Программа дополнительного образования «Эврика» (направление: социально-гуманитарное)

  • docx
  • 11.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пояснительная записка_НОУ_Миронова.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» город Ноябрьск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

Общеобразовательного дополнительного образования

«Эврика»

 (направление: социально-гуманитарное)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Миронова Ирина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021/2022 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Научное общество учащихся «Эврика»».

Направленность программы -    социально-гуманитарная

Вид деятельности программыпроектная и исследовательская деятельность

Уровень освоения программы -   базовый

Место реализации программы – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск.  Адрес: 629803, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск, ул. Высоцкого, д.40А

 

Программа  разработана на основании программ:  

Нормативно-правовая основа разработки программы:

ü  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации"

ü  Федеральный Закон от 31 июля 2020 г.  № 304-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» 

ü  Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

ü  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

ü  Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016)

ü  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

ü  Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.  (ред. от 30.03.2020).

ü  Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

ü  Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. от 16.07.2020) «Государственная программа РФ «Развитие образования»

ü  Федеральный национальный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16).

ü  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования»

ü  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ü  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).

ü   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

ü   Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

ü  Распоряжение Правительства  Ямало- Ненецкого автономного округа от 05.12.2019 № 583-РП  «Концепция  персонифицированного дополнительного образования детей в Ямало- Ненецком автономном округе».

Актуальность программы.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обусловлена необходимостью разработки, внедрения в образовательный процесс обучения проектной деятельности. Освоение обучающимися навыков проектной деятельности является способом формирования ключевых компетенций учащихся, благодаря которым они лучше адаптируются к изменяющимся условиям, ориентируются в разнообразных ситуациях, умеют решать жизненные проблемы и работать в различных коллективах.

Отличительная особенность программы.

Новизна данной программы заключается в следующем:

ü  системный подход к изучению и освоению обучающимися приёмов и навыков проектной деятельности.

ü  возможность интеграции начального, основного и дополнительного образования.

Данная программа, равно как и система обучения проектной деятельности в в целом, должны стать одним из компонентов для создания единого образовательного пространства, необходимого для полноценного развития ребёнка.

Программа педагогически целесообразна, т.к. совокупность методов и приёмов проектной деятельности позволяет обучающимся овладеть знаниями, приёмами и навыками, которые направлены на разрешение конкретной проблемы.

Цель программыразвитие и воспитание личности школьника на основе формирования позитивных жизненных ценностей путем создания условий для реализации внутреннего потенциала в ходе научных поисков и экспериментальных исследований.

Задачи:

ü  Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;

ü  Выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

ü  Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

ü  Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;

ü  Организация научно - исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

 

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

ü   владение ключевыми понятиями проектной деятельности (проект,  проблема,  цель, план работы,  дневник проектной деятельности,  продукт,  презентация,  источники информации);

ü    сформированность навыков ведения дневника проектной деятельности;

ü    выполнение двух проектов.

Личностные результаты:

ü  сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

Метапредметные результаты:

ü  умение совместной с педагогом формулировки проблемы, цели, планирования работы;

ü   владение навыками поиска и обработки необходимой информации;

ü   умение грамотной презентации своего продукта;

ü   умение оценки собственной деятельности.

Формы обучения по программе и используемые образовательные технологии. Форма обучения по программе – очно. В дни с неблагоприятными погодными условия и болезни учащегося  с применением дистанционных технологий.

Используемые образовательные технологии:  

ü  проектная технология;

ü  информационно-коммуникативные технологии;

ü  технология группового обучения;

ü  здоровьесберегающая технология.

Возрастная категория учащихся:  7-11 лет

Категория состояния здоровья учащихся: с ОВЗ.

Период реализации программы -  1 год

Продолжительность реализации программы в часах   64,8 часа в год.

Режим занятий одной группы:  2 занятия в неделю по 1 и 0,8 часа.

 

Материально-технические условия реализации программы.  

1.  Оборудование кабинета: 

2. Нормы оснащения детей средствами обучения и планируемая интенсивность использования средств обучения

 Средства обучения  

 

Количество штук на 1 группу

Интерактивная доска, проектор

 

1

Компьютер учителя

1

Персональные ноутбуки учащихся

15

 

Содержание программы 2-го модуля, 1 года  обучения.

