УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 Г. АМУРСКА АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Рабочая программа (модифицированная)
внеурочной деятельности по пионерболу
(спортивно-оздоровительное направление)
1 - 4 класс
2021-2022 учебный год
Срок реализации: 4 года
Составила: Овчинникова И.Д.,
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория
2021 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Пионербол" для 1-4 классов является компонентом основной образовательной программы начального общего образования, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, разработана на основе учебно-методического пособия курса "Физическая культура" (автор В.И. Лях), созданного в соответствии федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования начальной школы и позволяет формировать учебные универсальные действия по курсу.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных играх и нестандартных ситуациях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы в процессе игры.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе игры на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную игровую деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную игровую деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями в процессе игры со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
организовывать места занятий в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время соревнований, индивидуальных и групповых заданий;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Познавательные универсальные учебные действия
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни»;
характеризовать влияние спортивных игр на самочувствие;
владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры;
владеть основными техническими приемами;
применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом;
формировать первичные навыки судейства;
планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных ситуаций в сотрудничестве ;
договариваться и приходить к общему решению в работе командной игры, по группам, парам;
контролировать действия партнѐра в парных упражнениях.
Предметные результаты, на которые ориентирована программа:
Год обучения |
Уровни обучения |
||
Результат 1 уровня- приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни |
Результат 2 уровня – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом |
Результат 3 уровня – приобретение опыта самостоятельного социального действия |
|
Первый год обучения |
приобретение школьниками знаний: о технике безопасности при занятии спортом: об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; бережно обращаться, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения с инвентарем |
развитие ценностных отношений школьника к своему
здоровью |
приобретение школьником опыта актуализации
спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, взаимодействовать
со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований |
Второй год обучения |
приобретение школьниками знаний: об основах здорового образа жизни; о технике безопасности при занятии спортом; о правилах игры; о правилах групповой работы. |
развитие ценностных отношений школьника к спорту и физкультуре. |
приобретение школьником опыта актуализации заботы о младших и организации их досуга, организовать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; в доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять |
Третий год обучения |
приобретение школьниками знаний: о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска решений, поставленных задач. |
развитие ценностных отношений школьника к труду. |
приобретение школьником опыта актуализации самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; участие в соревнованиях школьного уровня. |
Четвертый год обучения |
приобретение школьниками знаний: об организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации решений. |
развитие ценностных отношений школьника к другим людям. |
приобретение школьником опыта взаимодействия школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде (участие в соревнованиях разного уровня).
|
Учебно-тематический план
(1 год обучения)
Содержание курса |
Количество часов |
1. Основы знаний |
4 |
2. Специальная физическая подготовка |
10 |
3. Технико-тактические приемы(основы техники: 3.1.Стойка игрока |
52
6 |
3.2. Прыжки |
6 |
3.3. Индивидуальная работа с одним мячом |
12 |
3.4. Передачи |
16 |
3.5. Подачи |
12 |
4. ОФП |
в процессе тренировки |
Итого: |
66 часов |
Учебно-тематический план
(2-4 год обучения)
Содержание курса |
Количество часов |
1. Основы знаний |
4 |
2. Специальная физическая подготовка |
9 |
3.Технико-тактические приемы(основы техники: 3.1.Подачи |
55 10 |
3.2. Передачи |
10 |
3.3. Нападающий |
8 |
3.4. Блокирование |
8 |
3.5.Комбинированные упражнения |
6 |
3.6.Учебно-тренировочные игры |
9 |
3.7.Судейство игр |
4 |
4. ОФП |
в процессе тренировки |
Итого: |
68 часов |
Содержание программы
1 год обучения
Материал программы разбит на 4 раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы, общая физическая подготовка(ОФП).
1. Основы знаний:
- о технике безопасности при занятии спортом;
- об основах здорового образа жизни;
- нужен ли режим дня;
- об основных нормах гигиены( уход за телом, спортивной одеждой и обувью).
2. Специальная физическая подготовка:
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене, на полу с места.
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5 м из исходного положения сидя. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления. Ускорения в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, передачи мяча.
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения для развития физических качеств, при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Передачи волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах.
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте.
Упражнения для развития прыгучести.
Подвижные игры: "День и ночь", "Вызов номера", "Рыбак и рыбки", "Воробьи и вороны", "Белые медведи", "Перестрелка", эстафеты
3. Технико-тактические приемы(основы техники) 52 часа:
3.1. Стойки игроков 6 часов
3.2. Прыжки 6 часов
3.3. Индивидуальная работа с одним мячом 12 часов: ведение, катание, отбивание, подбивание одного мяча другим.
3.4. Передачи 16 часов:
- упражнения в парах с одним мячом: броски мяча снизу двумя руками, сверху двумя руками от груди, левой или правой рукой, передача мяча через сетку.
3.5. Подачи 12часов:
- нижняя прямая подача.
4. ОФП:
На каждой тренировке осуществляется общая физическая подготовка обучающихся, направленная на развитие основных физических качеств и координационных способностей.
В дальнейшем обучении каждый год циклически повторяет предыдущий, в котором учащиеся должны выходить на качественно более высокий уровень владения мячом, с повышением физических и двигательных возможностей организма, чтобы игра приносили радость и удовольствие.
В 1классе обучающиеся знакомятся с упражнениями преимущественно в игровой форме.
В дальнейшем обучении каждый год циклически повторяет предыдущий, в котором учащиеся должны выходить на качественно более высокий уровень владения мячом, с повышением физических и двигательных возможностей организма, чтобы игра приносили радость и удовольствие.
