Программа допрофессиональной подготовки "Музей"

  • doc
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа допроф. подгот.-Извара+музей (1).doc

Согласовано

 

 

Согласовано

 Государственный Музей Н.К.Рериха  в Изваре

 

Комитет образования  администрации

 

 

МО «Волосовский муниципальный район»

 

 

Ленинградской области

Директор музея

О. А. Черкасова

 

Председатель комитета образования

 

 

                                Н.В.Симакова

 

 

 

Принята                                                                       

 

Утверждено

педагогическим советом                                                              

 

Приказ №  ___     от « __» _______  2019г.

Протокол  №__от  "_ "  2019 г.   

 

Директор МОУ«Изварская СОШ»

 

 

                                                   Л.А.Козлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

«Туристско-краеведческая деятельность как средство допрофессиональной подготовки обучающихся

(на примере взаимодействия школы и музея-усадьбы Н. К. Рериха)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Извара

2019 г.
Содержание

 

Актуальность. 3

Педагогическая цель. 5

Управленческая цель. 5

Задачи. 5

Гипотеза. 6

Ожидаемые результаты.. 7

Этапы и сроки инновационной деятельности. 8

Минимизация рисков инновационной деятельности. 10

Финансовое и материальное обеспечение программы.. 12

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности по направлению «туристско-экскурсионная деятельность». 12


Актуальность

 

Программа «Туристско-краеведческая деятельность как средство допрофессиональной подготовки обучающихся (на примере взаимодействия школы и музея-усадьбы Н.К.Рериха)» разработана в рамках Программы развития МОУ «Изварская СОШ» на 2016-2021 годы «Школа равных возможностей» - подпрограммы «Будущее за тобой!» по работе с детьми «группы риска» и профориентации.

Истоки сотрудничества школы с музеем Н. К. Рериха в Изваре ведут к 1998 году. Результатом реализации первого проекта развития школы «Через творческое наследие Н. К. Рериха – к модели школы как центра социальной культуры на селе» стала совместная деятельность школы и музея-усадьбы: исследовательские работы по изучению творчества Н. К. Рериха, встречи с интересным людьми, рождественские вечера в гостиной музея, экскурсии, поездки и многое другое. Кроме того, в те годы повысилась мотивация учащихся к чтению, самостоятельной исследовательской работе, активизировались творческие способности детей младшего и среднего школьного возраста; учителя освоили технологию музейной педагогики и стали применять её в урочной и внеурочной деятельности. Результаты успешной совместной работы школы и музея-усадьбы Н. К. Рериха стали стимулом для развития партнёрских взаимоотношений с другими учреждениям социума.

Изварская школа, сплотив усилия социума, стала истинным центром социально – экологической культуры и продолжает позитивно развиваться.

Несмотря на достижения прошлых лет, на современном этапе развития цифрового общества музейная научная деятельность – удел избранных, и изварские школьники сегодня неохотно включаются в проводимые школой и музеем совместные мероприятия, которые, казалось бы, способствуют интеллектуальному развитию и нравственному воспитанию детей, живущих на значительном расстоянии от крупных исторических, культурных центров Санкт-Петербурга. Детский коллектив весьма неоднородный по способностям, мотивации на успех, уровню воспитанности. Сегодня население Извары в основном составляют приезжие из разных регионов России и Ближнего Зарубежья. Это люди с разным вероисповеданием, не связанные с ленинградской землёй историческими корнями, что усугубляет работу школы по патриотическому, духовному, нравственному воспитанию.

Контингент родителей неоднороден:

Имеют высшее образование – 12 %; среднее профессиональное - 13 %. 147 семей имеют детей школьного возраста. Из них: семей с высоким уровнем дохода – 3 %, со средним уровнем – 66 %, малообеспеченных – 31 %, неполных – 35 %, многодетных – 5%, имеющих детей на попечительской опеке – 6 %, семей с детьми инвалидами – 0,5 %; не работает ни один из родителей – 3 %. Гармоничные семьи - 52%, проблемные – 12 %, асоциальные и аморальные – 5 %. Родителей, регулярно посещающих школу, - 70 %. Из них 20 % активно участвуют в жизни ОУ, 5% являются помощниками школы, участниками общественной жизни в д.Извара.

Сельская школа всегда оперативно реагировала и реагирует на угрозы социума и считает своим долгом возродить культурные традиции, ее самобытность, непосредственную связь, активное взаимодействие с музеем-усадьбой Н. К. Рериха, гениального художника, снискавшего мировую славу своими полотнами.