Образовательные задачи:

ü  сформировать умения и навыки, связанные с постановкой проблемы, целеполаганием, планированием и оценкой результата; 

ü  сформировать умения и навыки, связанные с поиском и обработкой· информации; 

ü  сформировать умения и навыки, связанные с культурой устной и· письменной речи; 

ü  сформировать навыки совместной работы в группе;·

ü   сформировать интерес к познанию нового посредством реализации· проекта

 

            Планируемые результаты реализации программы:  

Возрастная категория 7-11 лет

2-й модуль, 1 год обучения  учащиеся будут

знать:

ü  Структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся.

ü  Основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы, объекта и предмета исследования.

ü  Основные информационные источники поиска необходимой информации.

ü  Правила оформления научно – исследовательской работы, списка используемой литературы.

ü  Способы обработки и презентации результатов.

уметь:

ü  Определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

ü  Разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.

ü  Самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

ü  Выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку.

ü  Планировать и координировать совместную учебно-исследо­вательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих за­дач группы; учет особенностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный).

ü  Пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах исследования.

 

Содержание программы

 

II Модуль. Представление работ. Участие в научно – практических конференциях (всего 64,8 часа).

Тема I. Написание исследовательских и проектных  работ.

(Всего 29,8 часа)

Постановка целей и задач учебного исследования. План работы над учебным исследованием. Отбор методов исследования, их соответствие целям и задачам исследования. Объект, предмет и гипотеза исследования. Виды информационных источников учебного исследования. Изучение соответствующей литературы, определение библиографии темы, вопроса. Отбор методов исследования, их соответствие целям и задачам исследования. Метод и его роль в научном познании. Интернет – экскурсия «Каким должно быть учебное исследование?» Использование информационных и коммуникационных технологий. Анализ первоисточников по проблеме исследования. Методика обработки информации. Общий и рабочий план исследования. Способы представления экспериментальных результатов исследования: цифровая информация с использованием графиков, анимации, звуков. Компьютерная вёрстка работ. Составление библиографического списка по теме исследования.

Тема II. Представление работ. Участие в научно – практических конференциях.

(Всего 35 часов).

Выбор темы исследования. Составление анкеты. Проведение интервью.  Работа с использованием ИТ, сайтов сети Интернет. Практикум по технологии Ролевое взаимодействие в интервью. Сценарий презентации и его разработка.

Составление тезисов, конспектов и докладов для защиты учебного исследовательского проекта. Подготовка к защите реферата. Индивидуальные консультации. Рецензирование рефератов. Участие в конференциях. Обсуждение результатов. Результаты индивидуального стиля обучения.

Учебный план

п/п

Название  раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 Модуль 2 . (всего 64,8 часа)

Тема I. Написание исследовательских и проектных  работ. (Всего 29,8 часа)

1.       

Вводный инструктаж для учащихся №11. Из истории метода проектов.

1

1

-

2.       

Как выбрать тему исследования.

0,8

0,8

-

3.       

Простейшие  методы  исследования.

1

1

-

4.       

Гипотеза исследования. 

0,8

0,8

-

5.       

Цель и задачи исследования.  

1

1

-

6.       

Основные требования к презентации проекта.

0,8

0,8

-

7.       

Организация исследования.  

1

-

1

8.       

Оформление глав «Введение» и «Заключение».

0,8

0,8

-

9.       

Поиск информации.

1

-

1

10.   

Работа  с различными источниками информации.

0,8

 

0,8

11.   

Виды информационных источников. Работа с каталогами.

1

-

1

12.   

Работа со справочной литературой.

0,8

-

0,8

13.   

Использование электронных энциклопедий.

1

-

1

14.   

Наблюдение – доступный способ добычи информации.  

0,8

-

0,8

15.   

Наблюдение: непосредственное

1

1

 

16.   

Наблюдение: опосредованное

0,8

0,8

-

17.   

Виды опроса: анкетирование

1

-

1

18.   

Виды опроса: интервью

0,8

-

0,8

19.   

Эксперимент.

1

-

1

20.   

Индивидуальное исследование.

0,8

-

0,8

21.   

Работа со статистическим материалом.

1

1

-

22.   

Массовый и специализированный опрос.

0,8

-

0,8

23.   

Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса.

1

-

1

24.   

Анкетирование. Сплошное, выборочное, прямое, косвенное. Анализ анкет и результатов опроса.

0,8

0,8

-

25.   

Составление таблиц, диаграмм.

1

1

-

26.   

Способы представления проектов.

0,8

0,8

-

27.   

Требования к оформлению работы. 

1

-

1

28.   

Оформление работы на компьютере. 

0,8

-

0,8

29.   

Цифровая информация с использованием графиков, анимации, звуков.

1

1

-

30.   

