Программа ДООП "Маленькие экспериментаторы"
Оценка 4.9

Программа ДООП "Маленькие экспериментаторы"

Оценка 4.9
Документация
docx
6 кл—7 кл
12.11.2022
Программа ДООП "Маленькие экспериментаторы"
Программа для работы с дошкольниками старшего возраста по экспериментальной деятельности
программа ДООП.docx

Управление образования администрации Кемеровского городского округа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 175

«Детский сад общеразвивающего вида»

 

 

Принята на заседании

Педагогического совета

от 26.08.2021г.

Протокол   № 1

Утверждаю

Заведующая МБДОУ №175

___________ О.В. Урусова

№ 459 от 31. 08.21г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Маленькие экспериментаторы»

 

Возраст обучающихся: 6 – 7лет

Срок реализации: 9 месяцев

 

 

 

                                                                          

                                                                            Разработчик:

                                                                             Карматкова Галина Анатольевна                             

                                          воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2021

 

Содержание

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы

      1.1. Пояснительная записка…………………………………………... 3

      1.2. Цель и задачи программы…………………………………………6

      1.3. Учебно-тематический план и содержание программы………… 7

      1.4. Ожидаемые результаты……………………………………………12

1.5. Планируемые результаты освоения рабочей Программы………12

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий

      2.1. Календарный учебный график……………………………………14

      2.2. Условия реализации программы…………………………….........15

      2.3. Формы аттестации………………………………………………... 17

      2.4. Оценочные материалы…………………………………………… 17

      2.5. Методические материалы……………………………………....... 18

      2.6. Список литературы………………………………………………. 18

      Приложение ……………………………………………………………20

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы

 

1.1.          Пояснительная записка

 

Направленность и предметная область программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие экспериментаторы» имеет естественнонаучную направленность взаимосвязи природы и человека.

Нормативно – правовое обеспечение программы

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программы дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

· Конституция Российской Федерации;

·     Конвенция о правах ребенка;

·     Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 23 п. 3, 4; ст. 31, ст. 77 (далее – ФЗ № 273);

· Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 № 1726);

· Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 С.П. 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

·     Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);

·     Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018г. № 196»;

·     Письмо Министерства Образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

·     Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018г. № 3);

·     Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-Р);

·     Устав МБДОУ №175 «Детский сад общеразвивающего вида»;

·     Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 175 «Детский сад общеразвивающего вида».

 

Предметная область программы – познавательная (естественнонаучная) деятельность.

Актуальность программы.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, а овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка. На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Новизна программы.

Новизна программы заключается в том, что образовательный процесс строится с использованием игр и опытов, направленных на развитие познавательных способностей, активности и самостоятельности дошкольников в естественнонаучной деятельности, формирование коммуникативных навыков.

Отличительные особенности программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие экспериментатели» модифицированная. Разработана на основе программы Москаленко В.В, Крыловой Н.И. «Опытно – экспериментальная деятельность» (г. Волгоград, 2009 г.). Программа является развивающей. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. При выполнении заданий, опытов развиваются память, речь, мышление, восприятие, аналитические способности. Использование разнообразного естественнонаучного материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более гармоничному личностному развитию.

Отличительной особенностью данной программы является также использование разнообразных методов и приемов работы с дошкольниками.

Уровень усвоения программы стартовый. Для освоения программы предполагается использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации учебного материала.

Адресат программы. Программа адресована детям 6-7 лет.                              

Психологические особенности. Дети в возрасте 6-7 лет, продолжая познавать окружающий мир, посредством уже сформированного, до некоторой степени, личного опыта и начальных знаний, полученных в семье и младших группах детского сада, а также имея характерный своему возрасту познавательный интерес и любознательность, очень восприимчивы к обучению и запоминанию терминологии, формированию причинно-следственных связей.

Наполняемость групп и особенности набора обучающихся

Минимальное количество детей в группе – 5-10 человек, состав группы – постоянный, одновозрастной. Особенности набора: комплектование группы осуществляется в свободной форме по желанию обучающегося.

Объем и срок освоения программы.

Общее количество часов – 34 часа. Рассчитана на 1 учебный год (9 месяцев: сентябрь-май).

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа: подготовительная группа – 30 минут. Перерыв между учебными занятиями не менее 10 минут.

Форма обученияочная.

1. Фронтальные, групповые, индивидуальные.                                                              

2. «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования                      с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка –  манипуляции с определённым предметом на основе сюжета.                                                      

3. «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.                                                                  

4. Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».                                   

5. Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).                                                              

6.«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.                                  

7. Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

В случае реализации программы с использованием дистанционных технологий образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с использованием социальных сетей WhatsApp и т.д. Видеозанятия могут отправляться родителям воспитанников по электронной почте. При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с использованием приложения для ВКС Zoom, Skype. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам занятия в группе WhatsApp или на электронную почту педагога (по согласованию).

Педагогическая целесообразность.

Практическая значимость программы заключается в том, что участие дошкольников в опытно-практической и научной деятельности способствует развитию аналитических способностей, познавательных процессов, тем самым лучше подготовить ребенка к обучению в школе.

Социальная значимость программы состоит в создании условий для развития инициативы и коммуникативных способностей, позитивной социализации ребенка в ходе коммуникации и сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской).

 

1.2.          Цели и задачи программы

 

Цель программы: создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

образовательные:   

формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента;

формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;                                                                                             формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи;

развивающие:                                                                                                            развивать познавательные процессы и познавательную активность в процессе экспериментирования;               

развивать интерес к поисковой деятельности;                                             

развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность;                               

воспитательные:                                                                                       воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности;                                                                                  

воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;                                                                                                      

воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

 

 

1.3. Учебно-тематический план и содержание программы

 

Учебно-тематический план

Наименование тем занятий

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.

«Детская лаборатория»

1

 

1

беседа

2.

«Все увидим, все узнаем»

1

 

1

презентация

3.

«Наши помощники - глаза»

1

 

1

беседа

4.

«Проверим слух»

1

 

1

беседа

5.

«Если не видишь»

1

 

1

презентация

6.

«Вода-растворитель»

 

1

1

опыт

7.

«Очищение воды»

 

1

1

опыт

8.

«Водяная мельница»

 

1

1

опыт

9.

«Умная галка»

 

1

1

опыт

10.

«Как бороться с наводнением»

1

 

1

презентация

11.

«Тающий лед»

 

1

1

опыт

12.

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

 

1

1

опыт

13.

«Путешествие капельки»

 

1

1

опыт

14.

«Куда делась вода?»

 

1

1

эксперимент

15.

Ветер в комнате. «Живая змейка»

 

1

1

опыт

16.

«Подводная лодка»

 

1

1

опыт

17.

«Сухой из воды»

 

1

1

опыт

18.

 «Что быстрее»

 

1

1

опыт

19.

«Притягиваются - не притягиваются»

 

1

1

эксперимент

20.

«Магнитные силы»

 

1

1

опыт

21.

«Волшебный шарик»

 

1

1

опыт

22.

«Чудо причёска»

 

1

1

эксперимент

23.

 

«Почему все падает на землю»

1

 

1

презентация

24.

«Как появляется песенка»

 

1

1

эксперимент

25.

«Световой луч»

 

1

1

опыт

26.

«Мир ткани»

 

1

1

опыт

27.

«Мир пластмасс»

 

1

1

опыт

28.

«Где лучше расти»

1

 

1

беседа

29.

«Может ли растение дышать?»

1

 

1

презентация

30.

«Как измерить тепло»

 

1

1

опыт

31.

«Разведчики (зеркало)»

 

1

1

опыт

32.

«Прозрачность веществ»

 

1

1

эксперимент

33.

«Упрямые предметы» 

 

1

1

опыт

34.

«Забавные фокусы»

 

1

1

эксперимент

 

Итого за учебный год

9

25

34

 

 

Содержание программы

Тема 1. «Детская лаборатория» (1час)

Теория.

Дать представление о том, кто такие учёные (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представление о правилах поведения в детской лаборатории, технике безопасности, требований к внешнему виду для проведения занятий.

Цели и задачи программы на учебный год. Правила поведения в учреждении. Режим занятий.

Форма контроля: беседа.

Тема 2. «Всё увидим, всё узнаем» (1час)

Теория.

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку.

Форма контроля: презентация.

Тема 3. «Наши помощники - глаза» (1час)

Теория.

Познакомить детей со строением глаза, с функцией его частей.

 Форма контроля: беседа.

Тема 4. «Проверим слух» (1час)

Теория.

Познакомить детей со строением слухового органа. Объяснить, как человек слышит звук.

Форма контроля: беседа.

Тема 5. «Если не видишь» (1час)

Теория.

Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами (например, пальцами), как можно положительно влиять на зрение.

Форма контроля: презентация.

Тема 6. «Вода-растворитель» (1час)

Практическая часть.

Уточнить представление детей о свойствах воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде.

Форма контроля: опыт.

Тема 7. «Очищение воды» (1час)

Практическая часть.

Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Форма контроля: опыт.

