Программа элективного курса
«Психологическая безопасность личности»
9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда». Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования утверждена приказом Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г. Профильное обучение в старшей школе (10-11-й классы) предполагает предпрофильную подготовку в 9-м классе, представляющую собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, направленную на их самоопределение в отношении профиля обучения. Предпро-фильная подготовка включает в себя, в частности, набор элективных (по выбору учащегося) курсов (информационное письмо Департамента общего и дополнительного образования Министерства образования РФ от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Элективные курсы в профильном обучении»).
Данный курс может быть представлен как отдельный межпредметный элективный курс пред-профильной подготовки для учащихся 9-х классов с базовым уровнем знаний, умений и навыков, а также входить в содержание курса основ безопасности жизнедеятельности для любого профиля.
Объем курса: 17 ч (1 ч в неделю, одно полугодие). Программа курса может быть расширена до 34 ч (1 ч. в неделю в течение учебного года) за счет более глубокого рассмотрения предложенного содержания.
Цель: формирование у учащихся целостного представления об устройстве человека и об опасных ситуациях психологического, психического и духовного характера, которые могут возникнуть в их жизни, о способах распознавания и мерах защиты от этих последствий.
Задачи курса:
· ознакомление учащихся с опасностями психологического, психического и духовного характера, угрожающими человеку в современной жизни;
· изучение методов и приемов защиты от духовно-психологических воздействий и позволяющих минимизировать возможный ущерб для личности, ее здоровья, жизни и благополучия;
· выработка умения оказывать сопротивление деструктивному духовно-психологическому воздействию.
Организация работы по данному курсу. Основными методами обучения являются: проблемно-поисковый метод изложения нового материала, направленный на творческое осмысление и принятие излагаемых учителем позиций; беседы с элементами дискуссий; интерактивные методы обучения. Целесообразна на занятиях групповая работа с последующей презентацией результатов обсуждения тех или иных проблем и выводов, сделанных группой. Занятия на психологическую безопасность при общении, на принятие решения и отработку умения сказать «нет» в проблемной ситуации предполагают практикумы, тренинговые ситуации и игровое моделирование.
Формы организации занятий:
· осмысленное слушание и ответы на вопросы;
· работа с литературой;
· конспектирование;
· участие в дискуссиях;
· выступления перед классом с сообщениями;
· работа в малых группах.
Подведение итогов и оценивание достижений учащихся.
Подведение итогов и оценивание деятельности обучающихся может проводиться в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме. Итоговым результатом может стать открытый урок с приглашением администрации и учителей школы, итоговая конференция.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока |
Название раздела и темы уроков |
Количество часов |
1 |
Вводный урок |
1 |
2 |
Как устроен человек: тело - психика - душа - дух |
1 |
3 |
Установки и поведение человека: как воспитывать в себе характер |
1 |
4 |
Понятие о деструктивном психическом воздействии |
1 |
5 |
Психическая безопасность |
1 |
6-7 |
Информационная безопасность |
2 |
8 |
Реклама и ее воздействие на человека |
1 |
9 |
Техники манипулирования сознанием |
1 |
10 |
Как сохранить психическое здоровье |
1 |
11-12 |
Духовная безопасность |
2 |
13 |
Общение и психологическая безопасность |
1 |
14 |
Понятие о толерантности: может ли человек сказать «нет» |
1 |
15 |
Алгоритм принятия решения |
1 |
16 |
Как сказать «нет» в проблемной ситуации |
1 |
17 |
Заключительное занятие |
1 |
|
Всего часов |
17 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Урок 1. Вводный урок.
Общие положения о предпрофильном курсе: цели, задачи, организация работы, вопросы проверки знаний. Понятие психологической безопасности личности и круг вопросов, рассматриваемых в рамках курса. Мотивация интереса учащихся на изучение курса и пожелания на включение тех или иных интересующих их аспектов темы.
Урок 2. Как устроен человек: тело-психика-душа-дух.
Понятие троичности человека: телесное, психическое и духовное. Как устроена психика человека и зачем человеку об этом знать. Психосоматика. Душа человека. Духовное устроение человека. Два подхода к пониманию духовности. Взаимосвязь духовного с психическим и телесным. Иерархия в устроении человека: что мы выбираем. Свобода нашего выбора и следствия свободы выбора.
Урок 3. Установки и поведение человека: как воспитывать в себе характер.
Что такое установки и как они влияют на поведение человека. Откуда берутся установки. Установки, минующие сознание, и осознанные установки. Кому мы уподобляемся. Нужно ли и можно ли воспитать свой характер. Как воспитать свой характер. Понятие воздержания. Средства и пути воспитания характера. Главный ориентир - жизнь по совести.
Урок 4. Понятие о деструктивном психическом воздействии.
Установки, разрушающие личность. Установки, разрушающие представления о настоящем и будущем. Что такое «деструктивное, разрушительное психическое воздействие». Как уберечь ум и чувства от разрушительной психической информации. Что можно противопоставить деструктивному психическому воздействию.
