Программа элективного курса по географии
Оценка 4.6

Программа элективного курса по географии

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
география
9 кл
24.01.2021
Программа элективного курса по географии
Программа «Россия на карте мира» рассчитана на 35 часов. Содержание программы курса позволяет расширить знания учащимся о географическом положении территории.
Россия_на_карте_мира.doc

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка;

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

2. Содержание учебного предмета, курса;

3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

4. Приложения:

Приложение №1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной  деятельности

Приложение №2. Алгоритм работы с текстом

 Приложение №3. Требования к проектной работе

 

 

 

Пояснительная записка.

         Программа «Россия на карте мира» рассчитана на 35 часов. Содержание программы курса позволяет расширить знания учащимся о географическом положении территории.

                   Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими  (топографической и географической картами, глобусом),  текстовыми (текстом учебника, дополнительной литературой), профилями, диаграммами,  рисунками, семами и др.   Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических занятий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие работе группы.

Проблема:                  В школьной программе выделяются только положительные черты географического положения. Данная программа может служить примером того, какой разносторонней может быть трактовка географического положения любой территории.

Цель данной программы:Создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению к предмета география.

Задачи:

  • Развитие способностей учащихся не только усваивать предлагаемые постулаты из учебника, а, применяя комплексный подход, извлекать для себя новое.
  • Формирование у учеников умения самостоятельно приобретать и на практике применять полученные знания.
  • Развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки по умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения.

1.     Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

  • Реализация проекта должна повысить интерес к предмету, подготовить к сдаче итоговой аттестации.
  • В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
  • Наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт;
  • Выдвигать гипотезы и доказывать (или опровергать) их;
  • Выполнять необходимые измерения и использовать прием наложения карт;
  • Делать выводы о влиянии географического положения на природу, быт и хозяйственную деятельность населения, на уровень развития страны.

1) Личностные результаты:

·         ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

·        осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

·         представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

·         осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

·        осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

·        гармонично развитые социальные чувства и качества:

·        эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

·        патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

·        уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

2) Метапредметные результаты:

 1.Регулятивные:

·        Ставить учебные задачи,

·        Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

·        Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

·        Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями

·        Владеть различными способами самоконтроля.

2.Познавательные:

·        Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

·        Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

·        Систематизировать информацию;

·        Структурировать информацию

·        Определять проблему и способы ее решения;

·        Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

·        Владеть навыками анализа и синтеза;

3.Учебно-информационные:

·         поиск и отбор необходимых источников информации;

·         представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

·         работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

·         составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

·         перевод информации из одного вида в другой

·         (текст в таблицу,    карту в текст и т.п.); 

·         использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

·         создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

·         составление рецензии, аннотации;

4.Коммуникативные:

·         выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

·         уметь вести дискуссию, диалог;

·         находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

 

2.     Содержание учебного предмета, курса.

 

            Тема 1.Введение. Особенности географического положения России

.

  • Оценка географического положения, территории, природы, развития.
  • Противоположность оценок географического положения и сама страна Россия.

 

Тема 2. Соседское положение России.

  • Практическая работа « Страны - соседи РФ».
  • Выявление соседского положения на суше, через моря и океаны, работа с картами атласа для 10 класса «Плотность населения».
  • Выявление закономерностей размещения населения в соседских странах вдоль границ с Россией, расположения их столиц.
  • Выявление соседства разного порядка, составление круговой схемы «Соседи 1-го и 2-го порядка».
  • Выявление особенностей влияния степени соседства на характер Российско - соседских отношений.

 

Тема 3.  Положение России в системе координат (математико-географическое положение) (2 часа)

  • Положение России относительно экватора и нулевого меридиана. Протяженность России с севера на юг, с запада на восток. Крайние точки России на материке и на островах.

     Практическая  работа  2

    «Сравнение  математико-географического  положение России и США»

 

Тема4 . Климат России. Влияние зимних изотерм на расселение.

  • Оценка климатических условий России.
  • Практическая работа «Вслед за январскими изотермами». Определение распространения январских и июльских изотерм, выявление причин, влияющих на меридиональное  распространение зимних изотерм, появление  «полюса холода» именно в Якутии. Сопоставление карты январских изотерм с политической картой мира.

                        

 

Тема 5. Влияние климата на быт традиции, хозяйственную деятельность населения.

  • Лекция «Влияние климата на быт традиции, хозяйственную деятельность населения».

 

Тема 6. История заселения России: путь на восток..

·         История развития древних цивилизаций.

·         История освоения новых территорий (Америка, поиск пути в Индию). Движение за теплом и пищей - великие переселения народов.

 

Тема 7.   Рельеф. Закрытость территории России: горные стены.

