Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
село Покосное
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Вдумчивое чтение»
(в соответствии с ФГОС)
для 4 класса
на 2018-2019 учебный год
адаптированная
учителем начальных классов
1 категории
Ковалевой Мариной Ивановной
с.Покосное
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу «Вдумчивое чтение» для 4 класса разработана на основе:
Программы «Вдумчивое чтение» Посашковой Е.В.
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
Концепция модернизации Российского образования;
Концепция содержания непрерывного образования;
Положение о рабочей программе;
Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Данный вариант рабочей программы разработан для факультативного курса «Вдумчивое чтение» в 4 классе.
Для реализации программы «Вдумчивое чтение» разработаны учебные пособия «Читательский портфель».
Методический аппарат «Читательского портфеля» формирует читательские умения обучающихся, необходимые для квалифицированной читательской деятельности. Это становится возможным при выполнении заданий и упражнений, представленных в учебных пособиях. Основными являются задания репродуктивного характера, которые проверяют знание текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя на детали текста, которые он мог пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению.
Важнейшее место в учебных пособиях занимают аналитические и проблемные задания, которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В учебных пособиях представлена система творческих заданий: придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т.д. Представлены упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).
Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия обучающимися художественного текста в учебных пособиях используются упражнения, организующие работу воссоздающего воображения; задания, направленные на формирование «чувства поэтического слова, умения характеризовать персонажа книги; задания, направленные на создание первичных представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направленные на расширение читательского кругозора.
Особое значение приобретает задание под названием «читательский рейтинг», направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений (так называемая читательская рефлексия): после прочтения художественного текста ученик закрашивает одну или несколько из пяти звездочек, как бы выставляя отметку прочитанной книге. Чем больше звездочек закрашено, тем больше книга понравилась читателю; если ребенок не закрасил звездочки, значит, он не прочитал предложенные ему тексты. Так формируется ценностное отношение к своим читательским впечатлениям и своеобразная читательская «ответственность» за свое собственное мнение. В этом проявляется опосредованный диалог с автором произведения, детское согласие или неприятие духовно-эстетических ценностей писателя.
В каждом пособии представлены читательские анкеты, позволяющие педагогу провести стартовую и итоговую диагностику литературного развития учащихся, определить его читательские приоритеты и жанровые предпочтения, выявить уровень читательской самостоятельности школьников.
Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: тесты, викторины, кроссворды, литературные игры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
· возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования.
Задачи:
· совершенствование навыка чтения обучающихся;
· формирование читательской компетенции младших школьников;
· формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
· знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
· формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
· формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
· формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
· выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
· формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами;
· развитие нравственных чувств, воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
«ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТФЕЛЬ»
В помощь обучающимся разработан и апробирован особый жанр учебного пособия – «Читательский портфель».
Задачи учебного пособия:
§ «Читательский портфель» обеспечивает каждого обучающегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтения;
§ «Читательский портфель» позволяет индивидуализировать творческие и игровые задания (тесты, викторины, кроссворды);
§ «Читательский портфель» помогает учителю организовать контроль за самостоятельной читательской деятельности всех обучающихся;
§ с помощью «Читательского портфеля» учитель может организовать эффективную работу обучающихся на занятии (смена видов деятельности и форм работы);
§ «Читательский портфель» позволяет организовать самостоятельную читательскую деятельность школьников дома;
§ с помощью «Читательского портфеля» можно эффективно формировать читательские умения обучающихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);
§ с помощью «Читательского портфеля» школьник может оформить читательское портфолио;
§ «Читательский портфель» помогает школьникам выполнить и оформить творческие работы и литературные проекты;
§ «Читательский портфель» помогает сформировать адекватную читательскую самооценку учащегося.
Создание Портфолио – требование современного учебного процесса, с его помощью педагог может индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, помочь личностному и читательскому самоопределению школьников, формировать у них мотивацию на достижение определенных результатов читательской деятельности. Портфолио на начальной ступени образования направлено на развитие первичных навыков самооценки обучающихся, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с ребенком и учителями, способствующее достижению положительных образовательных результатов.
