Программа элективного курса «Здоровый образ жизни»
Оценка 4.7

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни»

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
ОБЖ
9 кл
16.08.2021
Программа элективного курса  «Здоровый образ жизни»
Элективный курс посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения.
Программа ЗОЖ.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

«Здоровый образ жизни»

 

9 класс

  

 

 

 

 

 

Составитель:

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

Программа рассмотрена на заседании МО учителей

Протокол №______ от   «____»________________20___ г.

 

 

 

 

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

 

 

«____»_______________ 20___ г.

 

 

 

 

Программа утверждена на заседании педагогического совета

Протокол №______  от   «____»________________20___ г.

 

 

 

                                                                                        

                                                                                        Утверждаю:

                                                                                        Директор

                                                                                                           

                                                                                        Приказ №_______

                                                                                        

                                                                                        «____»__________________20___ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

Элективный курс посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения.

     Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

     Элективный курс «Здоровый образ жизни» поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.

     Содержание, структура соответствуют возрастным особенностям подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляя знания школьников по разделу «Основы здорового образа жизни».

     Цель курса – воспитание у подростков культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение.

     Задачи:

  1. Расширение теоретических знаний школьников в образовательной области «Здоровый образ жизни».
  2. Создание условий для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены.
  3. Профилактика и отказ от вредных привычек.
  4. Формирование положительной мотивации для выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

     Курс предметно-ориентированный, рассчитан на 17 часов.

     Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

     Формы организации занятий:

  • cоставление проектов по темам исследований;
  • проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
  • умение добывать информацию с помощью ИКТ;
  • оформление и защита исследовательских работ учащихся;
  • проведение научно-практической конференции по теме элективного курса.

     При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини-группах, фронтальная работа).    

     В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.

     Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу:

1. «Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;

2. «Отношение подростков школы к вредным привычкам»;

3. «Стресс и его воздействие на организм подростка»;

4. «Влияние шума на детский организм»;

5. «Влияние компьютеров на здоровье человека»;

6. «Как противостоять давлению среды»;

7. «Что значит быть счастливым?»;

8. «Наркотики, алкоголь и сигареты»;

9.  «Я в этом мире».

 

  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Раздел и темы занятия

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

Введение

1

1

 

2

Вредные привычки, их профилактика

7

3

4

3

Простудные заболевания

1

 

1

4

Стресс

1

 

1

5

Заболевания подростков, передающиеся половым путём

4

3

1

6

Первая медицинская помощь

1

1

 

7

Обобщение «За здоровый образ жизни – будь готов!»

2

 

2

 

ИТОГО:

17

8

9

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Введение

 

1.1  Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования.

Пути формирования здорового образа жизни.

 

2. Вредные привычки, их профилактика

 

2.1 Алкоголизм.

2.1.1 Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 «Работа со статистическими данными».

2.1.2. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.

2.2. Курение.

2.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.

2.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 «Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)».

2.3. Наркомания.

2.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.

2.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем.

Практическая работа № 3 «Работа со статистическими данными».

2.4. Токсикомания.

2.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 «Работа со статистическими данными».

 

 

3. Простудные заболевания

 

3.1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 «Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе».

 

4. Стресс

 

4.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, «экзаменационный стресс». Практическая работа № 6 «Работа над проектом по теме раздела».

 

5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём

 

5.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране. Практическая работа № 7 «Работа со статистическими данными». Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования.

5.2. Встреча с врачами по проблеме.

5.3. «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.

5.4. Понятие о «болезнях поведения» (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ.

 

6. Первая медицинская помощь

 

6.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях.

 

7. Обобщение: «За здоровый образ жизни»

    

7.1 Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и т.д.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

     По завершению курса обучающиеся должны

     знать/понимать:

  • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
  • мотивы здорового образа жизни;
  • отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм подростка;
  • пути формирования здорового образа жизни.

     уметь:

  • оказывать своевременно первую медицинскую помощь;
  • воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

     использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • оказания доврачебной помощи.

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Литература

 

для учителя

 

  1. Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
  2. Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –
  3. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
  4. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
  5. Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.

 

для обучающихся

 

  1. Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
  2. Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
  3. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
  4. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
  5. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.

 

Оборудование

 

  1. Компьютер;
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема занятий

Дата

Коррект.

даты

1

Пути формирования здорового образа жизни подростка

 

 

2

Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм

 

 

3

Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки

 

 

4

Состав компонентов табачного дыма.

Влияние сигарет на организм подростка

 

 

5

Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм

 

 

6

Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия

 

 

7

Наркотическая зависимость, пути решения проблем

 

 

8

Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании. Последствия токсикомании на организм подростка

 

 

9

Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций

 

 

10

Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса

 

 

11

Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.

Распространение СПИДа в мире, стране

 

 

12

Встреча с врачами (конференция)

 

 

13

«Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков

 

 

14

Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы

 

 

15

Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и т.д.)

 

 

16

Обобщение «За здоровый образ жизни – будь готов!»

Итоги исследовательских работ школьников.

 

 

17

Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» 9 класс <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //-->…

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» 9 класс <!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //-->…

Программа рассмотрена на заседании

Программа рассмотрена на заседании

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что значит быть счастливым?»; 8

Что значит быть счастливым?»; 8

Простудные заболевания 3.1

Простудные заболевания 3.1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И СРЕДСТВА

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2021