Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 174
г.Екатеринбурга
«РАССМОТРЕНО» УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Приказом №____от ________20__г.
директор МАОУ гимназии № 174
_________________/Ивлева И.В./
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 174
Протокол №__от ________20__ года
Дополнительная общеразвивающая программа
«LEGOконструирование»
(общекультурный уровень)
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Лифшиц Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
Содержание программы:
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель программы
Задачи:
1.3. Учебный план
1.4.Содержание программы
1.5.Планируемые результаты
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2.3. Условия реализация программы
2.4. Форма аттестации
2.5. Методические материалы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Данная образовательная программа составлена на основании Федерального закона от 29.12. 2012 № 273 «Об образовании в РФ» и «Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р) с учетом постановления Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» и приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
При составлении были также использованы методические рекомендации МО и НРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11. 2015 (№09-3242) и локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ». Курс развития речи, обучения грамоте и математики для дошкольников является начальным звеном непрерывного курсов, которые создаются в рамках Образовательной программы «Школа 2100», утвержденной МО и НРФ, 2008г.
Направленность данной программы техническая.
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что в современной системе образования делается акцент на формирование у ребенка коммуникативных навыков и умений строить программу действий. Ребенок сегодня должен научиться не воспроизводить информацию, а знать, где добыть ее и как применить для решения проблемы. Педагог является лишь направляющим звеном.
Выбранная программа, для подготовки дошкольников полностью соответствует современным требованиям и помогает достичь требуемого результата. Важным является и тот факт, что программа имеет полное продолжение.
Новизна программы состоит в том, что дети, окончившие обучение по данной программе, получат первые навыки формирования коммуникативных и информационных компетентностей.
Таким образом, педагогическая целесообразность программы просматривается через изложенные выше принципы. Они отражают современные научные взгляды организации развивающего обучения и не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого и технического мышления.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок по данной программе должен продвигаться своим темпом и с постоянным успехом.
Таким образом, практическая значимость целостного курса LEGOконструирования поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут не только начать успешное обучение в первом классе, но и обеспечат ребенку позитивную и активную социализацию в современном, быстро изменяющемся информационном обществе
Уровень данной программы-общекультурный. Он предполагает усвоение специализированных знаний и умений, которые обеспечивают наиболее полную и целостную картину.
Адресатом программы являются дошкольники 6-7 лет. Этот возраст– последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 6-7 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Программа рассчитана на один учебный год – 84 часа.
Еженедельно дети занимаются 1 раз в неделю по 2, 25 часа. Продолжительность каждого занятия 40 минут, 25 минут образовательных и 15 минут игровой деятельности.
Форма обучения по курсу – очная.
В соответствии с учебным планом объединения формируется одновозрастная группа, являющаяся основным составом объединения. Состав группы в течение одного учебного года является постоянным.
Цель программы – подготовка в ходе дошкольного развивающего обучения функционально-грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности к дальнейшему развитию, которая понимается как «… система свойств и качеств личности, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему».
Задачи:
Личностные:
1. формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения;
2. формировать умение общения и поведения в социуме;
3. воспитывать у ребенка норм и правил культуры, отношения со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные:
1. формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
2. развивать наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
3. развивать умения говорения и слушания;
4. развивать память, внимание, творческие способности, воображение, вариативность мышления.
Предметные:
1.познакомить с основными принципами механики;
2. развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
3. развивать умения творчески подходить к решению задачи;
4. развивать умения довести решение задачи до работающей модели;
5. развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений дошкольники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда ЛЕГО позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия ЛЕГО-конструированием помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а также в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся ЛЕГО-конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.
Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения. Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению предметов школьного курса обучения и смягчит грядущие трудности и проблемы при адаптации в стенах ОУ и присвоении новой социальной роли ученика.
Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности. В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий, которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений и навыков.
В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные адаптированные и разноуровневые задания.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Знакомство с ЛЕГО |
18 |
4 |
14 |
наблюдение проверочные упражнения |
2. |
Город, в котором я живу |
42 |
10 |
32 |
наблюдение проверочные упражнения |
3. |
Транспорт |
19 |
5 |
14 |
наблюдение проверочные упражнения |
4. |
Мы строим город мечты |
5 |
- |
5 |
наблюдение проверочные упражнения |
|
|
84 |
|
|
|
Тема 1. Знакомство с ЛЕГО (18 часов)
Теория: 2 часа Знакомство с ЛЕГО.
Практика: 4 часа Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра.
Теория: 2 часа Путешествие по ЛЕГО-стране.
Практика: 10 часов Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики. Исследователи формочек. Волшебные формочки.
Тема 2. Город, в котором я живу (45 часов)
Теория: 10 часов Путешествие по родному городу.
Практика: 35 часов Путешествие по родному городу.
Проект «Домашние животные». Проект «Качели». Проект «Колесо судьбы». Проект «Остановка». Проект «Городской бассейн». Проект «Мой двор».Проект «Магазин». Проект «Парк развлечений".
Тема 3. Транспорт (19 часов)
Теория: 5 часов Путешествуем по городу на транспорте.
Практика: 14 часов Проект «Такси». Проект «Автобус». Проект «Поезд метрополитена». Проект «Фантастический транспорт будущего».
