Программа элективного курса "Самоконтроль здоровья"
Оценка 4.7

Программа элективного курса "Самоконтроль здоровья"

Оценка 4.7
doc
12.09.2021
Программа элективного курса "Самоконтроль здоровья"
Элективный курс. Самоконтроль здоровья.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

«Самоконтроль здоровья»

 

9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Как установлено – здоровье зависит на 50% от условий и образа жизни, на 20-25% от экологических факторов, до 20% от генетических факторов и только на 8-10% от состояния здравоохранения.

       Старшее школьное звено – это период, когда происходит биологическое созревание организма человека, а также социальное развитие личности. Все это сопровождается перенапряжением систем организма, развитием функциональных нарушений и состояний предболезни, появлении новых болезней снижением устойчивости к инфекциям. Подросток слабо ощущает будущее время, если в данный момент он чувствует себя хорошо, то подсознательно он убежден, что это будет и впредь.

Основа курса – биологическая закономерность зависимости уровня здоровья от фундаментального состояния организма человека, от его способности сохранять стабильную внутреннюю среду – гомеостаз.

Значительное место занимает практическая деятельность учащихся – лабораторный практикум, который включает деятельность по наблюдению, измерению, тестированию, формированию гипотез, проведению опытов, которые позволяют сформировать оценки: соматометрии учащихся, их работоспособности, режима питания, ритмического характера жизненных функций.

Цель курса.

Показать основные механизмы, управляющие здоровьем: регулирующие системы организма (нервная, гуморальная), физиологические механизмы обеспечения здоровья, профилактику заболеваний, рациональное питание, вредные привычки, нетрадиционные виды лечения заболеваний.

Задачи:

1. Формирование у учащихся понятия целостности здоровья, состоящего из взаимозависимых аспектов: физического, эмоционального, интеллектуального, социального, личностного и духовного.

2. Формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения двигательных режимов, повышающих функциональное состояние, а значить способствующих укреплению здоровья человека.

3. Развитие чувства личной ответственности за свое здоровье.

Курс рассчитан на 17 часов.

Программа спецкурса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Темы занятия

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

Тема 1. Образ жизни.

2

1

1

2

Тема 2. Болезни.

6

3

3

3

Тема 3. Питание.

3

2

1

4

Тема 4. Психическое здоровье.

6

2

4

 

ИТОГО:

17

8

9

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Образ жизни.

Образ жизни как определяющий фактор целостного здоровья человека. Слагаемые здоровья.

Практическая работа №1 «Валеологический самоанализ».

Тема 2. Болезни.

Наследственные заболевания. Заболевания иммунной системы.

Здоровье сердечно-сосудистой системы. Болезни поведения человека: наркомания, курения и токсикомания. Алкоголь и здоровье. Алкоголь и подросток. Нетрадиционные методы лечения. Лекарства и витамины.

Практические работы: Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление карты здоровья.; Определение типа осанки.; Реакция сердечно-сосудистой системы на наклоны туловища.; Диагностика по языку и ногтевым пластинкам.

Тема 3. Питание.

Традиции питания. Продукты (группы пищевых продуктов). Рациональное питание. Национальные традиции питания

Практические работы: Оценка росто-весового соотношения.; Изучение таблиц, сведений о содержании белков, углеводов, жиров в продуктах питания.; Изучение таблиц, раскрывающих содержание витаминов и минеральных солей в продуктах питания.; Анкетирование учащихся: «Как питаться, чтобы быть здоровым?», «Разбираетесь ли вы вопросах питания?».; Обсуждение итогов. Встреча с работниками СЭС по теме: «Контроль СЭС за продуктами питания.

Тема 4. Психическое здоровье.

Стресс. Как стресс вызывает болезни. Преодоление стресса. Неврозы – болезни века. Экстремальные ситуации. Испытывать гнев – это вполне естественно. Управление гневом. Виды релаксационной терапии.

Практические работы: Примерный комплекс упражнений, используемый для лечения неврозов.; Техника быстрой ментальной релаксации.; Мышечная релаксация.; Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

     По завершению курса обучающиеся должны

     знать/понимать:

  • пути формирования здорового образа жизни;
  • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
  • отрицательное влияние вредных привычек.

