Управление образования администрации муниципального образования «Тахтамукайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 25» п.Энем
«Согласовано» Заместитель директора по ВР Коломеец И.П./________________/ Протокол № От |
«Утверждено» Директор школы Пономарева О.В./_______________/ Приказ № От |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование кружка |
«Азбука общения» |
Направление |
Социально-педагогическое |
Класс |
1 класс |
Срок реализации |
1 год |
Объем времени |
66 ч. в год (2 часа в неделю) |
Уровень |
базовый |
Автор программы: педагог-психолог
Абляева К.Р. /___________________/
п.Энем
2020 год
Содержание программы
1 Целевой раздел………………………………………………………..……………………..….....3
1.1 Пояснительная записка…………………………………….……………………………3
1.2 Планируемые результаты…………………………………………………....…….……5
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов……………………………...5
2 Содержательный раздел………………………………………………….……………………….7
2.1 Содержание программы………………………………………………………………...7
3 Организационный раздел………………………………………………………………...……...11
3.1 Материально-техническое обеспечение программы………………………………...11
Список литературы………………………………………………………………………………...12
Приложение…………………………………………………………………………………….......13
1 Целевой раздел
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Азбука общения»
1.1 Пояснительная записка программы
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука общения» относится к социально-педагогической направленности так как направлена на адаптацию к новой среде сверстников и педагогов.
Актуальность
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время злободневность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30–40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или
«школьной зрелости». И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.
С.Д. Рубинштейн, Н. Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин утверждают о развитии наглядно-образного, а затем логического мышления школьника как об основном приобретении этого возраста. И от того, насколько хорошо будет сформирован интеллектуальный компонент школьника, зависит дальнейшая успешность его обучения. Именно поэтому видится значимым помочь ребенку в развитии его познавательной сферы. Не менее важным условием нормальной учебной деятельности детей является эмоциональная устойчивость.
Чаще всего эмоциональная напряженность, по сведениям В.А. Аверина, сказывается на психомоторике ребенка (82% детей подверженные этому воздействию), на его волевых усилиях (80%), на нарушениях речи (67%), на снижение эффективности запоминания (37%).
Именно поэтому одной из задач курса является развитие эмоциональной сферы ребенка, предупреждение эмоционального напряжения. Раскрытие чувств школьника является сегодня актуальной задачей еще и потому, что в современном, технологически оснащенном мире наблюдается тенденция «обесчувствования» (Л.С.Выготский, Минаева).
Новизна
Предлагаемая программа рассчитана на детей от 6 до 8 лет. Это – попытка создания оригинального методического материала, призванного помочь ребенку в гармоничном психосоциальном развитии. «Как справедливо указывали Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство, может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности». Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергезируют и организуют восприятие, мышление и действие» (Минаева).
Педагогическая целесообразность
Младший школьный возраст – период, когда основная деятельность малыша – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Именно поэтому все задания программы носят игровой, занимательный характер, а занятия содержат элементы тренинга, разминки, физкультминутки.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ:
Использование групповых и интерактивных методов обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей 6-8 лет.
Уровень программы, объем и сроки:
Программа «Азбука общения» ознакомительного уровня реализуется в течение 33 недель общим объемом часов – 66.
Формы обучения: очная
Форма организации коллектива - групповая. Численный состав групп до 15 человек.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации учебной деятельности - занятие.
Типы занятий:
• занятие по усвоению новых знаний, умений и навыков;
• занятие по применению новых знаний, умений и навыков;
• комбинированное занятие;
Виды организации учебной деятельности:
• самостоятельная работа;
• психологические тесты;
• беседы;
• решение ситуационных задач;
Цель курса:
Создание условий для формирования школьной готовности у детей, способствовать легкой адаптации к новой среде сверстников и педагогов.
Задачи курса:
Способствовать развитию познавательной и мотивационно-волевой сферы детей:
• зрительного восприятия, произвольного внимания
• памяти
• образного, логического мышления
• мелкой моторики и координации движений руки
• усидчивости и старательности
• познавательного интереса
Научить контролировать свое поведение
• выполнять поставленные перед ребенком задачи
Способствовать развитию
• эмоциональной сферы
• воображения
• коммуникативных способностей
Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами.
1.2 Планируемые результаты
Планируемые результаты:
· понимание обучающимися ценностей человеческой жизни;
· проявление коммуникативной активности;
· соблюдение норм поведения и общения;
· способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
· приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
· повышение уровня самосознания, самодисциплины.
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов
Для оценки достижения планируемых результатов используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации и т.д.
1.Наблюдение
Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение.
