|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» город Ноябрьск |
Программа
Общеобразовательного дополнительного образования
«Эврика»
(направление: социально-гуманитарное)
Составитель:
Миронова Ирина Александровна
2021/2022 учебный
год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Научное общество учащихся «Эврика»».
Направленность программы - социально-гуманитарная
Вид деятельности программы – проектная и исследовательская деятельность
Уровень освоения программы - базовый
Место реализации программы – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск. Адрес: 629803, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск, ул. Высоцкого, д.40А
Программа разработана на основании программ:
Нормативно-правовая основа разработки программы:
ü Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации"
ü Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
ü Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
ü Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
ü Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016)
ü Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
ü Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. (ред. от 30.03.2020).
ü Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
ü Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. от 16.07.2020) «Государственная программа РФ «Развитие образования»
ü Федеральный национальный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16).
ü Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования»
ü Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ü Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).
ü Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
ü Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
ü Распоряжение Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 05.12.2019 № 583-РП «Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ямало- Ненецком автономном округе».
Актуальность программы.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обусловлена необходимостью разработки, внедрения в образовательный процесс обучения проектной деятельности. Освоение обучающимися навыков проектной деятельности является способом формирования ключевых компетенций учащихся, благодаря которым они лучше адаптируются к изменяющимся условиям, ориентируются в разнообразных ситуациях, умеют решать жизненные проблемы и работать в различных коллективах.
Отличительная особенность программы.
Новизна данной программы заключается в следующем:
ü системный подход к изучению и освоению обучающимися приёмов и навыков проектной деятельности.
ü возможность интеграции начального, основного и дополнительного образования.
Данная программа, равно как и система обучения проектной деятельности в в целом, должны стать одним из компонентов для создания единого образовательного пространства, необходимого для полноценного развития ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, т.к. совокупность методов и приёмов проектной деятельности позволяет обучающимся овладеть знаниями, приёмами и навыками, которые направлены на разрешение конкретной проблемы.
Цель программы: развитие и воспитание личности школьника на основе формирования позитивных жизненных ценностей путем создания условий для реализации внутреннего потенциала в ходе научных поисков и экспериментальных исследований.
Задачи:
ü Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
ü Выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
ü Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
ü Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
ü Организация научно - исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
ü владение ключевыми понятиями проектной деятельности (проект, проблема, цель, план работы, дневник проектной деятельности, продукт, презентация, источники информации);
ü сформированность навыков ведения дневника проектной деятельности;
ü выполнение двух проектов.
Личностные результаты:
ü сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Метапредметные результаты:
ü умение совместной с педагогом формулировки проблемы, цели, планирования работы;
ü владение навыками поиска и обработки необходимой информации;
ü умение грамотной презентации своего продукта;
ü умение оценки собственной деятельности.
Формы обучения по программе и используемые образовательные технологии. Форма обучения по программе – очно. В дни с неблагоприятными погодными условия и болезни учащегося с применением дистанционных технологий.
Используемые образовательные технологии:
ü проектная технология;
ü информационно-коммуникативные технологии;
ü технология группового обучения;
ü здоровьесберегающая технология.
Возрастная категория учащихся: 7-11 лет
Категория состояния здоровья учащихся: с ОВЗ.
Период реализации программы - 1 год
Продолжительность реализации программы в часах 64,8 часа в год.
Режим занятий одной группы: 2 занятия в неделю по 1 и 0,8 часа.
Материально-технические условия реализации программы.
1. Оборудование кабинета:
2. Нормы оснащения детей средствами обучения и планируемая интенсивность использования средств обучения
Средства обучения
|
Количество штук на 1 группу |
Интерактивная доска, проектор
|
1 |
Компьютер учителя |
1 |
Персональные ноутбуки учащихся |
15 |
Содержание программы 2-го модуля, 1 года обучения.
Образовательные задачи:
ü сформировать умения и навыки, связанные с постановкой проблемы, целеполаганием, планированием и оценкой результата;
ü сформировать умения и навыки, связанные с поиском и обработкой· информации;
ü сформировать умения и навыки, связанные с культурой устной и· письменной речи;
ü сформировать навыки совместной работы в группе;·
ü сформировать интерес к познанию нового посредством реализации· проекта
Планируемые результаты реализации программы:
Возрастная категория 7-11 лет
2-й модуль, 1 год обучения учащиеся будут
знать:
ü Структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся.
ü Основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы, объекта и предмета исследования.
ü Основные информационные источники поиска необходимой информации.
ü Правила оформления научно – исследовательской работы, списка используемой литературы.