     уметь:

  • воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

     использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Литература

 

  1. В.Н. Васильев, А.О. Зоткин. Валеологические подходы к проблеме сохранения здоровья и оптимального развития школьника. Коллективная монография. Томск-Северск, 1998 г.;
  2. Ричард Крейз. Релаксация (Эффективные методы расслабления), Изд-во торговый дом Гранд, М, 2002 г.;
  3. Р.И. Айзман. Практические занятия по валеологии, Новосибирск: Сибирское соглашение,1999 год.

 

Оборудование

 

  1. Компьютер;
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.

 

 

Приложение

 

Практическая работа №1

«Валеологический самоанализ»

 

     Валеологический анализ представляет собой способ оценки влияния разных причин (элементов образа жизни) на ряд следствий (признаки здоровья).

     Предлагаемый тест позволяет определить структуру образа жизни и здоровья, провести их анализ с целью выявления «тонких» мест и возможностей оптимизации образа жизни.

     Работа направлена на:

  1. Пробуждение и усиление внимания к собственному здоровью и образу жизни путем самоанализа;
  2. Сознание уникальности, как собственного образа жизни, так и путей его возможной оптимизации.

Цель работы:

Определить соответствие представлений о значимости компонентов, представляющих образ жизни и благополучие, с действительным их значением;

Определить структуру образа жизни, здоровья и связей между ними;

Разработать стратегию оптимизации своего образа жизни в направлении его оздоровления.

Ход работы:

1. Возьмите бланк валеологического самоанализа (таблица).

2. Ознакомьтесь со списком признаков здоровья.

3. Выберите 10 признаков, которые наилучшим образом характеризуют Ваше благополучие, являются наиболее верными диагностическими признаками его улучшения или ухудшения. Если, по Вашему мнению, список неполон, охарактеризуйте здоровье иными признаками.

4.Занесите их в боковик таблицы.

 

Валеологический самоанализ (бланк таблицы)

 

Элементы образа жизни, влияющие на здоровье

 

ранг

Признаки здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сумма

место

Ранг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки здоровья (благополучия – неблагополучия)

 

·       Общее самочувствие.

·       Желание что-то сделать.

·       Потребность в отдыхе.

·       Качество сна.

·       Аппетит.

·       Тревога.

·       Характер взаимоотношения с близкими.

·       Успехи в работе (учебе).

·       Умственная работоспособность.

·       Физическая работоспособность.

·       Способность к творчеству.

·       Взаимоотношения со сверстниками.

·       Удовлетворение собой.

·       Хронические заболевания.

·       Волнение.

·       Состояние отдельных органов и систем.

·       Печаль.

·       Вдохновение.

·       Устойчивость к раздражению.

·       Радость.

·       Настроение.

·       Покой.

5. Проранжируйте их. Проставьте в столбце «Ранг» порядковый номер, в зависимости от их диагностической значимости, от того, насколько верно они характеризуют Ваше благополучие – неблагополучие: у самого важного – 1, у следующего по важности – 2 и т.д., последний окажется под номером 10. Если Вы выбирали и заносили в боковик признаки уже в порядке их значимости, то в столбце « Ранг»  просто прономеруйте строки.

6. Ознакомьтесь с перечнем элементов образа жизни.

 

Элементы образа жизни.

 

1.    Питание (рациональное, сбалансированное, правильное)

2.    Питание (качественные продукты, витамины, экологически чистые продукты)

3.    Питание (режим: соблюдение кратности и времени приема пищи)

4.    Сон (длительность)

5.    Сон (пробуждение, тревожность)

6.    Спорт, физзарядка.

7.    Закаливание

8.    Переутомление умственное.

9.    Переутомление физическое.

10.     Взаимоотношения с родителями.

11.     Взаимоотношения с взрослыми.

12.     Общественные места  (транспорт, магазины, улица и т.д.)

13.     Наследственность.

14.     Отдых.

15.     Успехи.

16.     Взаимоотношения с друзьями.

17.     Занятия психосаморегуляцией

18.     Курение.

19.     Употребление алкоголя.

20.     Хронические заболевания.

21.     Острые заболевания (в том числе респираторные).

22.     Климат.

23.     Погода.

24.     Лечебные мероприятия (лечение и профилактика).

25.     Экология.

26.     Материальная обеспеченность.

27.     Жилищные условия.

28.     Духовная насыщенность жизни.

29.     Сауна.

30.     Удовлетворение от работы.