Тема 8. «Водяная мельница» (1час)

Практическая часть.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Форма контроля: опыт.

Тема 9. «Умная галка» (1час)

Практическая часть.

Познакомить с тем, что уровень воды может повышаться, если в неё класть предметы.

Форма контроля: опыт.

Тема 10. «Как бороться с наводнением» (1час)

Теория

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие её отталкивают.

Форма контроля: презентация.

Тема 11. «Тающий лёд» (1час)

Практическая часть.

Определить, что лёд тает от тепла, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

Форма контроля: опыт.

Тема 12. «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» (1час)

Практическая часть.

Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Форма контроля: опыт.

Тема 13. «Путешествие капельки» (1час)

Практическая часть.

Познакомить с круговоротом воды в природе. Сравнить свойства воды, льда и снега; выявить особенности их взаимодействия.

Форма контроля: опыт.

Тема 14. «Куда делась вода?» (1час)

Практическая часть.

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Форма контроля: эксперимент.

Тема 15. «Ветер в комнате. «Живая змейка» (1час)

Практическая часть.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Форма контроля: опыт.

Тема 16. «Подводная лодка» (1час)

Практическая часть.

Обнаружить, что воздух легче воды, выявить как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Форма контроля: опыт.

Тема 17. «Сухой из воды» (1час)

Практическая часть.

Определить, что воздух занимает место.

Форма контроля: опыт.

Тема 18. «Что быстрее» (1час)

Практическая часть.

Познакомить с тем, что такое атмосферное давление.

Форма контроля: опыт.

Тема 19. «Притягивается – не притягивается» (1час)

Практическая часть.

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Форма контроля: эксперимент.

Тема 20. «Магнитные силы» (1час)

Практическая часть.

Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

Форма контроля: опыт.

Тема 21. «Волшебный шарик» (1час)

Практическая часть.

Установить причину возникновения статического электричества.

Форма контроля: опыт.

Тема 22. «Чудо-причёска» (1час)

Практическая часть.

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Форма контроля: эксперимент.

Тема 23. «Почему всё падает на землю» (1час)

Теория.

Дать представление о притяжении. Показать, что Земля обладает силой притяжения.

Форма контроля: презентация.

Тема 24. «Как появляется песенка» (1час)

Практическая часть.

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Форма контроля: эксперимент.

Тема 25. «Световой луч» (1час)

Практическая часть.

Познакомить с тем, как можно увидеть луч света, понять, что световое пятно будет более ярким и чётким, если источник света ближе к стене, и наоборот.

Форма контроля: опыт.

Тема 26. «Мир ткани» (1час)

Практическая часть.

Познакомить детей с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); Формирование умения сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Форма контроля: опыт.

Тема 27. «Мир пластмасс» (1час)

Практическая часть.

Показать вещи, сделанные из разных видов пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависит их использование.

Форма контроля: опыт.

Тема 28. «Где лучше расти» (1час)

Теория.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Форма контроля: беседа.

Тема 29. «Может ли растение дышать?» (1час)

Теория.

Вывить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Форма контроля: презентация.

Тема 30. «Как измерить тепло» (1час)

Практическая часть.

Определить принцип действия термометров (увеличение объёма жидкости при нагревании, уменьшение объёма при охлаждении, сжатии).

Форма контроля: опыт.

Тема 31. «Разведчики (зеркало)» (1час)

Практическая часть.

Дать представление о том, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

Форма контроля: опыт.

Тема 32. «Прозрачность веществ» (1час)

Практическая часть.

Познакомить детей со свойством пропускания или задерживания света (прозрачность).

Форма контроля: эксперимент.

Тема 33. «Упрямые предметы» (1час)

Практическая часть.

Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

Форма контроля: опыт.

Тема 34. «Забавные фокусы» (1час)

Практическая часть.

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

Форма контроля: эксперимент.

 

1.4 Ожидаемые результаты.

 

В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусматривается получение положительного результата проводимой работы по темам, независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Ø Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.

Ø Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

Ø Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Ø Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

Ø Сформировать умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

Ø Выслушивать инструкции и запоминать, проводить элементарные исследования и эксперименты, уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде формулировать выводы, делать небольшие заключения.

 

1.5 Планируемые результаты освоения рабочей Программы

 

В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие личностные качества, как:

-       умение передать свой опыт младшим детям;

-       умение давать оценку собственному результату опытно-экспериментальной деятельности, результату других детей;

-       проявление наблюдательности и аналитических способностей, коммуникативных навыков в процессе совместной практической деятельности;

-       применение полученных знаний в собственной деятельности;

-       умение организовать общение с другими детьми.

 

В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы такие метапредметные компетенции, как:

-       умение хорошо ориентироваться в последовательности организации опыта или эксперимента;

-       умение выполнять самостоятельно подготовку к проведению опыта;

-       владение основами экспериментальной деятельности;

-       владение представлениями о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявлением их взаимосвязи и взаимозависимости;

-       умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;

-       умение спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде, формулировать выводы, делать небольшие заключения.


 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1. Календарный учебный график

 

Календарный план на 2021-2022 уч. год.

ДООП «Маленькие экспериментаторы»

 

Содержание занятия

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

 

Сентябрь

 

 

4

 

1.

«Детская лаборатория»

1

 

1

беседа

2.

«Все увидим, все узнаем»

1

 

1

презентация

3.

«Наши помощники -глаза»

1

 

1

беседа

4.

«Проверим слух»

1

 

1

беседа

 

Октябрь

 

 

4

 

5.

«Если не видишь»

1

 

1

презентация

6.

«Вода-растворитель»

 

1

1

опыт

7.

«Очищение воды»

 

1

1

опыт

8.

«Водяная мельница»

 

1

1

опыт

 

Ноябрь

 

 

5

 

9.

«Умная галка»

 

1

1

опыт

10.

«Как бороться с наводнением»

1

 

1

презентация

11.

«Тающий лед»

 

1

1

опыт

12.

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

 

1

1

опыт

13.

«Путешествие капельки»

 

1

1

опыт

 

Декабрь

 

 

4

 

14.

«Куда делась вода?»

 

1

1

эксперимент

15.

Ветер в комнате. «Живая змейка»

 

1

1

опыт

16.

«Подводная лодка»

 

1

1

опыт

17.

«Сухой из воды»

 

1

1

опыт

 

Январь

 

 

4

 

18.

 «Что быстрее»

 

1

1

опыт

19.

«Притягиваются - не притягиваются»

 

1

1

эксперимент

20.

«Магнитные силы»

 

1

1

опыт

21.

«Волшебный шарик»

 

1

1

опыт

 

Февраль

 

 

4

 

22.

«Чудо-причёска»

 

1

1

эксперимент

23.

 

«Почему все падает на землю»

1

 

1

презентация

24.

«Как появляется песенка»

 

1

1

эксперимент

25.

«Световой луч»

 

1

1

опыт

 

Март

 

 

3

 

26.

«Мир ткани»

 

1

1

опыт

27.

«Мир пластмасс»

 

1

1

опыт

28.

«Где лучше расти»

1

 

1

беседа

 

Апрель

 

 

4

 

29.

«Может ли растение дышать?»

1

 

1

презентация

30.

«Как измерить тепло»

 

1

1

опыт

31.

«Разведчики (зеркало)»

 

1

1

опыт

32.

«Прозрачность веществ»

 

1

1

эксперимент

 

Май

 

 

2

 

33.

«Упрямые предметы» 

 

1

1

опыт

34.

«Забавные фокусы»

 

1

1

эксперимент

 

Итого за учебный год

9

25

34

 

 

2.2 .  Условия реализации программы

Педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности.

В исследовании Т.А. Ковальчук предлагается организация и руководство опытами. Автор выделяет несколько этапов:

I этап. Подготовительный. Его цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности.

Достигается цель с помощью следующих приемов:

– подготовка воспитателем на глазах у детей необходимого оборудования;

– задания дежурным подготовить оборудование, разместить его на виду у детей;

– выделение объекта для опыта;

– предварительное рассматривание материала или объекта для опыта. Воспитатель обращается к имеющемуся у дошкольников опыту, чтобы они предугадали дальнейшие действия;

– показ фрагментов видео- или диафильмов;

– рассматривание иллюстраций, подготавливающих детей к

восприятию объекта или явления.

II этап. Начало опыта. Его цель: направить произвольное внимание детей и сосредоточить его на объекте, поддержать интерес, вызванный на I этапе, упрочить его.

Воспитатель ставит перед детьми задачу, предлагает им высказать свою гипотезу, обосновать свое предположение. Педагог не оценивает правильность или неправильность предварительного решения (лишь фиксирует их).

III этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарного опыта. Чтобы у детей не угасал интерес к работе, следует чаще обращать их внимание на получение определенного результата, на уяснение сущности явления, причины его возникновения. Если проводится длительный опыт (результаты отсрочены, например, во время выращивания растения в разных условиях), необходимо фиксировать промежуточные результаты в календарях наблюдения.

IV этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, формулировка выводов. Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их правильность, подводит ребят к формулированию окончательных выводов.