Компьютерная вёрстка работ, составление презентаций

0,8

-

0,8

Тема II. Представление работ. Участие в научно – практических конференциях.

(Всего 35 часов).

31.   

Повторный инструктаж для учащихся №11. Создание компьютерных презентаций проектов

1

-

1

32.   

Библиографические правила цитирование источников.

0,8

-

0,8

33.   

Составление библиографического списка по теме исследования.

1

-

1

34.   

Оформление ссылок.

0,8

-

0,8

35.   

Подготовка текста защиты проекта  

1

-

1

36.   

Подготовка текста защиты проекта  

0,8

-

0,8

37.   

Методы привлечения внимания в аудитории.

1

1

-

38.   

Работа с вопросами.

0,8

0,8

-

39.   

Критерии и процедура оценивания.

1

1

-

40.   

Оценка. Самооценка.

0,8

0,8

-

41.   

 Проблемы исследования, выявление его актуальности.

1

1

-

42.   

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.  

0,8

-

0,8

43.   

Защита проектов перед аудиторией.

1

-

1

44.   

Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом.

0,8

0,8

-

45.   

Рецензирование проектов.

1

-

1

46.   

Виды публикаций.

0,8

0,8

-

47.   

Составление текста к публичному выступлению.

1

-

1

48.   

«Что и  Как» мы говорим.

0,8

0,8

-

49.   

Допустимые речевые обороты.

1

1

-

50.   

Практическая работа  «Составление вопросов к проектной и исследовательской работе».

0,8

-

0,8

51.   

Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания.

1

1

-

52.   

Экспертиза своей и чужой деятельности.

0,8

0,8

-

53.   

Информационные проекты.

1

1

-

54.   

Игровые проекты. Ролевые проекты.

0,8

0,8

-

55.   

Прикладные проекты. Инженерные проекты.

1

1

-

56.   

Социальные проекты.

0,8

0,8

-

57.   

Учебно-исследовательские проекты.

1

1

-

58.   

Анализ документов.

0,8

0,8

-

59.   

Подведение итогов школьной научно-практической конференции учащихся.

1

1

-

60.   

Подготова к стендовой защите городского уровня. Понятие «Стендовая защита».

0,8

-

0,8

61.   

Подготова к стендовой защите городского уровня. Понятие «Стендовая защита».

1

-

1

62.   

Подготовка документов в виде тезисов

0,8

-

0,8

63.   

Подготовка документов в виде тезисов

1

-

1

64.   

Подготовка документов в виде тезисов

0,8

-

0,8

65.   

Подведение итогов.

1

1

-

Итого:

64,8

39,8

25

 

Календарный учебный график

Модуль,

год обучения/

№ группы

Дата начала

обучения по

программе

Дата

окончания

обучения по

программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

дней

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

Сроки проведения промежуточной аттестации

2 модуль,

1 год обучения

01.09.2021г

31.05.2022г

36

72

64,8 часа

2 раза в неделю

 

Апрель - май

 

Формы аттестации.

Аттестация учащихся  проводятся в соответствии с положениями МБОУ СОШ №13 с УИП эстетического цикла»:

  • «Об аттестации учащихся МБОУ СОШ №13 с УИП эстетического цикла»»
  • «Мониторинг качества реализации общеразвивающих программ дополнительного образования».

Формы подведения итогов реализации программы:  

- презентация проекта, научно-исследовательской работы.

- институциональные, городские, окружные, региональные, всероссийские, международные конкурсы.

Оценочные материалы:

Формы отслеживания результатов:

ü  промежуточная аттестация (защита или представление проекта (исследовательской работы) на школьном уровне); 

ü  контрольный этап (участие в конкурсах различного уровня). 

Формы фиксации образовательных результатов:

ü  экспертный лист;

ü  проектная документация, дневник исследовательской работы, презентация, стенд для защиты, тезисы и т.д.;

ü  презентация проектов.


 

Литература 

Для педагога:

1.      Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – 2020, № 9 - с.177-180.

2.      Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: 5-7 кл. / Н.А. Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2019.

3.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

4.      Петрова В. Метод проектов. – М., 2020.

5.      Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

6.      Ступницкая М. А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников . Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2016.

7.      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

Для учащихся:

1.       Савенков А. Исследовательские методы обучения в школьном образовании / А. Савенков // Школьное воспитание. - 2020. - N 1. - С. 21-30.

2.       Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2019. - № 3. - С. 102-104.

Интернет- источники:

1.      Артамошина М. А. Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС // http://nsportal.ru/

2.      Мукаева Л. Ш. Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе. // http://festival.1september.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru