Программа элективного курса «Человек.Общество.Мир». 11 класс, обществознание
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 11 класса и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознание».
Данный курс является актуальным в 11 классе в связи с тем, что научное познание отстает от реального течения процессов, и именно этим проблемам меньше всего уделяется внимание при изучении обществознания. Таким образом, актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления перед учителем и учащимся, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмысливать в том числе и позицию авторов данного учебно-методического комплекта. Данный курс выстраивается как система интеллектуальных задач, направленных на формирование у учащихся способности понимания современных явлений, событий, процессов. Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий.
Цель курса формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
Задачи курса:
1) выработать у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени;
2) дать учащимся представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций политиков и шарлатанов.
Курс в целом предназначен для изучения в 11 классе и рассчитан на 17 учебных часов (0,5 ч в неделю
В соответствии с программой до 50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Результаты самостоятельной работы учащихся будут представлены в виде сообщений, рефератов, эссе, решений ситуативных заданий-задач, тестов и проч. в тетрадях для самостоятельных работ, являются основой для диагностики и контроля. По итогам изучения каждого раздела осуществляется контрольное тестирование, задания которого разрабатываются на основе контрольно-тренировочных заданий ЕГЭ.
содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
11 КЛАСС
Происхождение государства и права. |
Право древнего мира и средневековой Европы. |
Становление права Нового времени. |
Развитие права в России в IX – нача-ле XIX в. |
Советское право в 1917 – 1991 гг. |
Российское право в конце XIX - начале XXI вв. |
Международные договоры о правах человека. |
Виды прав человека: гражданские права. Всеобщая декларация прав человека. |
Виды прав человека: социально-эко-номические права. |
Виды прав человека: культурные и политические права. |
Урок-практикум «Конституция РФ о правах человека». |
Права ребенка. |
Урок-практикум «Конвенция о правах ребенка». |
Международное гуманитарное право. |
Защита прав человека в мирное и военное время. |
Календарно-тематическое планирование. 11 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Примечания |
|
1. |
Введение. |
1 |
Краткая характеристика изучаемого курса. |
|
|
|
2. |
Происхождение го-сударства и права. |
1 |
Теории происхождения государства. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители. |
Знать теории происхождения государства и права. |
Презентация «Происхождение государства и права» |
|
3. |
Право древнего ми-ра и средневековой Европы. |
1 |
Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Евро-пейское и римское право. Особенности средневекового права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей. |
Знать основное содержание законов древнего мира. |
Отрывки текстов |
|
4. |
Становление права Нового времени. |
1 |
Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содер-жание Конституции США. |
Знать основные положения Конституции США. |
Отрывки из Конституции США |
|
5. |
Развитие права в России в IX – нача-ле XIX в. |
1 |
Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть времен-ных лет», «Поучение» князя" Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Да-ниила Заточника», «Слово о по-гибели Русской земли», «Задон-щина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г. |
Знать памятники правовой мысли России. |
Отрывки из документов |
|
6. |
Советское право в 1917 – 1991 гг. |
1 |
Сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Революционное правосознание. Наруше-ния законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидент-ское движение. |
Знать понятие «диссидент», основные положения советских Конституций. |
Отрывки текстов советских Конс-титуций |
|
7.
|
Российское право в конце XIX - начале XXI вв. |
2 |
Основные цели экономических реформ 90-х гг. в России. Кон-ституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ. |
Знать основные документы. |
Презентация «Отрасли российского права» |
|
8. |
Международные договоры о правах человека. |
1 |
Ценности прав человека: гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, толерантность. |
Знать международный билль о правах; основное содержание Факультативного протокола о гражданских и политических правах. |
|
|
9. |
Виды прав челове-ка: гражданские права. Всеобщая декларация прав человека. |
1 |
Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по политическому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям. История создания. Классификация прав человека, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека. |
Знать группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Знать значение Всеобщей декларации прав человека. |
Презентация "Права и свободы человека и гражданина" Интернет – урок «Права и свободы человека» Текст Всеобщей Декларации прав человека |
|
10. |
Виды прав челове-ка: социально-эко-номические права. |
1 |
|
|||
11. |
Виды прав челове-ка: культурные и политические права. |
1 |
|
|||
12. |
Урок-практикум «Конституция РФ о правах человека». |
1 |
Конституция РФ как основной закон государства. Российская конституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. |
Знать Конституцию РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. |
Текст Конституции |
|
13.
|
Права ребенка. |
2 |
Декларация прав ребенка. История принятия Конвенции. Основные права ребенка. |
Знать основные права ребенка. |
Презентация «Права ребенка» |
|
14. |
Урок-практикум «Конвенция о пра-вах ребенка». |
1 |
Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего об-щества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний. |
Знать Конвенцию о правах ребенка. |
Текст «Конвенции о правах ребенка» |
|
15. |
Международное гу-манитарное право. |
2 |
Задачи, принципы, история во-зникновения, основные документы МГП и механизмы их применения. Определение гражданских объектов. Определение военных объектов. |
Знать понятия «междуна-родное гуманитарное право. Комбатанты. Военно-пленные. Военные пресступления. Военные пресступники». |
«Права и защита жертв вооружённых конфликтов» Конспект урока "Международное гуманитарное право" |
|
16. |
Защита прав чело-века в мирное и военное время. |
1 |
Гуманное обращение. Запрещение убийства. Лишение свободы. Статус военнопленного. Раненные и больные. Лица пропавшие без вести. Лица находящиеся под особой защитой. Роль государственных органов в защите прав человека. |
Знать роль ООН в защите прав человека, общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека. |
«Права и защита жертв вооружённых конфликтов»
|
|
17. |
Итоговое повторение. |
2 |
|
Знатьосновные положения раздела. |
тест |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способ видения мира другими людьми;
- анализировать, сопоставлять отдельные факты, раскрывать ведущие причинно-следственные связи;
- самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного;
- строить предположения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы, если бы...», «Что может быть, если...» и т.п. и объяснять (доказывать) свою точку зрения;
- ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на поставленный вопрос, планировать свои исследования;
- выдвигать гипотезы и аргументировать их;
- сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифицировать, оценивать;
- осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному, а от него к мысленно-конкретному; оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- формулировать сущностные определения;
- схематически изображать явления, события, отношения, действия и т.д.;
- уметь перекодировать информацию, т.е. превращать текст в таблицы, графики, диаграммы и наоборот;
- уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи;
- объяснять свои действия, решения, выбор;
- определять основания чужой точки зрения и оценивать ее аргументацию;
- ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;
- вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов;
-
знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и
термины, т. е. распознавать их в различном контексте
и правильно использовать в устной и письменной речи для описания основных
социальных явлений и объектов и аргументации теоретических
рассуждений и обобщений;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и характеризовать их, т. е. указывать свойственные им значимые признаки;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты, т. е. выявлять их отличия и сходства;
-
приводить собственные примеры, т. е. пояснять (иллюстрировать, аргументировано
раскрывать) изученные теоретические положения на
соответствующих фактах.
Ресурсное обеспечение программы.
Литература для учителя (основная и дополнительная)
1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькиной. - М.: Просвещение, 2007.
2. Школьный словарь по обществознанию. /Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. М.: Просвещение, 2007.
3. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Конвенция о статусе беженцев. Конституция РФ.
Литература для обучающихся.
1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькиной. - М.: Просвещение, 2007.
2. Школьный словарь по обществознанию. /Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007.
3. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Конвенция о статусе беженцев. Конституция РФ и др.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, и навыков обучающихся (устные ответы, контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания)
Критерии оценки за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Критерии оценки за письменные работы (тесты):
Оценка "5" - 85-100% выполненных заданий
Оценка "4" – 70-84%
Оценка "3" - 50-69%
Оценка «2» - менее 50%
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.