Алгоритм учебного занятия.

Подготовительная к школе группа

1. Вводная часть. 5-7 мин.

2. Основная часть. 17-20 мин.

3.  Заключительная часть. 5 мин.

 

Материально-техническое обеспечение:

зона и уголок для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группе;

уголок природы, «огород на окне» в группе, огород, цветники;

библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;

коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

коллекция детских дидактических игр;

приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и форм;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.;

утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар;

детские фартуки, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

карточки - схемы проведения экспериментов;

ноутбук Acer (1 шт.).

 

 

2.3. Формы аттестации

              Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Результатом реализации программы является выявление уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в подготовительной группе.

Диагностика результатов обучения осуществляется в несколько этапов:

·  вводный контроль проводится с целью выявления образовательного уровня учащихся на начало обучения и способствует подбору эффективных форм и методов деятельности для обучающихся;

·  промежуточный контроль проводится в конце первого полугодия с целью отслеживания уровня освоения программного материала;

·  тематический контроль позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков по разделам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать обучающимся помощь в усвоении содержания материала;

·  итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Аттестация проходит в форме беседы, просмотров презентаций, опытов, экспериментов.

2.4. Оценочные материалы

 

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.  Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности. Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

 1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

 2. Выявить готовность педагогов ДОО к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОО.

 4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии (приложение 2).

 

2.5. Методические материалы.

 

Формы организации образовательного процесса, виды занятий: фронтальные, групповые, индивидуальные.                                                                                

1. Метод наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, изменение и преобразование объектов.                                       

2. Игровой метод – опыт.                                                                            

3. Словесные методы – рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.                                                                                  

4. Рассказы детей – этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.                                                                               

5. Художественное слово – загадки, небольшие рассказы.                                        

6. Напоминание о последовательности работы.                                                 

7. Беседы – применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

 

2.6. Список литературы.

Литература для педагогов.

1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое          пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. 159 с.                                                                                       

2. Зебзеева, В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В. А. Зебзеева. // Приложение к журналу Управление ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.                                             

3. Иванова, А. И.  Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. / А. И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 48 с.           

4. Иванова, И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. / И. А. Иванова.  М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.                

5. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность   старшего дошкольного ребенка в детском саду / Т. А. Короткова. // Учитель.  2009. – 145 с.                                                                                                                      

6. Куликовская, И. Э. Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. / И. Э. Куликовская. – М., 2003. – 76 с.                                                                                    

7. Куликовская, И. Э. Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир М.: Педагогическое общество России, 2010. С.80                                                              

8. Мартынова, Е. А. Сучкова, И. М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. / Е. А. Мартынова. Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.                                                                                

9. Москаленко, В. В, Крылова, Н. И. Опытно – экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология. / В. В. Москаленко, Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 115 с.                         

10. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. М., 2011. – 224 с.                                                                            

11. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа / Н. А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. 2000. №7. С. 2-10.                                                                                   

12. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. / А. И. Савенков. Ярославль, 2002. – 204 с.                         

13. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. И. Савенков // «Дошкольное воспитание» № 4 2006. – С.10.                                                                                                                                  

14. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. / А. И. Савенков. Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.                                                                                  

15. Тугушева, Г. П. Чистякова, А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. / Г. П. Тугушева. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 120 с.

 

Список литературы для родителей.

 1. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Сфера, 2011. – 192 с.                                                                                               

2. Жутова, Е.А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Электрон. ресурс] / Е.А.   Жутова. – Североморск, 2012. – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/340377/ - 24.10.2016.                                               

3.Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие [Текст] / В.А. Кайе. – М.: Сфера, 2015. – 128с.                   

4. Кривоножкина, Е.Ю. Эксперименты и опыты в детском саду [Электрон. ресурс] / Е.Ю. Кривоножкина. – Абаза, 2014. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502923/ - 25.11.2016.                             

5.Мамаева, О.В. Развитие исследовательских способностей детей старящего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями [Текст] / О.В. Мамаева // Дошкольная педагогика, 2014. - №3 (98) март. – С. 20-22.

 

Приложение 1

Перспективный тематический план экспериментальной деятельности.

 

Дата

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

сентябрь

1 неделя

«Детская лаборатория»

06.09.21.

Дать представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

 

1

2

неделя

«Все увидим, все узнаем»

13.09.21.

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку.

 

1

3

неделя

«Наши помощники -глаза»

20.09.21.

Познакомить со строением глаза, с функцией его частей.

 

1

4

неделя

«Проверим слух»

27.09.22

Показать, как человек слышит звук.