Читательское портфолио обучающихся – это перечень документов (грамоты, дипломы, свидетельства и т.д.) и результатов различных видов деятельности читательской деятельности обучающегося. В «Читательском портфеле» элементы Читательского портфолио размещены в разделах «МОИ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ», «МОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ», «МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ЗВЕЗДОПАД», «МОИ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ». К ним ученикам придется обращаться на протяжении всего учебного года, они помогают увидеть результаты и перспективы читательского развития каждого ученика.
Все это позволяет отследить индивидуальные читательские достижения и личностный рост младшего школьника. Портфолио содержит мнения и отзывы учителей, родителей, одноклассников о читательской деятельности школьника, что дополняет общую оценку уровня обученности и развития учащегося.
Как лучше организовать работу с Читательским портфелем на занятии?
Прежде всего нужно не забывать о главной форме работы с учебным пособием – о самостоятельной работе обучающихся, которая может быть как индивидуальной, так и групповой (в парах). Обучающиеся должны самостоятельно вести необходимые записи в Читательском портфеле, при необходимости они могут обратиться за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям).
Самостоятельная работа детей в Читательском портфеле стимулирует мыслительную и творческую деятельность читателей, развивает интерес к перечитыванию и анализу текстов, формирует веру в собственные силы при решении учебных задач. Не лишайте детей радости самостоятельных открытий, даже если они не всегда будут однозначно правильными.
Однако настаивать на обязательном письменном выполнении всех заданий не стоит: жесткие авторитарные требования могут погасить интерес ребенка к самостоятельной читательской и творческой деятельности, которая сугубо интимна и не всегда поддается рационально-логической мотивации, особенно когда речь идет о гуманитарно-художественной области.
Необходимо подчеркнуть, что ребенок занимается в собственном учебном пособии, поэтому оно может быть использовано по его усмотрению: обучающийся может раскрасить рисунки в нем, он может писать в нем с ошибками, исправлениями, помарками. Учитель же должен исправить орфографические ошибки, встречающиеся в письменных ответах детей, но наличие ошибок ни в коей мере не должно влиять на его оценку детских работ, потому что оцениваться должна литературно-аналитическая, читательская, а не лингвистическая деятельность обучающихся.
Особенно это касается творческих работ, оценивать которые желательно не в балльной, а в словесной форме: «Молодец!», «Ты замечательно справился с заданием», «Хорошо», «Сегодня ты не очень постарался», «Своей работой ты огорчил меня» и т.д. Также не следует требовать обязательного выполнения творческих работ, особенно на начальном этапе. Лучшая стимуляция детского творчества – коллективное обсуждение детских работ, их «публикации» в форме красочно оформленных журналов, выставочных стендов, газет. Именно это «общественное признание», а не боязнь получить двойку лучше всего мотивирует творческий процесс и компенсирует творческие муки ребенка.
Учитель должен систематически осуществлять контроль за заполнением соответствующих разделов Читательского портфеля обучающимися (не реже одного раза в месяц), совместно с школьником отслеживать и оценивать динамику его читательского развития, поддерживать его творческую активность и самостоятельность. Учитель также помогает школьникам готовить и фиксировать в Портфеле итоговые документы (грамоты, дипломы, отзывы и т.д.).
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Вдумчивое чтение» рассчитана на обучающихся 1 – 4 классов начальной общеобразовательной школы увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 30-40 мин.
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
9ч. |
7ч. |
10ч. |
9ч. |
35ч. |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ |
Тема занятия |
Кол-во час. |
1. |
Знакомство с «Читательским портфелем». Вводное занятие. |
1
|
2. |
«Моя малая Родина» |
6 |
3. |
«Все мы родом из детства...» |
9 |
4. |
«Мир удивительных путешествий и приключений» |
11 |
5. |
«Страна Фантазия» |
8 |
|
Итого: |
35 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1. ЗНАКОМСТВО С «ЧИТАТЕЛЬСКИМ ПОРТФЕЛЕМ»
Изучение содержания и структуры «Читательского портфеля». Беседа. Заполнение читательской анкеты. Повторение заповедей читателя и основными элементами книги.