31.     Удовлетворение от учебы.

32.     Хобби, любимое дело, увлечение.

33.     Внешний вид.

34.     Личная гигиена.

35.     Здоровье близких.

36.     Любить и быть любимым.

37.     Неудачи.

38.     Мнительность, впечатлительность.

39.     Повышение интеллектуального уровня.

40.     Повышение культурного уровня.

41.     Эмоциональность.

42.     Инертность.

43.     Режим дня.

 

7. Выберите 10 важнейших, которые в наибольшей степени влияют на Ваше благополучие – неблагополучие вне зависимости от того, в какую сторону, выбирайте элементы по силе влияния. Обратите внимание, что питание имеет три аспекта, а сон – два. Относитесь к ним как к разным элементам и используйте с соответствующими уточнениями. Если чего-то важного нет, добавьте, но избегайте синонимов.

8. Занесите выбранные элементы образа жизни в шапку таблицы, повернув ее на 90 градусов по часовой стрелке.

9. Проранжируйте элементы по степени их влияния на Ваше благополучие – неблагополучие. Результаты ранжирования занесите  в соответствующую строку.

10. А теперь – основное. Оцените влияние выбранных вами важнейших элементов Вашего образа жизни на выбранные Вами важнейшие признаки вашего здоровья. Элементы образа жизни – это причины, а признаки здоровья – следствия, а не наоборот. Заполняйте таблицу построчно. Используйте следующую шкалу оценки влияния:

0 – никак не влияет;

1 – влияет слабо;

2 – влияет умеренно;

3 – влияет сильно;

4- влияет очень сильно.

11. Подсчитайте суммы баллов по строкам и по столбцам.

12. Проставьте места, которые заняли признаки здоровья и элементы образа жизни в зависимости от набранных баллов. Первое место – у набравшего наибольшую сумму, второе – у набравшего следующую и т.д. до десятого.  Обязательно нужно расставить и использовать все места до десятого вне зависимости от того, сколько признаков или элементов было с одинаковыми суммами. Для этого надо в случае одинаковых сумм ставить места среднеарифметические. Например, два элемента занимают места 2,3, значит у обоих место – 2,5. А следующее место будет

4. если три элемента занимают места 6,7,8, значит у всех них место 7, а следующее будет 9. Если четыре признака занимают места 1,2,3,4, то у всех будет место 2,5.

 

Обработка и анализ результатов:

 

Проведя ранжирование признаков здоровья и элементов образа жизни, Вы, таким образом, зафиксировали свое общее впечатление об их важности. Заполнив таблицу, подсчитав суммы набранных баллов и распределив элементы и признаки согласно набранным баллам, Вы можете оценить степень соответствия Ваших первоначальных представлений более объективной их оценке.

Это анализ четко демонстрирует необходимость серьезного исследования самого себя, если мы хотим действительно ответственного к себе отношения и повышения своего благополучия.

 

 

 

Практическая работа №2

«Определение типа осанки»

Цель: определить свой вид осанки.

Ход работы: Ориентировочное выявление нарушения осанки.

1.Встать спиной к стене (или к любой вертикальной поверхности) так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки касались стены.

2.Попробовать просунуть кулак между поясницей и стеной, не нарушая положения тела. Если это невозможно, попытаться просунуть ладонь.

3.Анализ результатов. Осанка считается нормальной, если между поясницей стеной проходит ладонь. Если же между поясницей и стеной проходит кулак, осанка нарушена. Для выявления конкретного типа нарушения осанки необходимо использовать комплексную методику.

Ваш результат:__________________________________________

Ознакомление с комплексным методом выявления нарушений осанки.

1.Для определения типа осанки исследовать состояние позвоночника, положение головы, плечевого пояса, таза, а также равновесие мышц, расположенных по сторонам позвоночника.

2.Сравнить характеристики типов осанки с результатами исследования

Нормальная осанка:

1.         Прямое положение головы и позвоночника; Симметричное положение надплечий и углов обеих лопаток; Одинаковая форма треугольников, образованных контурами талии и спущенных верхних конечностей – «треугольников талии»; Симметричное положение ягодичных складок; Строго вертикальное положение остистых отростков; Горизонтальный уровень гребней подвздошных костей; Правильные физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости; Одинаковая длина нижних конечностей.

