Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса
Оценка 4.7

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Оценка 4.7
docx
22.01.2020
Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса
дополнит по истории 7 класс.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Загадочное средневековье» имеет научно-познавательную (обще интеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 7 класса в рамках реализации новых образовательных стандартов. Планирование занятий рассчитано на 34 часа в год (1 раз в неделю).

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у семиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще-учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований новых государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 7 класса.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Цели и задачи внеурочной деятельности

Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

• обеспечение благоприятной адаптации ребенка в среднем звене школы;

• создание условий (в рамках возможностей образовательного учреждения) для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, расширение рамок общения с социумом.

Содержание программы внеурочной деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.

Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов, так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и обще-учебные умения. К ним, прежде всего относятся способность самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.

Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.

Личностные, предметные и метапредметные результаты      

Личностными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

·      формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;

·      формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·      формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

·      умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·      умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

·      определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·      умение оценивать правильность выполнения задачи,  собственные возможности её решения;

·       умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

·      умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·       смысловое чтение;

·      умение организовывать  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·   умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

·  усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

·  расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

·  приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

·  освоение приемов установления причинно-следственных связей.

Результаты обучения и освоения содержания курса программы внеурочной деятельности по истории «Загадочное средневековье»:

·  сформированы когнитивные и коммуникативные компетенции через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;

·  осознавать свою идентичность как гражданина демократического государства;

·  понимать культурное многообразия мира, проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

·  владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

·  сформирована способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

·  сформирована готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

·            толерантное отношение к истории других стран;

·            познавательная, творческая, общественная активность;

·            самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

·            умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

·            коммуникабельность;

·            уважение к себе и другим;

·            личная и взаимная ответственность;

·            готовность действия в нестандартных ситуациях;

·            творчество.

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

Тема «Раннее Средневековье» (5 часов) 

        Кочевники на территории нашего края. Хлодвиг.  Усиление королевской власти. Франкское государство в VI-VIII вв. Усиление власти майордомов. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей.

        Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII-XI вв. взаимоотношения с Русью. Собор Святой Софии. Византийская иконопись.

        Условия жизни и занятия арабов. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Ислам. Коран. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть.

Тема «Расцвет Средневековья»  (4 часа) 

        Складывание нового устройства общества. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей.  

Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Организация управления. Облик средневекового города. Средневековое ремесло. Организация торговли. Торговые пути.

        Основы могущества церкви. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход, его переломный характер.

        Начало объединения Франции. Успехи Филиппа II Августа.  Генеральные штаты. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета.  Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии.

Тема «Позднее Средневековье» (4 часа) 

        Ухудшение условий жизни европейцев в XIV веке. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д,Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре.

        Польша в XIV-XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. Страны Балканского полуострова в XIV-XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии.

Тема «Ранняя  история восточных славян» (1 час)

        Восточные славяне и их соседи.   Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Тема «Киевская Русь» (5 часов)

        Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

        Первые русские князья. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

        Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

        Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

        Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Тема «Русь во время феодальной раздробленности» (6 часов)

        Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Характер политической власти в период раздробленности. Последствия раздробления  Древнерусского государства.

        Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий.   Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Галицко-Волынская земля. Объединение Волыни и Галича. Даниил Галицкий.

        Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска.

 Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.        

Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества.

        Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Тема « Образование единого Русского государства»  (5 часов)

        Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

          Создание единого Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 года. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.      

Тема « Московское государство в XVI веке»  (5часов)

        Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI века. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г.

        Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Причины Ливонской войны. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

         Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Поход Ивана IV на Новгород.

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Примечания

1

 

Кочевники на территории нашего края

1

 

2

 

Образование варварских королевств. Хлодвиг

1

 

3

 

Христианская церковь в раннее Средневековье. Судьба Византии. Собор Святой Софии

1

 

4

 

Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад

1

 

5

 

Восточные славяне и их соседи

1

 

6

 

Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев

1

 

7

 

Первые Древнерусские князья

1

 

8

 

Походы Святослава

1

 

9

 

Судьба Византии, взаимоотношения с Русью. Собор Святой Софии

1

 

10

 

Крещение Руси. Значение принятия христианства

1

 

11

 

Ярослав Мудрый. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого

1

 

12

 

Возникновение Халифата. Арабские завоевания.

1

 

13

 

Половецкая угроза. Любечский съезд.