Проблема профориентации с опорой на культурные ценности местности вечная.

В сотворчестве с музеем Н. К. Рериха мы планируем организовать школу активности, социального успеха, развития, толерантности и креативности.

Основная идея инновационной деятельности: допрофессиональная подготовка обучающихся в процессе возрождения и сохранения духовной связи поколений, продолжения начинаний великих людей России, которые явились создателями в Изваре особой атмосферы света, душевного тепла, чистоты и нравственности: К. Ф. Рериха, Н. К. Рериха, М. П. Беклешева.

В процессе активного взаимодействия с музеем Н.К.Рериха обучающиеся школы получат дополнительную возможность качественного образования, самовоспитания, самореализации и развития свободной творческой личности, почувствуют ответственность за свой выбор, реализуя индивидуальный допрофессиональный маршрут.

Педагогическая цель: сформировать активную жизненную позицию обучающихся на основе принятия духовно-нравственных, гражданско-патриотических, социальных ценностей в процессе общественно-значимой деятельности.

Управленческая цель: разработать и апробировать сетевую интегративную модель допрофессиональной подготовки обучающихся гуманитарной направленности – туристско-краеведческая деятельность.

Задачи:

1.     Изучить теорию и практику по направлению «туристко - краеведческая деятельность».

2.     Создать детский туристический клуб на базе Гуманитарного центра ОУ, организующий и реализующий экскурсионные услуги.

3.     Создать детскую Ассоциацию экскурсоводов и гидов-переводчиков по музею-усадьбе Н.К.Рериха и Изварской земле Волосовского края.

4.     Разработать интегрированные рабочие программы по внеурочной деятельности и дополнительному образованию, связанные с изучением творческого наследия Н.К.Рериха.

5.     Разработать социальные и сетевые проекты по туристско-краеведческой деятельности в Изваре (летние профильные лагеря, археологические раскопки и др.).

6.     Организовать рекламную деятельность обучающихся на базе Гуманитарного центра школы.

7.     Ввести новые формы активного взаимодействия обучающихся школы, работников музея-усадьбы Н.К.Рериха и местного населения.

8.     Создать банк экскурсионных объектов, библио-, видео- и фонотеки для проведения экскурсий, контрольных текстов экскурсий, новых экскурсионных продуктов; спланировать контроль качества подготовки школьных экскурсоводов.

Гипотеза: активная жизненная позиция обучающихся на основе принятия духовно-нравственных, гражданско-патриотических, социальных ценностей в процессе общественно-значимой деятельности будет сформирована, если будут созданы следующие условия:

·       Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-х – 9-х классов в подготовке к осознанному выбору будущей профессии, в т.ч. апробирован индивидуальный допрофессиональный маршрут обучающегося.

·       Соблюдена преемственность во взаимодействии школы и музея-усадьбы Н.К.Рериха.

·       Интеграция стала системообразующим фактором содержания и организации допрофессиональной подготовки обучающихся.

·       При разработке и организации социальных, сетевых, игровых проектов, моделей в образовательном процессе соблюдаются педагогические принципы игровых технологий.

·       Новые формы активного взаимодействия обучающихся школы, работников музея-усадьбы Н.К.Рериха, местного населения и дальнего социума направлены на развитие дивергентного мышления.

·       Создана сетевая интегративная модель допрофессиональной подготовки обучающихся гуманитарной направленности – туристско-краеведческая деятельность.

Диагностический инструментарий: тесты обученности; все виды анкетирования; контрольные работы, зачеты; результаты ГИА; педагогические разработки; периодическая печать, СМИ; видеоуроки; видеофильмы мероприятий; интервьюирование; исследовательские работы обучающихся и педагогов; портфолио, проекты, разработки экскурсий, маршрутов, индивидуальный допрофессиональный маршрут.

 

Ожидаемые результаты:

·       осознана обучающимися необходимость воспитания себя как человека профессии будущего;

·       повышение качества успеваемости до 60 %;

·       сформирована в обучающихся потребность творческого роста;

·       обучающийся – образованная, активная, воспитанная личность, обладающая ключевыми компетенциями, умеющая применять полученные знания на практике, и поэтому востребованная в цифровом обществе;

·       сформированы знания, умения и практические навыки, необходимые для организации и проведения экскурсионного обслуживания как важной составляющей туристской индустрии;

·       сформирована коммуникативная культура у обучающихся;

·       развиты творческие способности у обучающихся;

·       освоены обучающимися социальные навыки и практические умения, обеспечивающие их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества;

·       сформирована социально активная личность, умеющая чётко определять цели и задачи своей деятельности;

·       апробированы новые формы активного взаимодействия обучающихся школы, работников музея-усадьбы Н.К.Рериха и местного населения.