Выпрямленная осанка:

Физиологические изгибы слабо выражены, спина производит впечатление плоской, как доска;  Голова обычно наклонена кпереди, вследствие чего шейный отдел слабо выражен; Считается, что плоская спина располагает к сколиозу.

Сутулая осанка:

2.         Кифоз грудного отдела усилен; Лордоз поясничного отдела уплощен; Туловище и особенно плечевой пояс сдвинуты кпереди; Грудная клетка уплощена; Живот выпячен.

3.         Кругловогнутая спина:

4.         Таз значительно наклонен кпереди, вследствие чего поясничный лордоз усилен;

5.         Компенсаторно увеличен кифоз грудного отдела позвоночника; В противоположность сутулой осанке, при которой также отмечается увеличение изгиба грудного отдела позвоночника, туловище отклонено кзади, шейный лордоз увеличен.

6.         Кифотическая осанка:

7.         Поясничный лордоз сглажен, вследствие чего весь позвоночник кифозирован.

8.         Сколиоз:

9.         Боковое отклонение позвоночника или его сегментов от нормального выпрямленного положения; Различают 3 степени развития сколиоза:

1 степень - имеется небольшое нарушение осанки, легко устранимое мобилизацией внимания – сколиотическая осанка;

2 степень - количество симптомов, характеризующих дефект осанки, увеличивается, полностью исправить дефект можно подвешиванием или разгрузкой в горизонтальном положении больного, определяется некоторое боковое искривление позвоночника – функциональный сколиоз;

3 степень - появляется стойкое боковое искривление позвоночника, которое дополнено искривлением в сагиттальной плоскости и горизонтальной плоскости – структуральный сколиоз;

10.     Сколиоз может обусловить неправильное положение головы, деформацию грудной клетки и поясничной области, ненормальное расположение плечевого пояса и таза, отчетливое боковое отклонение остистых отростков от линии отвеса;

11.     Структурный сколиоз выявляется тестом наклона вперед, который проводится следующим образом. При осмотре спереди у человека, наклонившегося вперед, при наличии структурного сколиоза (особенно грудно-поясничного или поясничного) на соответствующей стороне определяется реберный  горб или мышечный валик. При осмотре сзади и аналогичном наклоне вперед также отчетливо определяется реберный горб (особенно при шейно-грудных и грудных сколиозах).

3.Зарисовать виды осанки, сделать подписи, подчеркнуть присущий вам вид осанки.

4.Сделать выводы о своем виде осанки.

ВЫВОД:_____________________________________________________

 

Практическая работа№3

«Реакция сердечно-сосудистой системы на наклоны туловища»

 

Цель: определить реакцию сердечно-сосудистой системы собственного организма на наклоны туловища (бельгийский тест).

Оборудование: секундомер.

Ход работы:

1.Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 сек. (ЧСС1).

2.В течение 1,5 мин. Сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3.Повторно сосчитать пульс за 10 сек. Сразу после выполнения наклонов (ЧСС2).

4.Сосчитать пульс за 10 сек. Через 1 мин. После выполнения наклонов (ЧСС3).

5.Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку:    ПР = (ЧСС1 + ЧСС2 + ЧСС3 – 33) / 10 =

 

Оценить полученные результаты:

 

ПР

Оценка

0 -0,3

Сердце в прекрасном состоянии

0,31 -0,6

Сердце в хорошем состоянии

0,61 -0,9

Сердце в среднем состоянии

0,91 -1,2

Сердце в посредственном состоянии

Более 1,2

Следует срочно обратиться к врачу

Выводы:__________________________________________________

 

Практическая работа № 4

«Оценка росто-весового соотношения».

 

Цель: научиться определять росто-весовое соотношение различными способами. Оценить отклонение от идеального веса.

Оборудование: ростомер, медицинские весы.

Ход работы:

1. Измерить свой рост и вес.

2. Определить максимально допустимую массу тела (МДМТ): ВЕС (кг) = рост (см) – 100 + (-) 5;  ВАША МДМТ = ____________

3. Определить отклонения реальной массы тела (РМТ) от МДМТ по формуле:   РМТ *100  % : МДМТ – 100  =____(_%_)   Оцените полученный результат. Увеличение массы тела на 15 – 24 % - ожирение 1 степени; на 25-49 % - ожирение 2 степени; на 50-99% - ожирение 3 степени; на 100% и более – ожирение 4 степени.