1

 

14

 

Князь Владимир Мономах

1

 

15

 

Рыцарство. Война и «Божий мир»

1

 

16

 

Вооружение и боевая тактика рыцарей

1

 

17

 

Политическая раздробленность Руси

1

 

18

 

Средневековый город. Борьба городов с сеньорами

1

 

19

 

Крестовые походы

1

 

20

 

Князь Юрий Долгорукий. Даниил Галицкий

1

 

21

 

Создание державы Чингисхана. Битва на реке Калке

1

 

22

 

Франция. Анжуйская держава

1

 

23

 

«Чёрная смерть». Жакерия. Восстание Уота Тайлера

1

 

24

 

Столетняя война. Жанна д' Арк. Война Алой и Белой розы

1

 

25

 

Евпатий Коловрат. Оборона Москвы

1

 

26

 

Польша в XIV-XV вв. Битва при Грюнвальде 

1

 

27

 

Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище

1

 

28

 

Золотая Орда. Борьба русского народа против ордынского владычества

1

 

29

 

Ян Гус. Гуситские войны и их значение

1

 

30

 

Правление Ивана Калиты. Сергий Радонежский

1

 

31

 

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Поход на Русь хана Тохтамыша

1

 

32

 

Василий ІІІ. Судебник 1497 года

1

 

33

 

Иван IV. Восстание 1547 года. Судебник 1550 г

1

 

34

 

Итоговый урок

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

История Средних веков

I. Книги для чтения, энциклопедии
Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. - М., 1989.

Книга для чтения по истории Средних веков/Под ред. В. П. Будановой. - М., 2006.

Рассказы по истории Средних веков/Под ред. А. А. Сванидзе. - М., 1996.

Энциклопедический словарь юного историка.

Энциклопедия для детей «Аванта+» (тома: «Всемирная история», «Искусство», ч. 1; «Религии мира», ч. 1-2).

II. Исторические романы об эпохе Средневековья _        

Волков А. М. Царьградская пленница.

Гюго В. Собор Парижской Богоматери.

Дюма А. Изабелла Баварская.

Конан Дойл А. Сэр Найджел. Белый отряд

Ладинский А. Анна Ярославна - королева Франции. 
Парницкий Т. Аэций - последний римлянин. 
Сенкевич Г. Крестоносцы.

Скотт В. Ричард Львиное Сердце. 
Скотт В. Айвенго.

Скотт В. Квентин Дорвард.

Скотт В. Граф Роберт Парижский. 
Стивенсон Р. Черная стрела. 
Стюарт М. Полые холмы.

Хаггард Г. Р. Прекрасная Маргарет. 
Ян В. Чингиз-хан.

Ян В. К последнему морю.

III. Тексты и переложения произведений средневековой литературы

Грин Р. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола. - М., 1981.

Песнь о Роланде (любое издание).

Под звон мечей: Легенды и сказания старой Европы в пересказе п. Н. Полевого. - М., 1994.

Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. - М., 1974. 
Средневековый роман и повесть. - М., 1974.

Три лесных стрелка: Английские народные баллады. - М., 1972. 
Тысяча и одна ночь: Арабские сказки (любое издание).

Чудесный рог: Народные баллады. - М., 1985.

История России

Алексеев С.С. Сто рассказов из русской истории. М., 1991. 
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. - Л., 1988.

Буганов В.И. Куликовская битва. М., 1980. 
Введение христианства на Руси. М., 1987.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. М., 2000.

Головатенко А. Эпизоды истории русской церкви. ХIII-ХVIII столетия. Материалы к урокам истории (пособие для учителя). М., 1997.

Горяйнов С.Г.  Задачник по истории России: Загадки Российской Клио для всех, кто изучает и любит историю. Ростов на Дону, 1996.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. 
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IХ-ХII. М., 1998.

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков. XII-XIV вв. М., 2001.

Данилов А.А. История России IX-XIX вв.: Справочные материалы. М., 1998.

Иванов А.Б. Третий Рим: Русь XIV-XVII вв. М., 1996. 
История России IХ-ХХ вв.: Атлас. М., 1997.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. ХV -ХVI вв. М., 1997. Кн. 1.

История Отечества: Энциклопедический словарь. М., 1999.

Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. В 2 ч. М., 1996.

Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991.

Князев Е.А. Родная старина: Слова, термины, образы. М., 1996.

Косцова А. Сюжеты древнерусских икон. СПб., 1993. 
Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до конца ХХ века. М., 1996.

Любимов Л.  Искусство Древней Руси. М., 1996.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г, Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней, М., 1999.

Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. В 2 т. М., 1996.

Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1994.

Русское православие: вехи истории. М., 1989. 
Скрынников Р.Г. Ермак. М., 1992. 
Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1983.

Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. М., 1997.

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. М., 1994.

Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. М., 1998.

Смирнов С.Г. Задачник по истории России. М., 1995. 
Средства наглядности по истории России и мировых цивилизаций. М., 1996.

Степанищев А. Т. История Отечества: преподавание в школе. М., 2001.

Степанищев А. Т. История России в вопросах, задачах, графике. М., 1994.

Степанищев А. Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.

Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. М., 2000.

Фроянов И.П. Мятежный Новгород: Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX - начала ХIII столетия. СПб., 1992.

Хронология российской истории: энциклопедический справочник. М., 1997.

Чернышов А.В. Очерки по истории Тверского княжества ХIII-ХV вв. Тверь, 1996.

Энциклопедический словарь юного историка: Отечественная история для среднего и старшего школьного возраста. М., 1997.

 

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса

Программа дополнительных занятий по истории для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020