2 год обучения
Материал программы разбит на 4 раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы, общая физическая подготовка(ОФП).
1. Основы знаний 4 часа:
- предупреждение травматизма;
- утренняя гимнастика;
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения.
2. Специальная физическая подготовка 9 часов:
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене, на полу с разбега.
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10м. из исходного положения лежа на спине. Перемещения приставными шагами. Бег с изменением направления. Ускорения, повороты в беге
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием.
Упражнения для развития физических качеств, при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Передачи волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх после перемещения. Упражнения у сетки в парах.
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения.
Упражнения для развития прыгучести.
Подвижные игры: «Космонавт», «Перестрелка с пленом», «Не прозевай номер».
3. Технико-тактические приемы 55 часов:
3.1. Подача мяча 10 часов:
- техника выполнения подачи; прием мяча;
- управление подачей.
3.2. Передачи 10 часов:
- передачи в парах, тройках на месте и в движении; передачи через сетку;
- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.
3.3. Нападающий бросок 8 часов:
- техника выполнения нападающего броска;
3.4. Блокирование:
- ознакомление с техникой постановки одиночного блока.
3.5. Комбинированные упражнения 6 часов:
- подача – прием; подача – прием – передача;
3.6. Учебно-тренировочные игры 9 часов:
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков;
3.7. Судейство 4 часа
4. ОФП:
На каждой тренировке осуществляется общая физическая подготовка обучающихся, направленная на развитие основных физических качеств и координационных способностей.
3 год обучения
1. Основы знаний 4 часа:
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей.
2. Специальная физическая подготовка 9 часов:
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу в прыжке.
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения лежа на животе. Перемещения приставными шагами. Челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «Четыре мяча», «"Футбол руками" с набивным мячом», «Попробуй унеси».
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.
Упражнения для развития физических качеств, при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Броски набивного мяча, волейбольного на дальность в стенку.
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим.
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения.
Упражнения для развития прыгучести.
Подвижные игры.
3. Технико-тактические приемы 55 часов:
3.1. Подача мяча 9 часов:
- техника выполнения боковой подачи; прием мяча;
- подача мяча по зонам.
3.2. Передачи 10 часов:
- передачи внутри команды; передачи через сетку;
- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.
3.3. Нападающий бросок 8 часов:
- техника выполнения нападающего броска.
3.4. Блокирование 8 часов:
- закрепление техники постановки одиночного блока, ознакомление с групповым блоком.
3.5. Комбинированные упражнения 6 часов:
- подача – прием; подача – прием – передача;
- передача – нападающий бросок;
3.6. Учебно-тренировочные игры 9 часов:
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков;
- отработка групповых действий игроков (страховка игрока).
3.7. Судейство 4 часа
4. ОФП:
Закрепляют двигательные умения до приобретения устойчивых навыков.
4 год обучения
Материал программы разбит на 4 раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы, общая физическая подготовка(ОФП).
1. Основы знаний4 часа:
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.
- правила соревнований.
2. Специальная физическая подготовка 9 часов:
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу после поворота.
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «Волейбол с воздушными шарами», «Перестрелка», эстафеты.
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски мяча через сетку на точность зоны.
Упражнения для развития физических качеств, при приеме и передачи мяча. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения для развития физических качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.
Упражнения для развития прыгучести.
Подвижные игры.
3. Технико-тактические приемы 55 часов
1. Подача мяча 10 часов:
- техника выполнения подачи; прием мяча;
- подача мяча по зонам, управление подачей.
2. Передачи 10 часов:
- передачи внутри команды; передачи через сетку;
- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.
3. Нападающий бросок 8 часов:
- техника выполнения нападающего броска;
- нападающие броски с разных зон.
4. Блокирование 8 часов:
- совершенствование техники одиночного и группового блока.
5. Комбинированные упражнения 6 часов:
- подача – прием; подача – прием – передача;
- передача – нападающий бросок;
- нападающий бросок – блок.
6. Учебно-тренировочные игры 9 часов:
- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).
3.7. Судейство 4 часа
4. ОФП:
На каждой тренировке осуществляется общая физическая подготовка обучающихся, направленная на развитие основных физических качеств и координационных способностей.
В 4 классе совершенствуют двигательные умения до приобретения устойчивых навыков.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Пионербол", 1-4 класс
2019-2020 учебный год, 68 часов. (Приложение)
Демонстрировать:
Физические способности |
Физические упражнения |
Мальчики |
Девочки |
Скоростные |
Бег 30 м. с высокого старта (сек.) |
6,5 |
7,0 |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места (см.) |
130 |
125 |
Выносливость |
Бег 1000м.
|
без учета времени |
без учета времени |
Координация |
Челночный бег 3по10 м. (сек.) |
11,0 |
11,5 |
Список рекомендуемой литературы
1. Дорошенко А.С. Планирование уроков по физической культуре для учащихся 2 класса. Учебное пособие, - Хабаровск: ХГИФК. 1997.
2. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе. Пособие для учителя. - М: Просвещение. 1989.
3. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М: ФиС. 1988.
4. Ковалев В.Д. Спортивные игры. - М: Просвещение. 1988.
5. Козырева Л.В. Волейбол. –М: ФиС. 2003.
6. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. Пособие для учителя. – М: Просвещение. 2001.
7. Лях В.И. Физическая культура. 1 – 4 классы. Издательство Просвещение 2001 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.