4.Определите свой должный вес с учетом роста и возраста по одной из формул:  ДВ = 50 + (Р- 150)* 0,75 + (В -21) : 4  =  (для юношей),

ДВ = 50 + (Р – 150) * 0,32 + (В – 21) : 4 = (для девушек),

Где ДВ – должный вес; Р – рост; В – возраст. ДВ =_______

5. Рассчитать росто-весовой индекс Кетле (ИК):

ИК = РМТ (кг) :  (длина тела, м )² =  ____

6. Оцените свой индекс Кетле, используя следующую информацию:

ИК = 22 – 30 – сочетается с наименьшей смертностью;

ИК = 16,8 – наименьшая предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям;

ИК = 25 – наименьшая заболеваемость раком.

7. Сделать выводы о своем росто- весовом соотношении.

Выводы:__________________________________________________

 

Практическая работа № 5

Примерный  комплекс упражнений, используемых для лечения неврозов.

 

Цель: ознакомиться с примерным комплексом упражнений, используемых для лечения неврозов.

Оборудование: музыкальные записи.

Ход работы:

У старших школьников чаще всего отмечается невроз типа психастении, который характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточением внимания на своей личности, на переживаниях. Упражнения обязательно выбираются в зависимости от формы невроза. Занятия лучше проводить под музыку. При психастении музыка должна быть жизнерадостной. Темп ее умеренный, переходящий к быстрому. При неврастении рекомендуются мелодии успокаивающие, умеренного и быстрого темпа, сочетающие мажорное и минорное звучание. При истерии лучше всего использовать приятную мелодичную музыку (вальс, медленный фокстрот).

Предлагаемый комплекс упражнений помогает возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус. Для этого необходимо ускорять темп движений (от 60 до 120 движений в 1 минуту). Ознакомиться со следующими упражнениями и разучить их.

1.ходьба по кругу поочередно в одну и в другую сторону с ускорением (1-2 мин).

2.ходьба по кругу на носках в одну и в другую сторону с ускорением (1-2 мин.).

3.исходная позиция (и.п.) – стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.

4.и.п. – то же. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой), ускоряя движения от 60 до 120 раз в минуту.

5.и.п. – ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1-2 поднять руки над головой – вдох, на счет 3-4 опустить через стороны – выдох. Повторить 3-5 раз.

6.и.п. руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением. Выполнять 20 – 30 сек.

7.и.п. – ноги ни ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1 поднять руки над головой – вдох, на счет 2 резко опустить вниз между ногами, громко выдохнуть. Повторить 3-5 раз.

8.и.п. – ноги вместе, руки на поясе. На счет 1-2 присесть – выдох, на 3-4 встать – вдох. Повторить 22-3 раза.

9.и.п. – стоя на носках. На счет 1 опуститься на пятки – выдох, на счет 2 подняться на носки – вдох. Повторить 5-6 раз.

10.упражнение на преодоления сопротивления. И.п. – стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, согнутые в локтях. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую – выпрямляет. Повторить 3-5 раз.

11.пройти по прямой линии (половице и т.п.), сохраняя равновесие. Повторить 3-5 раз.

12.и.п. – стоя, руки вдоль туловища. Попеременно расслабить мышцы рук, туловища, ног.

 

Практическая работа № 6

Техника быстрой ментальной релаксации.

 

Если вы внезапно сталкиваетесь со стрессовой ситуацией, используйте технику быстрой ментальной релаксации.

Прежде чем начать, выберите слово, которое будет ключевым при релаксации. Это может слово «покой», или «мир», или даже «ничего». Выберите только одно из них, через некоторое время оно станет импульсом для состояния умственного расслабления.

12.     Положите ладонь на живот, убедитесь в том, что дышите диафрагмой; в противном случае исправьте дыхание. Закройте глаза.

13.     Глубоко вдохните и мысленно произнесите ключевое слово.

14.     Задержите дыхание и напрягите плечи; поднимите их как можно выше.

15.     Медленно выдыхайте через рот.

16.     Делая это, полностью расслабьтесь – плечи опустятся в исходное положение.

17.     Во время выдоха громко произнесите вслух ваше ключевое слово.

18.     Откройте глаза.

Пользоваться техникой быстрой ментальной релаксации необходимо каждый раз, когда вы чувствуете, что напрягаетесь, то есть еще до того, как произойдет стресс. Если у вас есть время, вы можете сочетать это упражнение с упражнением для мышечной релаксации.