 

 

1

Итого за месяц

4

октябрь

1 неделя

«Если не видишь»

04.10.21.

Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами (например пальцами), как можно положительно влиять на глаза.

 

1

2

неделя

«Вода растворитель»

11.10.21.

 

Уточнить представления детей о свойствах воды; выявить вещества, которые растворяются в воде.

 

1

3

неделя

«Очищение воды»

18.10.21.

Познакомить со способом очистки воды- фильтрование; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

 

1

4

неделя

«Водяная мельница»

25.10.21.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

 

1

Итого за месяц

4

ноябрь

1

неделя

«Умная галка»

01.11.21.

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

 

1

2

неделя

«Как бороться с наводнением»

08.11.21.

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают.

 

1

3

неделя

«Тающий лед»

15.11.21.

Определить, что лед тает от тепла, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

 

1

4

неделя

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

22.11.21.

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

 

1

5

неделя

«Путешествие капельки»

29.11.21.

Познакомить с круговоротом воды в природе. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия.

 

 

1

Итого за месяц

5

декабрь

1

неделя

«Куда делась вода»

06.12.21

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

 

1

2

неделя

Ветер в комнате.

«Живая змейка»

13.12.21.

Выявить, как образуется ветер, что ветер- это поток воздуха, что горячий воздух поднимает вверх, а холодный опускает вниз.

 

1

3

неделя

«Подводная лодка»

20.12.21.

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды

 

1

 

4

неделя

«Сухой из воды»

27.12. 22.

Определить, что воздух занимает место.

 

Итого за месяц

4

             январь

 

1

неделя

 «Что быстрее»

10.01.22.

 

Дать определение, что такое  атмосферное давление.

 

1

2

неделя

«Притягиваются - не притягиваются»

17.01.22.

 

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

 

1

3

неделя

«Магнитные силы»

24.01.22.

Выявить свойства

магнита:  прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

 

1

4

неделя

«Волшебный шарик»

31.01.22.

Установить причину возникновения статического электричества.

 

1

Итого за месяц

4

февраль

1

неделя

«Чудо-прическа»

07.02.22.

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

 

1

2

неделя

«Почему все падает на землю»

14.02.22.

Дать представление о притяжении. Показать, что Земля обладает силой притяжения.

 

1

3

неделя

«Как появляется песенка»

21.02.22.

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

 

1

4

неделя

«Световой луч»

28.02.22.

Познакомить с тем, как можно увидеть луч света, понять, что световое пятно будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.

 

1

Итого за месяц

4

март

1

неделя

«Мир пластмасс»

14.03.22.

Показать вещи сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят их использования.

 

1

2

неделя

«Где лучше расти»

21.03.22.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

 

1

3

неделя

«Может ли растение дышать?»

28.03.22.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

 

1

Итого за месяц

3

апрель

1

неделя

«Как измерить тепло»

04.04.22.

Определить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема при охлаждении, сжатии)

 

1

2

неделя

«Разведчики (зеркало)»

11.04.22.

Дать представления о том, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

 

1

3

неделя

«Прозрачность веществ»

18.04.22.

Познакомить детей со свойством пропускания или задерживания света (прозрачность).

 

1

4

неделя

«Упрямые предметы»

25.04.22.

 

Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

 

1

Итого за месяц

4

май

2

неделя

«Мир ткани»

16.05.22.

 

Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

 

 

1

3

неделя

«Забавные фокусы»

23.05.22.

Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

 

1

Итого за месяц

2

Итого за учебный год

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в подготовительной группе.

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование           

 

           

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное

отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для эксперимента,

исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей.

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует.

 

Приложение 3.

Игры-экспериментирование с различными предметами и материалами.

1.                 Игры с водой, снегом, льдом.

«Волшебная вода» (смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков).

«Цветные капельки» (капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки).

«Льдинки» (замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега).

«Ледяные узоры» (замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и рассматривание их).

 «Освобождение из плена» (размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей»).

«Тонет — не тонет» (испытание на плавучесть игрушек из разного материала).

«Снежные фигуры» (лепка из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра в снежное царство),

«Кто прошел?» (узнавать следы на снегу по отпечаткам).

2.                 Игры с мыльной водой и пеной.

«Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов: соломинок, трубочек, деревянных катушек из - подниток и пр.). «У кого пена выше и пышней» (выдувание воздуха через трубочку и т. п. в мыльную воду с целью получения самой большой).

«Подушка из пены» (испытание: какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены).

3.                 Игры с зеркалом.

«Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить зайчика).