РАЗДЕЛ 1. «ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА...»
Тема 2. «Подвиги моего детства»
Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь». Выставка книг. Рассказ учителя о творчестве писателя. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем. Комбинированное чтение главы «Старый колодезь». Проблемные ситуации. Самостоятельная работа учащихся над текстом с карандашом. Выразительное чтение наиболее драматических эпизодов главы. Анализ качеств характера главного героя повести. Просмотр фрагментов телефильма «Детство Темы» (СССР, киностудия им. М.Горького, 1991 г., режиссер Елена Стрижевская).
Тема 3. «Мечты моего детства»
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка. Перевод Н.Галь». Рассказ учителя о судьбе писателя и об истории создания сказки. Просмотр интерактивной презентации-представления об авторе сказки «Маленький принц» – Антуане де Сент-Экзюпери. (http://www.lit-studia.ru/method/present.html). Литературный диктант для знатоков сказки.
Работа над главными персонажами сказки. Литературная игра. Краткий пересказ истории встречи принца и Лиса. Обсуждение проблемного вопроса: Какие открытия совершил Маленький принц на планете Земля? Выразительное чтение диалога между Лисом и принцем.
Творческое задание: графические иллюстрации к произведению. Проблемный диалог по нравственным и философским вопросам сказки. Пробы выразительного чтения. Вдумчивое вычитывание текста книги. Обобщающее проблемное задание: Что объединяет Летчика и Маленького принца и чем они отличаются от «взрослых» людей?
Тема 4. «Приключения моего детства»
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод К. Чуковского. Индивидуальные информационные проекты о всемирно известном американском писателе. Выставка его книг. Обмен читательскими впечатлениями.
Литературная викторина «Узнайте героев по портретным характеристикам». Литературная игра «Внимательный читатель». Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов из художественного фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» («Одесская киностудия», режиссер Станислав Говорухин, 1981 г.). Выразительное чтение по ролям диалога между Томом и Геком. Литературный диктант для знатоков повести. Творческое иллюстрирование.
Литературный конкурс «Угадай-ка!». Командная игра: «Адвокаты» и «Прокуроры» Тома Сойера. Конкурс на тему «Кем собирался стать Том, когда вырастет?»
Тема 5. «Сказки моего детства»
Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод И. Токмаковой. Урок-путешествие на остров Нетинебудет. Выставка разных изданий сказки Д. Барри. Просмотр фрагментов американского фильма «Капитан Крюк» (США, режиссер С. Спилберг, 1991 г.). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями.
Литературная игра «Угадай героя из сказки Джеймса Барри». Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Барри?». Рассказ учителя об истории создания книги, о знакомстве Барри с семьей С. Дэвис. Просмотр эпизодов биографического фильма «Волшебная страна» о создателе Питера Пэна Джеймсе Барри (режиссёр М. Форстер, 2004 г., Miramax, США). Сопоставительный анализ главных героев сказки. Читательский рейтинг.
РАЗДЕЛ 2. «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Тема 6. «Мой Урал»
Л. Татьяничева. «Урал». Стихотворение. Выставка книг, посвященных Уралу. Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов.
Тема 7. «Мифы, легенды, предания об Урале»
О. Коряков. «Чудесная кладовая». Рассказы. Выставка книг о камнях Урала, рассказ учителя об истории Урала и его подземных драгоценностях. Антиципация, выразительное чтение рассказов. Поход в геологический музей Екатеринбурга.
Тема 8. «Суровая природа Урала»
Д. Мамин-Сибиряк. Рассказы о природе Урала («Емеля-охотник», «Зимовье на Студё-ной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка»). Посещение дома-музея Д.Н. Мамина-Сибиряка в г. Екатеринбурге. Урок-путешествие по малой Родине, по Уралу. Выставка детских рассказов и сказок Мамина-Сибиряка. Чтение и обсуждение статьи о нем из «Читательского портфеля».
Литературная игра «В каком рассказе живут герои Мамина-Сибиряка?». Литературная викторина по рассказам писателя. Групповая работа по созданию обобщенной характеристики главных героев рассказов Мамина-Сибиряка.
Тема 9. «Уральские мастера»
П. Бажов. Сказы о Хозяйке Медной горы («Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка»).
Посещение дома-музея П.П. Бажова в г. Екатеринбурге. Продолжение урока-путешествия по Уралу. Выставка разных изданий «Малахитовой шкатулки» Бажова. Чтение и обсуждение статьи о нем из «Читательского дневника».
Литературная игра «Хорошо ли ты знаешь сказы Бажова?». Работа над особенностями жанра сказа. Характеристика Хозяйки Медной горы, выставка детских рисунков. Игровое задание: «Где происходит действие в сказах?». Групповая работа по созданию обобщенной характеристики главных героев сказов Бажова.
РАЗДЕЛ 3. «МИР УДИВИТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРИКЛЮЧЕНИЙ»
Тема 10. «Сказочное путешествие по Швеции»
С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской. Урок-путешествие по Швеции. Выставка книг Лагерлеф.
Литературный отзыв о сказке. Защита творческих проектов: литературный отзыв о сказке по плану. Чтение и обсуждение статьи о С.Лагерлеф из «Читательского портфеля». Дополнительный рассказ учителя об истории создания повести. Просмотр фрагментов советского мультфильма «Заколдованный мальчик» («Союзмультфильм», Режиссер Владимир Полковников, 1955 г.).
Литературная игра «Восстанови правильную нумерацию глав повести». Кроссворд для знатоков сказки Лагерлеф. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода. Работа над образом главного героя. Индивидуальное творческое задание.
Тема 11. «Удивительный мир растений и насекомых»
Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». Научно-художественная повесть. Урок-путешествие в страну биологических знаний. Выставка книг. Чтение и обсуждение статьи о Я. Ларри из «Читательского портфеля». Дополнительный рассказ подготовленного ученика о начале приключений героев сказочной повести. Просмотр начальных эпизодов фильма-сказки «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (СССР, «Ленфильм», 1987 г., режиссер – Валерий Родченко, в главной роли – Василий Ливанов), либо мультфильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Россия, 2005 г., режиссер – Александр Люткевич).
Конкурс на лучшего знатока жизни насекомых. Комбинированное чтение вслух главы 9. Краткий пересказ. Работа над образами главных героев сказки. Защита творческих работ.
Тема 12. «Приключение длиною в жизнь»
Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Роман. Перевод К.Чуковского. Просмотр фрагментов художественного фильма «Робинзон Крузо» (США, 1996 г., режиссер Джордж Миллер, в главной роли – Пирс Броснан).
Выставка разных изданий книг Д. Дефо. Обсуждение названия книги. Рассказ учителя об истории создания книги. Самостоятельное чтение статьи о писателе из Читательского портфеля». Обмен читательскими впечатлениями. Обсуждение содержания начальных глав романа. Ведение записей в «Дневнике жизни Робинзона Крузо на острове».
Пересказ наиболее важных событий в жизни героя. Литературная викторина. Творческое задание «Нарисуй план острова». Литературная игра «Чему научился Робинзон во время жизни на острове?». Работа над образом главного героя романа. Составление его развернутой характеристики.
Просмотр интерактивной презентации-викторины по роману Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (http://www.lit-studia.ru/method/present.html).
Тема 13. «Отважные капитаны»
Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. Перевод А.Бекетовой. Урок-приключение по материкам и океанам. Прослушивание увертюры И.О. Дунаевского к первой советской экранизации романа «Дети капитана Гранта» (1936 г.). Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов художественного фильма «В поисках капитана Гранта» (СССР, Болгария, 1985 г., режиссер Станислав Говорухин).
Выставка книг Ж.Верна, обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из учебного пособия. Индивидуальные (групповые) проекты о личности и творчестве всемирно известного французского писателя. Рассказ учителя об истории создания книги.