Практическая работа № 7

Мышечная релаксация.

    

Хотя данный процесс занимает довольно много времени, периодически этим стоит заниматься; вполне возможно, что вы будете получать удовольствие от ежедневных занятий – в случае если почувствуете, что это приносит вам пользу.

Найдите место, где можете поудобнее сесть, главное сидеть выпрямившись. Свободно опустите руки на бедра, ноги держите вместе, ступни на полу носками вперед.

Позаботьтесь о том, чтобы вас не беспокоили в течение 20 минут. Отбросьте неприятные мысли. Представьте себе счастливый период своей жизни или прекрасное место – например, лес, горы или залитый солнцем луг. Когда вы будете полностью уверены, что перестали думать о своих проблемах, глубоко вздохните  пару раз, а затем сконцентрируйтесь на своем теле. Постарайтесь почувствовать, где в нем присутствует напряжение. Вполне возможно, вы ощущаете его либо в шее, либо в плечах, либо в спине.

Теперь начните напрягать ноги. Поднимите пальцы максимально вверх примерно на пять секунд. Затем, расслабив, опустите. Далее поочередно напрягайте каждую часть тела в следующем порядке.

19.      Ступни: сильно потяните вниз, затем расслабьте.

20.      Лодыжки, икры ног, колени: напрягите, плотно прижимая ступни к полу, - расслабьте.

21.      Бедра: вытянув ноги, сделайте с силой движение вниз, к полу, - расслабьтесь.

22.      Кисти: сожмите пальцы в кулак – разожмите.

23.      Предплечья: напрягите мышцы – расслабьте.

24.      Ягодицы: напрягите – расслабьте.

25.      Низ живота: с силой выдвиньте вперед – расслабьте.

26.      Живот: втяните, выдвиньте вперед – расслабьте.

27.      Грудная клетка: с силой расправьте – расслабьтесь.

28.      Плечи: поднимите как можно выше – быстро расслабив, опустите.

29.      Шея: потяните подбородок как можно выше, затем максимально опустите его – расслабьтесь.

30.      Лицо: как можно сильнее сморщитесь (представьте, что едите лимон), затем расслабьте мышцы.

31.      Челюсть: как можно сильнее сожмите зубы – разожмите.

32.      Глаза: крепко зажмурьтесь – откройте глаза.

33.      Лоб: как можно сильнее нахмурьте брови, затем расслабьте мышцы.

 

Делайте это упражнение строго в указанном порядке. В принципе вы сейчас учитесь управлять свои телом. Для лучшего эффекта можете повторить упражнение. Не забудьте напрягать каждую группу мышц в течение пяти секунд и как можно сильнее, а затем расслабляться. Постарайтесь ощутить разницу между состоянием напряжения и расслабленности. В случае если вы очень сильно напряжены, делайте это упражнение, дважды напрягая и расслабляя каждую группу мышц. Подходит и положение лежа; не волнуйтесь, если в результате уснете: это будет свидетельствовать о том, что вы действительно расслабились.

Практическая работа № 8

«Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы»

 

Цель: определить стрессоустойчивость сердечно-сосудистой системы.

Оборудование: секундомер.

Ход работы:

1.    Сидя, в спокойном состоянии измерить пульс за 10 секунд (ЧСС1).

2.    Максимально быстро и правильно вслух отнимать по целому нечетному числу из целого нечетного числа (например 3 из 777) в течение 30 секунд.

3.    Сразу же повторно сосчитать пульс за 10 секунд (ЧСС2).

4.    Рассчитать о ценить показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на психоэмоциональный стресс. ПР› 1,3 свидетельствует о низкой стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

ПР =  ЧСС2/ ЧСС1

ВЫВОДЫ:________________________________________________________

 

Практическая работа № 9

«Диагностика по языку и ногтевым пластинкам»

 

Цель: овладеть наиболее доступными методами визуальной самооценки.

Оборудование: маленькие зеркала.

Ход работы:

1.Диагностика по языку.

Посмотрите на ваш язык в зеркало. Наблюдайте  его размер, очертания, контуры, поверхность, края, цвет.

Бледный язык – признак анемии, желтоватый – избыток желчи в желчном пузыре или нарушение в печени, синюшный оттенок – дефект сердца.