Основные требования к организации наблюдения:
· наличие схемы наблюдения;
· систематичность;
· объективность.
В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:
· учебной активности;
· усвоения программных материалов;
· поведения на уроках;
· поведения на переменах;
· взаимоотношения с одноклассниками;
· отношения к учителю;
· эмоций.
Соответствующие баллы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.
Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:
· 35 – 28 — высокий уровень адаптации;
· 27 – 21 — средний;
· 20 и меньше — низкий.
2.Тест «Домики»
Целью является определение:
· ценностных ориентаций;
· социальных эмоций;
· личностных отношений.
Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О.А. Орехова.
3.Анкета «Уровня школьной мотивации»
Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.
Такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.
4. Методика «Лесенка»
Для определения уровня самооценки ребенка при диагностике адаптации первоклассников к школе рекомендуется использовать методику «Лесенка». Для ее проведения необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.
Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:
· на 1 — самые хорошие ребята;
· на 2 и 3 — хорошие;
· на 4 — ни хорошие, ни плохие;
· на 5 и 6 — плохие;
· на 7 — самые плохие.
Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам.
5.Тест на тревожность
Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). Методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет.
2 Содержательный раздел
2.1 Содержание программы
№ |
Тема занятия |
Содержание занятий |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство. |
Заинтересовать обучающихся занятиями в кружке. |
1 |
2 |
Первые дни пребывания, обучающегося в школе. |
Адаптация, привыкание к режиму дня, к новым людям и правилам поведения. Выяснить настроение обучающегося после нескольких дней в школе. |
1 |
3 |
Кто я среди других? |
Помочь обучающимся осознать свои социальные роли. |
1 |
4 |
Для чего люди общаются? |
Показать необходимость людей в общении. |
1 |
5 |
В человеке все должно быть прекрасно... |
Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. |
1 |
6 |
В человеке все должно быть прекрасно... |
Показать необходимость правильного питания. |
1 |
7 |
В человеке все должно быть прекрасно... |
Показать необходимость физической нагрузки для гармоничного развития личности. |
1 |
8 |
В человеке все должно быть прекрасно... |
Показать значение позитивного эмоционального состояния для здоровья обучающихся. |
1 |
9 |
Рассказ о себе. |
Подвести к осознанию обучающимися своей индивидуальности. |
1 |
10 |
Рефлексия своего поведения. |
Подчеркнуть отличия в поведении девочек и мальчиков. |
1 |
11 |
Чем богат человек? |
Объяснить понятия: богатство, характер. Богатство человека в его знаниях, готовности и умении помочь людям. |
1 |
12 |
Мои чувства, эмоции. |
Закрепить знания об органах чувств. |
1 |
13 |
Мои чувства, эмоции. |
Способствовать развитию понимания чувств другого человека. |
1 |
14 |
Мое настроение. |
Научить обучающихся с пониманием относиться к эмоциональному состоянию другого человека. |
1 |
15 |
Этика - наука о нравственности. |
Дать понятие «этика», как свод правил поведения и отношений к себе и другим людям. |
1 |
16 |
Школьный этикет. |
Рассмотреть целесообразность соблюдения правил поведения на уроке и в школе. |
1 |
17 |
Школьный этикет. |
Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке». |
1 |
18 |
Правила вежливости. |
Дать понятия: вежливость, хорошее поведение. |
1 |
19 |
Вместе легче. |
Подвести к пониманию о необходимости человеку общения. |
1 |
20 |
Товарищи и друзья. |
Сформулировать понятия: товарищ, друг, дружный коллектив. |
1 |
21 |
Я это ты. |
Научить осознавать самого себя и своих одноклассников. |
1 |
22 |
Чем мне нравится сосед по парте? |
Научить понимать то, почему возникает симпатия, дружба. |
1 |
23 |
Моя семья. |
Нарисовать портрет своей семьи, выявив деятельность каждого. |
1 |
24 |
Моя семья. |
Сформулировать правила взаимопомощи между детьми и родителями. |
1 |
25 |
Твои поступки и твои родители. |
Подвести обучающихся к осознанному уважению, заботе и вниманию к своим родителям. |
1 |
26 |
Ты и твое здоровье. |
Понять советы доктора Айболита. |
1 |
27 |
Ты и твои обязанности в школе и дома. |