Литературная игра «Знаешь ли ты персонажей романа Жюля Верна?». Литературная викторина. Составление «Путевого дневника» шхуны «Дункан». Творческое задание «Обозначь на карте мира маршрут путешественников по 37 параллели». Краткий пересказ наиболее важных и интересных событий романа.
Творческая работа «Мой любимый герой романа Ж. Верна» по заданному началу: «Если бы…». Награждение лучших авторов. Просмотр интерактивной презентации-викторины по роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта» (http://www.lit-studia.ru/method/present.html).
РАЗДЕЛ 4. «СТРАНА ФАНТАЗИЯ»
Тема 14. «Музыканты и вовсе немузыканты». Самая романтическая сказка
Э. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. Перевод И. Татариновой. Просмотр фрагментов мультипликационного фильма «Щелкунчик» (Россия-Германия, 2004 г., режиссер Татьяна Ильина). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Чтение статьи о писателе из учебного пособия.
Литературный диктант для знатоков сказки Гофмана. Выборочное чтение и пересказ ключевых глав сказки. Рассказ учителя о своеобразии личности писателя и о его делении людей на «музыкантов» и «вовсе немузыкантов».
Обсуждение проблемного вопроса: «Кто в сказке является «музыкантами»? Литературная викторина: «Кто из персонажей принадлежит волшебному, а кто – реальному миру?». Обсуждение проблемных вопросов, связанных образом главной героини.
По возможности просмотр балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в театре. Обсуждение театральных впечатлений. Сопоставление книги и балета.
Тема 15. «Все страньше и страньше». Самая необычная сказка
Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес». Сказка. Перевод Б. Заходера. Просмотр фрагментов российского мультипликационного фильма «Алиса в Стране Чудес» (СССР, 1981 г., режиссер Ефрем Пружанский). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями.
Чтение статьи о писателе из тетради. Выставка разных изданий сказок Кэрролла. Литературная викторина «Превращения Алисы в Стране Чудес». Выборочное чтение и пересказ начальных глав сказки. Литературная игра «Знаешь ли ты жителей Страны Чудес?». Просмотр интерактивной презентации «Знаешь ли жителей Страны Чудес?» по сказке Л. Кэрролла (http://www.lit-studia.ru/method/present.html).
Игровой диктант «С какими чудесами встретилась Алиса?». Индивидуальное выполнение творческого задания. Анализ «Главы никакой», написанной Заходером-переводчиком. Работа над характеристикой главной героини Алисы.
Тема 16. «Неведомое Средиземье». Самая героическая сказка
Д. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка. Перевод Н. Рахмановой. Урок-приключение по неведомому Средиземью. Выставка книг Д. Толкина. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе-ученом из учебного пособия. Индивидуальные (групповые) проекты об истории создания, опубликования и экранизации книги всемирно известного английского писателя.
Литературная викторина «Знаешь ли ты героев Толкина?». Литературная игра «Кто из персонажей носит эти имена?». Творческое задание: «Обозначь на карте Средиземья маршрут путешественников». Графическое иллюстрирование. Восстановление последовательности событий в сказке. Краткий пересказ наиболее увлекательных событий. Просмотр фрагментов фильма «Хоббит» (США, Новая Зеландия, 2012 г., режиссёр Питер Джексон).
Работа над образом главного героя сказки – Бильбо Бэггинса Обсуждение проблемного вопроса, направленного на осмысление нравственных уроков сказки.
Тема 17. «Сказка о дружбе и верности»
В. Крапивин. «Дети синего фламинго». Сказочная повесть. Урок-путешествие в мир «летящих сказок» В. Крапивина. Выставка книг писателя. Составление аннотаций. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из тетради. Индивидуальные (групповые) проекты о личности и творчестве известного уральского писателя.
Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Владислава Крапивина?». Групповая работа: характеристика сказочного острова Двид. Творческое задание: «Нарисуй карту острова Двид». Анализ образа жизни детей на острове Двид. Характеристика главного героя сказки. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с осмыслением главных идей книги.