ü Способы обработки и презентации результатов.
уметь:
ü Определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.
ü Разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.
ü Самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
ü Выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку.
ü Планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный).
ü Пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах исследования.
Содержание программы
II Модуль. Представление работ. Участие в научно – практических конференциях (всего 64,8 часа).
Тема I. Написание исследовательских и проектных работ.
(Всего 29,8 часа)
Постановка целей и задач учебного исследования. План работы над учебным исследованием. Отбор методов исследования, их соответствие целям и задачам исследования. Объект, предмет и гипотеза исследования. Виды информационных источников учебного исследования. Изучение соответствующей литературы, определение библиографии темы, вопроса. Отбор методов исследования, их соответствие целям и задачам исследования. Метод и его роль в научном познании. Интернет – экскурсия «Каким должно быть учебное исследование?» Использование информационных и коммуникационных технологий. Анализ первоисточников по проблеме исследования. Методика обработки информации. Общий и рабочий план исследования. Способы представления экспериментальных результатов исследования: цифровая информация с использованием графиков, анимации, звуков. Компьютерная вёрстка работ. Составление библиографического списка по теме исследования.
Тема II. Представление работ. Участие в научно – практических конференциях.
(Всего 35 часов).
Выбор темы исследования. Составление анкеты. Проведение интервью. Работа с использованием ИТ, сайтов сети Интернет. Практикум по технологии Ролевое взаимодействие в интервью. Сценарий презентации и его разработка.
Составление тезисов, конспектов и докладов для защиты учебного исследовательского проекта. Подготовка к защите реферата. Индивидуальные консультации. Рецензирование рефератов. Участие в конференциях. Обсуждение результатов. Результаты индивидуального стиля обучения.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Модуль 2 . (всего 64,8 часа) |
||||
Тема I. Написание исследовательских и проектных работ. (Всего 29,8 часа) |
||||
1. |
Вводный инструктаж для учащихся №11. Из истории метода проектов. |
1 |
1 |
- |
2. |
Как выбрать тему исследования. |
0,8 |
0,8 |
- |
3. |
Простейшие методы исследования. |
1 |
1 |
- |
4. |
Гипотеза исследования. |
0,8 |
0,8 |
- |
5. |
Цель и задачи исследования. |
1 |
1 |
- |
6. |
Основные требования к презентации проекта. |
0,8 |
0,8 |
- |
7. |
Организация исследования. |
1 |
- |
1 |
8. |
Оформление глав «Введение» и «Заключение». |
0,8 |
0,8 |
- |
9. |
Поиск информации. |
1 |
- |
1 |
10. |
Работа с различными источниками информации. |
0,8 |
|
0,8 |
11. |
Виды информационных источников. Работа с каталогами. |
1 |
- |
1 |
12. |
Работа со справочной литературой. |
0,8 |
- |
0,8 |
13. |
Использование электронных энциклопедий. |
1 |
- |
1 |
14. |
Наблюдение – доступный способ добычи информации. |
0,8 |
- |
0,8 |
15. |
Наблюдение: непосредственное |
1 |
1 |
|
16. |
Наблюдение: опосредованное |
0,8 |
0,8 |
- |
17. |
Виды опроса: анкетирование |
1 |
- |
1 |
18. |
Виды опроса: интервью |
0,8 |
- |
0,8 |
19. |
Эксперимент. |
1 |
- |
1 |
20. |
Индивидуальное исследование. |
0,8 |
- |
0,8 |
21. |
Работа со статистическим материалом. |
1 |
1 |
- |
22. |
Массовый и специализированный опрос. |
0,8 |
- |
0,8 |
23. |
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. |
1 |
- |
1 |
24. |
Анкетирование. Сплошное, выборочное, прямое, косвенное. Анализ анкет и результатов опроса. |
0,8 |
0,8 |
- |
25. |
Составление таблиц, диаграмм. |
1 |
1 |
- |
26. |
Способы представления проектов. |
0,8 |
0,8 |
- |
27. |
Требования к оформлению работы. |
1 |
- |
1 |
28. |
Оформление работы на компьютере. |
0,8 |
- |
0,8 |
29. |
Цифровая информация с использованием графиков, анимации, звуков. |
1 |
1 |
- |
30. |
Компьютерная вёрстка работ, составление презентаций |
0,8 |
- |
0,8 |
Тема II. Представление работ. Участие в научно – практических конференциях. (Всего 35 часов). |
||||
31. |
Повторный инструктаж для учащихся №11. Создание компьютерных презентаций проектов |