·         Лекция «Закрытость территории»

·         Практическая работа «Определение границ России исходя из гельефа» (границы природные и условные, опасность горных границ, истоки терроризма).

 

Тема 8.  Закрытые моря

  • Лекция «Ведущие в никуда внутренние моря, выводящие ниоткуда окраинные моря».
  • Практическая работа «Определение природы морей, их навигационного режима».
  • Вычерчивание основных морских транспортных магистралей.
  • Выполнение практических заданий и практической работы.

 

Тема 9  Внутренние воды России. Реки тупики.

  • Лекция «Внутренние воды России, реки - тупики».
  • Многочисленность рек России, их меридиональное расположение. Торговые речные пути. Реки Сибири. Волга. Амур.
  • Практическая работа «Выявление режима рек от климатических условий».
  • Влияние большой протяженности рек на весеннее половодье.

Тема  10  Экономико-географическое  положение  Российской  Федерации 

Понятие экономико-географического   положения.   Уровни   экономико-географического  положения  (микро-,  мезо-,  макро-

ЭГП).  Классификация  экономико-географического  положения  по  Е.Л.Плисецкому. 

Промышленно-географическое, агропромышленное,   транспортно-географическое   положение. 

 Демографическое положение России.

Рекреационно-географическое положение.

Место  России  в  мировой  экономике,  участие  России  в международных экономических организациях.

 

 

Тема 11 Внешнеэкономические связи России.

  • Лекция «Внешнеэкономические связи России со странами Ближнего и Дальнего зарубежья».
  • Практическая работа «Составление картосхемы внешнеэкономических связей России».

 

 

Тема 12 Россия на карте мира.

Преимущества и сложности географического положения России для развития экономики.

 

 

3.     Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

 

№п/п

Название тем курса.

Всего часов.

В том числе лекции

В том числе практические работы.

Форма контроля

1

Введение. Особенности географического положения России.

3

2

1

Тестирование.

2

Соседское положение России.

2

1

1

Выполнение практической работы.

3

Положение России в системе координат (математико-географическое положение) (2 часа

2

1

1

Выполнение практической работы.

4

Климат России.

Влияние зимних изотерм на расселение.

3

2

1

Выполнение практической работы.

5

Влияние климата на быт традиции, хозяйственную деятельность населения

3

2

1

Тестирование.

6

История заселения России: путь на восток.

2

1

1

Участие в семинаре.

7

Рельеф. Закрытость территории России: горные стены.

4

2

2

Выполнение практической работы.

8

Закрытые моря

2

1

1

Выполнение практической работы, тестирование

9

Внутренние воды России. Реки тупики.

2

1

1

Выполнение практической работы, тестирование

10

Экономико-географическое  положение  Российской  Федерации

5

3

2

 

11

Внешнеэкономические связи России.

3

3

1

Участие в семинаре.

12

Россия на карте мира. Итоговое занятие          

2

1

1

Итоговая контрольная работа.

 

Итого

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм работы с текстом

Схема работы

1.Формулировка проблемы.

2.Комментарий к сформулированной проблеме.

3.Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.

4.Согласие или несогласие с автором исходного текста.

5.Аргументация собственного мнения по проблеме.

6.Общий вывод.

Работа с текстом автора. Анализ авторского текста

1.      Внимательно, медленно прочитайте текст.

2.      Определите стиль текста.

3.      Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).

4.      Определите тему текста.

5.      Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)

6.      Определите основную мысль текста.

7.      Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.

8.      Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 –х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).

9.      Проанализируйте  аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции

Работа над созданием собственного текста

1.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно: воспользоваться текстом, частично процитировать его;

сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).

2.Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно: опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.

3.Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.

4.Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.

5.Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.

6.Продумайте вступление и заключение к работе.

                                    

                                  

 

 

Требования к проектной работе

 

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов. Примерная последовательность проектной деятельности

1.      Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

2.      Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

3.      Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет),  опрос взрослых, друзей. 

4.      Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

5.      Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

6.      Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

7.      Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

8.      Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

9.      Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление

технологической документации.

 

 

 

 


Содержание Пояснительная записка; 1

Содержание Пояснительная записка; 1

Личностные результаты: · ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: · осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель…

Личностные результаты: · ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: · осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель…

Коммуникативные: · выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; · уметь вести дискуссию, диалог; · находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения

Коммуникативные: · выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; · уметь вести дискуссию, диалог; · находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения

Тема 7 . Рельеф. Закрытость территории

Тема 7 . Рельеф. Закрытость территории

Введение. Особенности географического положения

Введение. Особенности географического положения

Алгоритм работы с текстом Схема работы 1

Алгоритм работы с текстом Схема работы 1

Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства

Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2021