Программа элективного курса "Психологическая безопасность личности"
Оценка 4.8

Программа элективного курса "Психологическая безопасность личности"

Оценка 4.8
doc
12.09.2021
Программа элективного курса "Психологическая безопасность личности"
Элективный курс. Психологическая безопасность личности.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

 «Психологическая безопасность личности»

 

9 класс

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы ставится задача со­здания «системы специализированной подготов­ки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных по­требностей рынка труда». Концепция профиль­ного обучения на старшей ступени общего обра­зования утверждена приказом Министерства об­разования РФ № 2783 от 18.07.2002 г. Профильное обучение в старшей школе (10-11-й классы) предполагает предпрофильную подготовку в 9-м классе, представляющую собой систему педагогической, психологической, информацион­ной и организационной поддержки учащихся ос­новной школы, направленную на их самоопреде­ление в отношении профиля обучения. Предпро-фильная подготовка включает в себя, в частности, набор элективных (по выбору учащегося) курсов (информационное письмо Департамента общего и дополнительного образования Министерства образования РФ от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Элективные курсы в профильном обучении»).

     Данный курс может быть представлен как от­дельный межпредметный элективный курс пред-профильной подготовки для учащихся 9-х классов с базовым уровнем знаний, умений и навыков, а также входить в содержание курса основ безопас­ности жизнедеятельности для любого профиля.

Объем курса: 17 ч (1 ч в неделю, одно полугодие). Программа курса может быть расширена до 34 ч (1 ч. в неделю в течение учебного года) за счет более глу­бокого рассмотрения предложенного содержания.

Цель: формирование у учащихся целостного представления об устройстве человека и об опас­ных ситуациях психологического, психического и духовного характера, которые могут возникнуть в их жизни, о способах распознавания и мерах за­щиты от этих последствий.

Задачи курса: 

·        ознакомление учащихся с опасностями пси­хологического, психического и духовного характе­ра, угрожающими человеку в современной жизни;

·        изучение методов и приемов защиты от ду­ховно-психологических воздействий и позволяю­щих минимизировать возможный ущерб для лич­ности, ее здоровья, жизни и благополучия;

·        выработка умения оказывать сопротивле­ние деструктивному духовно-психологическому воздействию.

     Организация работы по данному курсу. Основ­ными методами обучения являются: проблемно-поисковый метод изложения нового материала, направленный на творческое осмысление и при­нятие излагаемых учителем позиций; беседы с элементами дискуссий; интерактивные методы обучения. Целесообразна на занятиях групповая работа с последующей презентацией результатов обсуждения тех или иных проблем и выводов, сде­ланных группой. Занятия на психологическую бе­зопасность при общении, на принятие решения и отработку умения сказать «нет» в проблемной ситуации предполагают практикумы, тренинговые ситуации и игровое моделирование.

Формы организации занятий:

·      осмысленное слушание и ответы на вопросы;

·      работа с литературой;

·      конспектиро­вание;

·      участие в дискуссиях;

·      выступления перед классом с сообщениями;

·      рабо­та в малых группах.

     Подведение итогов и оценивание достижений учащихся.

     Подведение итогов и оценивание деятельности обучаю­щихся может проводиться в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную ра­боту, за выполнение тестового задания и т.д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопро­сам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме. Итоговым результатом мо­жет стать открытый урок с приглашением админист­рации и учителей школы, итоговая конференция.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

урока

Название раздела и темы уроков

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Как устроен человек: тело - психика - душа - дух

1

3

Установки и поведение человека: как воспитывать в себе характер

1

4

Понятие о деструктивном психическом воздействии

1

5

Психическая безопасность

1

6-7

Информационная безопасность

2

8

Реклама и ее воздействие на человека

1

9

Техники манипулирования сознанием

1

10

Как сохранить психическое здоровье

1

11-12

Духовная безопасность

2

13

Общение и психологическая безопасность

1

14

Понятие о толерантности: может ли человек сказать «нет»

1

15

Алгоритм принятия решения

1

16

Как сказать «нет» в проблемной ситуации

1

17

Заключительное занятие

1

 

Всего часов

17

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

     Урок 1. Вводный урок.

     Общие положения о предпрофильном курсе: цели, задачи, организация работы, вопросы про­верки знаний. Понятие психологической безопас­ности личности и круг вопросов, рассматриваемых в рамках курса. Мотивация интереса учащихся на изучение курса и пожелания на включение тех или иных интересующих их аспектов темы.

     Урок 2. Как устроен человек: тело-психика-душа-дух.

     Понятие троичности человека: телесное, психи­ческое и духовное. Как устроена психика человека и зачем человеку об этом знать. Психосоматика. Душа человека. Духовное устроение человека. Два подхода к пониманию духовности. Взаимосвязь ду­ховного с психическим и телесным. Иерархия в уст­роении человека: что мы выбираем. Свобода наше­го выбора и следствия свободы выбора.

     Урок 3. Установки и поведение человека: как воспитывать в себе характер.

     Что такое установки и как они влияют на поведе­ние человека. Откуда берутся установки. Установки, минующие сознание, и осознанные установки. Кому мы уподобляемся. Нужно ли и можно ли воспитать свой характер. Как воспитать свой характер. Понятие воздержания. Средства и пути воспитания характера. Главный ориентир - жизнь по совести.

     Урок 4. Понятие о деструктивном психическом воздействии.

     Установки, разрушающие личность. Установки, разрушающие представления о настоящем и бу­дущем. Что такое «деструктивное, разрушитель­ное психическое воздействие». Как уберечь ум и чувства от разрушительной психической ин­формации. Что можно противопоставить дест­руктивному психическому воздействию.