1 |
- |
1 |
32. |
Библиографические правила цитирование источников. |
0,8 |
- |
0,8 |
33. |
Составление библиографического списка по теме исследования. |
1 |
- |
1 |
34. |
Оформление ссылок. |
0,8 |
- |
0,8 |
35. |
Подготовка текста защиты проекта |
1 |
- |
1 |
36. |
Подготовка текста защиты проекта |
0,8 |
- |
0,8 |
37. |
Методы привлечения внимания в аудитории. |
1 |
1 |
- |
38. |
Работа с вопросами. |
0,8 |
0,8 |
- |
39. |
Критерии и процедура оценивания. |
1 |
1 |
- |
40. |
Оценка. Самооценка. |
0,8 |
0,8 |
- |
41. |
Проблемы исследования, выявление его актуальности. |
1 |
1 |
- |
42. |
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. |
0,8 |
- |
0,8 |
43. |
Защита проектов перед аудиторией. |
1 |
- |
1 |
44. |
Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. |
0,8 |
0,8 |
- |
45. |
Рецензирование проектов. |
1 |
- |
1 |
46. |
Виды публикаций. |
0,8 |
0,8 |
- |
47. |
Составление текста к публичному выступлению. |
1 |
- |
1 |
48. |
«Что и Как» мы говорим. |
0,8 |
0,8 |
- |
49. |
Допустимые речевые обороты. |
1 |
1 |
- |
50. |
Практическая работа «Составление вопросов к проектной и исследовательской работе». |
0,8 |
- |
0,8 |
51. |
Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. |
1 |
1 |
- |
52. |
Экспертиза своей и чужой деятельности. |
0,8 |
0,8 |
- |
53. |
Информационные проекты. |
1 |
1 |
- |
54. |
Игровые проекты. Ролевые проекты. |
0,8 |
0,8 |
- |
55. |
Прикладные проекты. Инженерные проекты. |
1 |
1 |
- |
56. |
Социальные проекты. |
0,8 |
0,8 |
- |
57. |
Учебно-исследовательские проекты. |
1 |
1 |
- |
58. |
Анализ документов. |
0,8 |
0,8 |
- |
59. |
Подведение итогов школьной научно-практической конференции учащихся. |
1 |
1 |
- |
60. |
Подготова к стендовой защите городского уровня. Понятие «Стендовая защита». |
0,8 |
- |
0,8 |
61. |
Подготова к стендовой защите городского уровня. Понятие «Стендовая защита». |
1 |
- |
1 |
62. |
Подготовка документов в виде тезисов |
0,8 |
- |
0,8 |
63. |
Подготовка документов в виде тезисов |
1 |
- |
1 |
64. |
Подготовка документов в виде тезисов |
0,8 |
- |
0,8 |
65. |
Подведение итогов. |
1 |
1 |
- |
Итого: |
64,8 |
39,8 |
25 |
Календарный учебный график
Модуль, год обучения/ № группы |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
Сроки проведения промежуточной аттестации |
2 модуль, 1 год обучения |
01.09.2021г |
31.05.2022г |
36 |
72 |
64,8 часа |
2 раза в неделю
|
Апрель - май |
Формы аттестации.
Аттестация учащихся проводятся в соответствии с положениями МБОУ СОШ №13 с УИП эстетического цикла»:
Формы подведения итогов реализации программы:
- презентация проекта, научно-исследовательской работы.
- институциональные, городские, окружные, региональные, всероссийские, международные конкурсы.
Оценочные материалы:
Формы отслеживания результатов:
ü промежуточная аттестация (защита или представление проекта (исследовательской работы) на школьном уровне);
ü контрольный этап (участие в конкурсах различного уровня).
Формы фиксации образовательных результатов:
ü экспертный лист;
ü проектная документация, дневник исследовательской работы, презентация, стенд для защиты, тезисы и т.д.;
ü презентация проектов.
Литература
Для педагога:
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – 2020, № 9 - с.177-180.
2. Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: 5-7 кл. / Н.А. Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2019.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
4. Петрова В. Метод проектов. – М., 2020.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
6. Ступницкая М. А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников . Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2016.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Для учащихся:
1. Савенков А. Исследовательские методы обучения в школьном образовании / А. Савенков // Школьное воспитание. - 2020. - N 1. - С. 21-30.
2. Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2019. - № 3. - С. 102-104.
Интернет- источники:
1. Артамошина М. А. Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС // http://nsportal.ru/
2. Мукаева Л. Ш. Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе. // http://festival.1september.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.