·       Создана сетевая интегративная модель допрофессиональной подготовки обучающихся гуманитарной направленности – туристско-краеведческая деятельность.

 

Этапы и сроки инновационной деятельности

 

Подготовительный этап (2019-2020 годы) – Мониторинг исходного уровня ресурсной базы школы и музея-усадьбы, выявление возможностей для развития наращивания личностной эффективности обучающихся и формирования культуры выбора будущей профессии гуманитарной направленности. Выявление противоречий, проблем и оптимальных путей их решения. Изучение теории и практики по направлению «туристко-краеведческая деятельность», отбор эффективных методов, форм организации. Разработка сетевой интегративной модели допрофессиональной подготовки обучающихся гуманитарной направленности – туристско-краеведческая деятельность. Обучение педагогического коллектива и социальных партнеров интеграции основной, внеурочной деятельности и дополнительного образования гуманитарной направленности с учетом духовного наследия Н.К.Рериха. Создание детского туристического клуба на базе Гуманитарного центра ОУ. Создание детской школы по подготовке школьных экскурсоводов. Проведение психологических и педагогических тренингов.

Практический этап (2020-2022 годы) – Апробация сетевой интегративной модели допрофессиональной подготовки обучающихся гуманитарной направленности – туристско-краеведческая деятельность. Корпоративные курсы по выбранному направлению деятельности (решение проблем и противоречий практики). Составление и реализация «Дорожной карты» детского туристического клуба. Подготовка школьных экскурсоводов. Уяснение специфики работы экскурсовода, методики создания и проведения экскурсий, требований к речи и личности экскурсовода, методов контроля качества его работы, эффективности взаимодействия менеджера и экскурсовода для достижения общего положительного результата. Разработка экскурсионных продуктов. Проведение экскурсий. Технология сопровождения по маршруту. Организация рекламной деятельности обучающихся на базе Гуманитарного центра школы. Разработка интегрированных рабочих программ по внеурочной деятельности и дополнительному образованию, связанных с творческим наследием Н.К.Рериха. Разработка социальных и сетевых проектов по туристско-краеведческой деятельности в Изваре. Апробация новых форм активного взаимодействия обучающихся школы, работников музея-усадьбы Н.К.Рериха и местного населения. Создание банка экскурсионных объектов, библио-, видео- и фонотеки для проведения экскурсий, контрольных текстов экскурсии, новых экскурсионных продуктов, контроля за качеством экскурсионных услуг. Создание детской Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков по музею-усадьбе Н.К.Рериха и Изварской земле Волосовского края. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-х – 9-х классов в подготовке к осознанному выбору будущей профессии. Апробация индивидуального допрофессионального маршрута обучающегося.

Мониторинг промежуточных результатов по апробации сетевой интегративной модели допрофессиональной подготовки обучающихся, анализ и корректировка программы. Участие в конкурсах, фестивалях, НПК по трансляции промежуточных результатов.

Обобщающий этап (2023 год) – Итоговый мониторинг по реализации программы допрофессиональной подготовки обучающихся, анализ результатов, обобщение положительного инновационного опыта, разработка перспективного плана развития данного направления на основе выявленных проблем и противоречий.

 

Формы распространения положительного опыта инновационной деятельности: семинары, Круглые столы, Фестивали, НПК, публикации, совещания, СМИ.

 

Минимизация рисков инновационной деятельности

 

Возможные риски

Пути снижения и минимизации рисков

1.

Стереотипы общественного сознания, неготовность к переменам

Разъяснительная работа, изучение нормативных документов по стратегическим направлениям развития ОО, профессиональные тренинги.

2.

Формализм и имитация

Внедрение эффективных методов повышения мотивации, взаимодействия субъектов ОС, обучение в процессе совместной деятельности на основе диалога.

3.

Разрозненность педагогических усилий несогласованность действий, нарушение координации

Пересмотр функций методических объединений и их руководителей, роли Методического совета в координации образовательной деятельности, распределения полномочий.