«Солнечные зайчики» (воспитатель и дети пускают веселых солнечных зайчиков).

«Что отражается в зеркале» (пытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала).

4.                 Игры со светом.

 «Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень» (экспериментирование с тенью),

«Прятки и поиски» (поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте).

5.                 Игры со стеклами.

«Мир меняет цвет» (рассматривание окружающего через стекла разного цвета).

«Таинственные картинки» (рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на картинке становятся невидимыми).

«Все увидим, все узнаем» (рассматривание предметов, мелких картинок, знаков, узоров через увеличительное стекло).

6.                 Игры со звуками.

«Погремушки» (испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов).

«Звонкие бутылочки» (испытать, какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, или по пустым).

«Угадай, что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сжимания бумаги, колебания фольги, высыпания песка, переливания воды и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Взаимодействие взрослых с детьми.

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, коммуникации и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию и инициативу ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в группе и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.

Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Взаимодействие с семьёй

Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах развития познавательной активности, любознательности детей через опытно-экспериментальную деятельность, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, охраны и укрепления здоровья детей.

Главные задачи взаимодействия с родителями:

·  во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

·  во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

·  в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

·  в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализуется в следующих формах:

·  анкетирование по проблемам детского экспериментирования (используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка);

·  проведение открытых занятий для родителей по детскому экспериментированию (открытые занятия для родителей позволяют наглядно продемонстрировать доступные опыты для детей, которые можно повторить дома, родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий по экспериментированию);

·  оформление серий наглядной информации для родителей, использование раздаточного материала в виде памяток и рекомендаций (в ней отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей, родители получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время);

·  проведение индивидуальных и групповых консультаций (тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников);

·  участие родителей в проектах исследовательской направленности;

·  совместный труд детей и родителей в природе;

·  организация выставок (такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей - это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений)

План мероприятий:

Сентябрь

1. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

2. Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей»

3. Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Опыты с водой и песком»

4. Краткосрочный проект «Грибное лукошко»

Октябрь

1. Консультация: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

2. Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

3. Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Опыты с магнитами»».

Ноябрь

1. Консультация: «Соблюдение правил безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома»

2. Оформление наглядной информации в родительском уголке «Бумага и ее свойства»

3. Пополнение уголка детского экспериментирования

Декабрь

1. Фотовыставка «Как мы экспериментируем»

2. Изготовление буклетов «Цветные льдинки»

3. Краткосрочный проект «Удивительный снег»

Январь

1. Приобщить родителей к оформлению уголка науки.

2. Рекомендации: «Проведите с детьми дома (Образования инея)»

Февраль

1. Консультация: «Игра или экспериментирование».

2. Выставка рисунков «Соленые рисунки»

3. Открытое занятие для родителей «Льдинка и снежинка»

Март

1. Создание мини-лаборатории «Виды ткани»

2. Оформление наглядной информации в родительском уголке «Солнечная лаборатория»

3. Краткосрочный проект «Молоко и молочные продукты»

Апрель

1. Фотовыставка проведения и наблюдения опытов «Растущие малютки»

2. Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»

Май

1. Сбор природного материала для экспериментов.

2. Фотовыставка «Под микроскопом»

 

Приложение 6.

Экологическое воспитание детей.

С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), это самое подходящее время для проведения мероприятий в центре природы. Промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке — они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

На протяжении всего учебного года проводится с детьми ежедневный уход и   поддержание экологически необходимых условий для растений — это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы дети вовлечены в совместную деятельность.

Дошкольники учатся видеть: какие условия необходимы тому или другому живому существу, определять, что не хватает в данный момент, практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.

Общение с детьми сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу и помощи в случае, когда ребёнок затрудняется. Обязательно при общении необходимо похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине — это похвала-поддержка, в конце — главная похвала как итог положительного результата, который совершил ребенок.

Циклы наблюдений в центре природы и участка детского сада — еще одно условие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших группах — 8-10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 — 3 дня.

Отдельно взятое наблюдение — это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в центре природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: 1. цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь);

2. комнатными растениями, осадками (октябрь — ноябрь);                              

3.елью, ночным небом (декабрь);                                                                                         

4. зимующими птицами на участке (январь — февраль);                                           

5.ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль — март);                   

6. пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель — май);                     

7. божьей коровкой (в весенне-летнее время).

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, — одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Природа — это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

План исследовательской деятельности на прогулке.

Осень

·  Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

·  Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

·  «Солнце высушивает предметы и песок»

·  При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

·  Определить опытным путем, время таяния льда на лужах в тени и на солнце.

