Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Кезская средняя общеобразовательная школа №2»
- инженерно-технологический лицей
Исследовательская работа
Пояс – популярный элемент
мужского традиционного удмуртского костюма
Выполнил:
Дерендяев Андрей,
обучающийся 6 Б класса
Учитель:
Ильина Ольга Николаевна
п. Кез, 2022
Содержание
Введение ___________________________________________________________3
Глава 1. Пояс как элемент мужской национальной одежды удмуртов ________4
1.1. Назначение пояса в мужской одежде ________________________________4
1.2. Орнаменты ____________________________________________________ 6
Глава 2. Технология изготовления мужского пояса _______________________ 7
2.1. Сравнение мужских поясов ________________________________________7
2.2. Изготовление пояса______________________________________________ 9
Заключение________________________________________________________ 11
Список источников информации______________________________________ 12
Приложение_______________________________________________________ 13
Введение
В последние годы в Удмуртской Республике проходит множество национальных праздников, земляческих встреч людей разных национальностей. Большинство участников таких мероприятий стараются нарядиться в этнический костюм своей местности. Например, на республиканском удмуртском национальном празднике «Гырон быдтон» можно увидеть очень много мужчин, одетых в яркие красивые удмуртские костюмы. Среди них как пожилые, так и молодые, подростки-парни и маленькие мальчики, такие радостные и гордые от того, что они так нарядно одеты. Надо сказать, что удмуртская мужская одежда очень разнообразна. Даже в соседних деревнях она отличается расцветкой и по типу ткани, по цвету оборок, не говоря уже о нарядах людей, живущих далеко друг от друга.
Еще в 50-е годы прошлого века на работу и на ферму, и в поле удмуртские крестьяне ходили в народных костюмах. Потом деревенские жители резко перешли на общероссийскую моду. Но в последние годы удмуртский костюм востребован как важная частица национальной культуры, подтверждающая этнические особенности удмуртского народа.
Актуальность. Удмуртский мужской костюм в простом варианте состоит из рубашки, штанов, пояса и обуви. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Рассматривая удмуртский национальный костюм, отчетливо прослеживается геометрический орнамент. В наши дни национальную одежду достают из бабушкиных сундуков и надевают в праздники. Если исторические наряды не сохранились, заказывают у местных известных мастеров. Особое место в мужском народном костюме занимает пояс.
Проблема исследования. Известно, что пояса издревле богато украшались тканым или вышитым орнаментом. Также известно, что в мужском костюме удмурта использовались разные пояса в зависимости от ситуации. Возникает вопрос: какой пояс использовался в той или иной ситуации?
Объект исследования. Удмуртский мужской национальный пояс.
Цель. 1) Изучить применение мужских поясов с их орнаментальным разнообразием. 2) Создать изделие – пояс с национальным орнаментом.
Гипотеза. Различные виды мужского пояса используются в различные жизненные ситуации.
Для достижения результата я ставил перед собой следующие задачи:
1. Изучить имеющиеся источники об удмуртском мужском национальном поясе.
2. Найти образцы мужских национальных поясов, орнаментов.
3. Изучить технологию изготовления национального пояса.
4. Подобрать инструменты, материал и орнамент для изготовления пояса.
5. Сплести пояс собственными руками.
Методы исследования. Анализ информационных источников о мужском национальном поясе, сравнение, моделирование собственного изделия.
ГЛАВА 1.
ПОЯС КАК ЭЛЕМЕНТ МУЖСКОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ УДМУРТОВ
1.1. Назначение пояса в мужской одежде
На Руси до 19 в. мужской удмуртский национальный костюм был очень похож на русский. Он состоял из белой или позднее из пёстрой холщовой рубахи до колен (косоворотка), которая подхватывалась плетённым поясом с красивыми узорами или ремнём. На мужских рубахах вышивались символы, связанные с родом занятий.
В праздничные дни и для молитвы надевали широкий радужный тканый пояс путо и штаны с большим шагом, которые чаще всего отшивали из синей в белую полоску ткани. Зимой мужчины носили кафтаны, которые в праздничном варианте были отрезные по талии и присборенные, а в повседневном – неотрезные и без сборок, но приталенные.
Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани.
Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией.
Этнограф В.Н. Белицер отмечала: «Мужская одежда в целом значительно раньше утратила национальные формы, чем женская, и уже в XVIII в. почти не отличалась от костюма русских крестьян».
Характерной принадлежностью традиционного мужского костюма считается пояс шириною от 3 до 15 см, сотканный из разноцветной пряжи, чаще всего шерстяной.
Кускерттон
(пояс) - один из элементов традиционной одежды удмуртов.
Пояс был необходим для удержания тепла. Кроме
того, древние удмурты прикрепляли к поясу оружие и огниво, а женщины -
гребенку, игольницу, колокольчик и т.д.
