  систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и  общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и  выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.

          Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче.

           Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности, − формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);

−  формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и  прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);

−  формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации,

установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста,

умение составлять к тексту вопросы различных видов;

−  формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у  партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.

          ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

          Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у  обучающихся информационной компетентности как способности и  умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и  передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и  др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

           Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Тайны слова: от чтения к пониманию» для 9 класса в  соответствии с  требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

             Соответственно, задачами данного курса являются:

−  формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление  её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

−  формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

−  приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

−  духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и  уважения к своему Отечеству.

              Работа с текстом в данной программе представлена в четырех разделах:

Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (5 ч.)

Раздел 2  «Работа с текстом: орфография и пунктуация» (9 ч.)

Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч.)

Раздел 4 «Работа с текстом: оценка информации» (5 ч.)

            Направление внеурочной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию» - общеинтеллектуальное.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

             Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию»  для 9класса реализуется в объеме 34 часов (1 час в неделю).

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

            Содержание курса «Тайны текста: от чтения к пониманию»  обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

            Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в  учении и в повседневной жизни для поиска и исследования ин-формации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и  умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и  практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

             Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

 

Ученик научится:

•  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

−  определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

−  выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

−  формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

−  составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

−  сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

•  находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

•  решать учебно-познавательные и  учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

−  определять назначение разных видов текстов;

−  ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

−  различать темы и подтемы специального текста;

−  выделять не только главную, но и избыточную информацию;

−  прогнозировать последовательность изложения идей текста;

−  сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

−  выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

−  формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

−  понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Ученик получит возможность научиться:

•  анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

 

Работа с  текстом: преобразование и  интерпретация информации.

Ученик научится:

•  структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

•  преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

•  интерпретировать текст:

−  сравнивать и  противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

−  обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

−  делать выводы из сформулированных посылок;

−  выводить заключение о  намерении автора или главной мысли текста.

Ученик получит возможность научиться:

•  выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с  информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

 

Работа с текстом: оценка информации

Ученик научится:

•  откликаться на содержание текста:

−  связывать информацию, обнаруженную в тексте, сознаниями из других источников;

−  оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

−  находить доводы в защиту своей точки зрения;

•  откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

•  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

•  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

•  использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

•  критически относиться к рекламной информации;

•  находить способы проверки противоречивой информации;

•  определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ТАЙНЫ ТЕКСТА: ОТ ЧТЕНИЯ К ПОНИМАНИЮ»

 

          Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (5 ч.)

         1. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). 2. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. 3. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в  соответствии с  целью чтения. 4. Речь устная и письменная. Выразительное чтение текста, ключевые слова. 5. Средства художественной выразительности в тексте.

          

Раздел 2 «Работа с текстом: орфография и пунктуация» (9 ч.)

1-2. Орфограммы в значимых частях слова.3-4. Основные принципы слитного, дефисного, раздельного написания слов. 5. Строение и способы связи слов в словосочетании. 6. Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений. 7. Обособленные члены предложения.8  Виды сложных предложений.  9. Способы передачи чужой речи.

 

 Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч.)

           1-2. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста.3-4. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. 5-6. Составление на основании текста монологического высказывания. 7-9. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию (в формате устного итогового собеседования). 10. Принципы и технология написания сочинения- рассуждения. 11.Основные виды вступительной и заключительной части. 12. Способы аргументации. 13-15. Написание сочинения- рассуждения по прочитанному тексту ( в формате ОГЭ) (на лингвистическую тему, с объяснение смысла фразы из текста, на нравственную тему с объяснением понятия).

         Раздел 4 «Работа с текстом: оценка информации» (5 ч.)

         1. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.  2.Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 3. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. 4.Составление собственного текста, отражающего мнение о прочитанном. 5 . Анализ прочитанного текста. Отзыв о прочитанном.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ  КОНТРОЛЯ

Курс является безотметочным. Но в  процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и  формы контроля:


·       устный опрос,

·       письменный опрос,

·       различные виды пересказа,

·       различные виды чтения,

·       практические работы по содержанию изучаемого материала,

·       тестовые задания,

·       творческие задания (сочинения, изложения)

·        формы контроля, предусматривающие самоанализ и  самоконтроль личных достижений.


 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34ч .)

 

№ п/п    

Тема занятий

Дата

 

Количество часов

Примечания

 

 план

факт

 

Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (5 ч.)

 

 

1

Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль).

 

 

1

 

 

 

2

Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста.

 

 

1

 

 

3

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в  соответствии с  целью чтения.

 

 

1

 

 

4

Речь устная и письменная. Выразительное чтение текста, ключевые слова.

 

 

1

 

 

5

Средства художественной выразительности в тексте.

 

 

1

 

 

Раздел 2  «Работа с текстом: орфография и пунктуация» (9 ч.)

 

 

6

Орфограммы в значимых частях слова. (в корнях и приставках; в окончаниях и суффиксах)

 

 

2

 

7

Основные принципы слитного, дефисного, раздельного написания слов.

 

 

2

 

8

Строение и способы связи слов в словосочетании.

 

 

1

 

9

Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений.

 

 

1

 

10

Обособленные члены предложения.

 

 

1

 

11

Виды сложных предложений. 

 

 

1

 

12

Способы передачи чужой речи.

 

 

1

 

Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч.)

 

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста

 

 

2

 

 

14

Составление тезисов с опорой на прочитанный текст.

 

 

2

 

 

15

Составление на основании текста монологического высказывания.

 

 

2

 

 

16

Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию (в формате устного итогового собеседования).

 

 

3

 

 

17

Принципы и технология написания сочинения- рассуждения.

 

 

1

 

 

18

Основные виды вступительной и заключительной части.

 

 

1

 

 

19

Способы аргументации.

 

 

1

 

 

20

Написание сочинения- рассуждения по прочитанному тексту ( в формате ОГЭ) (на лингвистическую тему, с объяснение смысла фразы из текста, на нравственную тему с объяснением понятия).

 

 

3

 

 

Раздел 4 «Работа с текстом: оценка информации» (5 ч.)

 

21

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. 

 

 

1

 

 

22

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

 

 

1

 

 

23

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации.

 

 

1

 

 

24

Составление собственного текста, отражающего мнение о прочитанном

 

 

1

 

 

25

Анализ прочитанного текста. Отзыв о прочитанном.

 

 

1

 

 

 

 

Литература

Учебно-теоретическое обеспечение курса

1.  Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста /Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург, 2010.

2.  Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.

3.  Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспект. — М, 1981.

4.  Лосева А. М. Как строится текст — М, 1980.

5.  Лотман Ю. М. Структура художественно текста. — М: Просвещение, 1970.

6.  Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 5 кл. ФГОС. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 205 с.

7.  Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 6 кл. ФГОС. / С. Н. Пименова, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 192 с.

8.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя./ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.

9.  Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2014. — 192 с.

10.  Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.

Учебно-практическое обеспечение курса

1.  Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 94 с.

2.  Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014, — 96 с.

3.  Груздева Е. Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 95 с.

4.  Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2015, — 96 с.

5.  Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. — СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. — 368 с.

6.  Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 151 с.

7.  Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 160 с.