Тема 4. Мы строим город мечты (обобщающие занятия) (5 часов)
Практика: 5 часов
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные:
· использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
·
овладение
основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной
форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
· умения выполнять и устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
2.1. Календарный учебный график
№ |
месяц |
число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
январь |
13.01 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Знакомство с ЛЕГО |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
2. |
|
20.01 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра. |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
3. |
|
27.01 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра. Путешествие по ЛЕГО-стране. |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
4. |
февраль |
03.02 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики. |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
5. |
|
10.02 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи формочек. Волшебные формочки. |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
6. |
|
17.02 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествие по родному городу. Проект «Домашние животные» |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
7. |
|
24.02 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествие по родному городу. Проект «Качели» |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
8. |
март |
03.03 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествие по родному городу. Проект «Колесо судьбы» |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
9. |
|
10.03 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествие по родному городу. Проект «Остановка». |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
10. |
|
17.03 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествие по родному городу. Проект «Городской бассейн» |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
11 |
|
24.03 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествие по родному городу. Проект «Мой двор»
|
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
12 |
|
31.03 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествие по родному городу. Проект «Магазин» |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
13 |
апрель |
07.04 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествие по родному городу. Проект «Парк развлечений" |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
14 |
|
14.04 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествуем по городу на транспорте. Проект «Такси» |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
15 |
|
21.04 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествуем по городу на транспорте. Проект «Автобус» |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
16 |
|
28.04 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествуем по городу на транспорте. Проект «Поезд метрополитена» |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
17 |
май |
05.05 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Путешествуем по городу на транспорте. Проект «Фантастический транспорт будущего» |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
18 |
|
12.05 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Мы строим город мечты |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
19 |
|
19.05 |
17.00-18.30 |
Учебное |
2,25 |
Мы строим город мечты |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
наблюдение проверочные упражнения |
20 |
|
26.05 |
17.00-18.30 |
Учебное итоговое |
2,25 |
Мы строим город мечты |
МАОУ гимназия 174 к.224 |
Защита проектов |
|
|
Итого:20 дней |
|
|
44 |
|
|
|
2.3. Условия реализация программы
Материально-техническое обеспечение:
1. оборудованный учебно-игровой кабинет;
2. наглядные и раздаточные материалы, в соответствии с программой;
3. два набора конструктора «Городская жизнь» (1907 деталей в каждом)
4. кейсы для хранения и раздачи деталей;
5. интерактивная доска и программное обеспечение.
Информационное обеспечение:
Программное обеспечение к реализуемому курсу.
Кадровое обеспечение:
Педагог – имеющий образование педагогическое средне – специальное и высшее.
Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам проверочных упражнений по сборке конструкций с использованием технологических карт.
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за 1 полугодие в период с 20 по 30 декабря.
Формы проведения промежуточной аттестации: открытые занятия для родителей, проверочные упражнения по изученным темам по сборке конструкций с использованием технологических карт, самостоятельное конструирование по заданной теме из определенного набора деталей.
Итоговая аттестация (по завершению курса): открытые занятия для родителей, проверочные упражнения по изученным темам по сборке конструкций с использованием технологических карт, самостоятельное конструирование по заданной теме из определенного набора деталей со словесной презентацией своего проекта.
Особенности организации образовательного процесса – очная форма.
Методы обучения:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
-наглядный (репродукции, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- практический (выполнение тренировочных упражнений).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с учебной литературой и терминологией, через игры, упражнения;
- применение знаний через выполнение контрольных упражнений;
- проверка результатов обучения через открытые уроки, тестирование.
3. По характеру деятельности:
- объяснительно-иллюстративный - с объяснением и показом;
- репродуктивный – выполнение упражнений по образцу;
-частично-поисковый – во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
Формы организации образовательного процесса:
• Групповая – эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
• Парная – рассчитать работу на двоих.
• Индивидуальная – выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Формы организации учебного занятия:
беседа, игра, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие.
Педагогические технологии:
• технология индивидуализации обучения
• технология группового обучения
• технология коллективного взаимообучения
• технология разноуровневого обучения
• технология исследовательской деятельности
• технология игровой деятельности
Алгоритм учебного занятия:
1этап - организационный.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
3 этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
• Усвоение новых знаний и способов действии.
• Первичная проверка понимания
• Закрепление знаний и способов. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
• Обобщение и систематизация знаний
4 этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
5 этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
6 этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
Анкета для родителей.
Дорогие родители!
Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел, какой след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу. Ваши ответы на предложенные вопросы помогут нам в дальнейшем сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка.
1. Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие способности Вашего ребенка?
2. Какие дополнительные темы, по вашему мнению, необходимо включить в программу или исключить из нее?
3. Использует ли Ваш ребенок, полученные на занятиях знания и умения в быту, помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг?
4. Стали ли занятия в коллективе постоянным увлечением Вашего ребенка?
5. На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в коллективе?
6. Какие достижения ребенка Вас порадовали?
7. С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением возвращался после занятий домой?
8. Устает ли Ваш ребенок после занятий?
9. Приобрел ли Ваш ребенок новых друзей в коллективе, изменились ли его отношения с друзьями?
10. Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге?
11. Удалось ли Вашему ребенку решить проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале года?
12. Какое мероприятие для родителей Вам понравилось?
13. Согласны ли Вы с оценкой результатов занятий Вашего ребенка в коллективе за год, которую дал педагог?
14. Укажите, пожалуйста, свои фамилию, имя, отчество:
Благодарим Вас за сотрудничество.
Обработка полученных данных. По каждому вопросу ответы группируются по содержанию, определяется наибольшее совпадение ответов и фиксируется общая тенденция мнений. Результаты можно оформить в виде таблицы, диаграммы, графика.
Родителям в качестве рекомендации можно также предложить следующие рекомендации по самостоятельному тестированию детей и занятий с ними.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.