Показать необходимость выполнения своих обязанностей. |
1 |
28 |
День рождения. |
Сформулировать правила поведения для гостя. |
1 |
29 |
День рождения. |
Сформулировать правила поведения для именинника. |
1 |
30 |
День рождения. |
Сюжетно-ролевая игра «Мы на Дне рождения». |
1 |
31 |
Наш класс. |
Акцентировать внимание на специфике отношений в коллективе класса. |
1 |
32 |
Наш класс. |
Подвести к пониманию о необходимости взаимопомощи между одноклассниками. |
1 |
33 |
Давайте жить дружно. |
Сформировать понятие «Человек», влияние окружающей среды на его формирование. |
1 |
34 |
Давайте жить дружно. |
Рассмотреть понятия «Я», «Мы», «Они» - найти в них общее и отличительное. |
1 |
35 |
Давайте жить дружно. |
Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». |
1 |
36 |
Кто я как я выгляжу. |
Сформулировать понятия: аккуратность, опрятность, бережливость, личная гигиена, внешний вид. |
1 |
37 |
Я личность. |
Дать понятия: личность, индивидуальность, неповторимость; внешний и внутренний мир человека. |
1 |
38 |
Я и мои роли. |
Определить понятие «роль» в кино, театре, жизни. |
1 |
39 |
Я и мои роли. |
Мои роли сегодня- кто я? Какие роли я играю и какие правила общения применяю в жизни. |
1 |
40 |
Что за прелесть эти сказки! |
Определить отличия сказок от других художественных произведений, их смысл. |
1 |
41 |
Добро и зло в сказках. |
Рассмотреть добрые и злые поступки и их последствия; главное в сказках- победа добра над злом. |
1 |
42 |
Сказка - волшебство, чудо и правда. |
Научиться понимать волшебные, чудесные и правдивые отношения между людьми. |
1 |
43 |
Сказка - ложь, в ней намек... |
Научиться определять то, чему учат сказки. |
1 |
44 |
Кто сочиняет сказки? |
Вспомнить знаменитых сказочников мировой культуры; зачем сочиняют сказки для детей. |
1 |
45 |
Русские народные сказки. |
Познакомить с бытом, мечтами, душевной красотой русского народа. |
1 |
46 |
Инсценировка детских сказок о дружбе. |
Учить на примере сказочного героя проживать то, что чувствует этот герой. |
1 |
47 |
Праздники в жизни человека. |
Напомнить правила поведения на праздниках: домашних, школьных и т.д. |
1 |
48 |
Отношение к старшим. |
Подчеркнуть важность проявления уважения к старшему поколению; взаимопомощь в семье. |
1 |
49 |
Отношение к учителю. |
Напомнить о правах и обязанностях учителя и ученика; уважение к учителю. |
1 |
50 |
Одному всегда плохо. |
Раскрыть мысль о важности общения и взаимодействия между людьми. |
1 |
51 |
Дружба крепкая не сломается... |
Определить, чем отличается настоящая дружба. |
1 |
52 |
Узнать себя в другом человеке. |
Универсальные правила общения и взаимодействия. |
1 |
53 |
Что в имени твоем? |
Определиться с понятиями имя, фамилия, отчество, кличка, прозвище; как обращаться друг к другу. |
1 |
54 |
Другой человек - какой он? |
Обобщить представления о себе, поддержать положительную установку на другого человека. |
1 |
55 |
Настроение другого человека. |
Подвести обучающихся к осознанному уважению других людей и их эмоционального состояния. |
1 |
56 |
Речевой этикет. |
Показать специфику речевого общения. |
1 |
57 |
Речевой этикет. |
Речь как показатель своего отношения к другим людям. |
1 |
58 |
Вежливость и этикет. |
Рассмотреть необходимость для людей вежливости и этикета. |
1 |
59 |
Вежливость и этикет. |
Основные правила для вежливого общения. |
1 |
60 |
Если вы воспитаны... |
Закрепить правила вежливости. |
1 |
61 |
Удовольствие — в игре. |
Сформулировать основные этические правила в игре. Делу время - потехе час. |
1 |
62 |
Моя семья. |
Закрепить понимание у обучающихся понятий о семье и семейных отношениях. |
1 |
63 |
Моя семья. |
Развивать потребности и навык обращать внимание на настроение и состояние близких людей. |
1 |
64 |
Наш класс. |
Укрепить у обучающихся чувство «Мы». |
1 |
65 |
Что такое самоуправление? |
Дать понятие «самоуправление», «самоанализ», «самооценка». |
1 |
66 |
Вместе весело шагать по просторам. |
Веселая викторина. |
1 |
3 Организационный раздел
3.1 Материально – техническое обеспечение программы
Материально – технические средства:
- компьютеры, принтеры, проекторы, колонки, ноутбуки;
- писчие принадлежности (писчая бумага, авторучки, карандаши, фломастеры, маркеры, цветные мелки и др.);
- средства крепления письменных материалов.