Урок 5. Психическая безопасность.
Что понимается под психической безопасностью. Основные источники опасности для психики подростка. Как ограждать себя от исходящей от них опасности. Как и от чего беречь свои чувства. Как и от чего беречь свой ум. «Образ может убить, образ может спасти». Примеры «загрязнения» психики.
Уроки 6-7. Информационная безопасность.
Виды разрушительной информации для подросткового возраста. Способы защиты психики от деструктивной информации и формы ее подачи. Анализ материалов (аудио- и видеопродукции, печатных изданий, компьютерных игр и т.д.) на предмет деструктивного воздействия на личность. Памятка подростку по сохранению психики от информационных воздействий.
Урок 8. Реклама и ее воздействие на человека.
Рекламные призывы и действительность. Достоверная информация и дезинформация. Манипуляция сознанием для достижения определенных целей. Практикум в определении скрытых целей рекламы. Товар и ценности. Основные рекламные приемы. Реклама и образ жизни. Реклама и массовая культура. Китч. Образ жизни, который мы выбираем.
Урок 9. Техники манипулирования сознанием.
Что понимается под манипулированием сознанием. Кому и для чего нужно манипулировать сознанием человека. Как не стать игрушкой в руках манипуляторов. Основные техники манипулирования сознанием. Знания и жизненный опыт как барьер для манипулирования сознанием человека.
Урок 10. Как сохранить психическое здоровье.
Психическое здоровье: здоровье чувств, здоровье ума и здоровая воля. Советы психолога по сохранению психического здоровья в подростковом возрасте: критические ситуации и поиск выхода из них. Укрепление воли, воспитание чувств и развитие мышления как путь сохранения психического здоровья. Психическое здоровье личности и психическое здоровье окружающих людей.
Урок 11-12. Духовная безопасность.
Понятие духовной безопасности. Какие духовные опасности подстерегают человека. Куда зовут с последних страниц газет. Экстрасенсы, гадалки, астрологи. Религии мира и секты. Духовное порабощение (насилие). Общее понятие о техниках изменения сознания. Защита от деструктивных духовных воздействий. Профилактика духовно-психической зависимости.
Урок 13. Общение и психологическая безопасность.
Нужно ли быть общительным. Что такое общение. Виды общения. Как понимать выражение: язык мой - враг мой. Грехи «языка» и опасности, из них исходящие: мат, сквернословие; ложь; пустословие и многословность; осуждение и злословие. Как побороть грехи «языка». Не будь обидчивым, учись прощать. Тщеславие и гордость. Зависть.
Урок 14. Понятие о толерантности: может ли человек сказать «нет».
О дружбе и о влиянии сверстников. Понятие толерантности, терпения и терпимости. В чем общность и различие этих понятий. Толерантность и свобода выбора человека. Человек может сказать «нет». Случаи, когда человек должен сказать «нет». Критерии отбора ситуаций, когда человеку целесообразно говорить «да» и когда необходимо сказать «нет».
Урок 15. Алгоритм принятия решения.
Как принять правильное решение. Что значит для меня «правильное решение». Алгоритм принятия решения: понять, в чем проблема; что нужно знать для принятия правильного решения; рассмотреть, какие варианты решения проблемы могут быть; какой вариант мне больше всего нравится; какие «плюсы» и «минусы» имеет это решение; кого из близких людей затрагивает мой выбор. Мой выбор. Практика освоения алгоритма принятия решения.
Урок 16. Как сказать «нет» в проблемной ситуации.
Стили поведения человека: уверенное, неуверенное, доброжелательное, агрессивное. Характерные признаки для каждого стиля поведения. Восемь способов сказать «нет» в проблемной ситуации. Как безопасно для себя сказать «нет». Соотнесение ответа «нет» со стилем поведения человека. Проигрывание проблемных ситуаций.
Урок 17. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы по программе курса и оценивание деятельности учащихся: открытый урок с приглашением администрации и учителей школы или итоговая конференция.
Ожидаемые результаты:
· развитие психологической культуры учащихся в целом и, как частность, развитие психологического аспекта культуры безопасности жизнедеятельности;
· приобретение учащимися знаний и практических умений по распознаванию и преодолению опасных ситуаций духовно-психологического характера, которые могут возникнуть в их жизни, о способах и мерах защиты от них;
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Оборудование
1. Алкогольная и наркотическая агрессии. Видеозапись выступления профессора Жданова В.Г. - заместителя председателя Новосибирского общества «За трезвый образ жизни».
2. Виртуальная агрессия. Видеофильм режиссера Валентина Матвеева, Леннаучфильм, 2001. Для показа учащимся, родителям, учителям.
3. Сахаджа Йога (часть 2). Видеофильм режиссера Софии Ливандовской, Творческое объединение «Перекресток», 1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.