Кроме своего практического применения, кускерттон обладал также сакральным значением.
Как и другие народы, удмурты считают, что человек состоит из двух половин: верхней - божественной и нижней - греховной. Границей этих миров и служит кускерттон/ зар/ путо. Тех же, кто нарушает этот порядок, общество осуждает - "совсем распоясался".
Каждый пояс имеет своё значение, поэтому выделят несколько типов поясов: Обрядовый, повседневный, охотничий пояса.
Повседневные - Повседневная мужская одежда удмуртов состояла из рубахи в сине-красную клетки, полосатых штанин, войлочной шляпы. Подпоясывались узким плетёным, крученным или тканым пояском. В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкий ремень из сыромятной кожи с железной скобой для топора сбоку. Широкие пояса носили поверх праздничной верхней одежды-кафтана или камзола, узкими - подпоясывали рубашку. Согласно сообщению В. Н. Белицер, пояс подчёркивал возрастное отличие, являлся признаком возмужалости его владельца. Техника исполнения поясов самая различная: их ткали, плели и выполняли не станочными способами (на дощечках, бердечке, на нитку). Своеобразны тканые пояса с разноцветными поперечными или продольными полосами самых различных оттенков, среди которых основные цвета - розовый, оранжевый, зелёный, синий, чёрный. Интересной особенностью их является оформление боковых сторон, узор которых обычно зависел от способа окраски пряжи. Шерстяную пряжу завязывали узлами на определённом расстоянии друг от друга и погружали в краску. В узлах пряжа не окрашивалась и оставалась белой. В результате скручивания пряжи с нитями другого цвета получали пёструю ткань, называемую в народе «алача». Длинный пояс (ширина 30 см, длина 2,5 м), тканый из яркой шерстяной пряжи с богато украшенными концами, передавался по наследству от отца к сыну. (Рис. 1)
|
Рис 1. Длинные тканые пояса из яркой шерстяной пряжи с богато украшенными концами, которые передавался по наследству от отца к сыну. |
Охотничьи – во время охоты поверх верхней одежды мужчины носили широкий ремень из сыромятной кожи с железной скобой для ножа сбоку(рис. 2)
|
Фото 2. Охотничьи пояса |
Обрядовые пояса-обереги - на обрядах-молениях жрецы надевали пояс “путо” - узорное тканое полотнище с красно-белыми или радужными полосами, его длина составляла около полутора метров. Пояс маркировал вхождение в мир социума, подчёркивал возрастное отличие, и с этих пор его ношение считалось обязательным. Согласно устному сообщению писателя А.И. Пинт, мальчики получали пояс, когда они шли в первый раз на общественное моление. Опоясанность (на ряду с надетой шапкой)- одно из обязательных условий участия в молениях, общении с богами. Пояс может быть силой, противостоящей нечистой силе и болезням, он наделен охранительными, апотропейными (магическими, защитными) свойствами. В одной из народных сказок дети, спасаясь от преследовавшего их вумурта (водяного), бросают пояс. Пока вумурт преодолевает это препятствие, они убегают далеко. Удмурты воспринимали его как оберег, сакральный предмет и поэтому этот предмет одежды каждая девушка ткала для своего жениха. Поэтому путо должен быть в приданом невесты. В удмуртской традиции мужской пояс также заключает в себе сексуальную силу, потенциал рождения. При трудных родах женщине следовало перешагнуть через пояс мужа. Незамужняя женщина, будучи беременной, загодя брала у своего любимого его пояс, чтобы он помог ей во время родов. Была у пояса ещё тайная задача, завязанный на талии пояс имеет форму круга. Круг на Руси был символом защиты. Он живот оберегал. А слово “живот” в древности имело значение “жизнь”. Значит пояс жизнь оберегал. Пояс ограждал хозяина от напастей и нечистой силы. Поэтому носить его должен каждый удмуртский человек: мужчина, женщина, ребёнок. Пояс в традиционной культуре выражал также символические функции ”замыкания, заключения чего-либо в определенных пределах, привязывание чего-либо (кого-либо) к определённым пределам”. Весной, при выводе первый раз скотины на пастбище, в воротах растягивали пояс, через который и прогоняли домашних животных, чтобы они вместе держались, в лес не уходили, домой возвращались. (рис. 3)
|
Рис. 3. Обрядовый пояс-оберег
|
Отдельно надо сказать об удмуртском поясе зар. Его носили и мужчины и женщины, для мужчин он готовился с двойным предназначением. В одном случае он скреплял узами дружбы, приятелей или братьев. В другом случае части этого пояса вручались двум враждующим сторонам, с целью примирить их на все времена. На этом поясе было изображено Мировое Древо (Мудор Кыз). Этот орнамент олицетворял три мира: верхний (Космос), средний (Земной мир) и нижний (Потусторонний мир). И эти три мира были взаимосвязаны.
