Программа дополнительного образования «Архивариус»

  • docx
  • 20.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа лето Архивариус).docx

 

УТВЕРЖДЕНО

Начальник летнего лагеря дневного пребывания «Солнышко».

 «МБОУ «Чкаловская СОШ Оренбургского района»

___________Абишева Р.О.

от _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

 

«Архивариус» для занятий в детском лагере

 

           дневного пребывания «Солнышко».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Комплекс основных характеристик программы

 

1.1. Пояснительная записка

 

Направленность программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Архивариус» патриотической направленности.

 

Уровень освоения программы – базовый.

 

Актуальность программы

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях вXIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко – краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XXвека в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.

 

Адресат программы

 

Программа рассчитана на детей 7-11 лет.

 

Объем и сроки усвоения программы.

 

Программа рассчитана на 6 часов для реализации в лагерях дневного пребывания на базе общеобразовательных школ.

 

Формы организации образовательного процесса Программа предусматривает следующие методы обучения:

-     словесный (рассказ, беседа),

-     игровые (игры, викторины),

-   практическая часть (поездки в музеи).

 

Режим занятий

 

Режим работы для групп – 2 раза в неделю по 2 часа.

 

Учитывая возрастные особенности школьников: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным. Занятия должны способствовать выработке сознательного и бережного отношения детей ко всему окружающему.

 

               В конце каждого занятия подводятся итоги коллективного труда. Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повышает интерес к занятиям в кружке. Вопросы для тематических викторин, составленные учащимися на основе своих наблюдений, помогают закреплению материала, организуют досуг.

 

 

1.2. Цели и задачи программы.

 

 

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.


          Задачи:

активизировать познавательную  и исследовательскую деятельность учащихся

- развивать творческие способности

- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм

- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края

 

1.3 Учебно-тематический план

 

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Организация школьного музея

 

1

1

2

Родной край в истории государства российского

 

1

1

3

Наша школа в истории района

 

1

1

4

Наше природное наследие

 

1

1

5

Военная слава земляков

 

1

1

6

Экскурсионная работа в школьном музее

 

1

1

Итого

12

6

6

 

 

1.4. Содержание учебного плана

Содержание программы «Школьный музей»

Тема 1. Введение. Наследие в школьном музее (2 час)

Что такое краеведение. Цели, задачи, участники музейного движения. Программа работы школьного музея. Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Тема 2. Родной край в истории государства российского (2 часа)

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.

Тема 3. Моя семья и родной край (2 час)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 4. Военная слава земляков (2 часа)

Военные традиции земляков. Земляки – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии -почетная обязанность гражданина России. Основные битвы ВОВ. Гостомля в годы ВОВ. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Уход за воинскими захоронениями.

1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Александровка.

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

 

II. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1. Календарный учебный график

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

июнь

1

10:00-12.00

Комбинированное

1

Вводное занятие. Организация школьного музея

 

2

июнь

3

10:00-12.00

Комбинированное

1

Родной край в истории государства российского

Оформление выставки

3

июнь

8

10:00-12.00

Комбинированное

1

Наша школа в истории района

Оформление выставки

4

июнь

10

10:00-12.00

Комбинированное

1

Наше природное наследие

Оформление выставки

5

июнь

15

10:00-12.00

Комбинированное

1

Военная слава земляков

Выставка рисунков

6

июнь

17

10:00-12.00

Комбинированное

1

Экскурсионная работа в школьном музее

 

 

 

2.2. Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение

 

 

Результат реализации программы «АРХИВАРИУС» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности.

 

Для эффективности образовательного процесса необходимы:

 

*   техническое оборудование: - компьютеры; - проектор.

 

*   информационное обеспечение: - интернет источники.

 

*   дидактический материал – мультфильмы, опорные схемы. Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования.

Формы аттестации/контроля

 

В   ходе обучения используются следующие формы контроля:

- беседа;

- опрос;

- конкурс плакатов.

 

2.4. Оценочные материалы.

Входной контроль:

1.     Что такое музей? Чем занимаются музеи?

2.     Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и почему?

·        Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).

·        Музей – общественное учреждение для хранения произведений
искусства, научных коллекций, образцов промышленности (словарь
Брокгауза и Эфрона)

·        Музей – это территория бизнеса.

·        Музеем называют место, где находится большое количество памятников истории и искусства.

3.     Какие музеи есть в нашем городе? Опишите свой поход в музей.

4.     Зачем современному обществу нужны музеи?

5.     Что изучает музе логия (музееведение)? Определите объект и предмет ее исследований.

6.     Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и взаимозависимость этих понятий.

7.     Какие экспозиции есть в школьном музее «Память»?

Итоговый контроль:

Составьте собственный экскурсионный проект, включите в него наиболее примечательные, с вашей точки зрения, памятники архитектуры, скульптуры.

Этапы работы над экскурсионным проектом.

I. Подготовительный этап.

Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами

экскурсионной деятельности:

1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и психологические основы экскурсии;

2. Техника ведения экскурсии;

3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;

4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их оформления.

После знакомства с теоретическими основами экскурсионной деятельности, в малых группах обсуждаются темы собственных экскурсионных проектов.

II. Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение конкретных действий его участниками.

В рамках планирования работы должны быть окончательно определены темы экскурсионных проектов и составлен календарный план.

Конкретная последовательность действий участников проекта включает в себя следующее:

1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;

2. Распределение обязанностей;

3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных исторических источников, электронных ресурсов), составление библио-графии;

4.Сбор и анализ информации;

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

 

 

 

График настроения

 

Графики настроения - это нехитрая и простая методика выявления психо-эмоциональной атмосферы у детей.

 

Составляя график настроения, можно использовать смайлики, флажки, квадраты и др. Смайлики» - самая простая и доступная форма. На каждом занятии в окошко вставляется смайлик, соответствующий настроению ребенку.

 

ФИО

Число

5.06

7.06

16.06

20.06

23.06

27.06

29.06

 

 

 - плохое настроение;

 - нейтральное;

 

 

- хорошее.

 

 

 

 3. Список литературы

 

Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.

Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.