     Урок 5. Психическая безопасность.

     Что понимается под психической безопасно­стью. Основные источники опасности для психи­ки подростка. Как ограждать себя от исходящей от них опасности. Как и от чего беречь свои чув­ства. Как и от чего беречь свой ум. «Образ может убить, образ может спасти». Примеры «загряз­нения» психики.

     Уроки 6-7. Информационная безопасность.

     Виды разрушительной информации для подро­сткового возраста. Способы защиты психики от деструктивной информации и формы ее подачи. Анализ материалов (аудио- и видеопродукции, печатных изданий, компьютерных игр и т.д.) на предмет деструктивного воздействия на личность. Памятка подростку по сохранению психики от ин­формационных воздействий.

     Урок 8. Реклама и ее воздействие на человека.

     Рекламные призывы и действительность. До­стоверная информация и дезинформация. Мани­пуляция сознанием для достижения определен­ных целей. Практикум в определении скрытых целей рекламы. Товар и ценности. Основные рек­ламные приемы. Реклама и образ жизни. Рекла­ма и массовая культура. Китч. Образ жизни, ко­торый мы выбираем.

     Урок 9. Техники манипулирования сознанием.

     Что понимается под манипулированием со­знанием. Кому и для чего нужно манипулировать сознанием человека. Как не стать игрушкой в руках манипуляторов. Основные техники ма­нипулирования сознанием. Знания и жизненный опыт как барьер для манипулирования сознани­ем человека.

     Урок 10. Как сохранить психическое здоровье.

     Психическое здоровье: здоровье чувств, здоро­вье ума и здоровая воля. Советы психолога по со­хранению психического здоровья в подростковом возрасте: критические ситуации и поиск выхода из них. Укрепление воли, воспитание чувств и раз­витие мышления как путь сохранения психичес­кого здоровья. Психическое здоровье личности и психическое здоровье окружающих людей.

     Урок 11-12. Духовная безопасность.

     Понятие духовной безопасности. Какие духов­ные опасности подстерегают человека. Куда зовут с последних страниц газет. Экстрасенсы, гадалки, астрологи. Религии мира и секты. Духовное порабощение (насилие). Общее понятие о техниках из­менения сознания. Защита от деструктивных ду­ховных воздействий. Профилактика духовно-пси­хической зависимости.

     Урок 13. Общение и психологическая безопасность.

     Нужно ли быть общительным. Что такое обще­ние. Виды общения. Как понимать выражение: язык мой - враг мой. Грехи «языка» и опасности, из них исходящие: мат, сквернословие; ложь; пустосло­вие и многословность; осуждение и злословие. Как побороть грехи «языка». Не будь обидчивым, учись прощать. Тщеславие и гордость. Зависть.

     Урок 14. Понятие о толерантности: может ли человек сказать «нет».

     О дружбе и о влиянии сверстников. Понятие толерантности, терпения и терпимости. В чем об­щность и различие этих понятий. Толерантность и свобода выбора человека. Человек может ска­зать «нет». Случаи, когда человек должен сказать «нет». Критерии отбора ситуаций, когда человеку целесообразно говорить «да» и когда необходимо сказать «нет».

     Урок 15. Алгоритм принятия решения.

     Как принять правильное решение. Что значит для меня «правильное решение». Алгоритм при­нятия решения: понять, в чем проблема; что нуж­но знать для принятия правильного решения; рас­смотреть, какие варианты решения проблемы мо­гут быть; какой вариант мне больше всего нравится; какие «плюсы» и «минусы» имеет это ре­шение; кого из близких людей затрагивает мой выбор. Мой выбор. Практика освоения алгоритма принятия решения.

     Урок 16. Как сказать «нет» в проблемной ситуации.

     Стили поведения человека: уверенное, неуве­ренное, доброжелательное, агрессивное. Харак­терные признаки для каждого стиля поведения. Восемь способов сказать «нет» в проблемной си­туации. Как безопасно для себя сказать «нет». Со­отнесение ответа «нет» со стилем поведения че­ловека. Проигрывание проблемных ситуаций.

    

     Урок 17. Заключительное занятие.

     Подведение итогов работы по программе кур­са и оценивание деятельности учащихся: откры­тый урок с приглашением администрации и учи­телей школы или итоговая конференция.

 

     Ожидаемые результаты:

·        развитие психологической культуры уча­щихся в целом и, как частность, развитие психо­логического аспекта культуры безопасности жиз­недеятельности;

·        приобретение учащимися знаний и практи­ческих умений по распознаванию и преодолению опасных ситуаций духовно-психологического ха­рактера, которые могут возникнуть в их жизни, о способах и мерах защиты от них;

  • выработка у учащихся умения оказывать сопротивление деструктивному духовно-психо­логическому воздействию на них на основании целостного представления об устройстве чело­века.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Оборудование

 

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

 

1.      Алкогольная и наркотическая агрессии. Видеозапись выступления профессора Ждано­ва В.Г. - заместителя председателя Новосибирс­кого общества «За трезвый образ жизни».

2.      Виртуальная агрессия. Видеофильм режис­сера Валентина Матвеева, Леннаучфильм, 2001. Для показа учащимся, родителям, учителям.

3.      Сахаджа Йога (часть 2). Видеофильм режис­сера Софии Ливандовской, Творческое объедине­ние «Перекресток», 1998.

 


Программа элективного курса «Психологическая безопасность личности» 9 класс

Программа элективного курса «Психологическая безопасность личности» 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № урока

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № урока

Урок 5. Психическая безопасность

Урок 5. Психическая безопасность

Урок 17. Заключительное занятие

Урок 17. Заключительное занятие
Скачать файл