1.2. Орнаменты
В символике изобразительных мотивов отражена идея единства мира и человека. Орнаменты делятся на четыре части: растительные, зооморфные, антропоморфные, геометрические.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток. (Рис.4)
|
Рис. 4. Растительные орнаменты |
Зооморфный орнамент состоит из стилизованных изображений реальных или фантастических животных, птиц. (рис.5)
|
Рис. 5. Зооморфные орнаменты
|
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. (рис.6)
|
Рис. 6. Антропоморфный орнамент |
К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые, «зиг-заги», спирали; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, эллипсы, многогранники, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур. (Рис.7)
|
Рис. 7. Геометрические орнаменты |
Как говорилось выше, пояса были в основном трёхцветные. Белый цвет представлял связь со светом, с чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет – символ солнечного света и тепла, жизни, добра и олицетворял мужское начало. Чёрный цвет олицетворял “Землю матушку – кормилицу” и вечный покой. В единстве эти цвета придавали силу.
Вывод. В ходе исследования первой главы я узнал, что у удмуртов есть пояса на все случаи жизни. Есть обереговые пояса, которые завязывались только на обрядах (на свадьбах, на молениях). Охотничьи пояса использовались только на охоте. Повседневные пояса носились как подвязка для широких рубах. Орнамент зависел от того, чем занимался человек, от его веры, от того, как он мог видеть мир.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МУЖСКОГО ПОЯСА
2.1. Сравнение мужских поясов
В данной главе мы опишем, как мы изготовим мужской национальный повседневный пояс. Для этого мною были найдены пояса из нескольких районов нашей республики. Пояса между собой почти все одинаковые. В южных районах Удмуртии, например в Алнашском, Киясовском пояса яркие, широкие, длинные. У северных удмуртов и удмуртов, проживающих в центральной части Удмуртии, пояса в основном узкие и ничем не отличались. Во всех регионах повседневные пояса кручёные и узкие.
В ходе своего исследования мною был найден пояс народностей сето (рис.8), которые проживают в Эстонии и относятся к финно-угорской группе народов, как и удмурты.
|
Рис.8. Пояс народностей сето (Эстония) |
На этом поясе отчётливо виден узор “клеймо” (куско печет) и ромб с охранительным назначением и в данном случае ромб на этом орнаменте есть солнце, что отгоняло злых духов.
На современных поясах присутствуют узоры, которые характерны для старых поясов, например узоры под номером 76, 77, 78
№76. Четчаса куэм пужы — узор для повязки передника (букв, узор, вытканный вприпрыжку) №77. Шакмако — шахматный узор
№78. Ого-кыкто — узор из чередования одной полоски с двумя полосками
На просторах интернета я нашёл для себя пояса с интересными узорами, характерными для финно-угорских народов (рис.9).
Рис.9. Узор заячьи ушки
Удмурты были охотниками, и они изображали разные части тела животных на своих поясах.
Хозяйка этнокомплекса «Живица» Е.С. Лекомцева предоставила два пояса середины 20 века (40- 60-е годы). На этом поясе применён узор “рябой-шадра”, что означает с пятнами другого цвета на основном фоне (антропоморфный) (рис.10).
Рис.10
А на этом красном поясе узор “сосна-пужым” (растительный) (рис.11).
|
|
|
|
На этих четырёх поясах так же изображены различные узоры: геометрические, зооморфные, растительные. |
|
2.2. Изготовление пояса
Я решил самостоятельно сплести повседневный пояс. Чтобы соткать пояс, нам нужно бёрдо. Бердо - это инструмент, состоящий из планочек, в планочках находятся дырочки, нити заправляются и в дырочки, и в прорези. Для того, чтобы ткать различные узорные ленты, которые могут превратиться в пояс. Будем ткать техникой заправочного узора.
Заправляем в бёрдо шерстяные нитки, с одной стороны завязываем концы ниток на какие-нибудь предметы: батарея, ручка двери и т.д. Другой конец завязываем на пояс, который должен быть завязан на вас. Так же нам нужна ниточка, которая будет выкладывать ткань. Уток с ниткой. У бёрдо два положения: верхняя и нижняя. Из-за того, что бёрдо состоит из планочек и прорезей, в которые заправляются нитки, когда мы опускаем бёрдо, ниточки поднимаются вверх, а когда мы поднимаем бёрдо, нижние нитки поднимаются вверх, а верхние вниз, затем между верхними и нижними нитками мы пропускаем заправленный ниткой уток. Благодаря этому мы можем получить полотно, которое в будущем может стать поясом. В моём случае я сделал узор с чередованием одной полоски с двумя полосками. Теперь не стыдясь я могу ходить на удмуртские праздники. (рис.12,13,14,15)
Рис. 12 |
Рис. 13 |
|
|
Рис. 14 |
Рис. 15 |
|
|
бёрдо Уток |
|
Вывод. Во второй главе ходе в ходе исследования при сравнении поясов я узнал, что они были разные, как по орнаменту, так и по технике плетения; ширина и длина пояса зависели от его назначения в быту.
