муниципальное общеобразовательное учреждение
«Центр образования им. Н.К.Розова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Тайны текста: от чтения к пониманию»
(9класс, 5-й год обучении)
Составитель:
Широгорова Т.А.
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны слова: от чтения к пониманию» разработана на основе следующих документов:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит
- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.
В основной школе на всех предметах должна вестись работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче.
Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности, − формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);
− формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);
− формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации,
установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста,
умение составлять к тексту вопросы различных видов;
− формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.
ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Тайны слова: от чтения к пониманию» для 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Соответственно, задачами данного курса являются:
− формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
− формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
− приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
− духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
Работа с текстом в данной программе представлена в четырех разделах:
Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (5 ч.)
Раздел 2 «Работа с текстом: орфография и пунктуация» (9 ч.)
Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч.)
Раздел 4 «Работа с текстом: оценка информации» (5 ч.)
Направление внеурочной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию» - общеинтеллектуальное.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию» для 9класса реализуется в объеме 34 часов (1 час в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Тайны текста: от чтения к пониманию» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования ин-формации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Ученик научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
− определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
− выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
− формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
− составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
− сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Ученик научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Ученик получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, сознаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ТАЙНЫ ТЕКСТА: ОТ ЧТЕНИЯ К ПОНИМАНИЮ»
Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (5 ч.)
1. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). 2. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. 3. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. 4. Речь устная и письменная. Выразительное чтение текста, ключевые слова. 5. Средства художественной выразительности в тексте.
Раздел 2 «Работа с текстом: орфография и пунктуация» (9 ч.)
1-2. Орфограммы в значимых частях слова.3-4. Основные принципы слитного, дефисного, раздельного написания слов. 5. Строение и способы связи слов в словосочетании. 6. Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений. 7. Обособленные члены предложения.8 Виды сложных предложений. 9. Способы передачи чужой речи.
Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч.)
1-2. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста.3-4. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. 5-6. Составление на основании текста монологического высказывания. 7-9. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию (в формате устного итогового собеседования). 10. Принципы и технология написания сочинения- рассуждения. 11.Основные виды вступительной и заключительной части. 12. Способы аргументации. 13-15. Написание сочинения- рассуждения по прочитанному тексту ( в формате ОГЭ) (на лингвистическую тему, с объяснение смысла фразы из текста, на нравственную тему с объяснением понятия).
Раздел 4 «Работа с текстом: оценка информации» (5 ч.)
1. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. 2.Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 3. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. 4.Составление собственного текста, отражающего мнение о прочитанном. 5 . Анализ прочитанного текста. Отзыв о прочитанном.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:
· устный опрос,
· письменный опрос,
· различные виды пересказа,
· различные виды чтения,
· практические работы по содержанию изучаемого материала,
· тестовые задания,
· творческие задания (сочинения, изложения)
· формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34ч .)
№ п/п |
Тема занятий |
Дата |
Количество часов |
Примечания |
|
|||||
план |
факт |
|
||||||||
Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (5 ч.) |
|
|||||||||
1 |
Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). |
|
|
1
|
|
|
||||
2 |
Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. |
|
|
1 |
|
|
||||
3 |
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. |
|
|
1 |
|
|
||||
4 |
Речь устная и письменная. Выразительное чтение текста, ключевые слова. |
|
|
1 |
|
|
||||
5 |
Средства художественной выразительности в тексте. |
|
|
1 |
|
|
||||
Раздел 2 «Работа с текстом: орфография и пунктуация» (9 ч.)
|
|
|||||||||
6 |
Орфограммы в значимых частях слова. (в корнях и приставках; в окончаниях и суффиксах) |
|
|
2 |
|
|||||
7 |
Основные принципы слитного, дефисного, раздельного написания слов. |
|
|
2 |
|
|||||
8 |
Строение и способы связи слов в словосочетании. |
|
|
1 |
|
|||||
9 |
Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений. |
|
|
1 |
|
|||||
10 |
Обособленные члены предложения. |
|
|
1 |
|
|||||
11 |
Виды сложных предложений. |
|
|
1 |
|
|||||
12 |
Способы передачи чужой речи. |
|
|
1 |
|
|||||
Раздел 3 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (15 ч.) |
|
|||||||||
13 |
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста |
|
|
2 |
|
|
||||
14 |
Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. |
|
|
2 |
|
|
||||
15 |
Составление на основании текста монологического высказывания. |
|
|
2 |
|
|
||||
16 |
Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию (в формате устного итогового собеседования). |
|
|
3 |
|
|
||||
17 |
Принципы и технология написания сочинения- рассуждения. |
|
|
1 |
|
|
||||
18 |
Основные виды вступительной и заключительной части. |
|
|
1 |
|
|
||||
19 |
Способы аргументации. |
|
|
1 |
|
|
||||
20 |
Написание сочинения- рассуждения по прочитанному тексту ( в формате ОГЭ) (на лингвистическую тему, с объяснение смысла фразы из текста, на нравственную тему с объяснением понятия). |
|
|
3 |
|
|
||||
Раздел 4 «Работа с текстом: оценка информации» (5 ч.) |
|
|||||||||
21 |
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. |
|
|
1 |
|
|
||||
22 |
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Сопоставление различных точек зрения на информацию. |
|
|
1 |
|
|
||||
23 |
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. |
|
|
1 |
|
|
||||
24 |
Составление собственного текста, отражающего мнение о прочитанном |
|
|
1 |
|
|
||||
25 |
Анализ прочитанного текста. Отзыв о прочитанном. |
|
|
1 |
|
|
||||
Литература
Учебно-теоретическое обеспечение курса
1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста /Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург, 2010.
2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.
3. Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспект. — М, 1981.
4. Лосева А. М. Как строится текст — М, 1980.
5. Лотман Ю. М. Структура художественно текста. — М: Просвещение, 1970.
6. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 5 кл. ФГОС. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 205 с.
7. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 6 кл. ФГОС. / С. Н. Пименова, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 192 с.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя./ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
9. Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2014. — 192 с.
10. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.
Учебно-практическое обеспечение курса
1. Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 94 с.
2. Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014, — 96 с.
3. Груздева Е. Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 95 с.
4. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2015, — 96 с.
5. Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. — СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. — 368 с.
6. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 151 с.
7. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 160 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.