Просмотр фрагментов художественного фильма «Легенда острова Двид» (Россия, 2010 г., режиссёр Анарио Мамедов).
Тема 18. Заключительное занятие
Заполнение читательской анкеты «Каким читателем я стал?»: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года.
Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов.
Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами.
Выставки литературно-творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников, выполненных в рамках годового изучения программы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
· Углубление интереса школьников к чтению
· Перспективы читательского роста детей.
· Овладения способами исследовательской деятельности.
· Формирование творческого мышления.
· Способствование улучшения качества различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
§ обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах (познавательная деятельность);
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1) Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
2) Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
3) Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
4) Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3) Использование знаково-символических средств представления информации.
4) Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
6) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Приобретение первичных навыков работы с информацией:
1) Овладение осознанным чтением текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2) Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.
3) Освоение умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
4) Освоение умения составлять список используемой литературы и других информационных источников (при выполнении исследовательских проектов).
5) Совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
6) Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с задачами коммуникации.
7) Приобретение умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.
8) Совершенствование умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
9) Совершенствование умения составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.
Предметные результаты:
1) Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.
2) Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).
3) Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).
4) Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
5) Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).
6) Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
7) Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.
8) Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний в области литературы, повышение читательской компетентности учащихся, расширение читательского кругозора – достигается с помощью бесед, дидактических игр, викторин, совместного со взрослым чтения и слушания книг, участия в литературных олимпиадах, исследовательских проектах, читательских конференциях, культпоходах в театры, литературные музеи. На этом уровне особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, библиотекарем, которые становятся авторитетными руководителями чтения и ведут ребенка за собой.
9) Второй уровень результатов – получение опыта эстетического переживания, формирование внутренней мотивации чтения, повышение читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности – достигается с помощью непосредственного общения детей друг с другом. Ценностное отношение школьников к чтению, к книге, к искусству слова во многом формируется в общении со сверстником, здесь ребёнок вербализует, проверяет и отстаивает свои духовные ценности. Для достижения этого уровня важны такие методы и приемы, как проблемные дискуссии, диспуты, в которых ученик осваивает умение отстоять свое читательское мнение, дать адекватную самооценку своей читательской деятельности. Школьники могут принять участие в организации литературных концертов, инсценировок, праздников на уровне класса и школы.
10) Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, рост читательской активности, увеличение читательской самостоятельности, развитие литературно-творческих способностей – достигается благодаря взаимодействию школьников в открытой общественной среде в ходе таких социальных акций, как: сбор книг, литературные праздники и благотворительные концерты для воспитанников ДОУ, детей из домов-интернатов, участие в городских, областных и всероссийских литературно-творческих акциях и мероприятиях и др.
материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.
2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2007.
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2011.
4. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
5. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. – М., 2007.
6. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
7. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006.
8. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.
9. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.
10. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
11. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
12. Планируемые результаты начального общего образования. – М., 2011.
13. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. – М., 2011.
14. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.
15. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
16. Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
17. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
18. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
19. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005,
20. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразова-тельных учреждений. – М., 2011.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ |
Тема занятий |
Кол-во час. |
Дата проведения (плановая) |
Дата проведения (фактическая) |
||
1. |
Вводное занятие. (Знакомство с «Читательским портфелем») |
1 |
|
|
||
Раздел 1. «Все мы родом из детства...» |
||||||
2. |
«Подвиги моего детства» (Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь». Телефильм «Детство Темы» (СССР, киностудия им. М.Горь-кого, 1991 г., режиссер Е. Стри-жевская). |
2 |
|
|
||
3. |
«Мечты моего детства» (А. де Сент-Экзюпери. «Ма-ленький принц». Сказка. Пере-вод Н.Галь. Интерактивная презентация об авторе сказки «Маленький принц» – Антуане де Сент-Экзюпери. (http://www.lit-studia .ru/method /present.html). |
2 |
|
|
||
4. |
«Приключения моего детства» (М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод К. Чуковского. Художественный фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (СССР, «Одесская киностудия», режиссер С. Говорухин, 1981г.). |
3 |
|
|
||
5. |
«Сказки моего детства» (Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод И. Токмаковой. Художественный фильм «Капи-тан Крюк» (США, режиссер С. Спилберг, 1991 г.). Фильм «Волшебная страна» о создателе Питера Пэна Джеймсе Барри (режиссёр М. Форстер, 2004 г., Miramax, США). |
2 |
|
|
||
Раздел 2. «Моя малая Родина» |
||||||
6. |
«Мой Урал» (Л. Татьяничева. Урал. Стихотво-рение) |
1 |
|
|
||
7. |
«Мифы, легенды, предания об Урале» (О. Коряков. «Чудесная кладовая». Рассказы) |
1 |
|
|
||
8. |
«Суровая природа Урала» (Д. Мамин-Сибиряк. Рассказы о природе Урала («Емеля-охотник», «Зимовье на Студё-ной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка»). |
2 |
|
|
||
9. |
«Уральские мастера» (П. Бажов. Сказы о Хозяйке Медной горы («Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатул-ка», «Каменный цветок», «Гор-ный мастер», «Хрупкая ве-точка»). |
2 |
|
|
||
Раздел 3. «Мир удивительных путешествий и приключений» |
||||||
10. |
«Сказочное путешествие по Швеции» (С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской. Мультфильм «Заколдованный мальчик», («Союзмультфильм», Режиссер: Владимир Полковников, 1955 г.). Защита творческих проектов |
2 |
|
|
||
11. |
«Удивительный мир растений и насекомых» (Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». Научно-художественная повесть. Фильм-сказка «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (СССР, «Ленфильм», 1987 г., режиссер – В. Родченко, в глав-ной роли – В. Ливанов), либо мультфильм «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (2005 г., режиссер – А. Лютке-вич). |
3 |
|
|
||
12. |
«Приключение длиною в жизнь» (Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Роман. Перевод К.Чуковского. Художественный фильм «Ро-бинзон Крузо» (США, 1996 г., режиссер Дж. Миллер). Интерактивная презентация-викторина по роману Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (http://www.lit-studia.ru/ method/present.html). |
3 |
|
|
||
13. |
«Отважные капитаны» (Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. Перевод А.Бекетовой. Художественный фильм «В поисках капитана Гранта» (СССР, Болгария, 1985 г., режиссер С.Говорухин). Интерактивная презентация-викторина по роману Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». (http://www.lit-studia.ru/method /present.html). |
3 |
|
|
||
Раздел 4. «Страна Фантазия» |
||||||
14. |
«Музыканты и вовсе немузыканты…». Самая романтическая сказка (Э. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. Перевод И. Татариновой. Мультфильм «Щелкунчик» (Россия-Германия, 2004 г., режиссер Т. Ильина). Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик») |
1 |
|
|
||
15. |
«Все страньше и страньше…» Самая необычная сказка (Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес». Сказка. Перевод Б. Заходера. Мультфильм «Алиса в Стране Чудес» (СССР, 1981 г., режиссер Е. Пружанский). Интерактивная презентация-игра «Знаешь ли жителей Страны Чудес?» (http://www.lit-studia.ru /method/present.html). |
2 |
|
|
||
16. |
«Неведомое Средиземье…» Самая героическая сказка (Д. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка. Перевод Н. Рахмановой. Художественный фильм «Хоббит» (США, Новая Зеландия, 2012 г., режиссёр П. Джексон). |
2 |
|
|
||
17. |
«Сказка о дружбе и верности» (В.Крапивин. «Дети синего фламинго». Сказочная повесть. Художественный фильм «Ле-генда острова Двид» (Россия, 2010 г., режиссёр А. Мамедов). |
2 |
|
|
||
18. |
Заключительное занятие (Заполнение анкеты «Каким чита-телем я стал?» Итоговая читательская конфе-ренция. Литературный праздник «Наши любимые книги». Выставки литературно-твор-ческих работ, исследова-тельских и творческих проектов учеников. |
1 |
|
|
||
|
Итого: |
35 ч. |
|
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.