Для изготовления пояса мне понадобилось:
во-первых, подготовить узор (если он простой, то можно ткать без прорисовки орнамента);
во-вторых нужны инструменты: бёрдо и уток;
в-третьих, нужны желательно шерстяные нитки;
в-четвёртых, для процесса ткачества нужны внимание, терпение и усидчивость. Тогда пояс получится красивым.
Заключение
Работая над темой «Пояс – популярный элемент мужского традиционного удмуртского костюма», я узнал много нового и интересного. Мужской удмуртский пояс был элементом костюма удмуртов, как женщин, так и мужчин. В соответствии с моей гипотезой, в удмуртском национальном костюме было несколько видов поясов, каждый из которых использовался в определённой ситуации. Моя гипотеза оказалась верна. Я узнал, что существует три вида поясов: обереговые, повседневные и охотничьи. Каждый предназначен для определённой ситуации. Узнал применение поясов с различными размерами, сравнил пояса с орнаментационной стороны.
С поставленными целями я справился: изучил применение мужских поясов. Пояса были обрядовые, повседневные и охотничьи. Обрядовые пояса-это обереговые, молитвенные, свадебные, на которых применялись определённые узоры, связанные с родовыми признаками. Повседневные были простые и применялись только для подвязки рубахи. Охотничьи служили для ношения оружия на охоте.
В ходе работы мы сравнили орнаменты на поясах. Выяснили узоры четырёх видов: зооморфные, антропоморфные, растительные и геометрические. Так же было создано своё изделие - повседневный пояс с узором чередования одной полоски с двумя полосками. Познакомились с инструментами бёрдо и уток, при помощи которых плетут пояса.
Всё это не просто, и требует много времени, но очень интересно.
В результате работы сформировались следующие умения: подбирать нужный теоретический материал, относится критически к полученной информации, подбирать нужные иллюстрации и делать выводы по результатам, изготавливать пояс, пользоваться народными инструментами для плетения пояса (бёрдо и уток).
Считаем данную работу перспективной. В Кезском районе активно развивается туризм. Пояс как изделие национальной удмуртской культуры может стать сувениром и товаром, востребованным на рынке ремесленных изделий.
Список источников информации
1. Байкова Е.В., Кузнецова Н.А."Декоративно-прикладное искусство Удмуртии", издательство Ижевск “Удмуртия”, 2013г.
2. Белицер В.Н."Народная одежда удмуртов", издательство Академии наук СССР, Москва, 1951г.
3. Воронова Т. В. "Удмуртские народные узоры", Ижевск: Удмуртия, 2009г.
4. Грязев Г. Г. "Секреты удмуртских мастеров", издательство Ижевск “Удмуртия”, 2019г.
5. Куликов К. И. "Возрожденная древность народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии ", издательство Ижевск, 2005г.
6. Хорошавина А.Г., Семеновпа В.А. "Удмуртский народный орнамент / Удмуртский республиканский краеведческий музей", издательство “Удмуртия” Ижевск – 1964г.,
Интернет-источники:
1. Изображения – https://go.mail.ru/search_images?fr=ps&frm=main&q=%D0%A3%D0%B4%D0%BC%D112%83%D1%80%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D1%81%D0%B0&gp=843259
2. Отличительные черты национального костюма удмуртов для мужчин и женщин - https://odezhda.guru/natsionalnaya/1749-kostum-udmurtov
3. Ремёсла Удмуртии (АУК УР НЦДПИиР город Ижевск) - https://vk.com/wall-63098578_2684
4. Традиционный удмуртский костюм - https://udmddn.ru/articles/tradiczionnyj-udmurtskij-kostyum/
Приложение
|
Фото 1. Длинные тканые пояса из яркой шерстяной пряжи с богато украшенными концами, которые передавался по наследству от отца к сыну. |
|
Фото 2. Охотничьи пояса
|
|
Фото 3. Обрядовый пояс-оберег
|
|
Фото 4. Растительные орнаменты |
|
|
|
Фото 5. Зооморфные орнаменты
|
|
|
|
Фото 6. Антропоморфный орнамент |
|
|
|
Фото 7. Геометрические орнаменты |
|
|
|
Фото 9. Повседневные пояса с различными геометрическими узорами. |
|
|
|
Фото 10. Обрядовые пояса на рубахе.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.