Создание действующего координационного центра.  Обеспечение доступности информации для всех субъектов инновационной деятельности

4.

Недостаточность знаний и умений у субъектов образовательной деятельности в области психологии, менеджмента, экономики, маркетинга.

 -индивидуальная работа педагогов по самообразованию (индивидуальные образовательные маршруты) в соответствии с профстандартами;

- курсы повышения квалификации;

- внутриучрежденческие формы повышения профессионального мастерства с привлечением специалистов;

- проектировочные и обучающие семинары, мастер-классы, тренинги на базе ОО.

5.

Недостаточность финансовых средств

Привлечение средств  с помощью депутатов Законодательного собрания ЛО в Волосовском районе, Управляющего совета школы, представителей бизнеса. Развитие внебюджетной деятельности, участие в профессиональных конкурсах,  Грантах.

 


Финансовое и материальное обеспечение программы

 

Реализация программы «Туристско-краеведческая деятельность как средство допрофессиональной подготовки обучающихся (на примере взаимодействия школы и музея Н.К.Рериха)» финансируется из бюджетных и внебюджетных средств МОУ «Изварская СОШ» и музея Н.К.Рериха (на основании заключения договора).

 

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности по направлению «туристско-экскурсионная деятельность»

 

Источники

1.     Федеральный Закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (с изм. от 02.03.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Консультант Плюс: Высшая школа. Программа информационной поддержки российской науки и образования.

2.     Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 539н «Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)"» (с изменениями и дополнениями от 18.03.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/

3.     ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»: введен 01.07.2011 // Консультант Плюс: Электронная правовая справочная система. URL: http://www.consultant.ru/

4.     ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования»: введен 01.07.2012 // Консультант Плюс: Электронная правовая справочная система. URL: http://www.consultant.ru/

5.     Поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 17 августа 2015 года (по развитию туризма).

6.     URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/50341.

 

Литература

1.     Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А. С. Баранов, И. А. Бисько. – М. : Инфра-М, 2015. – 384 с.

2.     Дашкова, Е. В. Профессия «Экскурсовод»: опыт компетент-ностного анализа / Е. В. Дашкова // Социосфера. – 2012. –№ 3. – С.88–96.

3.     Добрина, Н. А. Экскурсоведение / Н. А. Добрина. – М. : ФЛИНТА ; НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 288 с.

4.     Долженко, Г. П. Экскурсионное дело : учебное пособие / Г. П. Долженко. – 3-е изд. – Ростов н/Д., 2008. – 272 с.

5.     Емельянов, Б. В. Экскурсоведение : учебник для вузов / Б. В. Емельянов. – М. : Советский спорт, 2008. – 214 с.

6.     Ишекова, Т. В. Экскурсионное дело : учебное пособие / Т. В. Ишекова. – М. : Научная книга, 2006. – 40 с.

7.     Курило, Л. В., Основы экскурсионной деятельности : учебное пособие / Л. В. Курило, Е. В. Смирнова. – М. : Советский спорт, 2012. – 205 с.

8.     Лескова, Г. А. Экскурсоведение как область практической дея-тельности и научная дисциплина / Г. А. Лескова // Туристские фирмы. – 2001. – Вып. 23. – С. 120–128.

9.     Матюхина, Ю. А. Экскурсионная деятельность : учебное посо-бие / Ю. А. Матюхина, Е. Ю Мигунова. – М. : Альфа-М, Инфра-М, 2011. – 224 с.

10. Мир экскурсий : Электронный журнал. – 2007–2015. URL: http://www.mirexcurs.ru ; http://vk.com/club37584561

11. Путрик, Ю. С. Экскурсовод – профессия творческая / Ю. С. Путрик, П. И. Караневский // Туристские фирмы. – 2005. – Вып. 35. – С. 287–292.

12. Савина, Н. В. Экскурсоведение : учебно-практическое посо-бие / Н. В. Савина. – Мн. : БГЭУ, 2004. – 334 с.

13. Скобельцына, А. С. Технологии и организация экскурсион-ных услуг : учебник для вузов / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. – 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2013. – 175 с.

14. Хуусконен, Н. М. Практика экскурсионной деятельности / Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанок. – СПб. : Герда, 2008. – 208 с.

15. Яковченко, Р. Н. Методика проведения экскурсий: Нюансы работы / Р. Н. Яковченко // Мир экскурсий. – 2008. – № 2. – С. 27–30.


Скачано с www.znanio.ru