Список литературы
1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
2. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской.— М.: 2001.
3. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. –Барнаул:, 1998.
4. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника.— М.: 1982.
5. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
6. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. -Минск, 1993.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология.— М.: Изд-во "Логос", 2002.
8. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ,
9. 1998.
10. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-
11. педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
12. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”»
13. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной - М.2010
14. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В.Рубцова, - М, 2010
15. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.— М.: 2010
16. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба.— М.: 2008
17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил.
Приложение
Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1 |
Знакомство. |
1 |
|
|
2 |
Первые дни пребывания, обучающегося в школе. |
1 |
|
|
3 |
Кто я среди других? |
1 |
|
|
4 |
Для чего люди общаются? |
1 |
|
|
5 |
В человеке все должно быть прекрасно... |
1 |
|
|
6 |
В человеке все должно быть прекрасно... |
1 |
|
|
7 |
В человеке все должно быть прекрасно... |
1 |
|
|
8 |
В человеке все должно быть прекрасно... |
1 |
|
|
9 |
Рассказ о себе. |
1 |
|
|
10 |
Рефлексия своего поведения. |
1 |
|
|
11 |
Чем богат человек? |
1 |
|
|
12 |
Мои чувства, эмоции. |
1 |
|
|
13 |
Мои чувства, эмоции. |
1 |
|
|
14 |
Мое настроение. |
1 |
|
|
15 |
Этика - наука о нравственности. |
1 |
|
|
16 |
Школьный этикет. |
1 |
|
|
17 |
Школьный этикет. |
1 |
|
|
18 |
Правила вежливости. |
1 |
|
|
19 |
Вместе легче. |
1 |
|
|
20 |
Товарищи и друзья. |
1 |
|
|
21 |
Я это ты. |
1 |
|
|
22 |
Чем мне нравится сосед по парте? |
1 |
|
|
23 |
Моя семья. |
1 |
|
|
24 |
Моя семья. |
1 |
|
|
25 |
Твои поступки и твои родители. |
1 |
|
|
26 |
Ты и твое здоровье. |
1 |
|
|
27 |
Ты и твои обязанности в школе и дома. |
1 |
|
|
28 |
День рождения. |
1 |
|
|
29 |
День рождения. |
1 |
|
|
30 |
День рождения. |
1 |
|
|
31 |
Наш класс. |
1 |
|
|
32 |
Наш класс. |
1 |
|
|
33 |
Давайте жить дружно. |
1 |
|
|
34 |
Давайте жить дружно. |
1 |
|
|
35 |
Давайте жить дружно. |
1 |
|
|
36 |
Кто я как я выгляжу. |
1 |
|
|
37 |
Я личность. |
1 |
|
|
38 |
Я и мои роли. |
1 |
|
|
39 |
Я и мои роли. |
1 |
|
|
40 |
Что за прелесть эти сказки! |
1 |
|
|
41 |
Добро и зло в сказках. |
1 |
|
|
42 |
Сказка - волшебство, чудо и правда. |
1 |
|
|
43 |
Сказка - ложь, в ней намек... |
1 |
|
|
44 |
Кто сочиняет сказки? |
1 |
|
|
45 |
Русские народные сказки. |
1 |
|
|
46 |
Инсценировка детских сказок о дружбе. |
1 |
|
|
47 |
Праздники в жизни человека. |
1 |
|
|
48 |
Отношение к старшим. |
1 |
|
|
49 |
Отношение к учителю. |
1 |
|
|
50 |
Одному всегда плохо. |
1 |
|
|
51 |
Дружба крепкая не сломается... |
1 |
|
|
52 |
Узнать себя в другом человеке. |
1 |
|
|
53 |
Что в имени твоем? |
1 |
|
|
54 |
Другой человек - какой он? |
1 |
|
|
55 |
Настроение другого человека. |
1 |
|
|
56 |
Речевой этикет. |
1 |
|
|
57 |
Речевой этикет. |
1 |
|
|
58 |
Вежливость и этикет. |
1 |
|
|
59 |
Вежливость и этикет. |
1 |
|
|
60 |
Если вы воспитаны... |
1 |
|
|
61 |
Удовольствие — в игре. |
1 |
|
|
62 |
Моя семья. |
1 |
|
|
63 |
Моя семья. |
1 |
|
|
64 |
Наш класс. |
1 |
|
|
65 |
Что такое самоуправление? |
1 |
|
|
66 |
Вместе весело шагать по просторам. |
1 |
|
|
|
66 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.