Рабочая программа
дополнительного образования
«Безопасное колесо»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых и методических документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г. № 19644);
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897» (зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 г. № 40937);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общественных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);
- Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Ольховская СОШ»;
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»;
- Закон Российской Федерации «О безопасности»;
- «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Возраст учащихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Режим занятий по годам обучения: 1 раз в неделю
Количество часов: 34 часа
Направление развития личности ребёнка: общеинтеллектуальное.
Направленность объединения.
Основная направленность программы – социально-педагогическая. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она является предметной с упором на специализацию по профилактике безопасности дорожного движения.
Данная программа направлена на создание в школе отряда юных инспекторов движения из учеников 5-6 классов для формирования у них знаний и умений по правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге. Ребята в процессе обучения знакомятся с основами работы инспекторов ГИБДД, осваивают основы первой помощи.
Актуальность.
Сфера дополнительного образования в школе играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Несмотря на то, что движение ЮИД существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция и т.п.
Дополнительная образовательная программа «Безопасное колесо» разработана для ознакомления детей в возрасте 12-13 лет с действующими Правилами дорожного движения (ПДД) с проведением учебно-тренировочных занятий. Обучение предусматривает применение проблемного раздаточного материала, использование компьютерных обучающих программ в классе информационных технологий, вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части. Занимаясь, дети приобретают практические навыки вождения велосипеда, и теоретические знания по правилам дорожного движения. Экскурсии к проезжей части помогают на практике рассматривать дорожно-транспортные ситуации. Закончив обучение по данной программе, дети увереннее будут чувствовать себя на дорогах и улицах.
Программа обучения предусматривает теоретическую и практическую часть.
В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационных технологий.
Практическая часть состоит: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, оказание первой доврачебной помощи.
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает двигательную нагрузку (вождение велосипеда), вторая часть изучение теоретического материала. В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.
Цель программы: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с историей правил дорожного движения;
- научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
- совершенствовать навыки ориентировки на дороге;
- формировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
- обучить фигурному вождению велосипеда;
- оказывать первую доврачебную помощь.
Развивающие:
- развивать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
- развивать дорожную грамотность детей.
Воспитательные:
- воспитывать безопасную личность;
- воспитывать чувство ответственности детей за свое поведение на дорогах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводная тема.
Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности. Планы на текущий учебный год. Ознакомление с образовательной программой.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалы.
2. История правил дорожного движения.
История транспорта. Исторические этапы становления правил дорожного движения.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.
3. Участники дорожного движения.
Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности
пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров.
Практика: Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
4. Транспортные средства и правила движения.
Виды транспортных средств. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Повороты, развороты и движение задним ходом. Скорость движения. Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Проезд перекрестков. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств.
Практика:
Игра «Регулировщик». Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
5. Дорожная разметка.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Населенные пункты. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.
Игра «Карта дороги».
Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
6. Дорожные знаки.
Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры автомобильные, железнодорожные, пешеходные. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Обгон и встречный разъезд. Места, где остановка запрещена.
Места, в которых стоянка запрещена.
Практика:
Учебно-тематическая экскурсия «Дорожные знаки на пути в школу».
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
7. Вождение велосипеда.
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов.
Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий.
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий.
8. Основы оказания первой доврачебной помощи.
Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Закрытые травмы.
Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Практика:
Первая помощь при травмах и травматическом шоке. Первая
помощь при синдроме длительного сдавливания. Первая помощь при ожоге и
обморожении. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу обучения дети будут знать:
- историю возникновения ПДД;
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила поведения во время ДТП;
- основы действий при ДТП и вызов специальной техники;
- первичные средства оказания доврачебной помощи;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге;
- как оказывать первую помощь.
К концу обучения дети будут уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге;
- фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия;
- оказывать первую помощь.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для решения поставленных задач применяются следующие методы обучения:
- наглядно-иллюстративный;
- коллективный (дети учатся помогать друг другу в работе, обмениваться опытом).
Учебно-методическое обеспечение программы
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.