·  Выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.

·  «Воздух осенью влажный»: на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

·  Определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.

·  Рассматривание льдинок: они прозрачные, тают в руках быстрее, чем на рукавице.

·  Наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).

·  Дождь смывает грязь и песок с предметов (под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой).

·  «Музыка дождя». Дети кладут под дождь дном кверху: алюминиевую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

·  Сухие листья не тонут в лужах, из них можно сделать кораблики.

·  Продолжать наблюдать за световым днем.

·  Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.

·  Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки воды, собираясь в один большой поток, размывают почву и углубляют ее.)

Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

·  Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)

Полить водой.

·  Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как в глине нет воздуха.)

·  Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы и Кривы.)

Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.

·  Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие остатки растений, их корни, останки животных.)

Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко вглубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.

·  Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. Что мы увидели? (Еле заметные почки.) Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)

·  Воспитатель предлагает детям провести опыт: налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)

·  Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.

·  Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.

·  Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.

·  Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

·  Сравнить перистые облака и кучевые.

Зима.

·  Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.

·  Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

·  Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, крупа, хлопья).

·  Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень. Провести наблюдение - утром, в полдень, вечером (в полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)

·  Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

·  Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

Весна.

·  Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки- горошки: на дороге, под кустами и т.д.

·  Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

·  Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

·  Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.

Лето.

·  Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.

·  Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

·  Ответить, кто же самый сильный на земле?

·  Найти божью коровку и определить ее название.

·  Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

·  Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

·  Сравнить сухие и влажные комочки перегноя.

·  Через лупу рассмотреть, из чего состоит перегной (стебельки листьев, корешки растений, мох, кусочки земли).

·  Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации

Управление образования администрации

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы 1

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы 1

Пояснительная записка Направленность и предметная область программы

Пояснительная записка Направленность и предметная область программы

Основная образовательная программа дошкольного образования

Основная образовательная программа дошкольного образования

Наполняемость групп и особенности набора обучающихся

Наполняемость групп и особенности набора обучающихся

При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с использованием приложения для

При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с использованием приложения для

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Разведчики (зеркало)» 1 1 опыт 32

Разведчики (зеркало)» 1 1 опыт 32

Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами

Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз

Форма контроля: эксперимент

Форма контроля: эксперимент

Форма контроля: эксперимент

Форма контроля: эксперимент

В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы такие метапредметные компетенции, как: - умение хорошо ориентироваться в последовательности организации опыта или эксперимента; - умение…

В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы такие метапредметные компетенции, как: - умение хорошо ориентироваться в последовательности организации опыта или эксперимента; - умение…

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2

Почему все падает на землю» 1 1 презентация 24

Почему все падает на землю» 1 1 презентация 24

III этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарного опыта

III этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарного опыта

Формы аттестации

Формы аттестации

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом

Куликовская, И. Э. Совгир, Н. Н

Куликовская, И. Э. Совгир, Н. Н

Приложение 1 Перспективный тематический план экспериментальной деятельности

Приложение 1 Перспективный тематический план экспериментальной деятельности

Водяная мельница» 25.10.21.

Водяная мельница» 25.10.21.

Подводная лодка» 20.12.21. Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды 1 4 неделя «Сухой из воды» 27

Подводная лодка» 20.12.21. Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды 1 4 неделя «Сухой из воды» 27

Итого за месяц 4 март 1 неделя «Мир пластмасс» 14

Итого за месяц 4 март 1 неделя «Мир пластмасс» 14

Итого за месяц 4 май 2 неделя «Мир ткани» 16

Итого за месяц 4 май 2 неделя «Мир ткани» 16

Приложение 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в подготовительной группе

Приложение 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в подготовительной группе

Приложение 3. Игры-экспериментирование с различными предметами и материалами

Приложение 3. Игры-экспериментирование с различными предметами и материалами

Таинственные картинки» (рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на картинке становятся невидимыми)

Таинственные картинки» (рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на картинке становятся невидимыми)

Приложение 4. Взаимодействие взрослых с детьми

Приложение 4. Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм

Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм

Приложение 5. Взаимодействие с семьёй

Приложение 5. Взаимодействие с семьёй

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» 2

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» 2

Приложение 6. Экологическое воспитание детей

Приложение 6. Экологическое воспитание детей

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, — одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие,…

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, — одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие,…

Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки воды, собираясь в один большой поток, размывают почву и углубляют ее

Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки воды, собираясь в один большой поток, размывают почву и углубляют ее

Провести наблюдение - утром, в полдень, вечером (в полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается,…

Провести наблюдение - утром, в полдень, вечером (в полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2022