УТВЕРЖДЕНО Начальник летнего лагеря дневного пребывания «Солнышко». «МБОУ «Чкаловская СОШ Оренбургского района» ___________Абишева Р.О. от _____________ |
|
Программа дополнительного образования
«Архивариус» для занятий в детском лагере
дневного пребывания «Солнышко».
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Архивариус» патриотической направленности.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях вXIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко – краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XXвека в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.
В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Объем и сроки усвоения программы.
Программа рассчитана на 6 часов для реализации в лагерях дневного пребывания на базе общеобразовательных школ.
Формы организации образовательного процесса Программа предусматривает следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа),
- игровые (игры, викторины),
- практическая часть (поездки в музеи).
Режим занятий
Режим работы для групп – 2 раза в неделю по 2 часа.
Учитывая возрастные особенности школьников: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным. Занятия должны способствовать выработке сознательного и бережного отношения детей ко всему окружающему.
В конце каждого занятия подводятся итоги коллективного труда. Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повышает интерес к занятиям в кружке. Вопросы для тематических викторин, составленные учащимися на основе своих наблюдений, помогают закреплению материала, организуют досуг.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся
- развивать творческие способности
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края
1.3 Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие. Организация школьного музея |
|
1 |
1 |
2 |
Родной край в истории государства российского |
|
1 |
1 |
3 |
Наша школа в истории района |
|
1 |
1 |
4 |
Наше природное наследие |
|
1 |
1 |
5 |
Военная слава земляков |
|
1 |
1 |
6 |
Экскурсионная работа в школьном музее |
|
1 |
1 |
Итого |
12 |
6 |
6 |
1.4. Содержание учебного плана
Содержание программы «Школьный музей»
Тема 1. Введение. Наследие в школьном музее (2 час)
Что такое краеведение. Цели, задачи, участники музейного движения. Программа работы школьного музея. Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Тема 2. Родной край в истории государства российского (2 часа)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Тема 3. Моя семья и родной край (2 час)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 4. Военная слава земляков (2 часа)
Военные традиции земляков. Земляки – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии -почетная обязанность гражданина России. Основные битвы ВОВ. Гостомля в годы ВОВ. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Уход за воинскими захоронениями.
1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Александровка.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма контроля |
1 |
июнь |
1 |
10:00-12.00 |
Комбинированное |
1 |
Вводное занятие. Организация школьного музея |
|
2 |
июнь |
3 |
10:00-12.00 |
Комбинированное |
1 |
Родной край в истории государства российского |
Оформление выставки |
3 |
июнь |
8 |
10:00-12.00 |
Комбинированное |
1 |
Наша школа в истории района |
Оформление выставки |
4 |
июнь |
10 |
10:00-12.00 |
Комбинированное |
1 |
Наше природное наследие |
Оформление выставки |
5 |
июнь |
15 |
10:00-12.00 |
Комбинированное |
1 |
Военная слава земляков |
Выставка рисунков |
6 |
июнь |
17 |
10:00-12.00 |
Комбинированное |
1 |
Экскурсионная работа в школьном музее |
|
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Результат реализации программы «АРХИВАРИУС» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности.
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
* техническое оборудование: - компьютеры; - проектор.
* информационное обеспечение: - интернет источники.
* дидактический материал – мультфильмы, опорные схемы. Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования.
Формы аттестации/контроля
В ходе обучения используются следующие формы контроля:
- беседа;
- опрос;
- конкурс плакатов.
2.4. Оценочные материалы.
Входной контроль:
1. Что такое музей? Чем занимаются музеи?
2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и почему?
· Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).
·
Музей
– общественное учреждение для хранения произведений
искусства, научных коллекций, образцов промышленности (словарь
Брокгауза и Эфрона)
· Музей – это территория бизнеса.
· Музеем называют место, где находится большое количество памятников истории и искусства.
3. Какие музеи есть в нашем городе? Опишите свой поход в музей.
4. Зачем современному обществу нужны музеи?
5. Что изучает музе логия (музееведение)? Определите объект и предмет ее исследований.
6. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и взаимозависимость этих понятий.
7. Какие экспозиции есть в школьном музее «Память»?
Итоговый контроль:
Составьте собственный экскурсионный проект, включите в него наиболее примечательные, с вашей точки зрения, памятники архитектуры, скульптуры.
Этапы работы над экскурсионным проектом.
I. Подготовительный этап.
Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами
экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их оформления.
После знакомства с теоретическими основами экскурсионной деятельности, в малых группах обсуждаются темы собственных экскурсионных проектов.
II. Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение конкретных действий его участниками.
В рамках планирования работы должны быть окончательно определены темы экскурсионных проектов и составлен календарный план.
Конкретная последовательность действий участников проекта включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных исторических источников, электронных ресурсов), составление библио-графии;
4.Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
График настроения
Графики настроения - это нехитрая и простая методика выявления психо-эмоциональной атмосферы у детей.
Составляя график настроения, можно использовать смайлики, флажки, квадраты и др. Смайлики» - самая простая и доступная форма. На каждом занятии в окошко вставляется смайлик, соответствующий настроению ребенку.
ФИО |
Число |
5.06 |
7.06 |
16.06 |
20.06 |
23.06 |
27.06 |
29.06 |
-
плохое настроение;
-
нейтральное;
- хорошее.
3. Список литературы
Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.