Налет, покрывающий язык, указывает на токсины в желудочно-кишечном тракте: в задней части языка – токсины есть в толстой кишке, в середине языка – в желудке и тонкой кишке.

Отпечаток зубов по краям языка указывает на недостаточную усвояемость кишечника. Трещины на языке – хроническое нарушение в толстой кишке. Линия по середине языка – нарушение напряжения в позвоночном столбе.

Искривленная средняя линия: ближе к корню языка – боли в нижней части спины, посередине – боли в средней части спины, ближе к кончику языка – боли в шейных позвонках.

Сглаженность всей поверхности языка свидетельствует о пониженной секреции желудочного сока. Грубые воспаленные или невоспаленные сосочки на всей поверхности языка наблюдаются при повышенной секреции желудочного сока.

Географический язык у детей всегда является признаком пищевой аллергии, причем место расположения воспаленных и невоспаленных участков слизистой (континентов и морей) точно указывает на вовлеченность в аллергические заболевания того или иного органа желудочно-кишечного тракта.

Тонкий налет (белесоватый, легко снимающийся) и металлический вкус во рту всегда сопутствуют острому  гастроэнтериту (поражение желудка и тонкого кишечника).

Липкий, трудно снимающийся налет серого цвета с гнилостным запахом и едким вкусом- признак хронического гастроэнтерита, язвенной болезни.

Воспаление слизистой оболочки полости рта вокруг шеек передних и корневых зубов нижней челюсти – признак язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Результат:__________________________________________________________________

2. Диагностика по ногтевым пластинкам.

Посмотрите на размер, форму, поверхность и очертания ваших ногтей.

Белый цвет ногтей – анемия.

Желтизна ногтей – слабость печени.

Синюшность ногтей  - слабость сердечно-сосудистой системы и легких.

Вертикальные рубцы на ногтях (линии) – несбалансированное питание, плохая всасываемость пищи в системе пищеварения.

Обкусанный ноготь – нервозность. Выпуклый  ноготь (похожий на часовые стекла) – хронический бронхит. Белые  пятнышки на ногтях всех конечностей указывают в большинстве случаев на переизбыток сахара в крови или состояние напряжения углеводного обмена. По месту расположения пятнышек можно судить о времени переедания углеводов. Известно, что скорость полного роста ногтей (на всю длину) у взрослого составляет 6-9 месяцев, а у детей 3-4 месяца. Белые крапинки в ногтях – недостаток кальция или цинка. Желтые пятнышки – нарушение жирового обмена. Выпуклые жемчужинки, проявляющиеся  на ногтях – длительная инфекция.

Расщепление концов ногтей или их неровность – плохая работа яичников: болен тот яичник, с какой стороны наблюдаются изменения.

Результат: _______________________


Скачано с www.znanio.ru

Программа элективного курса «Самоконтроль здоровья» 9 класс

Программа элективного курса «Самоконтроль здоровья» 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье сердечно-сосудистой системы

Здоровье сердечно-сосудистой системы

Приложение Практическая работа №1 «Валеологический самоанализ»

Приложение Практическая работа №1 «Валеологический самоанализ»

Умственная работоспособность. ·

Умственная работоспособность. ·

Удовлетворение от учебы. 2.

Удовлетворение от учебы. 2.

Практическая работа №2 «Определение типа осанки»

Практическая работа №2 «Определение типа осанки»

Сколиоз может обусловить неправильное положение головы, деформацию грудной клетки и поясничной области, ненормальное расположение плечевого пояса и таза, отчетливое боковое отклонение остистых отростков от линии…

Сколиоз может обусловить неправильное положение головы, деформацию грудной клетки и поясничной области, ненормальное расположение плечевого пояса и таза, отчетливое боковое отклонение остистых отростков от линии…

Определить максимально допустимую массу тела (МДМТ):

Определить максимально допустимую массу тела (МДМТ):

На счет 1-2 присесть – выдох, на 3-4 встать – вдох

На счет 1-2 присесть – выдох, на 3-4 встать – вдох

Предплечья: напрягите мышцы – расслабьте

Предплечья: напрягите мышцы – расслабьте

Отпечаток зубов по краям языка указывает на недостаточную усвояемость кишечника

Отпечаток зубов по краям языка указывает на недостаточную усвояемость кишечника
Скачать файл